Мост через реку квай краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В 1942—1943 годах, в самый разгар Второй мировой войны, пока советский народ сражался с немцами и их союзниками, за тысячи километров от Сталинграда и Курской дуги шла совершенно иная битва. В горах Бирмы и Таиланда, под муссонными дождями в тропических джунглях, превозмогая холеру, малярию, дизентерию, голод и чудовищную жестокость Армии Великой Японской империи, четверть миллиона рабов возводили железную дорогу. Всего за год невыносимая задача была выполнена, но цена за этот сложнейший инженерный проект была заплачена страшная. В общей сложности на этой стратегически значимой для Японии стройке погибло более 100 тыс. военнопленных и подневольных азиатских рабочих — по 250 человек на каждый из 415 проложенных километров. История железной Дороги смерти — в обзоре Onliner.by.



Тем не менее ее исход к лету 1942-го еще не был окончательно решен. В этой связи одной из важных задач (хотя и малозаметной на фоне крупномасштабных боевых действий), стоявших перед японцами, являлось обеспечение беспрепятственного снабжения оккупированной Бирмы. Эта британская колония должна была стать плацдармом для грядущего нападения на Индию. Вдобавок именно после ее захвата Япония планировала перерезать каналы поставок вооружения и продовольствия для армии Чан Кайши, воевавшей против нее в Китае.



Проблема заключалась в том, что японцы были вынуждены снабжать свою бирманскую группировку лишь морским путем, а после поражения под Мидуэем этот маршрут оказался под угрозой. У императорских кораблей не было иного выхода, кроме как преодолевать более 3000 километров, огибая узкий и длинный Малайский полуостров и становясь по дороге легкой добычей для подводного флота союзников в Малаккском проливе и Андаманском море. Выход из ситуации, казалось, был прост: связать Бангкок и Рангун, столицы Таиланда и Бирмы, относительно короткой железной дорогой, сделав ее основным источником снабжения армии. Однако простота этого решения была обманчивой.



О подобном проекте задумались еще англичане в XIX веке, однако, изучив трассу предполагаемой железной дороги, прослезились и от идеи отказались. Между бирманским городом Танбьюзаят и тайским Бан Понгом, уже подключенными к функционировавшей железнодорожной сети, было всего около 400 километров, но только 200 из них находились на удобной плоской местности. В глубине территории Таиланда на пути будущих строителей вставала горная гряда Тенассерим, а подступы к ней надежно преграждали казавшиеся непроходимыми джунгли и сотни ручьев, в сезон дождей превращавшихся в бурные реки.


Задача возведения полноценной железнодорожной ветки, пусть и однопутной, тем более в ультракороткие сроки, выглядела на таком фоне невыполнимой. Японцев это, конечно, не остановило, ведь в их распоряжении была бесплатная рабочая сила, которой можно было легко пожертвовать.



В общей сложности для строительства Тайско-Бирманской магистрали императорская армия привлекла около 60 тыс. военнопленных: британцев, голландцев, австралийцев и американцев. Их перебрасывали из тюрем и лагерей со всей оккупированной территории Юго-Восточной Азии: из Сингапура, Индонезии, с Филиппин. Однако основной рабочей силой (а потом и жертвами) этого бесчеловечного проекта стали местные жители Бирмы и Малайского полуострова.







У несчастных строителей было три главных бича: недоедание, невыносимые условия работы и особенно болезни. Значительное количество заключенных, совершив пеший переход к своему лагерю на каком-нибудь 280-м километре дороги, уже оказывались истощены. На стройке их заселяли в открытые бараки из бамбука. В каждом из таких типовых зданий жило около 200 человек, и на одного из них приходилось около двух квадратных метров площади. Впрочем, с этого их страдания только начинались.








Но среди военнопленных японцы хотя бы позволяли работать докторам. Врачи знали, что при подозрении на холеру больного нужно изолировать, знали, что воду просто обязательно необходимо кипятить, а ложки — стерилизовать. У военнопленных была относительная дисциплина, иерархия, организационная структура, что позволяло поддерживать в их среде порядок, распределять дополнительную пищу среди тех, кто в ней особенно нуждался. Помощь и взаимовыручка действительно имели значение. Процент смертности среди военнопленных был значительно меньше: из 60 тыс. человек, занятых на возведении Тайско-Бирманской железной дороги, погибло 16 тыс.



Японцы добились своего. Всего за год — с октября 1942-го по октябрь 1943-го — Дорога смерти была построена и сдана на два месяца раньше установленного срока. То, что казалось невозможным британским инженерам XIX века, было осуществлено. Голые руки рабов с помощью лишь самых примитивных инструментов соорудили не только 415 километров железнодорожного полотна в сложнейших географических и климатических условиях, они возвели и 60 станций со всей инфраструктурой, необходимой для разъезда поездов, их технического обслуживания, дозаправки топливом и водой.



Мост через реку Квай / The Bridge on the River Kwai (1957): постер

Продолжительность 161 минута.

Жанр: приключенческий фильм, драма, военный фильм

Также в ролях: Джек Хокинс (майор Уорден), Джеймс Дональд (майор Клиптон), Джеффри Хорн (лейтенант Джойс), Андре Морелл (полковник Грин), Питер Уильямс (капитан Ривз), Джон Боксер (майор Хьюз), Перси Херберт (Гроган), Хэролд Гудвин (Бейкер), Энн Сирс (медсестра), Хэйхатиро Окава (капитан Канемуцу, в титрах как Henry Okawa), Кэйитиро Кацумото (лейтенант Миура).

Рецензия

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мост через реку Квай / The Bridge on the River Kwai (1957): кадр из фильма

Придётся идти на штурм

Мост через реку Квай / The Bridge on the River Kwai (1957): кадр из фильма

Скоро мост взорвут

Мост через реку Квай

Supanut Arunoprayote" >

Maenamkwai Rd, Tha Ma Kham, Mueang Kanchanaburi District, Kanchanaburi 71000, Таиланд смотреть на карте

Вид на мост с берега:

История моста через реку Квай

Первый мост через реку Квай появился в годы Второй Мировой войны, сооружение воздвигли в ходе строительства Тайско-Бирманской железной дороги, предназначенной для снабжения японской армии, напавшей на Британскую Бирму с территории Таиланда. Сперва мост был деревянным, но всего за полгода его сменила железобетонная конструкция.

Мост через реку Квай или мост № 277 простоял до конца войны и выдержал все авиационные налеты союзников. Разбомбить сооружение удалось лишь в апреле 1945 года. По репарации Япония передала Таиланду две восстановленные центральные секции, что помогло заново отстроить конструкцию и использовать ее в мирных целях.

Панорама моста № 277:

Усугубляет трагизм ситуации тот факт, что Тайско-Бирманская железная дорога связала Бангкок и Рангун всего на пару лет. Проект, унесший тысячи жизней, оказался бессмысленной затеей. После войны строительство дороги признали военным преступлением и разрушили большую часть — из 415 км осталось лишь 130. Участок на территории Бирмы полностью заброшен и поглощен джунглями.

Мост через реку Квай

В память о многочисленных жертвах японской армии в Канчанабури созданы несколько мемориалов и музеев. Ужас тех событий отражает городское кладбище, где покоятся около 7 тыс. военнопленных.

В конце ноября в Канчанабури проходят памятные мероприятия. В эти дни вспоминают погибших при строительстве и в ходе сражений, организуют концерты и шоу.

Экскурсии и поездка на поезде

Туристы, самостоятельно прибывающие в Канчанабури, могут дойти до моста пешком и прогуляться по нему, либо сесть на поезд, который провезет через долину Квай Ной, где сохранился участок Тайско-Бирманской железной дороги.

Тем, кто предпочитает организованные экскурсии, туроператоры предлагают автобусные экскурсии из Паттайи, Пхукета и Бангкока. Такие программы обычно комплексные, кроме моста вы увидите Национальный парк с водопадами Эраван и водопад Сайок Ной, поучаствуете в сплаве по реке Квай и покатаетесь на слонах.

Осмотреть знаменитое сооружение можно с реки, договорившись с местными лодочниками. А на самом мосту № 277 есть смотровые площадки.

Экскурсионный поезд отправляется от Центрального ж/д вокзала Бангкока по выходным дням. В пути есть несколько остановок, одна из них — перед мостом. Здесь туристы выходят, осматривают достопримечательность и загружаются обратно в вагоны. Состав движется дальше до станции Нам-Ток у границы с Мьянмой (бывш. Бирмой).

Мост через реку Квай

Как добраться до моста через реку Квай

Добираться в Канчанабури своим ходом удобнее всего из Бангкока. Кроме экскурсионного поезда, отсюда ходят обычные составы и междугородные автобусы. Дорога занимает 2–3 часа.

Сесть на автобус до Канчанабури получится на Южном автовокзале Сай Тай Май или на северной станции Мо Чит.

В Бангкоке можно арендовать автомобиль, на нем вы доберетесь до моста примерно за 2 часа. Планируйте маршрут с помощью координат: 14.040905, 99.503700.

Маршрут на Google Maps:

Для вызова такси используйте популярное в азиатских странах приложение GrabTaxi.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Мост через реку Квай" или Три правды.

аф.jpg

О чем он? О сложности человеческой натуры. О том, что может быть не одна, а несколько правд. На мой взгляд, в фильме их 3, причем каждая имеет право на существование, потому что мотивации у людей бывают разные.

полковн.jpg

врач.jpg

В лагерь для военнопленных прибывают англичане во главе с подполковником Николсоном. Несколько американцев в больничном бараке скептически наблюдают за тем, как они проходят, чеканя шаг. Мол, знаем мы таких, вон под крестами на кладбище лежат. Комендант лагеря, полковник Сайто, сообщает англичанам, что пленные строят мост через реку Квай и что его надо закончить к сроку. Подполковник Николсон, командир англичан, отвечает, что по Женевской конвенции заставлять офицеров работать нельзя, они могут лишь руководить своими людьми. Так начинается противостояние железной воли английского джентльмена и упорства самурая-японца. Для обоих главное – сохранить лицо.

командос.jpg

Читайте также: