Музыкальные школы работают или нет

Обновлено: 07.07.2024

Реформа образования подобно спруту дотянулась до всех без исключения сфер: от детсадов до академий. Не стали исключением и музыкальные школы, которые также подверглись оптимизации и реформированию.

Всему свое время и место, и время это — после двенадцати

Идея о необходимости кардинальных изменений в системе музыкального образования в головы чиновников пришла довольно давно, обсуждать ее начали еще в 2010 году. Два года спустя, в 2012-м, было принято решение, что обучать детей игре на инструменте с пяти-шести лет — крайне негуманная практика, то ли дело — с пятого класса. Музыканты и именитые педагоги тут же грудью встали на защиту школ с давними традициями. Денис Мацуев, Михаил Хохлов, Владимир Овчинников, Мария Максакова, Владимир Спиваков и многие другие деятели искусств с профессиональной точки зрения начали объяснять дилетантам ошибочность данного решения.

Шум, поднятый музыкантами и педагогами, оказался весьма громким. В итоге им удалось отстоять право специализированных школ на полноценное десятилетнее обучение детей.

Разумному решению мешает волевое

Я попытался организовать рояльное движение — езжу по регионам и пытаюсь убедить губернаторов закупить для школ, в концертные залы рояли. Приобретено уже более 50 инструментов. Но это — лучшие мировые марки. А зайдите в рядовые музыкальные школы и посмотрите, на чем там играют дети. Это же допотопные разбитые советские инструменты, так как закупать зарубежные школам — очень дорого, а своих новых нет,заявил пианист Мацуев ТАСС в марте месяце.

Своих — это отечественного производства. В советские времена фабрики по производству пианино действовали в Ленинграде, Калуге, Ростове-на-Дону, Вышнем Волочке, Горьком, Краснодаре, Люберцах, Брянске, Владимире, Иваново, Ижевске, Казани, Кемерово, Кирове, Красноярске, Куйбышеве, Новосибирске, Омске, Пензе, Саратове, Свердловске, Смоленске, Магнитогорске… Это если ограничить географию лишь РСФСР. По данным на 1968 год, годовая продукция всех фортепианных фабрик СССР составляла 80 тысяч инструментов. Сегодня — ноль инструментов в год. В России не осталось ни одного подобного производства.

По словам многих работников музыкально-образовательной сферы, проблем с педагогами нет только в десятке лучших музыкальных школ страны, вроде специальной музыкальной школы имени Гнесиных. В учреждениях попроще ситуация куда хуже. Заработная плата преподавателей в музыкальных школах оставляет желать лучшего даже в Москве. На скриншоте ниже — статистика по столице от сайта труд.ком.


in_article_1c6e7628e6

5 комментариев

Катимся к дебилизму с ускорением.Пример Америки:около 120 млн плохо читают и пишут ,соответственно ,так же и мыслят.У детей,занимающихся на инструменте даже по 2 часа в неделю,мозолистое тело мозга увеличивается на 25%! А оно ответственно за передачу информации между полушариями!

Музыкальное образование возвышает ум человека, углубляет восприятие мира,
необходимо, чтобы в нашей матушке России
теперь было всеобщее музыкальное образование и, конечно, больше найдем талантов, а тех кто не станет профессиональным
музыкантом сможет стать профессиональным слушателем хорошей музыки и сократятся преступления:)

В Красноармейске музыкальную школу объединяют со Школой искусств, тоже из благих побуждений. Город стонет!

Единых требований для допуска к занятиям не существует

Фото: Геннадий Черкасов

Основной противоэпидемиологической мерой в этой художественной школе сделали повсеместную установку санитайзеров и рассадку детей на полутораметровой дистанции друг от друга. Довершает картину борьбы с распространением инфекции решение не пускать в школу родителей: их сочли дополнительным потенциальным источником распространения инфекции и отсекли от основной массы учащихся.

Впрочем, на практике это маловероятно: какой родитель в здравом уме и трезвой памяти будет затевать конфликт с учебным заведением, где будет учиться его чадо? А вот что касается справки об отсутствии ковид-заболевания, то здесь надо иметь в виду: сегодня ее, не сдавая никаких анализов, легко купить в Интернете. Таких предложений там — пруд пруди.

Уже второй месяц подряд остаются закрытыми учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные и спортивные школы. Дети теряют форму, утрачивают годами наработанные навыки, а некоторые и вовсе навсегда бросают любимые занятия.

С самого начала педагоги и родители недоумевали, почему в октябре их полностью закрыли на каникулы, а не отправили на удалёнку, как это было сделано весной. 26 ноября мэр Москвы Сергей Собянин в очередной раз продлил коронавирусные ограничения в столице. До 15 января на каникулах останутся детские досуговые центры и большая часть организаций дополнительного образования, подведомственных городскому правительству. Исключение сделано лишь для занятий, по итогам которых дети должны проходить аттестацию, – по этим направлениям разрешено возобновить удалённое обучение. Однако глобальную проблему разрушения детского дополнительного образования это всё равно не решит.

По мнению родителей, решение мэра Москвы о возобновлении дистанционки в ряде образовательных организаций обусловлено не заботой о детях, а исключительно финансовыми соображениями.

– Моя дочь учится в третьем классе музыкальной школы, – говорит Алина Давыдова. – Многие родители уже задумались о том, чтобы требовать от учреждения компенсировать пропущенные за каникулы занятия. Некоторые и вовсе хотят, чтобы их дети в следующем году начали обучение с того же класса. Городу это совершенно невыгодно – придётся повторно выделять средства на каждого второгодника и продолжать занятия в летний период. Очевидно, поэтому и появилось разрешение на удалёнку, что явно рассчитано на музыкальные и художественные школы.

По словам Давыдовой, для сдачи экзамена дистанционно детям часами придётся самостоятельно изучать программу или нанимать репетитора.

С момента полного закрытия детских учреждений дополнительного образования в октябре педагоги и родители пытаются достучаться до властей. Петиции в интернете набирают голоса и возмущённые комментарии, люди выходят с плакатами на улицу, но ситуация не меняется.

Электронные технологии в музыкальное и художественное образование начали внедрять ещё до пандемии. В ноябре 2019 года педагогов направляли на курсы по цифровому музыкальному образованию от детских музыкальных школ.

Электронные технологии в музыкальное и художественное образование начали внедрять ещё до пандемии. В ноябре 2019 года педагогов направляли на курсы по цифровому музыкальному образованию от детских музыкальных школ. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

По словам Александровой, часть родителей, у которых есть деньги, ещё в октябре отдали детей в платные художественные студии или наняли репетиторов, чтобы не потерять наработанные годами навыки. Однако многим взрослым это и раньше было не по карману, а пандемия ещё больше сократила их доходы.

Педагоги музыкальных школ обращают внимание на то, что занятия с инструментом идут в индивидуальном порядке, а сольфеджио можно проводить в мини-группах. То есть обеспечить соблюдение санитарных норм в учреждении дополнительного образования значительно проще, чем в общеобразовательной школе, где сейчас очно учатся ученики 1–5 классов.

Родители, дети которых занимаются в музыкальных и художественных школах, направили открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой.

Родители, дети которых занимаются в музыкальных и художественных школах, направили открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

От отчаяния педагоги и родители ребят, занимающихся в музыкальных и художественных школах, подготовили открытое письмо к министру культуры РФ Ольге Любимовой.

Там также указано, что внедрение электронных технологий в области музыкального и художественного образования началось ещё до пандемии. Это подтверждают и педагоги, которых в ноябре 2019 года направляли на курсы по цифровому музыкальному образованию от детских музыкальных школ.

Не менее удручающе обстоят дела с детским спортом. Даже в летний период и в сентябре, когда в столице было снято большинство ограничений, запрет на детские спортивные соревнования сохранился. При этом коммерческие городские турниры проводить разрешили, и болельщики беспрепятственно устремились на трибуны. В октябре бюджетные спортивные школы и секции и вовсе прикрыли на неопределенный срок. Сейчас заниматься спортом в Москве дети могут только за деньги.

– Я веду секцию футбола, пока мы ещё можем играть на улице, возможно, и всю зиму протянем, если не будет сильных холодов, – объясняет тренер Максим Косырев. – У многих других тренеров ситуация безвыходная. Например, во всех водных видах спорта без бассейна не потренируешься. Удалённые занятия для спортсменов не выход, мы пробовали весной хоть что-то придумать, но ничего путного из этого не вышло. Некоторые мои знакомые тренеры скидываются вместе с родителями и устраивают тренировки в частных спортзалах. Но, к сожалению, всё больше детей бросают спорт.

По мнению медиков, отсутствие полноценных дополнительных занятий отражается на здоровье и психическом состоянии школьников ничуть не меньше, чем дистанционное обучение.

По словам врача, у подростков обостряются депрессивные состояния, апатия и даже агрессия. Выход они могут искать в обществе уличных компаний, другой сценарий – замкнуться в себе. Психиатры тем временем говорят и о более страшных последствиях изоляции – возможном росте детских самоубийств.

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта


Учебный год уже начался, однако во многие музыкальные школы еще идет прием новых учеников. А значит, перед родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?

Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.


Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным

" Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.

Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта
Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта
Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта


Можно сделать музыку профессией или ее частью

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта

Не все, вероятно, знают, что обучение музыке входит в обязательную программу обучения учителя начальных классов в педагогических институтах и колледжах, воспитателя детского сада - даже если студент раньше вообще не подходил ни к одному инструменту. Так что тут знакомство с фортепиано и хором окажется очень кстати.

" И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!

Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.

Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:

Музыкальная школа: а что потом? Несколько слов о карьере музыканта

Понятно, что этот ряд можно продолжать.

Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!

Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.

Юлия Воронцова,
20.06.20,
обновлено 22.09.21


Образование после школы Другие статьи автора

Добрый день!
Кто-нибудь может что-то сказать о музыкальном лицее (СПб) и школе "Тутти" (СПб). Как поступить, как учат, куда потом можно поступить с таким образованием?

Я все же ЗА музыкальную школу. Сын закончил - 6 лет на гитаре, около 10 лет когда было пошел учиться. Учился без фанатизма, просто как вторая школа была у него. При этом еще и в оркестре был. Пока учился в музыкалке и параллельно в др кружках, то был постоянно занят, в обычной школе тоже хорошо учился. А как музыкалку закончил в 9-м классе, так все. Куча времени свободного стало и сразу в комп. игры с друзьями стал рубиться постоянно. Гитару с тех пор как закончил музыкалку в руки не брал, но какие его годы, лучше владеть инструментом и вернуться к нему если будет желание, чем не владеть.

Дочь тоже в музыкалку пошла. На флейту. Ходит второй год, не сказать чтобы в восторге, но пока учится. При чем ей сначала не нравился хор, прям совсем. Потом поменялся преподаватель, теперь хор любимый предмет и сольфеджио ( один и тот же преподаватель там), а вот на флейте трудновато с преподавателем дело идет
Очень важно попасть к хорошему преподавателю - 80% успеха

Мне кажется музыкалка для развития ребенка отлично подходит, а особенно если ребенку нравится.

1й год. Вау, музыка! Класс! Ноты - за неделю, программу года - за пару месяцев. Дома драка из-за инструмента. Вся семья ходит на школьные концерты.
2й год. Вердикт педагога: "Дети должны участвовать в конкурсах!". Вся семья на подхвате, учим ноты и отличия прелюдии от фуги на старости лет. На всех куплен абонемент "симфоническая музыка" на год.
3й год. Девиз педагога: "Что бы вы ни делали - надо лучше!" Дипломанты и лауреаты конкурсов.
4й год. Девиз педагога: "Вы - тупицы, но когда-нибудь до вас дойдет!" Лауреаты международных конкурсов.
5й год. Сын: что, опять конкурсы?! В ноябре бросает школу. Дочь учит задней левой программу, по принципу: "делаю видимость учебы". Видимость - успешна. К концу года понимает, что за год было препарировано всего четыре этюда и четыре произведения, названия которых она забывает сразу же после (а иногда до) экзамена. За лето к инструменту не подходит. Сын обходит школу по радиусу в 1 км. За инструмент не садится.
6й год. Дочь: "И куда я впихну все эти дополнительные часы по сольфеджио, литературе и по хору? Боже, два часа хора вместо одного!" После некоторых колебаний, я пишу заявление, что забираю ее из школы. Через неделю осознаю: как я счастлива, что музыкалка для меня закончилась!

Друг семьи, закончивший музыкалку 20 лет назад и ни разу с тех пор не садившийся за инструмент: "А, все-таки, это было хорошее время!" (шепотом: мне тоже говорили, что я тупица, и только спустя десять лет я понял, что педагог был прав).

Все хорошо, пока у ребенка есть способности к музыке. Когда их нет, а его пытаются учить по общей программе и гнобят за то, что у него почти ничего не получается, то никакой любви к музыке вы не получите, вы получите невротика с ненавистью к любому музыкальному инструменту и нежеланием вообще учиться чему-либо. Тут надо или брать индивидуального педагога, причем не обычного, а именно для проблемного ребенка, либо прекращать эти пытки и отдавать ребенка куда-то еще, где у него будет получаться. Есть и третий способ, так скажем, химический, но сюда его писать нельзя, во избежание.


"За"! Только "за"). Все трое моих ходили в "музыкалку" и закончили). Приводила их к учителю и говорила, что мы для себя, для развития!) Обучение там не только развивает мелкую моторику и мозги, но и искореняет множество комплексов! Ребенок, вышедший на сцену, никогда не побоится потом отвечать у доски. А чувство локтя и коллективизма в оркестрах и хорах. А чувство ответственности!! А слово "надо", когда уже не можешь?). Доходят до выпуска самые сильные духом!). Да что там говорить- у нас в школе обучались дети с ДЦП И астматики! Отдавайте деток на духовые, если есть проблемы с дыханием- помогает! Только "за"!

Средняя дочь очень музыкальная. С 5 лет занимается вокалом, сейчас ей почти 12лет.
С прошлого года попросила ее записать в муз.шк. Сдала экзамен, зачислена по классу фортепиано. Приобрели электронный инструмент, чтобы занимаясь ни кому не мешать ( можно в наушниках).
Ей очень повезло с учителями! Учится с большим удовольствием, очень успешна! В школу ходит с большим желанием и интересом.
Летом очень ждала занятий, разбирала произведения, чем очень порадовала учителя.
Старшая играет на гитаре. Училась не в муз шк, а в студии банрдовской песни, просто для себя.
Младшая дочка тоже музыкальная. Хочет в муз.школу уже сейчас)) пока 4 годика.

Это мнение, что музыкалка - это трудно и тяжело - подогревалась и поддерживалась определенными чиновниками и их единомышленниками из, как ни странно, из числа педагогов музыкальных школ. Сейчас эти чиновники перешли на другие должности, и разговоры постепенно сходят на нет. Родители начали понимать, что их дети получают бесценный опыт, и готовы бороться за концепцию, за существование музыкальных школ. А теперь, когда музыкальные школы получили особый статус, очень хочется надеяться, что педагоги перестанут быть просто поставщиками образовательных услуг

Спасибо большое за статью. Дочь учится в дши 2класс (фортепиано ) и она сама попросила её записать, ходила год платно на подготовку, сдала экзамены и поступила. Перед 1сентября сказала в музыкалку пойду, а вот в обычную нет. Не знаю что будет дальше, но мне нравится её трудолюбие, я помогаю чем могу, правда ноты забываю. Да и в обычной она хорошо учится, легко выступает с докладами, сценки, песни итд. Я за ДМШ главное чтобы это было по душе, а не через слезы и угрозы.

в музыкалке главное найти свое. остальное для развития кругозора. и сейчас смотришь на людей которые что то играют а ты им на октаву выши возьми и будет норм. и пой чуть пониже. а они не понимают ))) эх как я любила оркестр. 5 лет меня оттуда было не вытащить, причем пришла не умея играть на домре. а в итоге фортепиано бросила и только в оркестре играла. а вот индивидуальные по домре не смогла осилить. так и осталась только в оркестре на первой партии или соло.
Младшая у меня очень музыкальная.. еще годик подрастем и буду отдавать.. еще есть теория что занятия музыкой развивают мозг и математика (да и все технические науки) даются в разы легче и понятнее

Я тоже ЗА ДМШ Помимо получения знаний о музыкальном искусстве, ребенок развивает моторику рук, а следовательно и речь, учится петь и работает над дикцией, выполняет задания и тренирует усидчивость. Дети, обучающиеся в дмш, лучше учатся в школе, их мозг становится более восприимчивым к новой информации А умеренная игра на духовом инструменте вообще полезна для легких ( но тут важно не переусердствовать). И обучение можно выбрать 5 или 7 лет

Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.

Читайте также: