Музыкальные сюжетно ролевые игры в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Руководитель: Насонова И.А., преподаватель теории и методики музыкального воспитания ГБПОУ СО КПК.

Данный сборник музыкальных игр предназначен для развития интереса к самостоятельной музыкальной деятельности детей 5 – 7 лет. Музыкальные игры из сборника повышают мотивацию, расширяют кругозор ребёнка, позволяют воспитывать наблюдательность, коммуникативные качества, обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, помогут проявить инициативу и самостоятельность старших дошкольников.

Все данные критерии актуальны, так как это прописано в целевых ориентирах ФГОС ДО. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок, как к учебной, так и самостоятельной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Сборник предназначен широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях и, может быть использован родителями при организации досуга детей.

©Камышловский педагогический колледж, 2017

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………

РАЗДЕЛ 2. Сюжетно-ролевые игры …………………………….

РАЗДЕЛ 3. Игры с музыкальными инструментами ……………..

Приложение (диски с музыкальными записями, дидактический материал) ……

Список литературы ………………………………………………………

Пояснительная записка

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников за­нимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обраща­ется к ней по собственной инициативе.

Основная цель сборника помочь воспитателю организовать самостоятельную музыкальную деятельность, вызвать интерес к музыкальным играм у детей дошкольного возраста.

Сборник содержит 3 раздела :

ü музыкально-дидактические игры;

ü сюжетно-ролевые игры;

ü игры с музыкальными инструментами.

В сборнике представлены музыкальные игры, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Задания имеют следующую структуру: цель, игровой материал, музыкальное сопровождение, оборудование, ход игры,

Идея, лежащая в основе сборника, заключается в том, что не все дети присутствуют при совместной образовательной деятельности, и они нуждаются в музыкальных играх, организованных в самостоятельной деятельности. Подобранные игры направлены на помощь детям , которые проявляют интерес к музыкальной деятельности .


Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое для взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре

Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными, могут быть и музыкальными.

Музыка используется детьми в разных играх. В сюжетно-ролевых играх можно очень широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать, напевая веселую мелодию, аккомпанируя себе на бубне, помаршировать с барабаном под соответствующую песню или, отправляясь в далекое путешествие, спеть о пароходе, поезде, самолете, машине и т. д. Песня организует действие, придает выразительность, ритмичность движения, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.

Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Песней пользуются и как считалкой перед распределением ролей в игре.

Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку, однако, для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания.

Воспитателю необходимо вдумчиво и проникновенно готовиться к работе над любой игрой данного вида, а именно, тщательно изучить необходимый музыкальный материал, детально проработать образы, структуру игры, что поможет активизировать творческий процесс детей, участвующих в игре. И наконец, вне зависимости от итога игры, воспитатель обязательно должен подбодрить, воодушевить и поблагодарить детей за старание, потому что дети должны привыкнуть получать удовольствие, прежде всего, а не стремиться к успеху любой ценой.

Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.

Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно-ролевых игр являются:

− Увлечённость музыкально — игровой деятельностью.

− Степень осознания творческого замысла.

− Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач.

− Умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление.

− Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

− Воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями.

Формирование у детей творческих способностей в процессе создания музыкальных образов на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности (пения, движений)

Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласила к себе в гости, в деревню, бабушка. Хотите к ней в гости? А на чем мы поедем (на поезде).

Строят из стульчиков поезд

Приехали на станцию.

Воспитатель: Мы приехали на станцию, но до деревни еще путь не близок. Дальше мы отправимся на чем? (слушают в записи звукоподражание (и-го-го, би-би), звуки окружающего мира (лошадь, машина), Дети отгадывают и выполняют образные движения (лошадки, машина)

Приехали. Бабушка (воспитатель надевает платок) встречает.

Игровые действия

Предметно-игровая среда, оборудование

Стульчики, руль, платок для бабушки, игрушки, картинки, шапочки животных,

Музыкальные записи (звуки окружающего мира)

Подготовка к игре

Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки.

Беседы о домашних животных, рассматривание иллюстраций.

Игровые роли

Машинист, бабушка, домашние животные.

Развитие творческой активности, инициативы, сообразительности.

Игровые действия

Если это музыкальная сказка, мы должны ее рассказать музыкальным языком. А это значит, в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты.

Давайте решим, какую сказку (или песенку) мы будем озвучивать.

Дети выбирают знакомую сказку (песню), вспоминают ее (проговаривают или пропевают), затем они определяют, какому герою подходит по тембру тот или иной музыкальный инструмент.

Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных инструментах того или иного героя; певцов, которые будут исполнять песенки персонажей; и, если нужно, рассказчика. Дети готовят свои инструменты. Проводят репетицию.

Воспитатель: Я думаю, мы вполне готовы.

Теперь нам нужно обустроить радиостудию. Как вы думаете, какая аппаратура нужна для записи сказки? (микрофоны, наушники, колонки, ноутбук, магнитофон, пульт управления звуком)

Дети готовят оборудование (если есть, или предметы-заменители). Обустраивают радиорубку.

Выбирают звукорежиссера, диктора (по считалке, стрелочкой, по желанию и т. д.)

В первый раз роль звукорежиссера может взять на себя воспитатель.

Начинают играть.

Дети начинают исполнять музыкальную сказку.

(В это время воспитатель может поставить на запись магнитофон или диктофон. В конце игры дает детям прослушать сказку в их исполнении).

Рекомендуемый репертуар

Для постановки музыкальной сказки по ролям можно использовать любую сюжетную песню, например:

Предметно-игровая среда, оборудование

Микрофоны, магнитофон, звуковой пульт, наушники, колонки, ноутбук, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты

Подготовка к игре

Разучивание песен на музыкальном занятии, игра в шумовом оркестре, знакомство с жанром опера, прослушивание фрагментов, экскурсия на радиостанцию, беседа о профессиях работников радио (звукооператор, диктор).

Игровые роли

Звукооператор, диктор, роли по сюжету песни или сказки, музыканты.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, музыкальная сказка, воспитатель, песня, самостоятельная игра, знакомая сказка, предметно-игровая среда, старший дошкольный возраст, творческий замысел.

Похожие статьи

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой.

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая сказка, предметно-игровая среда, старший дошкольный возраст, творческий замысел. Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая сказка, предметно-игровая среда, старший дошкольный возраст.

сказка, ребенок, игра, игровая ситуация, настольный театр, герой сказки, инсценировка сказки, рассказывание сказки, помощь, проект.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Библиографическое описание: Курчина В. В., Лазарева О. Ю. Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Игрушки помогают заинтересовать детей, активизируют их речь. Вот в зал входит кукла, воспитатель ведет ее за руку.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме

С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.

Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника

Музыка используется детьми в разных играх. Предметно-игровая среда, оборудование.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В. Сухомлинский. В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность

Развитие творческих способностей детей дошкольного. ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная.

Похожие статьи

Роль дидактической игры в процессе формирования творческой.

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая сказка, предметно-игровая среда, старший дошкольный возраст, творческий замысел. Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

игра, ребенок, музыкальная сказка, самостоятельная игра, воспитатель, песня, знакомая сказка, предметно-игровая среда, старший дошкольный возраст.

сказка, ребенок, игра, игровая ситуация, настольный театр, герой сказки, инсценировка сказки, рассказывание сказки, помощь, проект.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Библиографическое описание: Курчина В. В., Лазарева О. Ю. Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Игрушки помогают заинтересовать детей, активизируют их речь. Вот в зал входит кукла, воспитатель ведет ее за руку.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме

С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.

Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника

Музыка используется детьми в разных играх. Предметно-игровая среда, оборудование.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В. Сухомлинский. В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность

Развитие творческих способностей детей дошкольного. ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная.

Буклет для воспитателей, описание сюжетно-ролевых игр, с использованием музыки.

ВложениеРазмер
buklet.docx 373.77 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: · закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; .


Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить.


Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить.

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр.

План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч.


Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.


Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры, как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО. "Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". (В. А.Сухомлинский.) Музыкальные сюжетно-ролевые игры способствуют созданию условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей у условиях инновационной деятельности реализации ФГОС ДО. В таких играх музыка является основой, в них звучит музыка, исполняются песни. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: