На пути к сверхобществу зиновьев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

СВЕРХОБЩЕСТВО - одно из основных понятий социологической теории, разработанной Зиновьевым (см. его книги: На пути к сверхобществу. М., 2000; Фактор понимания. М., 2006). Развитие человечества он рассматривает как эволюционный процесс, который проходит три стадии: предобщество, общество и сверхобщество. Каждая последующая стадия отличается более высокой степенью сложности. Критерием последней выступают такие характеристики, как пространственно-временная устойчивость, многообразие внутренних и внешних связей, а также выполняемых функций социальных организаций конкретного типа. Сверхобщество, возникающее как диалектическое отрицание общества, состоит из двух частей; базисной, образуемой свойствами общества, вошедшими в сверхобщество в снятом виде, и надстроечной, образуемой свойствами, которые возникли в ходе эволюции и делают Сверхобщество качественно новой социальной организацией по сравнению с обществом. Не все общества с необходимостью перерастают в сверхобщество. Вместе с тем некоторые из них, эволюционируя, достигают такой степени сложности, когда логика и методология научного познания требуют рассматривать их как социальную организацию, качественно отличную от общества. В процессе исторического развития человечества имеют место два типа социальной организации, представляющих собой реальное движение человечества к сверхобществу. Это коммунистическая система, построенная в Советском Союзе, и западнизм - социальная система, выросшая после Второй мировой войны в странах Запада из капитализма и представляющая собой современный этап его развития. Главную отличительную черту коммунистического сверхобщества. Зиновьев видит в возникновении в нем сверхгосударства, которое, охватывая своим контролем практически все стороны жизни социума, играет ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности коммунистического сверхобщества как органического целого. Зиновьев полагает, что коммунистическая альтернатива социальной эволюции не реализовалась не в силу внутренней несостоятельности коммунистического сверхобщества, а в силу того, что эта система была искусственно разрушена в самом начале его исторического бытия. Одной из важнейших черт западнистского сверхобщества он считает образование механизма сверхвласти в сфере экономики. Это совершенно новый общественный институт, который уже не есть ни государство, ни экономика, а качественно новое явление, вбирающее в себя и то, и другое. Его основу составляет денежный тоталитаризм, когда деньги являются не только инструментом обслуживания экономики, но и устоем государственно-политической системы. Тем самым в лоне западнистского сверхобщества формируется особая машина управления, не имеющая ничего общего с демократией. Напротив, полагает Зиновьев, она обещает со временем трансформироваться в самую тоталитарную власть в истории человечества. Этому способствует возникновение в рамках западнистского сверхобщества множества новых наднациональных структур, концентрирующих все более широкие и сильные полномочия. Это значит, что с исчезновением реального коммунизма в мире идет становление не просто западнистского сверхобщества, а глобального сверхобщества западнистского типа. Глобализация оборачивается экспансией западнизма во всемирном масштабе.

Аннотация

В публикуемой работе представлено систематизированное изложение методологических и логических основ социологической теории автора: формулируются категории и принципы разработанной им методологии, обеспечивающей научную достоверность и логическую строгость социологических исследований, вводятся базовые понятия его социологии, выявляются законы функционирования и развития социальных объектов и социальных систем. На этой основе строятся теории двух реально возникших в современной истории направлений, типов эволюции человечества — теория коммунизма и теория западнизма. Автор обосновывает концепцию, согласно которой на стадии сверхобщества, в которую вступает мир, развитие истории переходит из фазы естественно-исторической в фазу планово-управляемую.

Содержание

Публикации по теме

Новые произведения

Популярные произведения

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.

1490405939

На их основе китайцы будут строить социально-идеологическую программу по построению общества будущего. Ведь принятые сегодня мировые модели управления уже перестали действовать. Использовать их завтра – значит, вместо лекарства принимать яд.

И мы, конечно, радуемся за китайцев, но с довольно большой долей черной зависти и недоумения. В далеком Китае нашему Зиновьеву построили целый институт, а на родине Зиновьевский клуб, возглавляемый вдовой ученого Ольгой Зиновьевой, не имеет вообще никаких помещений.

Китайцы схватились за работы Зиновьева, как за спасательный круг, благодаря которому они надеются пережить бурю ближайших кризисов и, пережив конкурентов, войти в завтрашний день победителями.

У нас что, нет такой задачи? Россия разве не видит стремительно надвигающихся вызовов будущего? Вызовы видит, но своего места в этом будущем она явно не наблюдает. Просто, надеется занять первое попавшееся, оглядеться на нем и действовать по обстоятельствам. То есть, на авось. Иначе, как можно плевать на свое не то что наследие, а буквально на инструкцию по выживанию, которую нам оставил Александр Зиновьев.

1490405939

Китайцы считают Александра ЗИНОВЬЕВА одним из величайших мыслителей и верят, что изучение его наследия поможет их стране стать в будущем единственной сверхдержавой

Единственный, кто заслужил

Более того, оказалось, что мемориальная доска Александра Зиновьева уже третий год пылится в подсобке МГУ. Ректор Виктор Садовничий не находит средств заплатить бригаде рабочих, чтобы те привинтили памятную доску великому русскому философу к фасаду жилого корпуса МГУ!

Ну, правильно, мы же не китайцы, чтобы о будущем думать и вперед смотреть. Пускай в Пекине труды Зиновьева изучают, а мы у них лучше сразу результаты купим, на флешке. Только вот, не получится так.

ЦИТАТА
Александр Зиновьев:

Александр Зиновьев - На пути к сверхобществу

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "На пути к сверхобществу"

Описание и краткое содержание "На пути к сверхобществу" читать бесплатно онлайн.

В книге выдающегося русского ученого, мыслителя А.А. Зиновьева (1922–2006) дано систематизированное изложение методологических и логических основ его социологической теории. В работе формулируются категории и принципы разработанной им методологии, обеспечивающей научную достоверность и логическую строгость социологических исследований, вводятся базовые понятия его социологии, выявляются законы функционирования и развития социальных объектов и социальных систем. На этой основе строятся теории двух реально возникших в современной истории направлений, типов эволюции человечества – теория коммунизма и теория западнизма. Автор обосновывает концепцию, согласно которой на стадии сверхобщества, в которую вступает мир, развитие истории переходит из фазы естественно-исторической в фазу планово-управляемую.

Александр Александрович Зиновьев

На пути к сверхобществу

Мой интерес к социальным проблемам не ослаб. Но я стал их рассматривать как профессиональный логик, интересующийся социальными проблемами просто из личного любопытства, а не как профессиональный социолог, каковым я не был. Разумеется, мне пришлось знакомиться с сочинениями философов, социологов, историков и экономистов, имеющими отношение к интересовавшим меня социальным проблемам. Не буду перечислять их имена с целью демонстрации эрудиции, – я на это не претендую ни в какой мере. Читатель может найти имена этих авторов и справку о их вкладе в познание социальных явлений в бесчисленных справочниках и обзорных монографиях. Скажу здесь лишь то, что их сочинения, будучи любопытны в отдельных деталях, в целом ни в какой мере не отвечали моим потребностям. Даже в тех случаях, когда они казались мне приемлемыми в формулировках общих идей, они разочаровывали меня, когда авторы переходили к конкретным разъяснениям и применениям своих идей. А главное – все эти учения, на мой взгляд, совершенно не годились для научного понимания важнейших социальных феноменов современности – реального коммунизма, реального западнизма и величайшего перелома в социальной эволюции человечества, который произошел во второй половине нашего века.

Мюнхен, 1999 А. Зиновьев

Часть первая Методологический очерк

В этой книге с самого начала речь пойдет о социальных явлениях. Но в первой части мы будем рассматривать правила и средства их познания. Причем не любые, а только такие, о которых полезно знать исследователю-одиночке (скажем – теоретику), обладающему лишь своим природным мозгом, некоторым образованием, общедоступной печатной информацией и возможностью самому наблюдать какие-то явления человеческой жизни. Это не значит, что знание таких правил и средств не нужно прочим людям, интересующимся социальными проблемами. Это не значит также, что исследователям-одиночкам не нужны другие правила и средства познания. На этот счет никаких ограничений нет. Это значит лишь то, что без таких средств и без соблюдения таких правил никакой исследователь-одиночка достичь научного понимания интересующих его явлений не сможет. В этом очерке сообщается, разумеется, не вся методология теоретических исследований социальных явлений, а лишь минимум из нее, необходимый для более или менее адекватного понимания последующего изложения. Должен предупредить читателя, что излагаемые в этом очерке методологические мысли не являются общепринятыми, так что я не могу порекомендовать никакие другие сочинения по логике и методологии науки, кроме моих работ, упомянутых в предисловии.

Состояние социальных исследований

Социальные объекты (явления, предметы, феномены) суть объединения людей и люди как члены этих объединений. О социальных объектах думают, говорят, пишут и читают фактически все нормальные взрослые люди. Причем даже самая примитивная мысль человека о каком-то социальном объекте есть либо его собственное открытие, либо заимствована у других людей, сделавших это открытие. Так что всякий человек – в какой-то мере исследователь социальных объектов. Говоря о социальных исследованиях, я буду иметь в виду всю сферу думания о социальных объектах, а не только профессиональные исследования.

Оказавшись в числе исследователей социальных объектов в таком широком смысле слова, я был поражен следующим фактом. Коммунистический социальный строй просуществовал в Советском Союзе и других европейских странах несколько десятков лет, изучением его занималось огромное множество специалистов, а за все эти годы о нем не было напечатано ни строчки, заслуживающей звания науки. Это можно вроде бы объяснить тем, что советские правители и идеологи препятствовали поиску и правде о реальном социальном строе страны. Но многие советологи на Западе насочиняли тонны всякого вздора о реальном коммунизме, в котором найти зерно истины еще труднее, чем найти жемчужину в куче навоза. А сколько разоблачительных страниц насочиняли советские диссиденты, и ни одно слово в них не соответствует критериям научного понимания реальности. А уж они-то вроде бы должны были стремиться к истине!

И уж совсем не укладывается в рамки здравого смысла тот факт, что все известные мне теории и концепции западного общества оказались так же далекими от реальности социального строя западных стран, как сочинения советских авторов – от советской реальности. А ведь западные авторы вроде бы не испытывали ограничений свободы творчества, какие имели место в коммунистических странах для их коллег. В чем, спрашивается, тут дело?

Что-то знать о социальных объектах и научно понимать их – это далеко не одно и то же. Можно много знать, но при этом мало что понимать, тем более – понимать на научном уровне. Обывательские представления о социальных объектах имеют ничтожно мало общего с их научным пониманием. Тем не менее гигантское число дилетантов высказывается о них, сочиняет бесчисленные книги и статьи. В наше время положение в этом отношении приняло поистине гротескные формы и катастрофические размеры. Интеллектуальный аспект человечества оказался не в меньшей мере загаженным словесным мусором и помоями, чем природная среда продуктами и отходами современной промышленности. Чуть ли не каждый мало-мальски образованный человек считает себя специалистом в понимании явлений своего общества только на том основании, что он имеет какой-то опыт жизни в нем и кое-что знает о нем. Такие дилетанты воображают, будто нет ничего проще, чем понимание явлений, которые они видят своими глазами, среди которых они живут, в которых принимают участие и которые сами творят. А те из них, кто занимает высокое положение в обществе, известен и имеет возможность публичных выступлений, считают себя и признаются другими за высших экспертов в сфере социальных явлений. Люди верят президентам, министрам, королям, знаменитым актерам и даже спортсменам больше, чем профессионалам в исследовании социальных явлений, хотя эти высокопоставленные личности и знаменитости обычно несут несусветный вздор, а он больше соответствует обывательским представлениям, чем суждения профессионалов. Последним верят тогда, когда они занимают высокое положение, признаются и поощряются власть имущими и погружают свои профессиональные достижения в трясину обывательского сознания и идеологии. Таково первое серьезное препятствие на пути научного познания социальных явлений.

Для самосохранения человеческих объединений, для упорядочивания совместной жизни больших масс людей и для управления ими жизненно важно то, что и как люди думают о социальных явлениях. Суждения о последних неизмеримо сильнее затрагивают интересы различных категорий людей, чем суждения о других явлениях бытия. Потому эта сфера изначально находилась и находится теперь под неусыпным контролем идеологии, включая идеологию религиозную. Идеология характеризуется определенной целью относительно человеческих объединений и определенными средствами ее достижения. Ее цель – формирование сознания людей в соответствии с требованиями самосохранения объединения и манипулирование поведением людей путем воздействия на их сознание, а не познание реальности. Она использует данные познания и опирается на них, но лишь как средство. Она отбирает в них то, что отвечает ее цели, и подвергает такой обработке, какая требуется для более эффективного воздействия на умы и чувства людей в желаемом духе. В результате создаваемая идеологией картина социальных явлений оказывается искаженным отражением реальности или вообще вымыслом.

Читайте также: