Н г белоус математические развлечения в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Программное содержание:
Образовательная область ''Познание'':
Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно.
Продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги и двигаться в заданном направлении (вперед, налево, направо).
Развивать умение правильно использовать названия частей суток.
Способствовать развитию логического, пространственного мышления, внимания.
Интегрируемые области:
''Социализация'' - воспитывать у детей взаимовыручку и желание помочь другим.
''Коммуникация'' - совершенствовать диалогическую форму речи.
Цель: Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.
- Создавать условия для закрепления счета в пределах 10.
- Упражнять в умении сравнивать предметы.
- Закрепить умение располагать палочки по высоте.
- Способствовать закреплению знаний о последовательности дней недели, времен года.
- Выкладывать изображения предметов из счетных палочек.
- Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Создавать условия для развития соревновательных качеств.
- Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Под музыку дети входят в группу и проходят на свои места.
Что ж пора нам начинать,
Я хочу вам пожелать:
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали!
Ведущий: Начинаем нашу игру.
(За каждый правильный ответ команда получает смайлик.)
- Какой сегодня день недели?
- Какое сейчас время года?
- Сколько глазок у двух лошадок?
- Сколько лапок у двух цыпляток?
- Сколько орехов в пустом стакане?
- Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Сколько овощей на столе?
- На одном берегу утята, на другом берегу цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
- У Лены юбка длинная, а у Тани…короткая.
- Дерево высокое, а куст…низкий.
- Камень твердый, а творог…мягкий.
- Птица летает, а машина…ездит.
- Великан большой, а гном…маленький.
- Река широкая, а ручей…узкий.
- Озеро большое, а пруд…маленький.
- Дуб – дерево толстое, а осина…тонкое.
Дорисовать геометрическим фигурам любые элементы, чтобы получился предмет. Предметы не повторять (капитаны выбирают для своей команды фигуру). Чья команда быстрее выполнит задание?
Разложить палочки по высоте: от самой короткой до самой длинной и наоборот.
Разложить геометрические формы так, чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету.
(Команды болеют за участников.)
(На одной стороне в обруче на полу лежат предметы квадратной и прямоугольной формы: маленькие кубики, большие кубы, листы бумаги, бруски, крышки, коробки и др.)
Команды в форме эстафеты бегут к обручу и приносят по одному предмету нужной формы.
10. Конкурс капитанов
(Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.)
(Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.)
Ведущий: Команды показали свои математические знания, ловкость, быстроту в выполнении заданий.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КОНСПЕКТ ДЕТКО-РОДИТЕЛЬСКОГО РАЗВЕЧЕНИЯ
Форма проведения: викторина.
Цель: приобщение родителей воспитанников к участию в жизнедеятель- ности детского сада, с целью конструктивного взаимодействия педагогов и ро- дителей с детьми; эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.
2. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и уп- ражнений, направленных на развитие математических представлений у детей.
3. Воспитывать желание участвовать в образовательном процессе детей младшего дошкольного возраста.
«Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы узнать, как вы умеете считать, от- гадывать загадки, решать различные математические задачи. Посмотрим, какие вы ловкие, быстрые, внимательные, находчивые и, конечно же, дружные.
Мы поиграем в математические игры и посмотрим: чья команда быстрее и правильнее выполнит задания.
Капитан 1-ой команды:
Каждая команда выбрала капитана, придумала девиз, эмблему.
Команды получили домашнее задание (вспомнить пословицы, где есть цифры).
Заведующая Комардина Т.В.
Старший воспитатель: Чигина О.А.
За каждый правильный ответ и выигрыш будет выдаваться фишка. Вы- игрывает та команда, которая наберет наибольшее количество фишек.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке, В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
(выставляются шарик соответствующего цвета) Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать, Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зелѐный цвет)
Всех быков он возмущает, Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)
Им треть флага занята, Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет)
Ответы на вопросы разминки сплачивают команды, т.к. они отвечают не индивидуально, а командой хором. Ребѐнок не уверенный в правильности своего ответа, чувствует поддержку.
Цель: развитие внимания и реакции детей. Закрепить знание цвета. Описание игры:
Для игры нужно взять несколько разноцветных платочков. Когда ведущий поднимает красный платочек – дети должны подпрыгнуть; зеленый – шагать на месте; желтый – хлопнуть в ладоши.
Цель: Закрепить умение чередовать два основных цвета. Построить дорожку по образцу.
Третий конкурс с блоками Дьенеша.
Цель: Закрепить знания геометрических фигур.
Каждой команде предлагается обруч (домик), в котором лежит образец геометрической фигуры и набор блока Дьенеша. Кто быстрее перенесет опре- деленные фигуры по одному, тот и выиграл.
Цель: Учить по схеме строить ракету.
1 – Меркурий, 2- Венера, 3 –Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон.
«Мы играем, мы играем Мячи в планеты превращаем. Мяч – Юпитер, мяч – Луна,
Под музыку дети перебрасывают мячи с родителем друг другу, с оконча- нием музыки занять место в команде.
1. Сколько хвостов у двух котов?
2. Сколько носов у трех китов?
3. Сколько ушей у двух мышей?
4. Сколько солнышек на небе?
5. Сколько глаз у совы?
6. Сколько огоньков у светофора?
7. Сколько колес у машины?
8. Сколько крыльев у воробья?
9. Сколько рогов у коровы?
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
(Выбираются 2 ребенка, встают друг напротив друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закру- чивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл.)
Для детей и родителей.
Цель: развитие внимания, сообразительности и быстроты реакции.
Цель: Развитие творческих способностей. Придумать движения под веселую музыку.
В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной математической деятельностью детей в уголке занимательной математики в ДОУ.
Ключевые слова: логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики, старший дошкольный возраст
Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы формирования основ логико-математической компетентности во всей системе образования.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, развивать способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Логико-математическая компетентность стимулирует настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Она помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную атмосферу. Однако в практике ДОУ формирование основ логико-математической компетентности во всем своем многообразии не нашло должного применения. Чаще всего данный процесс организуется бессистемно, стихийно, единично.
Отмечая важность предметно-развивающей среды, особое место отводится уголку занимательной математики как ведущему средству в формировании основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга ребенка, способствовать развитию его творчества.
Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Результаты исследований Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. А. Михайловой показали, что специально разработанная система обучения позволяют сформировать у старших дошкольников основы логико-математической компетентности, соответствующие школьному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию логико-математической компетентности, так как в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Проблемой формирования основ логико-математической компетентности у детей также занимались следующие педагоги A. M. Леушина, A. A. Столяр, Л. С. Метлина, Т. В. Тарунтаева, Ф. А. Михайлова, Н. Г. Бакст, Р. Чуднова и др.
На сегодняшний день под логико-математической компетентностью дошкольника понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.
По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г. Дональдсон и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Активный поиск подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации начался в 60–70 годы XX века. В это время появились развивающие игры Б. Никитина, обучающие логико-математические игры А. А. Столяра. Особо значимым для этого периода было признание за рубежом развивающих и обучающих игр с использованием блоков З. Дьенеша и цветных палочек Х. Кюизенера.
Ученые отмечают, что особую роль в формировании основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста играет уголок занимательной математики, который обеспечивает:
– целенаправленное формирование у детей устойчивого интереса к элементарной математической деятельности;
– развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в школе;
– настойчивость и находчивость, самостоятельность;
– воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Математика — серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного образовательного учреждения в области формирования основ логико-математической компетентности является создание познавательного интереса ребенка к математике и подготовка к обучению в школе [1, c.149]. Обучение математики в условиях ДОУ происходит не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности в уголке занимательной математики.
Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками [4, c.52].
Успех игровой деятельности в уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным играм и упражнениям. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога — основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм [5, c.243].
Роль уголка занимательной математики заключается в:
– целенаправленном формировании у детей интереса к элементарной математической деятельности, основам логико-математической компетентности. В формировании качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;
– воспитании у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми [4, c.49].
Раскроем ниже указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:
Организуя уголок занимательной математики, воспитателю следует исходить из принципа доступности игр детям; помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть [4,c.10]. Таким образом, формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию детей дошкольного возраста в этой деятельности [5, c. 16].
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы [4, c.31].
Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества [5, c.57]. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Вывод. Таким образом, уголок занимательной математики — важный, неотъемлемый компонент предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, являющийся одним из ведущих средств формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм математического содержания.
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста./ А. М. Леушина. –– М., Просвещение, 1994.- 368с.
- Носова Е. А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте / Е. А. Носова — М.: Просвещение 1990г. 230с.
- Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. / Т. В. Тарунтаева — М.: Просвещение 1980г. 346с.
- Удальцова Е. И. Математика в детском саду/ Е. И. Удальцова, М. К. Сай, — Минск, 1990.– 491с.
- Хасанова Д. З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. — Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. — 497с.
Основные термины (генерируются автоматически): логико-математическая компетентность, занимательная математика, ребенок, игра, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, уголок, занимательный материал, формирование основ, занимательный математический материал.
Читайте также: