Н г белоус математические развлечения в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Программное содержание:
Образовательная область ''Познание'':
Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно.
Продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги и двигаться в заданном направлении (вперед, налево, направо).
Развивать умение правильно использовать названия частей суток.
Способствовать развитию логического, пространственного мышления, внимания.

Интегрируемые области:
''Социализация'' - воспитывать у детей взаимовыручку и желание помочь другим.
''Коммуникация'' - совершенствовать диалогическую форму речи.

Цель: Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

  1. Создавать условия для закрепления счета в пределах 10.
  2. Упражнять в умении сравнивать предметы.
  3. Закрепить умение располагать палочки по высоте.
  4. Способствовать закреплению знаний о последовательности дней недели, времен года.
  5. Выкладывать изображения предметов из счетных палочек.
  1. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  2. Создавать условия для развития соревновательных качеств.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Под музыку дети входят в группу и проходят на свои места.

Что ж пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать:

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вы отвечали!

Ведущий: Начинаем нашу игру.

(За каждый правильный ответ команда получает смайлик.)

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какое сейчас время года?
  3. Сколько глазок у двух лошадок?
  4. Сколько лапок у двух цыпляток?
  1. Сколько орехов в пустом стакане?
  2. Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

Сколько овощей на столе?

  1. На одном берегу утята, на другом берегу цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

- У Лены юбка длинная, а у Тани…короткая.

- Дерево высокое, а куст…низкий.

- Камень твердый, а творог…мягкий.

- Птица летает, а машина…ездит.

- Великан большой, а гном…маленький.

- Река широкая, а ручей…узкий.

- Озеро большое, а пруд…маленький.

- Дуб – дерево толстое, а осина…тонкое.

Дорисовать геометрическим фигурам любые элементы, чтобы получился предмет. Предметы не повторять (капитаны выбирают для своей команды фигуру). Чья команда быстрее выполнит задание?

Разложить палочки по высоте: от самой короткой до самой длинной и наоборот.

Разложить геометрические формы так, чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету.

(Команды болеют за участников.)

(На одной стороне в обруче на полу лежат предметы квадратной и прямоугольной формы: маленькие кубики, большие кубы, листы бумаги, бруски, крышки, коробки и др.)

Команды в форме эстафеты бегут к обручу и приносят по одному предмету нужной формы.

10. Конкурс капитанов

(Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.)

(Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.)

Ведущий: Команды показали свои математические знания, ловкость, быстроту в выполнении заданий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ ДЕТКО-РОДИТЕЛЬСКОГО РАЗВЕЧЕНИЯ

Форма проведения: викторина.

Цель: приобщение родителей воспитанников к участию в жизнедеятель- ности детского сада, с целью конструктивного взаимодействия педагогов и ро- дителей с детьми; эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

2. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и уп- ражнений, направленных на развитие математических представлений у детей.

3. Воспитывать желание участвовать в образовательном процессе детей младшего дошкольного возраста.

«Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы узнать, как вы умеете считать, от- гадывать загадки, решать различные математические задачи. Посмотрим, какие вы ловкие, быстрые, внимательные, находчивые и, конечно же, дружные.

Мы поиграем в математические игры и посмотрим: чья команда быстрее и правильнее выполнит задания.

Капитан 1-ой команды:

Каждая команда выбрала капитана, придумала девиз, эмблему.

Команды получили домашнее задание (вспомнить пословицы, где есть цифры).

Заведующая Комардина Т.В.

Старший воспитатель: Чигина О.А.

За каждый правильный ответ и выигрыш будет выдаваться фишка. Вы- игрывает та команда, которая наберет наибольшее количество фишек.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке, В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

(выставляются шарик соответствующего цвета) Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать, Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелѐный цвет)

Всех быков он возмущает, Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

Им треть флага занята, Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Ответы на вопросы разминки сплачивают команды, т.к. они отвечают не индивидуально, а командой хором. Ребѐнок не уверенный в правильности своего ответа, чувствует поддержку.

Цель: развитие внимания и реакции детей. Закрепить знание цвета. Описание игры:

Для игры нужно взять несколько разноцветных платочков. Когда ведущий поднимает красный платочек – дети должны подпрыгнуть; зеленый – шагать на месте; желтый – хлопнуть в ладоши.

Цель: Закрепить умение чередовать два основных цвета. Построить дорожку по образцу.

Третий конкурс с блоками Дьенеша.

Цель: Закрепить знания геометрических фигур.

Каждой команде предлагается обруч (домик), в котором лежит образец геометрической фигуры и набор блока Дьенеша. Кто быстрее перенесет опре- деленные фигуры по одному, тот и выиграл.

Цель: Учить по схеме строить ракету.

1 – Меркурий, 2- Венера, 3 –Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон.

«Мы играем, мы играем Мячи в планеты превращаем. Мяч – Юпитер, мяч – Луна,

Под музыку дети перебрасывают мячи с родителем друг другу, с оконча- нием музыки занять место в команде.

1. Сколько хвостов у двух котов?

2. Сколько носов у трех китов?

3. Сколько ушей у двух мышей?

4. Сколько солнышек на небе?

5. Сколько глаз у совы?

6. Сколько огоньков у светофора?

7. Сколько колес у машины?

8. Сколько крыльев у воробья?

9. Сколько рогов у коровы?

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

(Выбираются 2 ребенка, встают друг напротив друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закру- чивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл.)

Для детей и родителей.

Цель: развитие внимания, сообразительности и быстроты реакции.

Цель: Развитие творческих способностей. Придумать движения под веселую музыку.


В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной математической деятельностью детей в уголке занимательной математики в ДОУ.

Ключевые слова: логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики, старший дошкольный возраст

Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы формирования основ логико-математической компетентности во всей системе образования.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, развивать способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Логико-математическая компетентность стимулирует настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Она помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную атмосферу. Однако в практике ДОУ формирование основ логико-математической компетентности во всем своем многообразии не нашло должного применения. Чаще всего данный процесс организуется бессистемно, стихийно, единично.

Отмечая важность предметно-развивающей среды, особое место отводится уголку занимательной математики как ведущему средству в формировании основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга ребенка, способствовать развитию его творчества.

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Результаты исследований Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. А. Михайловой показали, что специально разработанная система обучения позволяют сформировать у старших дошкольников основы логико-математической компетентности, соответствующие школьному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию логико-математической компетентности, так как в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Проблемой формирования основ логико-математической компетентности у детей также занимались следующие педагоги A. M. Леушина, A. A. Столяр, Л. С. Метлина, Т. В. Тарунтаева, Ф. А. Михайлова, Н. Г. Бакст, Р. Чуднова и др.

На сегодняшний день под логико-математической компетентностью дошкольника понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.

По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г. Дональдсон и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Активный поиск подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации начался в 60–70 годы XX века. В это время появились развивающие игры Б. Никитина, обучающие логико-математические игры А. А. Столяра. Особо значимым для этого периода было признание за рубежом развивающих и обучающих игр с использованием блоков З. Дьенеша и цветных палочек Х. Кюизенера.

Ученые отмечают, что особую роль в формировании основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста играет уголок занимательной математики, который обеспечивает:

– целенаправленное формирование у детей устойчивого интереса к элементарной математической деятельности;

– развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в школе;

– настойчивость и находчивость, самостоятельность;

– воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Математика — серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного образовательного учреждения в области формирования основ логико-математической компетентности является создание познавательного интереса ребенка к математике и подготовка к обучению в школе [1, c.149]. Обучение математики в условиях ДОУ происходит не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности в уголке занимательной математики.

Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками [4, c.52].

Успех игровой деятельности в уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным играм и упражнениям. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога — основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм [5, c.243].

Роль уголка занимательной математики заключается в:

– целенаправленном формировании у детей интереса к элементарной математической деятельности, основам логико-математической компетентности. В формировании качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;

– воспитании у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми [4, c.49].

Раскроем ниже указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:

Организуя уголок занимательной математики, воспитателю следует исходить из принципа доступности игр детям; помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть [4,c.10]. Таким образом, формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию детей дошкольного возраста в этой деятельности [5, c. 16].

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы [4, c.31].

Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества [5, c.57]. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Вывод. Таким образом, уголок занимательной математики — важный, неотъемлемый компонент предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, являющийся одним из ведущих средств формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм математического содержания.

  1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста./ А. М. Леушина. –– М., Просвещение, 1994.- 368с.
  2. Носова Е. А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте / Е. А. Носова — М.: Просвещение 1990г. 230с.
  3. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. / Т. В. Тарунтаева — М.: Просвещение 1980г. 346с.
  4. Удальцова Е. И. Математика в детском саду/ Е. И. Удальцова, М. К. Сай, — Минск, 1990.– 491с.
  5. Хасанова Д. З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. — Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. — 497с.

Основные термины (генерируются автоматически): логико-математическая компетентность, занимательная математика, ребенок, игра, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, уголок, занимательный материал, формирование основ, занимательный математический материал.

Читайте также: