Мотивационная готовность детей с рас к школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время остро стоит вопрос о возможности обучения в массовых школах детей с аутистическими проявлениями.

Актуальность проблемы аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства. Как показывает отечественный и зарубежный опыт ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психолого- педагогическая коррекция дает возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний и искусстве.

В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений аутичного ребенка, характера его пристрастий и интересов создается индивидуальная программа его обучения, по которой одному ребенку облегчается программа массовой школы по математике, другому - по русскому языку, а остальные - обучаются по программам специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением интеллекта или задержкой психического развития.

Но для того, чтобы ребенок мог успешно обучаться, он должен быть готов к школьному обучению.

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения с взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками.

Проблема данного вопроса заключается в том, что в связи с некоторыми особенностями дефекта, готовность к школе ребенка с аутистическими проявлениями имеет ряд отличий от готовности к школе ребенка в норме.

Тема исследования: готовность к школе ребенка-аутиста.

Цель исследования: изучение готовности к школе ребенка-аутиста.

Объектом исследования является школьная готовность.

Предметом исследования являются компоненты школьной готовности ребенка-аутиста.

Гипотеза: школьная готовность ребёнка с аутистическими проявлениями имеет ряд специфических особенностей:

  • проблемы во взаимодействии с учителями и сверстниками;
  • возможная неусидчивость, а так же невнимательность;
  • неадекватные реакции на успех и неудачи;
  • возможно отсутствие мотивации к обучению.
  1. Анализ литературы, касающейся данной проблемы.
  2. Подготовка диагностического материала.
  3. Проведение исследования с целью определения готовности ребёнка-аутиста к школе.

Для решения поставленных задач, а так же для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Глава 1. Теоретические основы формирования готовности к школьному обучению ребенка-аутиста

    1. Психологическая готовность к школьному обучению

    Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:

    1. интеллектуальный;
    2. эмоциональный;
    3. социальный.

    Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

    • дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
    • концентрация внимания;
    • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
    • логическое запоминание;
    • сенсомоторная координация;
    • умение воспроизводить образец;
    • развитие тонких движений руки.

    Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Обэмоциональной зрелости говорят:

    • уменьшение импульсивных реакций;
    • возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    О социальной зрелости свидетельствуют:

    • потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
    • способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

    Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович (1968) (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.) рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

    • определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
    • достаточное развитие произвольного поведения;
    • определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

    Д. Б. Эльконин (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.), обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:

    • умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
    • умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
    • умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
    • умение работать по образцу.

    Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.

    В работах Е. Е. Кравцовой (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

    Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

    Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

    Получается некоторое противоречие: если обучение стимулирует развитие, то почему нельзя начинать школьное обучение без определенного исходного уровня психического развития, почему этот уровень не может быть достигнут непосредственно в процессе обучения? Ведь исследования, выполненные под руководством Л. С. Выготского, показали, что дети, успешно обучающиеся в школе, к началу обучения, то есть в момент поступления в школу, не обнаруживали ни малейших признаков зрелости тех психологических предпосылок, которые должны были предшествовать началу обучения согласно теории, утверждающей, что обучение возможно только на основе созревания соответствующих психических функций.

    Всем известно, что ребенка с РАС сложно мотивировать в учебной деятельности, дети не умеют справляться с трудностями в обучении, при неудачах и неверных ответах (вербальных или невербальных) ребятишки уходят, отказываются от неуспешного вида деятельности. Отвергают эту деятельность потом еще долгое время. И этого, конечно же допустить нельзя. Ребенок должен находиться в состоянии успеха, задания подбираются индивидуально, предполагается успешное выполнение и хорошее настроение воспитанника. Дети с РАС способны долгое время заниматься с одним и тем же материалом (успешно выполненном и получившим положительные эмоции, возвращаясь в состояние удовлетворенности, как аутостимуляции. Не нарушая состояния удовлетворения, я по не многу начинаю усложнять упражнения, добиваясь более высоких результатов.

    Мотивация детей с РАС во время обучения

    Основная цель этой игры: счет в пределах 10. Главная задача: решить пример на зонтике и найти дождинку с правильным ответом.


    екоторым детям с РАС трудно даются задачи, когда в условии нужно сложить или вычесть количество предметов, а вот вычислительные примеры даются легче. Эта игра позволяет обыграть графическую запись вычислительного примера. И позволит расширить границы познавательных интересов.

    Считаю важным в работе с детьми с РАС

    • Опираться на сильные стороны развития ребенка

    • Гарантировать ребенку успех

    • Включать специальные интересы и увлечения детей в само обучение

    • Создать условия теплой, дружеской обстановки, мотивируя детей общаться со мной.

    • Использовать естественные и социальные поощрения (по возможности)

    Ребенок должен понимать и почувствовать свой успех. Мы завели дневник успехов, в который наклеиваем наклейки в конце занятия. Ребенок понимает, что это награда за работу, за игру и т. д. Родители, видя эту награду, тоже хвалят и поощряют ребенка, тем самым закрепляя состояние успеха. И к этому состоянию конечно же хочется вернуться.

    Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

    Физическая культура для детей РАС Физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) У детей с расстройствами аустического спектра (РАС) имеется.

    Мотивация детей дошкольного возраста к выполнению обучающих и развивающих заданий

    Мотивация детей дошкольного возраста к выполнению обучающих и развивающих заданий Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность, должна способствовать развитию детей. Поэтому.

    Мотивация обучения в кадетской школе: управленческий аспект Кадетская школа дает образование и всесторонне воспитывает гражданина своей страны, который посвящает свою деятельность и образ жизни к.

    Школьная мотивация — залог успешного обучения Школьная мотивация – залог успешного обучения Осталось не так много времени до того момента, как во всех детских садах в небо полетят воздушные.

    Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС, находящихся на дословесном уровне общения 1. Если ваш ребенок не общается.

    Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так :

    • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития) ;

    • специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения) ;

    • общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).

    Особое внимание следует обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это :

    • физическое и психомоторное развитие;

    • личностная и социально-психологическая зрелость;

    Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о том, что ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.

    Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой. Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.

    Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

    Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения :

    • самостоятельное выполнение последовательных действий;

    • воспроизведение наглядных образцов;

    • планирование и контроль своих действий;

    • умение действовать согласно устной инструкции;

    • подчинение своих действий правилам.

    Близки к этим умениям и проявления саморегуляции :

    • способность к целенаправленным действиям;

    • владение своим эмоциональным состоянием.

    Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

    Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования :

    • ответить на вопрос;

    • поднять руку, когда знает ответ на вопрос.

    При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

    Что касается формированию таких важных предпосылок учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.

    Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.

    Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

    Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

    Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента : четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

    В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.

    Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.

    Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

    Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.

    По данным Всемирной организации аутизма, за последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Детский аутизм считается тяжёлым нарушением психического развития. Существует несколько вариантов аутистических расстройств. В последнее время их все стали объединять под общей аббревиатурой РАС.


    Аутизм чаще всего диагностируют у мальчиков — примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Точная причина аутистических нарушений неизвестна. Проявляется аутизм по-разному, но к наиболее часто встречающимся признакам можно отнести следующие: ребёнок с РАС многократно бесцельно повторяет действия и движения, отвергает попытки общения или старается их избежать, имеет грубые задержки речевого развития.

    Проблема распространения РАС привела не только к изучению этого расстройства, но и к необходимым изменениям в обществе. Это и распространение информации об аутизме, и создание особых образовательных программ, подготовка и переподготовка педагогов, тьюторство и наконец, инклюзия. На законодательном уровне принят закон об обучении детей с РАС. Читайте подробнее про особенности обучения детей с РАС.

    Как обучать ребёнка с РАС?

    Кроме того, учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на краткосрочных курсах повышения квалификации, поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития.

    Эти факторы негативно сказываются на отношениях между родителями детей-аутистов и школьной администрацией, приводят к недовольству, конфликтам и даже противостоянию.

    Так как же строится обучение детей с аутизмом?

    На сегодняшний день существует четыре варианта программы обучения детей с РАС, соответствующих ФГОС. Они подразделены по степени интеллектуального развития ребёнка от сохранного интеллекта (программа 8.1) до множественных нарушений развития (программа 8.4). Дети, способные обучаться по образовательным программам (8.1 и 8.2), как правило посещают школу вместе со сверстниками.

    полная инклюзия — посещение обычной школы без тьюторской поддержки,

    посещение обычной школы с тьюторской поддержкой,

    частичная инклюзия (часть времени учащийся обучается в обычном классе, а часть времени — в специализированном);

    учёба в коррекционном классе для детей с различными нарушениями в обычной школе или спецшколе;

    специализированные классы для детей-аутистов;

    специализированные школы для детей с РАС;

    индивидуальное обучение на дому (в том числе с использованием дистанционных технологий).

    Если интеллект ребёнка сохранен и он способен обучаться в школе, то общение со сверстниками решает проблему изоляции и позволяет освоить общепринятые паттерны поведения. Успешное обучение в школе максимально реализует потенциал детей с расстройствами аутистического спектра. Искусственная изоляция напротив ограничивает возможности социального развития.

    При полной инклюзии школа предоставляет ребёнку с РАС тьютора. В его функции входит сопровождение на уроках, помощь учителю в адаптации учебного материала и методик преподавания в соответствии с индивидуальными особенностями ученика.

    Вопрос адаптации обучающих материалов для детей с РАС является не до конца проработанным, несмотря на то, что утверждены стандарты специального образования. Особенно это касается учебников. Обычные для таких детей-аутистов не подходят, а специальных — не создано, поскольку спектр проявления расстройства настолько разнообразен, что унифицировать учебный материал и его подачу очень трудно. В идеале каждому ребёнку с аутизмом требуется индивидуальный подход и набор обучающих материалов.

    В сегодняшних реалиях индивидуален только план обучения, который выдаётся каждому ребёнку в конце первой четверти. Его обсуждают и принимают на психолого-педагогическом консилиуме, на котором присутствуют классный руководитель, учителя-предметники, психолог, дефектолог, логопед. Этот план представляет собой расписание, в котором обозначено, где, чему и когда будет учиться ребёнок. Но, судя по отзывам родителей, эти планы слишком формальные.

    Какие трудности испытывают ученики с РАС на уроках?

    Некоторые дети-аутисты с трудом усваивают материал и, как следствие, начинают переживать, расстраиваться, отказываются заниматься. Дети с РАС:

    медленнее усваивают учебную информацию;

    им труднее концентрировать и удерживать внимание;

    им сложно вспомнить пройденный материал;

    с трудом воспринимают большой объём информации на слух;

    испытывают трудности при выражении своих мыслей.

    При этом нельзя не отметить, что некоторые дети с РАС имеют высокий интеллект, обладают феноменальными возможностями памяти, одарены в математике, информатике, музыке, художественном искусстве.

    Общие рекомендации по работе с детьми с РАС:

    относиться к таким детям нужно уважительно;

    их нельзя торопить, для них это стресс;

    их нужно хвалить, и лучше всего за конкретный результат;

    давать наглядную опору и дозировать вербальную информацию;

    позволять избегать те виды деятельности, которые им не нравятся;

    предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием;

    чередовать нагрузки с отдыхом;

    объединять усилия специалистов и семьи.


    Какие приёмы обучения с такими детьми эффективны?

    Эффективные методы работы с детьми с РАС. Несмотря на индивидуальность расстройства каждого ребёнка, хорошо себя зарекомендовали методы обучения и воспитания детей с аутизмом, основанные на поведенческом анализе:

    микрообучение — дробление учебной темы на маленькие составляющие;

    опора на интересы ребёнка и использование их в видах деятельности;

    визуализация учебного материала (в виде таблиц, схем, пошаговых инструкций). Именно зрительный канал восприятия является наиболее сильным у детей с РАС;

    обучение по расписанию, использование таймеров и часов для наглядности;

    геймификация (учимся, играя);

    поощрение за выполненную работу (мотивация);

    альтернативные методы коммуникации (карточки, картинки, пиктограммы);

    чередование разных типов заданий.

    Эти методы эффективны, но подбираются для каждого ученика индивидуально в зависимости от того, какие трудности испытывает ребёнок.

    Как сделать обучение ребёнка с РАС продуктивным?


    Ещё один способ, как помочь ребёнку-аутисту. В помощь родителям и учителям — образовательная онлайн-платформа iSmart. На платформе есть специальные разделы — тренажёры для детей с нарушениями аутистического спектра (программы 8.1, 8.2, 8.3).

    Дети с аутизмом успешно обучаются на платформе, осваивают основные школьные предметы. Успешному обучению способствуют: формат микрообучения, система умных подсказок, геймификация заданий, мотивация — поощрение за каждое правильно выполненное задание.

    Родители делятся опытом

    Катя, мама ребёнка с РАС, поделилась своей историей.

    На этом примере, мы видим, что целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на жизнедеятельность ребёнка. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех.

    Таким образом, платформа помогает быстро интегрировать ребёнка с РАС в учебный процесс, перестать бояться уроков, восполнить пробелы в знаниях, начать получать удовольствие от учёбы.

    Почему обучение на платформе iSMART так эффективно?

    1. Микрообучение, программа и система подсказок с учётом особенностей детей с РАС позволяют ученику чувствовать свою успешность в обучении, что усиливает их мотивацию.

    2. Обучение без помощи или с минимальной помощью родителей — ключевое преимущество платформы. Благодаря онлайн-тренажёру и умным подсказкам ученики постепенно смогут заниматься самостоятельно.

    3. Обучение на платформе стоит гораздо дешевле, чем занятия с репетиторами. Согласитесь, это важно!

    Если коротко, iSmart помогает детям с РАС быстро и с удовольствием проходить школьную программу, а родителям освобождает время для работы, домашних дел и отдыха.

    Всё, что остается сделать, — это зарегистрировать ребёнка на iSMART и начать заниматься.

    Читайте также: