Мотивация детей к учебе в школе с овз

Обновлено: 06.07.2024

В начале учебного года очень важно напомнить родителям, насколько важна их роль в формировании интереса к учебе у их ребёнка. Как построить отношения с ним, на что очень важно обратить внимание? Именно этим вопросам посвящен данный материал.

Оценить 203 0

Министерство науки и образования Алтайского края

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ:

« Участие родителей в повышении уровня

Подготовила:

г. Барнаул. 2021

«Ученик, который учится без желания,

(Саади )
Сегодня я хотела бы поговорить с вами об отношении к учебе наших детей или, как теперь принято о учебной мотивации. В этом году многие из вас столкнулись с проблемами в учебе детей, т.к. из-за пандемии нам пришлось проводить дистанционную форму обучения.Мало у кого все прошло спокойно. Своя рабочая нагрузка, нехватка времени, невладение методиками преподавания предметов и многое другое, вот то, отчего испытала стресс большая часть из вас. Но многие из вас отмечали снижение интереса к учебе у детей, их несерьёзное отношение к выполнению домашних заданий. Этот учебный год мы начинаем в очной форме, но обращаю ваше внимание, что сейчас, в этот сложный период, мы с вами вместе просто обязаны приложить все усилия, чтобы повысить уровень учебной мотивации наших детей.

Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. В нашем мозгу существуют определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того, чтобы она включились в работу необходимы три компонента: интерес, социальное признание и самооценка. Выделяют пять уровней учебной мотивации: Первый уровень высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Второй уровень хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. Пятый уровень негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные ситуации успеха. В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным учебным предметам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать строителем, и с удовольствием помогает отцу в домашних ремонтно-строительных работах. Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих большинство наших детей в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают чаще всего у большинствавызывают бурные протесты. Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается словари или справочники, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени. Задача педагога группы продлённого дня, и, родителей , при выполнении домашнего задания дома, состоит в том, чтобы школьник уяснил сам по мере своих психофизических возможностей з материал в ходе активной его обработки.

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность создаёт атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Пятиминутный перерыв для отдыха и школьник готов продолжать заниматься .

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении. Среди ошибок, проявляемых родителями, можно отметить следующие:

- отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу;

- неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

- проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая;

- родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников?

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. И, самое ГЛАВНОЕ, любите ребенка. Любите такого, какой он есть.

Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. Тем не менее, отношение самих школьников к процессу обучения может быть не всегда однозначным.

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.

В 2017-18учебном году в 7-8 классах обучается 5 учащихся по адаптированной общеобразовательной программе по Истории для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Данная программа ставит следующие цели:

• изучение исторического материала;

• овладение знаниями и умениями;

• коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

• формирование личностных качеств гражданина;

• подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

• усвоить важнейшие факты истории;

• создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

• усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

• овладеть умением применять знания по истории в жизни;

• выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

• гражданское воспитание учащихся;

• воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

• формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья уровень познавательных возможностей крайне низкий, отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Представления об окружающем мире сужены. Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученики не умеет логически мыслить, анализировать. Мотивация учебной деятельности у ребят снижена.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в деятельность учения.

Мотивационной основой учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ является:

1. Мотивация интереса

2. Мотивация успеха

3. Положительные эмоции

4. Личность учителя

1. Мотивация интереса :

• сравнивать исторические явления и события ( восстания: даты, причины, состав участников, требования, итоги)

• анализировать исторический источник (Составьте портрет Бисмарка, Наполеона 1)

• самостоятельно давать оценку историческим явлениям (Парижская коммуна бунт или подвиг)

• читать историческую карту (Назовите страны, владеющие колониями в Африке)

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх

2). Занимательность (Игровые ситуации, Театрализация (ролевые игры, Состязательность (в команде или с другим учеником)

3). Смена видов деятельности (Читаю, Слушаю, Пишу, Говорю, Думаю)

2. Мотивация успеха

1) Повышенный интерес

После этой фразы, учащиеся живее воспринимают материал.

- занимательность изложения (анекдот, частушка, стих-е, песня.)

- необычная форма преподнесения материала (сатирические плакаты, карикатуры)

- эмоциональность речи учителя

- ситуации спора и дискуссии (Парижская коммуна бунт или подвиг)

2) Положительная оценка (поощрения, похвала учителя, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, мобилизация оценкой приложения учеником новых усилий).

3. Положительные эмоции

- снятие чувства тревожности.

- включенность ученика в коллектив,

- отношения сотрудничества учителя и учащегося,

- помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение,

- формирование у учеников адекватной самооценки.

4. Личность учителя. Стремление к максимальной гибкости. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем легкого общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение.

В результате учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ происходит:

- Повышение мотивации к процессу обучения

- Стойкое усвоение знаний

- Приобретение новых умений и навыков

- Развитие самостоятельности и коммуникабельности

- Развитие способности адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

- Реализация триединых целей процесса обучения

Методические рекомендации по использованию интерактивного комплекса в учебно-воспитательном процессе. Интерактивный комплекс – сенсорный экран, присоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Достаточно прикоснуться.

Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ Обмен опытом "Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ". Обновление содержания.

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе Дидактическая игра имеет значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это одна из доступных форм обучающего.

Типичные затруднения учащихся в процессе взаимоотношения со сверстниками Цель: познакомить педагогов с проблемами взаимодействия учащихся в коллективе. Задачи: 1. Рассмотреть понятие и виды конфликтов в школьной.

Важность жестикуляции учителя в учебном и воспитательном процессе Видео Важность жестикуляции учителя в учебном и воспитательном процессе. В работе с детьми мы привыкли учитывать то, что дети воспринимают информацию.

Влияние развития творческой активности на формирование профессионального самоопределения для учащихся с ОВЗ государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным программам.

Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна

Организация: Красноярский край, Шушенский район, г. Шушенское

В данной статье раскрывается понятие инклюзивного образования. Рассматривается

психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья и его направления работы.

This article reveals the concept of inclusive education. Considers psycho-pedagogical support of teenagers with disabilities and his work.

Ключевые слова: образование, мотивация в обучении, деятельностный подход, ученики с ОВЗ.

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Для XXI столетия характерно понимание, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Государство, общество и семья ставят перед школой в качестве цели помимо приобретения определенного набора знаний и умений, развитие и раскрытие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных компетенций, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Поэтому для реализации задач применяется деятельностный подход обучения.

Деятельностный подход – это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей. Каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества при таком подходе. Указанный подход способствует образованию основных компетенций учащихся: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность, готовность к социальному взаимодействию.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации учащихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Обучение ученика с ограниченными возможностями здоровья, – это мотивированный процесс, прежде всего, для учителя, работающего с такими детьми. Потому задача мотивации школьника с ОВЗ стоит перед учителем, педагогом-психологом с первостепенной важностью и состоит в том, чтобы включить каждого ученика с ОВЗ в учебный процесс, который бы обеспечивал формирование и развитие познавательных потребностей такого ученика. К наиболее значимым мотивациям школьника в учебном процессе относятся: познавательная мотивация, мотивация коммуникативная, мотивация эмоциональная, мотивация саморазвития, мотивация позиции школьника, мотивация достижений, мотивация внешняя, сопряженная с поощрением либо с наказанием.

Мотивация является одним из главных условий успешного обучения.

Следовательно при разработке необходимой мотивации и методов успешного обучения необходимо учитывать: возрастные особенности школьника, выбор мотивации и действий учителя в соответствии с возможностями ученика (это наиболее важно при обучении детей с ОВЗ), использование как групповых, так и коллективных форм работы в классе, использование форм игрового обучения, создание в классе атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, применение поощрения ученика в процессе его обучения, формирования верной самооценки у ученика, трансляция ученику позиции веры учителя в его возможности, создание в классе ощущения ситуации успеха в процессе обучения, трансляция в классе доброго эмоционального настроя учителя, использование в минимальной степени при необходимости порицания неверных поступков ученика в процессе обучения и школьной жизни.

Необходимо помнить, что наказание ученика, его порицание является самой не эффективной мерой мотивации в процессе его обучения.

Библиографический список:

1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 . 12 . 2012 № 273 -ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // Рос. газ. – 2012 . – 31 дек.

2. Брайтфельд, В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков. / В.Н. Брайтфельд. – М.: Дефектология, 2000.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным. Особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении. Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли.

Поэтому, работая с детьми ОВЗ я задалась вопросом: как сделать занятия с детьми более эффективным?

В деятельность учащихся я стараюсь включать такие задания, которые им интересны и которые они делают с удовольствием. Помимо учебников в этом мне помогают коррекционно-развивающие упражнения.

В уроки и в программу коррекционных занятий я включаю упражнения на развитие высших психических функций. Вот некоторые из них:

Продолжи логический ряд.

Посмотрите на последовательность расположения фигур и определите, какие фигуры пропущены.

Что общего? Какое число (слово) лишнее?

948 145 247 840

Который час должны показывать последние в каждом ряду часы?

(6ч, 7ч 5 мин., 8ч 10 мин.)

Дорисуйте картинки так, чтобы все они стали одинаковыми.

Нарисуйте то, что должно быть в пустом квадрате.

Внимательно посмотрите на первые три квадрата и определите, что должно быть в пустом. (Слабые дети выбирают из трёх предложенных)

На экране числа и буквы. Каждая буква соответствует определённому числу. Опираясь на данный шифр, расшифруйте слова и запишите их в тетрадь столбиком.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а и е о ы л с п т м

7 9 4 6 5 столы

6 2 7 1 лиса

7 1 10 1 Сима

6 2 8 1 липа

-Что общего у этих слов?

-Назовите лишнее слово.

-На какие две группы можно их разделить?

- К словам-предметам надо подобрать слова действия. (На экране слова: растёт, шумит, стоят, читает, бежит)

-А теперь запишите эти слова рядом со словами предметами по памяти.

Читайте также: