Музыкальное занятие в доу пение

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Щигарцова Ирина Юрьевна

Организация: ГБОУ Школа №64

Населенный пункт: г. Москва

Задачи:

Различать в музыке динамические, темповые, тембровые различия.

Учиться петь напевно, естественным голосом.

Развивать ритмический слух, чистоту интонирования.

Отработка лёгкого звука в игре на металлофоне.

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Протяжно пропевать гласные звуки и быстро проговаривать согласные.

Отработка мягкой атаки звука.

Развивать внимание, музыкальное восприятие и память.

Работать над раскрепощением мышц плечевого пояса и нижней челюсти лица.

Учиться правильно брать дыхание в пении.

Воспитывать любовь к музыке русских композиторов, к культуре родного края.

Воспитывать устойчивый интерес к классической музыке.

Предварительная работа:

Разучивание выразительных движений для танцевального творчества, песен, знакомство с русской музыкальной культурой, музыкой П. Чайковского.

Материал и оборудование:

Ход занятия

Дети входят в зал. Садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель поет минорное трезвучие:

Муз. руководитель (удивленно):

Неужели? Нам так грустно?

Муз. руководитель (весело):

Здравствуйте, здравствуйте! Добрый день!

Муз. руководитель:А теперь поздороваются наши пальчики.

Дети повторяют пение и движение пальцев после показа муз. руководителя самостоятельно. Прикасаются большие пальцы левой и правой руки в ритме музыки:

Прикасаются указательные пальцы левой и правой руки в ритме музыки:

Здра-ствуй, не-бо- го-лу-бо-е!

Прикасаются средние пальцы левой и правой руки в ритме музыки:

Здрав-ствуй, воль-ный ве-те-рок!

Прикасаются безымянные пальцы левой и правой руки в ритме музыки:

Здрав-ствуй, ма-лень-кий цве-ток!

Прикасаются мизинцы левой и правой руки в ритме музыки:

Мы жи-вем в род-ном кра-ю!

Соприкасаются одновременно все пальцы рук:

Всех я при-ветс-тву-ю!

Муз. руководитель: Сегодня наше занятие о песнях, поэтому нужно хорошо распеться.

Ма, мэ, ми,мо, му, . и т. д. по полутонам вверх и вниз.

2.Ласково. Лё, лё,лё, лё, лё, лё . и т. д. по полутонам вверх и вниз.

3. Сердито. Лу, лу, лу, лу, лу, лу . и т. д. по полутонам вверх и вниз.

Поем до-мажорный звукоряд вверх и вниз с остановкой для взятия дыхания после каждого тетрахорда.

Муз. руководитель: Молодцы! А теперь узнайте по мелодии - какая это песня.

Дети исполняют песню "Улетает скворушка", муз. и сл. Е. Соколовой. Во время проигрыша дети играют мелодию на металлофонах, свистульках, сопилке.

Муз. руководитель: Молодцы! Сядьте поудобнее, отдохните, внимательно послушайте музыку и скажите какое у нее настроение, кто её автор.

Дети отвечают, что музыка грустная, нежная, ласковая, печальная, называют автора музыки.

Муз. руководитель: Почему П. Чайковский назвал это произведение песней, а мы его не поем?

Дети слушают. Музыкальный руководитель спрашивает - какие инструменты симфонического оркестра дети услышали в этом произведении. Дети отвечают.

Возьмите металлофоны, исполним это произведение в нашем оркестре.

Муз. руководитель: Очень хорошо исполнили! А сейчас мы поиграем с матрешками и отгадаем кто поет.

Муз. руководитель: Молодцы, справились с заданием, хотите поиграть в другую игру?

Сейчас нашими музыкальными инструментами будут руки и ноги.

Муз. руководитель: Как весело у нас! Отгадайте такую мелодию!

Муз. руководитель: Правильно, какое у нее настроение?

Дети: Радостное, задорное, искристое!

Муз. руководитель: А что можно делать под такую песню?

Муз. руководитель: Покажите в своей пляске такое настроение.

Муз. руководитель: Молодцы! Сейчас я вам предлагаю спеть знакомую песню Георгия Струве "Так уж получилось" и показать руками все, о чем в песне поется.

Муз. руководитель: Ребята, я хочу предложить вам послушать песню моря, которое может быть спокойным, взволнованным, бушующим.

Муз. руководитель: Все замечательно справились с заданием. Наше занятие подходит к концу, оно было посвящено песне, которую можно удовольствием петь, слушать, под которую можно танцевать, весело играть. Закончим наше занятие песней.

Исполняетя песня "Прекрасен мир поющий", муз. Л. Абелян, сл. В. Степанова.

Муз. руководитель: Я очень рада, что на ваших лицах улыбки, у всех хорошее настроение. Попрощаемся.

Муз. руководитель поёт, по звукам мажорного трезвучия: До сви-да-ни-я! До но-вых встреч! Дети повторяют. Под "Марш" Э. Парлова дети уходят из зала.

Используемая литература:

Цель: формирование певческих навыков, певческой дикции.

Задачи: 1. Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.

2. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.

3. Воспитывать у детей интерес к пению.

Ход занятия:

Певческая установка – положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.

1. Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2. Спокойный вдох – длинный выдох (подуем на цветок)

2. Короткий бесшумный вдох - длинный выдох (надуваем шар)

Артикуляция: Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык правильного выполнения того или иного упражнения.

1. Активная артикуляция при произношении звуков И-У-А-У

2. Цокание языком в определенном ритмическом рисунке (Большая лошадка (forte) - маленькая лошадка (piano).

Вокальные упражнения: Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его по полутонам вверх и вниз.

1. Мычим, выстраивая унисон,

2.(ма-мэ-ми-мо-му) - на одном звуке и на одном дыхании, выстраивание унисона.

5. Гамма До мажор – вверх и вниз.

Ритмические упражнения, ритмические игры

Когда мы слушаем музыку — всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт музыки. При этом внутри нас происходит определенный счет — мы отсчитываем равные доли (пропеть песню, упражнение, скороговорку, посчитать или прохлопать).

Сейчас я исполню песню хлопками, послушайте, что вы заметите? (хлопки разной длины)

-Правильно, такое сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмом, ритмическим рисунком. У каждой мелодии есть свой ритмический рисунок.

Работа над дикцией:

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Палку толкал лапой Полкан, лапой Полкан палку толкал.

Скороговорки пропеть от медленного темпа до быстрого, закончить в медленном темпе, от активного шепота до уверенного, четкого звука.

Я предлагаю поиграть в игру. Есть красивое слово – регистр. Повторите его, дети! Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию. Вот это – высокий регистр (играет на инструменте, это – средний регистр (играет, а это – низкий регистр (играет).

Высокий регистр будем показывать, поднимая руку вверх. Средний – держать руку полочкой перед животом. А низкий регистр – опустим руку вниз. Повторим: как показываем высокий регистр? Средний? Низкий? Молодцы! Приготовьтесь и внимательно слушайте, в каком регистре я буду играть – тот и показывайте.

Муз. рук. играет маленькие отрывки в разных регистрах, дети жестами показывают их.

М. р. Молодцы, ребята! На следующем занятии мы с вами обязательно ещё поиграем в угадывание регистров

1. проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2. беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

Работа над качеством исполнения:

1. пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.

2. пропевание сложных элементов со словами или вокализации.

3. пение по фразам.

4 пение под фонограмму + и –

Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Сегодня мы поработали над певческим дыханием, учились слушать друг друга, петь в унисон, познакомились с новыми понятиями: ритм, уделили много внимания ритмическим упражнениям.)

Когда вы услышите любую музыку, постарайтесь услышать и почувствовать ее ритмический рисунок. Занятие окончено. До свидания.

Формирование певческих умений и навыков дошкольников — путь к развитию песенного творчества Формирование певческих умений и навыков дошкольников - путь к развитию песенного творчества Цель: развитие различных граней музыкальных.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Целью моей работы является овладение детьми.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных.

Содержимое публикации

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПЕНИЯ

Подготовила:
музыкальный руководитель

Развивающая: Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.

Воспитательная: Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.

Оборудование, дидактический материал:

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, друзья мои!

Ответ детей.

Музыкальный руководитель: Я очень рада вас видеть, но прежде, чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся.

Каждый ребенок получает жетон в форме сердечка. Дети громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу.

А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить, что нужно:

– быть вежливыми и аккуратными на занятии;

– не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

– не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

Музыкальный руководитель: Тогда я вам предлагаю внимательно посмотреть небольшой ролик про путешествие.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы посмотрели видеоролик. Согласны ли вы на такое путешествие(ответы детей).

Музыкальный руководитель: Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться. А как же мы туда доберёмся (ответы детей)?

Музыкальный руководитель: Очень хорошо у вас работает фантазия. Я вам предлагаю взять по шарику и представить, что летим мы на большом воздушном шаре. Полетели (звучит музыка, под которую дети отправляются в полёт)!

Музыкальный руководитель: А теперь ручки поставьте на пояс, в таком положении наклоняемся вперёд. Вдох делаем носом, а выдыхаем через рот, имитируем дыхание ветра (дети имитируют шум ветра на фоне звука ветра).

Дети имитируют сову, звучит звуки напоминающие птицу.

Музыкальный руководитель: А теперь мы с вами представим, что мы чайки и покричим, чередуя динамику громче – тише и наоборот (дети кричат как чайки на фоне музыки).

Начинаем (фоном звучит музыка):

поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка(растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Музыкальный руководитель: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен (ответ детей)?

Музыкальный руководитель: Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Музыкальный руководитель: Вы очень догадливы, мои маленькие друзья. Совершенно верно – проговаривать скороговорки. А кто знает, что это такое и для чего это нужно (ответы детей)?

Музыкальный руководитель: И на этот вопрос вы правильно ответили. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Может кто-то из вас хочет самостоятельно проговорить скороговорки (ответы детей)?

Музыкальный руководитель: Молодцы. А теперь давайте с вами начнём говорить очень тихо скороговорку, постепенно увеличивая звук, а в завершении скороговорки будем говорить очень громко. И потом сделаем наоборот.

Музыкальный руководитель: Отлично. Вам понравилось (ответы детей)?

Музыкальный руководитель: А скажите мне какое у вас настроение(ответы детей).

Музыкальный руководитель: Давайте улыбнёмся друг другу. Сначала я вам, потом вы друг другу. А потом вы все мне (дети улыбаются друг к другу и потом к педагогу).

Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.

Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие.

Начинаем с распевок-попевок:

Упражнение № 1

Упражнение № 2

Упражнение № 3

Упражнение № 4

Упражнение № 5

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Музыкальный руководитель: Напомните мне, с чего начался наш маршрут (ответы детей)?

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам выступить с новой песней на площади им. Артистов. Кто из вас желает объявить название песни (ответы детей)?

Музыкальный руководитель: Хорошо. А теперь исполняем песню под фонограмму. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие артисты перед зрителями!

Музыкальный руководитель: Спасибо вам мои маленькие певцы, вы выступили очень хорошо. Вам понравилось в городе Пения. А кто напомнит, какой был маршрут (ответы детей)?

А теперь мы отправляемся домой на своих маленьких воздушных шариках (звучит музыка).

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Читайте также: