Музыкальные развлечения досуги в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Ход музыкального развлечения для старшей группы детского сада

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Муз.руководитель: Я очень рада встрече с вами.

У меня сегодня такое хорошее настроение и очень хочется поделиться им с вами.

Психогимнастика с элементами массажа.

Доброе утро! (Дети поворачиваются друг к другу )

Улыбнись скорее (разводят руки в стороны )

И сегодня целый день (хлопают) будет веселее.

Разотрем ручки, (движения по тексту) носик и щечки.

Будем красивы, (постепенно поднимают руки),

Как весенние цветочки.

Разотрем ладошки-сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем-сильнее, смелее.

Ушки потрем, будем здоровее,

Улыбнемся снова (улыбаются),

Будем все здоровы (разводят руки в стороны).

Муз. руководитель: Ну что, у всех хорошее настроение? (Да!)

Это замечательно, когда день начинается с хорошего настроения.

Сегодня, мои дорогие дети, я хочу всех вас пригласить

В царство музыки величественное, волшебно красивое и фантастическое.

Муз. руководитель: Среди множества звуков, что мы слышим каждый день, мы также слышим и музыкальные звуки. Когда мы с ними встречаемся?

(Примерные ответы: Когда поем песни, танцуем под музыку, слушаем музыкальные произведения.)

Известный русский композитор Д. Кабалевский говорил, что музыка – бурный океан звуков, держащихся на трех китах. Давайте вспомним их.

(Ответы детей — это марш, танец, песня)

Муз руководитель: А теперь послушайте загадку.

Сама вся зелененькая, танцовщица веселенькая.

Очень люблю в игры играть, веселиться и прыгать. (Жаба)

А вот у меня есть лягушата. Давайте, все вместе прохлопаем ритм.

Муз.руководитель: А теперь послушайте внимательно еще одну загадку:

Он коричневый, лохматый.

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

Муз.руководитель: У медведя очень много друзей.

А кто его друзья вы узнаете, Если отгадаете загадки.

Но мои загадки не простые, а музыкальные, поэтому слушайте внимательно!

Муз руководитель: Молодцы! А теперь будет звучать инструмент, а вы мне скажете, что это за инструмент.

Муз руководитель: молодцы! Вы так хорошо отвечали, что я решила дать бубен, чтобы вы тоже поиграли на нем.

Муз.руководитель: Кроме бубна у нас есть еще множество музыкальных инструментов. Вот послушайте.

Использует различные муз. инструменты

Муз.руководитель. (Стучат деревянные ложки. )

Мы веселые, всем знакомые, ложки разноцветные.

В такт ударим громче-будет музыка четче.

Муз. руководитель: Такими веселыми ложками мы и кашу будем мешать, и музыку заиграем.

Муз. руководитель. Очень звонкий голос имеет этот музыкальный инструмент. Это металлофон.

Муз.руководитель: Бум-бум-бум, трам-там-там, все узнали барабан?

Вот и барабан пристал к нашему оркестру. (звенит бубен)

Муз. руководитель: Могу громко и тихо я заиграть для малышей.

Ты тряхни меня легонько, бубенцы враз зазвенят.

А захочешь гром услышать, то сильнее в меня ударяй.

Муз.руководитель: А давайте сыграем в оркестре сразу на всех музыкальных инструментах.

Вы будете музыкантами, а я буду дирижером .

Друзья, вы знаете, кто такой дирижер? (Человек, который руководит оркестром )

Муз. руководитель: Дети, вам было весело сегодня? Что больше всего вам понравилось?

Спортивно-музыкальное развлечение, посвященное ко Дню Защитников Отечества

Спортивно-музыкальное развлечение, посвященное ко Дню Защитников Отечества "Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека" - писал Константин Дмитриевич Ушинский, русский писатель и педагог. Патриотизм - это любовь и привязанность к своему окружению, дому и городу.

Музыка. Сценарии музыкальных развлечений - Сценарий музыкально — спортивного развлечения на 23 февраля в подготовительной группе

Конкурс красоты, посвященный празднованию 8 марта. Подготовительная группа Цели -Основными целями конкурса являются поощрения творческого и эстетического развития ребенка -укрепления института семьи путем объединение творческих сил родителей, педагогов…

Автор-составитель: Борисова Гульниза Рашитовна, музыкальный руководитель МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова

Авторы работы: Гапеева Евгения Николаевна, воспитатель, Хмырова Алена Юрьевна, инструктор по физической культуре МБОУ начальная школа -детский сад №76 города Тюмени.



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений, красные флажки (по одному по количеству воспитанников),корзинка со снежками.

Ход развлечения

ВЕДУЩИЙ (В). Ребята, сегодня в наш детский сад мы ждём гостей. А пока, я хочу спросить вас. Без тепла и света можно прожить?

- А за всё это надо платить?

- Тогда встречайте Сберегайку, друзья!

ВЫХОД СБЕРЕГАЙКИ (С)

Сбрегайка (С): Моё имя - Сберегайка!

Бережливый очень я!

И ко всем моим советам вы прислушайтесь, друзья!

Воду, газ, тепло и свет сберегаю я.

Сберегайкою меня все зовут не зря!

- Какое сейчас время года? Правильно, зима. А это значит - холод, ветер. Что же надо сделать, чтобы сберечь тепло.

- Чтобы стал уютным дом, и тепло держалось в нём,

- Нужно двери починить, стёкла вставить, всё закрыть.

- На задвижки рамы, щели нужно спрятать от метели.

- Чтобы стало всё в порядке - в кранах заменить прокладки.

- И журчащая вода будет заперта всегда!

- Экономьте свет, экономьте газ,

И счастливей жизнь станет у вас!

В. Спасибо тебе, Сберегайка, за хорошие советы. Мы обязательно прислушаемся к ним. А для тебя мы приготовили музыкальный номер.

С: Я знаю, что к вам в гости собирался прийти мой друг Энергоша.

В зал вбегает ЭНЕРГОША (Э )

Э: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Сберегайка!

С: Здравствуй, Энергоша! О чём ты хочешь рассказать ребятам?

Э: Я хочу спросить у ребят, знают ли они, для чего нужна электроэнергия?

ДЕТИ (отвечают): Чтобы был свет. Чтобы можно было готовить еду, стирать белье, слушать музыку, смотреть телевизор.

Э: Правильно, ребята! Именно для этого и нужна электроэнергия. А что же произойдёт, если её не станет?

ДЕТИ: Станет темно, не на чем будет готовить еду. Все будут ходить неопрятные, помятые. Станет скучно без музыки и мультиков.

Э: А может ли такое произойти, что не станет электричества?

ДЕТИ: Если авария.

Э: А ещё это может произойти, если не беречь электроэнергию.

С: Наши ребята знают, что энергию надо беречь. Правда, ребята?

Э: А давайте поиграем! Я вам раздам красные флажки, и буду рассказывать истории. Если вы считаете, что действия героев неверны, то поднимайте свои флажки выше. Итак, начинаем!

1. Солнце в окна заглянуло. День настал уже давно. Только в комнате у Тани лампа светит всё равно.

2. Собрался носки погладить

Толя и включил утюг.

Заодно и телевизор посмотреть решил он вдруг.

Толя фильмом увлечён, а утюг стоит включён.

3. Как пришёл из школы Вася,

Свет везде включил, и к телевизору бегом.

Здесь же ест он, и мгновенно засыпает сладким сном.

Ночь уже, экран мелькает. Передача не идёт.

4. Здесь живут в квартире третьей - мама, папа, сын их Петя.
В дом заходят, свет включают, а выходят - выключают.
Вам, скажите скорей, дети, нравятся поступки эти?

Э: Молодцы, ребята, справились с заданием!

С: Запомните, ребята! Надо Электричество беречь!

И всюду его понапрасну не жечь!

Э: Мне кажется, что ребята прекрасно всё поняли. Давайте послушаем стихи.

ДЕТИ: 1. Без света нам и жизни нет!

Холодильник не включить,

Чайник не закипятить!

И утюг не подключить,

Телевизор, миксер, фен -

Ничего не включишь,

Если свет отключат!

2. Берегите срочно свет!

А иначе, будет вред

-Не купить нам ни конфет,

Ни подарков, ни мопед.

Потому, друзья мои.

Принял я решение -

Будем жить по правилам

С и Э: Вот это правильно!

ВЕДУЩИЙ. Спасибо, тебе, Энергоша. Ну, а нам пора размяться, Отдыхаем - время танцев!

ТАНЕЦ Чика - рика.

С: Энергоша, а ты не встречал моей подружки Капельки?

Э: Встречал. Она около крана стояла и за нерадивыми детьми его закрывала.

С: Беги, позови её к нам! Капелька расскажет как и зачем надо беречь воду. ( Э. уходит)

С: Ребята, а вы знаете для чего нужна вода?

ДЕТИ: Умываться, готовить еду, стирать бельё, поливать цветы.

С: А для этого нужна чистая вода из крана. Ой, я слышу, кто-то к нам идёт. (Заходит Капелька и поёт: ля - ля. _) — (К)

К: Ля, ля, ля, здравствуйте, друзья! Капелькой зовусь я!

С: Здравствуй, милая Капелька. Интересно, а что произойдёт, если много капелек соберётся?

К: Получится водичка. ( Слышится шум и крики: ой-ёй-ёй! Заходит Энергоша с грязным лицом)

С: Что случилось? Какой ты грязный и чумазый!

Э: Я бежал и споткнулся. Упал в грязную лужу.

К: Не огорчайся, у меня есть чистая вода из-под крана. Я помогу тебе умыться. (Умывает) Водичка, водичка, умой твоё личико.

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

К: Вот теперь, Энергоша, ты чистый и аккуратный.

Э: А всё это ты - капелька водичка!

К: Мы не можем прожить без воды. Она у нас волшебница. Может превратиться в дождь, который напоит поля и леса. А может и в снег, из которого можно лепить снежки. Вот такие. (Показывает и нечаянно рассыпает)

ИГРА В СНЕЖКИ, муз. Вересокиной

К: А сейчас, отгадайте мои загадки.

1. Прозрачна, как стекло,

А не вставишь в окно. (Вода)

2. Я несу в себе водицу, Всем водица пригодиться. Можно мыться без хлопот, Если есть . (водопровод).

3. Многое-беда! Мало её - беда! Нужна она всем всегда Больше даже, чем еда! (Вода).

К: Чистую воду надо беречь. Много нужно приложить труда, чтобы получить её. Поэтому, когда вы наливаете воду из-под крана, надо хорошо закрывать кран, чтобы ни одна капелька не пропала.

Я думаю, что вы, ребята, всё запомните, о чем мы с вами говорили сегодня. А на прощанье послушайте нашу песенку.

К: Как прекрасно, что в дома Льётся чистая вода. Только с нею не шути, Кран получше закрути.

Э: Как прекрасно, что есть свет.

Всем транжирам скажем: нет! Холодильник, фен, утюг, Телевизор - верный друг!

С: Воду экономить, свет,

Всем транжирам скажем: нет! Сэкономим воду, газ, И тогда похвалят вас!

ВЕДУЩИЙ. Спасибо вам. Мы всё поняли. Будем беречь электроэнергию, газ, воду!

(Сберегайка, Энергоша и Капелька прощаются и уходят).

ВЕДУЩИЙ. Закончили учиться, пора повеселиться!

Приглашаю всех на весёлый хоровод!

Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошк.образования/Я.Г. Жабко. – Минск: Нац.ин-т образования, 2015.-104с.

Чемрукова, В.М. Танцы на бис: музыкально-ритмические композиции и упражнения для детей дошкольного возраста (от 3-7 лет/В.М. Чемрукова. – Минск: Зорны Верасок, 2018. -42с. – (Творческая мастерская педагога). – 1 электрон.диск (CD)/

Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2019.

Сценарий музыкального развлечения

для воспитанников средних групп

Программные задачи:

- формировать умения применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия)

- развивать творческие способности и актерское мастерство.

- привлечь внимание воспитанников и их родителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов:

- воспитывать желание познавать разные жанры музыкального искусства, его разнообразное эстетическое содержание.

Материал и оборудование:

Музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений, домик-теремок, мельница, ткань с дырочками, музыкальный молоточек, маски для героев театрализации: мышка, лягушка, зайка, волк, лиса, медведь; веник, скатерть, посуда, набор строй-инструментов, колокольчики, кубики, ленточки.

Ход развлечения

Ведущий (В.): Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами о том, -

что вся Земля — наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Поудобней все садитесь

Мы покажем сказку вам,

Здесь узнаете о том,

как звери берегут свой общий дом.

Воду газ тепло и свет

Их дружнее в мире нет

В. Стоит в поле теремок, он не низок не высок, мимо мышка бежит, увидела теремок, остановилась и говорит:

Мышка-норушка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Пусто в теремке, не живет в нем ни кто.

Останусь я в нем жить, сейчас порядок наведу!(берет веник, подметает пол, стелет скатерть, ставит чашки)

В.Скачет мимо лягушка-квакушка, видит теремок. Стучит в дверь….

Лягушка-квакушка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Мышка-норушка: Я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка-квакушка: Я лягушка – квакушка, давай вместе жить, я тебе кран починю, видишь, он не исправен, много воды попусту льется, а воду надо экономить.

(Лягушка чинит кран)

В.: Стали они дружно жить и зовут вас танцевать

В.: Кран покрепче закрывай – воду дружно сберегай!

Что ж посмотрим сказку дальше.

Вот уже к нам скачет зайка.

(Мимо прыгает зайка-побегай-ка, видит теремок. Стучит.)

Зайка-побегай-ка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Мышка-норушка: Я мышка-норушка.

Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка, а ты кто?

Зайка-побегай-ка: Я зайка-побегайка, давайте вместе жить я вам окно утеплю, щели в доме заделаю, теплее будет! Вы уже все дрова сожгли, у вас все тепло через щели в лес ушло.

Воздух снаружи возле теремка теплый, а в теремке холодно.

(Зайка – побегай-ка утепляет окно)

В.: Зайка любит поиграть, выходите детвора

В.: Хорошо мы поиграли, сказку мы посмотрим дальше

К нам идет сама лисичка, очень хитрая сестричка.

(Мимо бежит Лисичка-сестричка, видит теремок. Стучит.)

Лисичка-сестричка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Мышка-норушка: Я мышка-норушка.

Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка.

Зайка-побегайка: Я зайка-побегайка, а ты кто?

Лисичка-сестричка: А я Лисичка-сестричка, давайте вместе жить, что же вы со свечкой сидите? Если у вас ветряная мельница есть, можно электричество провести, светлее будет! Можно энергосберегающую лампочку вкрутить дешевле будет! (Убирает свечку. Протягивает провод от мельницы к теремку, включает лампочку)

В.: Сказочка как хороша, веселится детвора

Хочется нам всем плясать, лиска выйди танцевать!

В.: По местам садитесь детки,

дальше сказочка нас ждет

По дорожке - волк идет

(Пробегает мимо Волчек- серый бочек видит теремок, стучит)

Волчек-серый бочек: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Мышка-норушка: Я мышка-норушка.

Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка.

Зайка-побегайка: Я зайка-побегайка.

Лисичка-сестричка: я Лисичка-сестричка, а ты кто?

Волчек-серый бочек: А я Волчек-серый бочок, давайте вместе жить. Я вам дверь починю, утеплю, тепло беречь надо!

(Чинит, утепляет дверь)

В.Вот работу сделал Волк

В веселых играх знает толк

Всех зовет он вас играть

Хочет в прятки поиграть

Музыкальная игра с колокольчиком

В.: Вот уж славно поиграли,

Интересно, что будет дальше в сказке нашей.

(Садятся за стол пьют чай, идет мимо медведь видит теремок стучит)

Медведь-косолапый: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Мышка-норушка: Я мышка-норушка.

Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка.

Зайка-побегайка: Я зайка-побегайка.

Лисичка-сестричка: я Лисичка-сестричка, а ты кто?

Волчек-серый бочек:А я Волчок-серый бочок, а ты кто?

Медведь-косолапый: А я мишка-косолапый, давайте вместе жить, я вам крышу починю, она у вас протекает.

(Берет инструмент чинит крышу)

В.:Стали они вместе поживать , добра наживать, свет ,воду, тепло беречь, за лесом следить, мусор убирать.В сказке звери показали, что энергоресурсы сберегать нам надо. И следующие правила, ребята выполняйте:

Реб1. Существует правило

Только там народ богат,

Где энергию хранят,

2. Где во всём царит расчёт

И всему известен счёт.

3. Для успеха много значит,

Чтоб учёт воды горячей,

Каждая семья вела,

4.Чтоб не капало из крана,

Не текла рекою ванна,

Чтобы делом стал совет:

5. Беречь всегда, беречь везде,

Беречь на суше и в воде,

Чем больше света сбережём,

Тем лучше все мы заживём!

В.Завершаем развлеченье и танцуем все без исключенья.

Сценарий музыкального развлечения

для воспитанников старших групп

Программные задачи:

- Формировать умения самостоятельного импровизирования однородных композиций с использованием доступных средств музыкальной выразительности;

- Развивать творческую инициативу в музыкально-игровой деятельности

- Воспитывать потребность в сохранении и приумножении природных богатств

Материал и оборудование:

Мультимедийная установка, презентация, белые платочки 20шт, музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений, интерактивные игры, указка, памятки по энергосбережению по кол

Ход развлечения

Ведущий 1(Вед.1): Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2(Вед. 2): Добрый день!

Вед.1: Три клада у природы есть: вода, Земля и воздух – Три ее основы.

Вед. 2: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что

Земля – наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том, веду я речь, что мы наш дом должны беречь.

И мы докажем, что не зря на нас надеется Земля!

(Звучит музыка. Появляются герои мультфильма Фиксики Симка и Нолик)

Симка: Нолик, где на этот раз мы с тобой оказались? Мы на твоей машине времени, где только не были.

Нолик: Мы попали в настоящее время, а именно в детский сад. Здесь так светло, тепло, музыка играет и столько всего интересного.

Симка: Разрешите представиться я – Симка, а это Нолик - мой друг, который любит со мной путешествовать на машине времени.

Нолик: Трудно представить наш современный мир без таких благ цивилизации как свет, тепло и вода. Но необходимо помнить, что к энергоресурсам нужно относиться бережно. Ребята, давайте вспомним, какие приборы потребляют электроэнергию

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет! ( Холодильник)

Через нос водица льется.

Он подключен к проводам

Чай согреет быстро нам. ( Электрочайник)

По мягким диванам, по темным углам.

Там вкусную пыль я всегда нахожу

И от наслаждения громко жужжу. ( Пылесос)

После неё всё чисто, красиво…..

Пятно и грязь всю она отстирала

Сама всё отжала – прополоскала. (Стиральная машина)

И гладкой будет простыня.

И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Там раскинулась гармошка,

Но гармошка не играет-

Нам квартиру согревает. (Обогреватель)

7. Она висит под потолком

И освещает всё кругом

Как много лампочек внутри

И так красива! Посмотри!

Не бывает с ней мне грустно,

Потому что это……(Люстра)

Симка: Молодцы, ребята! Все угадали. А теперь пора друзья поиграть нам детвора

Нолик: Ребята, мы с вами много назвали электроприборов, которые можно встретить у нас в квартире. А давайте посмотрим на экран и поиграем?

(Дети играют, анализируют и делают выводы )

Симка: Ребята, что нужно для того, чтобы сэкономить больше электроэнергии?

1. Всегда выключать свет, когда выходишь из дома.

2. Не включать несколько электроприборов одновременно.

3. Не включать свет в солнечную погоду.

4. Не оставлять включенными магнитофон и телевизор, если вы их больше не слушаете и не смотрите.

5. Заменить лампочки на энергосберегающие.

Вед. 1: Нолик, Симка наши ребята не только могут рассказать ,но и споют вам замечательные частушки.

Будем вместе мы решать

Экономным быть хочу.

Даже папу, даже маму

Кран закрыть, заделать щель.

А от этого мы будем

И богаче, и мудрей.

Целый год недаром.

И теперь мы всей семьёй

В группе, дома всей семьей.

Чтоб была страна богата

Нефтью, газом и водой.

Симка: Вот, Нолик, теперь ты убедился, что наши ребята знают правила энергосбережения.

Нолик: Да, убедился. Вы действительно знаете все об электроприборах, об электроэнергии и как ее сохранять и даже экономить.

Симка: Если каждый будет соблюдать эти правила по энергосбережению, то энергии хватит на долгие - долгие годы. А на память я хочу подарить вам памятки по энергосбережению, которые помогут вам научить ваших родителей и друзей быть такими же экономными и бережливыми.

Вед.2:А мы вам на память о нас станцуем

Симка: Ребята, спасибо, но нам пора. Мы отправляемся на машине времени в будущее и посмотрим, какие бережливые люди живут там, а может, увидим новые изобретения ученых, которые экономно расходуют энергию и не дают природным богатствам исчезнуть.

Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Значение организации досуговой деятельности в детском саду

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.

Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной

Цель и принципы организации досуга в ДОУ

Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:

  • позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
  • целостности: развитие самосознания детей.

Дети и педагоги в костюмах отмечают Масленицу

Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны

Направления деятельности

Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:

  • Спортивный:
    • соревнования,
    • весёлые старты,
    • турниры.

    Дети в спортивной форме участвуют в празднике, посвящённом Олимпийским играм

    Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу

    Малыши рассматривают портрет П.И. Чайковского

    Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма

    Девочки с игрушками в руках участвуют в досуге, посвященном А. Барто

    Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас

    Дети в костюмах животных участвуют в театрализованном представлении

    Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников

    Дети делают совместную композицию на космическую тему

    Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики

    Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества

    • формирование экологического сознания у детей,
    • воспитание любви к природе и родному краю,
    • проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
    • участие в экологических акциях.

    Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую

    Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду

    • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
    • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
    • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
    • Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
    • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
    • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
    • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
    • Воспитание патриотических чувств.

    Виды досугов и развлечений в ДОУ

    Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.

    Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.

    Ребёнок едет на санках по снежной горке, остальные дети наблюдают

    Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности

    • театрализованные (спектакли),
    • познавательные (викторины, КВН),
    • спортивные,
    • музыкальные,
    • литературные развлечения,
    • забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).

    Дети и родители участвуют в творческом мастер-классе

    Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи

    К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита

    Проведение досуга и развлечений в ДОУ

    Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

    Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

    Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

    • изучение наглядного материала:
      • рассматривание тематических плакатов,
      • картинок,
      • репродукций,
      • иллюстраций в книгах,
      • макетов,
      • мини-выставки в уголке познания;
      • посещение группы сказочным персонажем,
      • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
      • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);

      Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

      Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

      1. Создание сюрпризного момента.
        В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
      2. Включение в игровую ситуацию.
        Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
      1. Изучение наглядного материала.
        Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
        • Каких сказочных героев вы узнали?
        • Из каких они сказок?
        • Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
        • Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
      2. Создание проблемной ситуации.
        Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
      • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
      • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
      • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
      • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

      Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

      Планирование мероприятий

      Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

      Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

      Дети на площадке участвуют в летнем спортивном мероприятии, родители наблюдают

      Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года

      Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

      Дети и педагоги в святочных костюмах на улице

      Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

      Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

      Дети и родители участвуют в спортивном мероприятии в зале

      Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

      Таблица: картотека тем культурных мероприятий

      Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

      • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
      • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
      • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
      • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
      • Воспитывать активный интерес к сказкам.
      • Чтение сказок,
      • рассматривание иллюстраций,
      • обыгрывание фрагментов сказок.
      • Музыкальное сопровождение,
      • иллюстрации к сказкам,
      • лепестки цветка разных цветов.
      • Он носит вместо шапки
        Весёлый колпачок.
        И ростом он всего лишь
        С ребячий башмачок.
        С фонариком и с песней
        Идёт в лесу ночном.
        Не ошибёшься, если
        Ты скажешь: — Это … (Гном).

      Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
      Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
      Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

      • Бабушка девочку очень любила,
        Шапочку красную ей подарила.
        Девочка имя забыла своё.
        А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

      Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
      Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
      Загадки:

      • Мальчик… (с пальчик).
      • Соловей… (Разбойник).
      • Сестрица… (Алёнушка).
      • Лиса… (Патрикеевна).
      • Аленький… (Цветочек).
      • Гуси… (лебеди).
      • Крошечка… (Хаврошечка).
      • Братец… (Иванушка).
      • Баба… (Яга).
      • Сивка… (Бурка).
      • Красная… (Шапочка).
      • Спящая… (Красавица).
      • Заюшкина… (Избушка).
      • Винни… (Пух).
      • Два раза хлопни,
        Три раза топни,
        Вокруг себя обернись
        И в детском саду очутись!

      Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

      Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

      • в младших и средней группах — 25–30 минут;
      • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
      • в первой младшей группе — 20–30 минут;
      • во второй младшей группе — 30–35 минут;
      • в средней группе — 45–50 минут;
      • в старшей группе — 60 минут;
      • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

      Мальчики в бескозырках танцуют в зале

      Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

      Длительность уличных забав и народных гуляний:

      • в младших и средней группах — не более 1 часа;
      • в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.

      Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

      Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

      Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

      Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.

      Читайте также: