Музыкальные развлечения досуги в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Ход музыкального развлечения для старшей группы детского сада
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
Муз.руководитель: Я очень рада встрече с вами.
У меня сегодня такое хорошее настроение и очень хочется поделиться им с вами.
Психогимнастика с элементами массажа.
Доброе утро! (Дети поворачиваются друг к другу )
Улыбнись скорее (разводят руки в стороны )
И сегодня целый день (хлопают) будет веселее.
Разотрем ручки, (движения по тексту) носик и щечки.
Будем красивы, (постепенно поднимают руки),
Как весенние цветочки.
Разотрем ладошки-сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем-сильнее, смелее.
Ушки потрем, будем здоровее,
Улыбнемся снова (улыбаются),
Будем все здоровы (разводят руки в стороны).
Муз. руководитель: Ну что, у всех хорошее настроение? (Да!)
Это замечательно, когда день начинается с хорошего настроения.
Сегодня, мои дорогие дети, я хочу всех вас пригласить
В царство музыки величественное, волшебно красивое и фантастическое.
Муз. руководитель: Среди множества звуков, что мы слышим каждый день, мы также слышим и музыкальные звуки. Когда мы с ними встречаемся?
(Примерные ответы: Когда поем песни, танцуем под музыку, слушаем музыкальные произведения.)
Известный русский композитор Д. Кабалевский говорил, что музыка – бурный океан звуков, держащихся на трех китах. Давайте вспомним их.
(Ответы детей — это марш, танец, песня)
Муз руководитель: А теперь послушайте загадку.
Сама вся зелененькая, танцовщица веселенькая.
Очень люблю в игры играть, веселиться и прыгать. (Жаба)
А вот у меня есть лягушата. Давайте, все вместе прохлопаем ритм.
Муз.руководитель: А теперь послушайте внимательно еще одну загадку:
Он коричневый, лохматый.
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
Муз.руководитель: У медведя очень много друзей.
А кто его друзья вы узнаете, Если отгадаете загадки.
Но мои загадки не простые, а музыкальные, поэтому слушайте внимательно!
Муз руководитель: Молодцы! А теперь будет звучать инструмент, а вы мне скажете, что это за инструмент.
Муз руководитель: молодцы! Вы так хорошо отвечали, что я решила дать бубен, чтобы вы тоже поиграли на нем.
Муз.руководитель: Кроме бубна у нас есть еще множество музыкальных инструментов. Вот послушайте.
Использует различные муз. инструменты
Муз.руководитель. (Стучат деревянные ложки. )
Мы веселые, всем знакомые, ложки разноцветные.
В такт ударим громче-будет музыка четче.
Муз. руководитель: Такими веселыми ложками мы и кашу будем мешать, и музыку заиграем.
Муз. руководитель. Очень звонкий голос имеет этот музыкальный инструмент. Это металлофон.
Муз.руководитель: Бум-бум-бум, трам-там-там, все узнали барабан?
Вот и барабан пристал к нашему оркестру. (звенит бубен)
Муз. руководитель: Могу громко и тихо я заиграть для малышей.
Ты тряхни меня легонько, бубенцы враз зазвенят.
А захочешь гром услышать, то сильнее в меня ударяй.
Муз.руководитель: А давайте сыграем в оркестре сразу на всех музыкальных инструментах.
Вы будете музыкантами, а я буду дирижером .
Друзья, вы знаете, кто такой дирижер? (Человек, который руководит оркестром )
Муз. руководитель: Дети, вам было весело сегодня? Что больше всего вам понравилось?
Спортивно-музыкальное развлечение, посвященное ко Дню Защитников Отечества "Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека" - писал Константин Дмитриевич Ушинский, русский писатель и педагог. Патриотизм - это любовь и привязанность к своему окружению, дому и городу.
Музыка. Сценарии музыкальных развлечений - Сценарий музыкально — спортивного развлечения на 23 февраля в подготовительной группе
Конкурс красоты, посвященный празднованию 8 марта. Подготовительная группа Цели -Основными целями конкурса являются поощрения творческого и эстетического развития ребенка -укрепления института семьи путем объединение творческих сил родителей, педагогов…
Автор-составитель: Борисова Гульниза Рашитовна, музыкальный руководитель МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова
Авторы работы: Гапеева Евгения Николаевна, воспитатель, Хмырова Алена Юрьевна, инструктор по физической культуре МБОУ начальная школа -детский сад №76 города Тюмени.
Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона
Музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений, красные флажки (по одному по количеству воспитанников),корзинка со снежками.
Ход развлечения
ВЕДУЩИЙ (В). Ребята, сегодня в наш детский сад мы ждём гостей. А пока, я хочу спросить вас. Без тепла и света можно прожить?
- А за всё это надо платить?
- Тогда встречайте Сберегайку, друзья!
ВЫХОД СБЕРЕГАЙКИ (С)
Сбрегайка (С): Моё имя - Сберегайка!
Бережливый очень я!
И ко всем моим советам вы прислушайтесь, друзья!
Воду, газ, тепло и свет сберегаю я.
Сберегайкою меня все зовут не зря!
- Какое сейчас время года? Правильно, зима. А это значит - холод, ветер. Что же надо сделать, чтобы сберечь тепло.
- Чтобы стал уютным дом, и тепло держалось в нём,
- Нужно двери починить, стёкла вставить, всё закрыть.
- На задвижки рамы, щели нужно спрятать от метели.
- Чтобы стало всё в порядке - в кранах заменить прокладки.
- И журчащая вода будет заперта всегда!
- Экономьте свет, экономьте газ,
И счастливей жизнь станет у вас!
В. Спасибо тебе, Сберегайка, за хорошие советы. Мы обязательно прислушаемся к ним. А для тебя мы приготовили музыкальный номер.
С: Я знаю, что к вам в гости собирался прийти мой друг Энергоша.
В зал вбегает ЭНЕРГОША (Э )
Э: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Сберегайка!
С: Здравствуй, Энергоша! О чём ты хочешь рассказать ребятам?
Э: Я хочу спросить у ребят, знают ли они, для чего нужна электроэнергия?
ДЕТИ (отвечают): Чтобы был свет. Чтобы можно было готовить еду, стирать белье, слушать музыку, смотреть телевизор.
Э: Правильно, ребята! Именно для этого и нужна электроэнергия. А что же произойдёт, если её не станет?
ДЕТИ: Станет темно, не на чем будет готовить еду. Все будут ходить неопрятные, помятые. Станет скучно без музыки и мультиков.
Э: А может ли такое произойти, что не станет электричества?
ДЕТИ: Если авария.
Э: А ещё это может произойти, если не беречь электроэнергию.
С: Наши ребята знают, что энергию надо беречь. Правда, ребята?
Э: А давайте поиграем! Я вам раздам красные флажки, и буду рассказывать истории. Если вы считаете, что действия героев неверны, то поднимайте свои флажки выше. Итак, начинаем!
1. Солнце в окна заглянуло. День настал уже давно. Только в комнате у Тани лампа светит всё равно.
2. Собрался носки погладить
Толя и включил утюг.
Заодно и телевизор посмотреть решил он вдруг.
Толя фильмом увлечён, а утюг стоит включён.
3. Как пришёл из школы Вася,
Свет везде включил, и к телевизору бегом.
Здесь же ест он, и мгновенно засыпает сладким сном.
Ночь уже, экран мелькает. Передача не идёт.
4. Здесь живут в квартире третьей - мама, папа, сын их Петя.
В дом заходят, свет включают, а выходят - выключают.
Вам, скажите скорей, дети, нравятся поступки эти?
Э: Молодцы, ребята, справились с заданием!
С: Запомните, ребята! Надо Электричество беречь!
И всюду его понапрасну не жечь!
Э: Мне кажется, что ребята прекрасно всё поняли. Давайте послушаем стихи.
ДЕТИ: 1. Без света нам и жизни нет!
Холодильник не включить,
Чайник не закипятить!
И утюг не подключить,
Телевизор, миксер, фен -
Ничего не включишь,
Если свет отключат!
2. Берегите срочно свет!
А иначе, будет вред
-Не купить нам ни конфет,
Ни подарков, ни мопед.
Потому, друзья мои.
Принял я решение -
Будем жить по правилам
С и Э: Вот это правильно!
ВЕДУЩИЙ. Спасибо, тебе, Энергоша. Ну, а нам пора размяться, Отдыхаем - время танцев!
ТАНЕЦ Чика - рика.
С: Энергоша, а ты не встречал моей подружки Капельки?
Э: Встречал. Она около крана стояла и за нерадивыми детьми его закрывала.
С: Беги, позови её к нам! Капелька расскажет как и зачем надо беречь воду. ( Э. уходит)
С: Ребята, а вы знаете для чего нужна вода?
ДЕТИ: Умываться, готовить еду, стирать бельё, поливать цветы.
С: А для этого нужна чистая вода из крана. Ой, я слышу, кто-то к нам идёт. (Заходит Капелька и поёт: ля - ля. _) — (К)
К: Ля, ля, ля, здравствуйте, друзья! Капелькой зовусь я!
С: Здравствуй, милая Капелька. Интересно, а что произойдёт, если много капелек соберётся?
К: Получится водичка. ( Слышится шум и крики: ой-ёй-ёй! Заходит Энергоша с грязным лицом)
С: Что случилось? Какой ты грязный и чумазый!
Э: Я бежал и споткнулся. Упал в грязную лужу.
К: Не огорчайся, у меня есть чистая вода из-под крана. Я помогу тебе умыться. (Умывает) Водичка, водичка, умой твоё личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
К: Вот теперь, Энергоша, ты чистый и аккуратный.
Э: А всё это ты - капелька водичка!
К: Мы не можем прожить без воды. Она у нас волшебница. Может превратиться в дождь, который напоит поля и леса. А может и в снег, из которого можно лепить снежки. Вот такие. (Показывает и нечаянно рассыпает)
ИГРА В СНЕЖКИ, муз. Вересокиной
К: А сейчас, отгадайте мои загадки.
1. Прозрачна, как стекло,
А не вставишь в окно. (Вода)
2. Я несу в себе водицу, Всем водица пригодиться. Можно мыться без хлопот, Если есть . (водопровод).
3. Многое-беда! Мало её - беда! Нужна она всем всегда Больше даже, чем еда! (Вода).
К: Чистую воду надо беречь. Много нужно приложить труда, чтобы получить её. Поэтому, когда вы наливаете воду из-под крана, надо хорошо закрывать кран, чтобы ни одна капелька не пропала.
Я думаю, что вы, ребята, всё запомните, о чем мы с вами говорили сегодня. А на прощанье послушайте нашу песенку.
К: Как прекрасно, что в дома Льётся чистая вода. Только с нею не шути, Кран получше закрути.
Э: Как прекрасно, что есть свет.
Всем транжирам скажем: нет! Холодильник, фен, утюг, Телевизор - верный друг!
С: Воду экономить, свет,
Всем транжирам скажем: нет! Сэкономим воду, газ, И тогда похвалят вас!
ВЕДУЩИЙ. Спасибо вам. Мы всё поняли. Будем беречь электроэнергию, газ, воду!
(Сберегайка, Энергоша и Капелька прощаются и уходят).
ВЕДУЩИЙ. Закончили учиться, пора повеселиться!
Приглашаю всех на весёлый хоровод!
Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошк.образования/Я.Г. Жабко. – Минск: Нац.ин-т образования, 2015.-104с.
Чемрукова, В.М. Танцы на бис: музыкально-ритмические композиции и упражнения для детей дошкольного возраста (от 3-7 лет/В.М. Чемрукова. – Минск: Зорны Верасок, 2018. -42с. – (Творческая мастерская педагога). – 1 электрон.диск (CD)/
Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2019.
Сценарий музыкального развлечения
для воспитанников средних групп
Программные задачи:
- формировать умения применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия)
- развивать творческие способности и актерское мастерство.
- привлечь внимание воспитанников и их родителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов:
- воспитывать желание познавать разные жанры музыкального искусства, его разнообразное эстетическое содержание.
Материал и оборудование:
Музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений, домик-теремок, мельница, ткань с дырочками, музыкальный молоточек, маски для героев театрализации: мышка, лягушка, зайка, волк, лиса, медведь; веник, скатерть, посуда, набор строй-инструментов, колокольчики, кубики, ленточки.
Ход развлечения
Ведущий (В.): Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами о том, -
что вся Земля — наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рождения в нем живем.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Поудобней все садитесь
Мы покажем сказку вам,
Здесь узнаете о том,
как звери берегут свой общий дом.
Воду газ тепло и свет
Их дружнее в мире нет
В. Стоит в поле теремок, он не низок не высок, мимо мышка бежит, увидела теремок, остановилась и говорит:
Мышка-норушка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Пусто в теремке, не живет в нем ни кто.
Останусь я в нем жить, сейчас порядок наведу!(берет веник, подметает пол, стелет скатерть, ставит чашки)
В.Скачет мимо лягушка-квакушка, видит теремок. Стучит в дверь….
Лягушка-квакушка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?
Мышка-норушка: Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка-квакушка: Я лягушка – квакушка, давай вместе жить, я тебе кран починю, видишь, он не исправен, много воды попусту льется, а воду надо экономить.
(Лягушка чинит кран)
В.: Стали они дружно жить и зовут вас танцевать
В.: Кран покрепче закрывай – воду дружно сберегай!
Что ж посмотрим сказку дальше.
Вот уже к нам скачет зайка.
(Мимо прыгает зайка-побегай-ка, видит теремок. Стучит.)
Зайка-побегай-ка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?
Мышка-норушка: Я мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка, а ты кто?
Зайка-побегай-ка: Я зайка-побегайка, давайте вместе жить я вам окно утеплю, щели в доме заделаю, теплее будет! Вы уже все дрова сожгли, у вас все тепло через щели в лес ушло.
Воздух снаружи возле теремка теплый, а в теремке холодно.
(Зайка – побегай-ка утепляет окно)
В.: Зайка любит поиграть, выходите детвора
В.: Хорошо мы поиграли, сказку мы посмотрим дальше
К нам идет сама лисичка, очень хитрая сестричка.
(Мимо бежит Лисичка-сестричка, видит теремок. Стучит.)
Лисичка-сестричка: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Я мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка.
Зайка-побегайка: Я зайка-побегайка, а ты кто?
Лисичка-сестричка: А я Лисичка-сестричка, давайте вместе жить, что же вы со свечкой сидите? Если у вас ветряная мельница есть, можно электричество провести, светлее будет! Можно энергосберегающую лампочку вкрутить дешевле будет! (Убирает свечку. Протягивает провод от мельницы к теремку, включает лампочку)
В.: Сказочка как хороша, веселится детвора
Хочется нам всем плясать, лиска выйди танцевать!
В.: По местам садитесь детки,
дальше сказочка нас ждет
По дорожке - волк идет
(Пробегает мимо Волчек- серый бочек видит теремок, стучит)
Волчек-серый бочек: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Я мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка.
Зайка-побегайка: Я зайка-побегайка.
Лисичка-сестричка: я Лисичка-сестричка, а ты кто?
Волчек-серый бочек: А я Волчек-серый бочок, давайте вместе жить. Я вам дверь починю, утеплю, тепло беречь надо!
(Чинит, утепляет дверь)
В.Вот работу сделал Волк
В веселых играх знает толк
Всех зовет он вас играть
Хочет в прятки поиграть
Музыкальная игра с колокольчиком
В.: Вот уж славно поиграли,
Интересно, что будет дальше в сказке нашей.
(Садятся за стол пьют чай, идет мимо медведь видит теремок стучит)
Медведь-косолапый: Тук-тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Я мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: Я лягушка-квакушка.
Зайка-побегайка: Я зайка-побегайка.
Лисичка-сестричка: я Лисичка-сестричка, а ты кто?
Волчек-серый бочек:А я Волчок-серый бочок, а ты кто?
Медведь-косолапый: А я мишка-косолапый, давайте вместе жить, я вам крышу починю, она у вас протекает.
(Берет инструмент чинит крышу)
В.:Стали они вместе поживать , добра наживать, свет ,воду, тепло беречь, за лесом следить, мусор убирать.В сказке звери показали, что энергоресурсы сберегать нам надо. И следующие правила, ребята выполняйте:
Реб1. Существует правило
Только там народ богат,
Где энергию хранят,
2. Где во всём царит расчёт
И всему известен счёт.
3. Для успеха много значит,
Чтоб учёт воды горячей,
Каждая семья вела,
4.Чтоб не капало из крана,
Не текла рекою ванна,
Чтобы делом стал совет:
5. Беречь всегда, беречь везде,
Беречь на суше и в воде,
Чем больше света сбережём,
Тем лучше все мы заживём!
В.Завершаем развлеченье и танцуем все без исключенья.
Сценарий музыкального развлечения
для воспитанников старших групп
Программные задачи:
- Формировать умения самостоятельного импровизирования однородных композиций с использованием доступных средств музыкальной выразительности;
- Развивать творческую инициативу в музыкально-игровой деятельности
- Воспитывать потребность в сохранении и приумножении природных богатств
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка, презентация, белые платочки 20шт, музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных произведений, интерактивные игры, указка, памятки по энергосбережению по кол
Ход развлечения
Ведущий 1(Вед.1): Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2(Вед. 2): Добрый день!
Вед.1: Три клада у природы есть: вода, Земля и воздух – Три ее основы.
Вед. 2: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что
Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том, веду я речь, что мы наш дом должны беречь.
И мы докажем, что не зря на нас надеется Земля!
(Звучит музыка. Появляются герои мультфильма Фиксики Симка и Нолик)
Симка: Нолик, где на этот раз мы с тобой оказались? Мы на твоей машине времени, где только не были.
Нолик: Мы попали в настоящее время, а именно в детский сад. Здесь так светло, тепло, музыка играет и столько всего интересного.
Симка: Разрешите представиться я – Симка, а это Нолик - мой друг, который любит со мной путешествовать на машине времени.
Нолик: Трудно представить наш современный мир без таких благ цивилизации как свет, тепло и вода. Но необходимо помнить, что к энергоресурсам нужно относиться бережно. Ребята, давайте вспомним, какие приборы потребляют электроэнергию
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет! ( Холодильник)
Через нос водица льется.
Он подключен к проводам
Чай согреет быстро нам. ( Электрочайник)
По мягким диванам, по темным углам.
Там вкусную пыль я всегда нахожу
И от наслаждения громко жужжу. ( Пылесос)
После неё всё чисто, красиво…..
Пятно и грязь всю она отстирала
Сама всё отжала – прополоскала. (Стиральная машина)
И гладкой будет простыня.
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Там раскинулась гармошка,
Но гармошка не играет-
Нам квартиру согревает. (Обогреватель)
7. Она висит под потолком
И освещает всё кругом
Как много лампочек внутри
И так красива! Посмотри!
Не бывает с ней мне грустно,
Потому что это……(Люстра)
Симка: Молодцы, ребята! Все угадали. А теперь пора друзья поиграть нам детвора
Нолик: Ребята, мы с вами много назвали электроприборов, которые можно встретить у нас в квартире. А давайте посмотрим на экран и поиграем?
(Дети играют, анализируют и делают выводы )
Симка: Ребята, что нужно для того, чтобы сэкономить больше электроэнергии?
1. Всегда выключать свет, когда выходишь из дома.
2. Не включать несколько электроприборов одновременно.
3. Не включать свет в солнечную погоду.
4. Не оставлять включенными магнитофон и телевизор, если вы их больше не слушаете и не смотрите.
5. Заменить лампочки на энергосберегающие.
Вед. 1: Нолик, Симка наши ребята не только могут рассказать ,но и споют вам замечательные частушки.
Будем вместе мы решать
Экономным быть хочу.
Даже папу, даже маму
Кран закрыть, заделать щель.
А от этого мы будем
И богаче, и мудрей.
Целый год недаром.
И теперь мы всей семьёй
В группе, дома всей семьей.
Чтоб была страна богата
Нефтью, газом и водой.
Симка: Вот, Нолик, теперь ты убедился, что наши ребята знают правила энергосбережения.
Нолик: Да, убедился. Вы действительно знаете все об электроприборах, об электроэнергии и как ее сохранять и даже экономить.
Симка: Если каждый будет соблюдать эти правила по энергосбережению, то энергии хватит на долгие - долгие годы. А на память я хочу подарить вам памятки по энергосбережению, которые помогут вам научить ваших родителей и друзей быть такими же экономными и бережливыми.
Вед.2:А мы вам на память о нас станцуем
Симка: Ребята, спасибо, но нам пора. Мы отправляемся на машине времени в будущее и посмотрим, какие бережливые люди живут там, а может, увидим новые изобретения ученых, которые экономно расходуют энергию и не дают природным богатствам исчезнуть.
Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.
Значение организации досуговой деятельности в детском саду
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.
Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной
Цель и принципы организации досуга в ДОУ
Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:
- позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
- самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
- комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
- целостности: развитие самосознания детей.
Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны
Направления деятельности
Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:
- Спортивный:
- соревнования,
- весёлые старты,
- турниры.
Спортивный досуг не только способствует физическому здоровью, но и создаёт дружескую атмосферу
Во время музыкальных досугов дети знакомятся с великими композиторами и их произведениями, учатся эмоциональному восприятию мелодии и ритма
Во время досугов дети знакомятся с писателями и их произведениями, учатся выражать свои впечатления, пополняют словарный запас
Участие в постановках позволяет раскрыть таланты воспитанников
Занятия изодеятельностью в свободное время могут быть приурочены к важному мероприятию или празднику, например, ко Дню космонавтики
Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества
- формирование экологического сознания у детей,
- воспитание любви к природе и родному краю,
- проведение экскурсий в парк, агрогородок, на ферму,
- участие в экологических акциях.
Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую
Таблица: задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду
- Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
- Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
- Привлечение детей к подготовке мероприятий.
- Привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
- Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
- Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
- Воспитание патриотических чувств.
Виды досугов и развлечений в ДОУ
Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.
Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.
Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности
- театрализованные (спектакли),
- познавательные (викторины, КВН),
- спортивные,
- музыкальные,
- литературные развлечения,
- забавы (масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов).
Совместные развлечения с родителями укрепляют отношения внутри семьи
К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита
Проведение досуга и развлечений в ДОУ
Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.
Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности
Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:
- изучение наглядного материала:
- рассматривание тематических плакатов,
- картинок,
- репродукций,
- иллюстраций в книгах,
- макетов,
- мини-выставки в уголке познания;
- посещение группы сказочным персонажем,
- воображаемое путешествие в фантастическую страну,
- перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации);
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем
- Создание сюрпризного момента.
В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства. - Включение в игровую ситуацию.
Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
- Изучение наглядного материала.
Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:- Каких сказочных героев вы узнали?
- Из каких они сказок?
- Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
- Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
- Создание проблемной ситуации.
Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
- Что окружает Австралию? (Вода, океан).
- Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
- Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
- Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).
Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.
Планирование мероприятий
Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).
Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.
Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года
Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.
Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения
Таблица: картотека тем культурных мероприятий
Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе
- Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
- Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
- Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
- Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
- Воспитывать активный интерес к сказкам.
- Чтение сказок,
- рассматривание иллюстраций,
- обыгрывание фрагментов сказок.
- Музыкальное сопровождение,
- иллюстрации к сказкам,
- лепестки цветка разных цветов.
- Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: — Это … (Гном).
Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета).
Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:- Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).
Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте!
Загадки:- Мальчик… (с пальчик).
- Соловей… (Разбойник).
- Сестрица… (Алёнушка).
- Лиса… (Патрикеевна).
- Аленький… (Цветочек).
- Гуси… (лебеди).
- Крошечка… (Хаврошечка).
- Братец… (Иванушка).
- Баба… (Яга).
- Сивка… (Бурка).
- Красная… (Шапочка).
- Спящая… (Красавица).
- Заюшкина… (Избушка).
- Винни… (Пух).
- Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись
И в детском саду очутись!
Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности
Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.
- в младших и средней группах — 25–30 минут;
- в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
- в первой младшей группе — 20–30 минут;
- во второй младшей группе — 30–35 минут;
- в средней группе — 45–50 минут;
- в старшей группе — 60 минут;
- в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.
Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников
Длительность уличных забав и народных гуляний:
- в младших и средней группах — не более 1 часа;
- в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.
Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.
Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе
Примеры организации досугов и развлечений в детском саду
Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.
Читайте также: