Моралии плутарх краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Плутарх Хсронсйский (46 — 127 гг.) открывает для нас в некотором роде специфичную область античного эклектизма, представляющего собой принципиальную тенденцию к объединению главнейших старых школ, и прежде всёго платонизма и аристотелизма.

Вся философия Плутарха овеяна платоническим идеализмом. Учение о божестве заметно спиритуализуется. Но оно не просто превращается в концепцию абстрактной всеобщности, но согласно синтетической направленности века дает преломление этой всеобщности в сфере единичного или по крайней мере начинает его давать. Это просматривается в том, что, имея гораздо более возвышенное и духовное представление о божестве и высоко вознося его над материей и миром, Плутарх в то же время занят вопросом о внутреннем общении низших сфер с божеством. Он не только заполняет неизбежно возросшее расстояние между божеством и физическим миром разнообразными демонами, но заговаривает и о внутреннем явлении божества в виде некоего умного света. Тут зарождается та форма античной философии, которая умеет избегать абстрактных форм всеобщности и единичности и которая живет такими формами, где всеобщее и единичное сливаются в единую реальность [4].

Для истории античной философии Плутарх весьма интересен как переходное звено от раннего стоического платонизма к неоплатонизму. В его творчестве действительно можно найти следы самых разнообразных философских течений. Он критикует стоиков за их материализм, пантеизм и этический ригоризм. Он платоник. Но все же от стоицизма у него остались представления, которые не исчезнут из античной философии. Таково учение Плутарха о причастности человеческой души к мировой душе, человеческого разума — к божеству. Вообще говоря, платонизм Плутарха, несомненно, прогрессирует в сравнении с Посидонием, жившим на столетие раньше [3].

Однако историко-философская точность заставляет нас признать, что платонизм Плутарха скорее описательного или, может быть, интуитивного характера, что и помешало ему стать неоплатоником, то есть диалектиком. В описательном плане чувственно-материальный космос Плутарха весьма убедителен и даже изыскан. С такой общей интуитивной точки зрения Плутарха уже не беспокоит отделяющая материю от идеи бездна. Да ее и не чувствуется в его разнообразных характеристиках общефилософского монизма. И тем не менее материя и идея оказываются у него чересчур большой противоположностью, которую неизвестно как можно преодолеть. Другими словами, сверхразумное первоединство, которым прославился основатель неоплатонизма Плотин, можно сказать, у Плутарха практически отсутствует [3]. Для нас прежде всего интересно то, что Плутарх стремится подражать и именно в той его завершенной форме, которую создали Платон и Аристотель. Мы находим у Плутарха массу неоплатонического, что и отрывает его самым решительным образом от греческой, чисто объективной классики. Плутарх как писатель, и не один он, представляет собой переходное звено от самой ранней ступени эллинизма к классическому возрождению в греческой литературе II в. н. э. Поэтому утверждение его склонности к философии классики, и прежде всего к Платону, вызвано тем обстоятельством, что весь I в. н. э. был переходом от эллинизма начальной поры к эллинизму греческого возрождения II в. н. э. [1]

Плутарх находил в классическом платонизме в первую очередь учение о божестве, но не в виде наивного вероучения, а в виде продуманного требования бытия, и притом единого бытия, которое является пределом и возможностью для всякого частного бытия и для всякой множественности. Плутарх считает, что если имеется бытие частичное, изменчивое и несовершенное, то это значит, что имеется бытие единое и цельное, неизменное и всесовершенное. “Ведь божественное не есть множественность, как каждый из нас, представляющий разнообразную совокупность из тысячи различных частиц, находящихся в изменении и искусно смешанных. Но необходимо, чтобы сущее было одним, так как существует только единое. Разнообразие по причине отличия от сущего оборачивается небытием. Вечно неизменному и чистому присуще быть единым и несмешанным” [8, с. 250]. Плутарх представляет своеобразные взгляды на связи божественности с обыденным бытием: “Насколько возможно найти соответствие между переменчивым ощущением и умопостигаемой и неизменной идеей, настолько это отражение даст так или иначе какое-то призрачное представление о божественной милости и счастье” [8, с. 251]. Таким отражением божественного совершенства является прежде всего космос: “Все, что присуще так или иначе космосу, божество объединяет в своей сущности и удерживает слабую телесную субстанцию от уничтожения” [8, с. 251]. Бог же в представлении Плутарха есть нечто объемное, цельное, которое не способствует возникновению зла, но без которого невозможно добро.

Рассматривая учение Плутарха о божестве, можно сделать вывод об определенной монотеистической тенденции у херонейского философа. В самом деле, бог, по его представлениям, есть некое единое, чистое и беспримесное существо, светообразное и духовное "[7, N° 3, с. 264 ]. Он единственный является истинно сущим, причем существование его не ограничено временными пределами, он наполняет собой неподвижную и неизменяемую вечность [8 ]. Бог является простым началом, поэтому, считает Плутарх, нельзя согласиться со стоиками, которые признавали божество мыслительным телом или же полагали, что бог — это ум в материи, так как телесность и причастность к материи лишают его вечности и неразрушимости. Но это, с другой стороны, не значит, что правы эпикурейцы, которые учили о том, что божество отстраняет от себя все могущее привести к нарушению его покоя или к его гибели. Дело заключается в том, что бог не есть многое, но представляет собой единую субстанцию и чистое несмешанное существование [9].

Правда, нужно заметить, что подобное представление Плутарха о божестве при всей его возвышенности не является в должной мере философски продуманным. Приверженность к монотеизму, насколько о нем можно говорить в пределах язычества, не опирается на диалектику; отсюда и его ограниченность, невозможность дать понимание божества, как у платоников. Плутарх при характеристике божества исходит из его нравственного и духовного совершенства, поэтому бог оказывается у него вездесущей волей и совершенной святостью. Принадлежат богу и совершенная мудрость, и владеющий истиной ум, дающий ему всеведение. Но все же главным свойством бога является добродетель, поэтому он и оказывается для людей отцом благозакония, справедливости, истины и кротости; будучи всецело благим, бог является существом самодовлеющим и не приемлет ничего слабого, ущербного. Поэтому бог не может произвести зла. Но здесь монотеистическая тенденция Плутарха преходит в свою противоположность [10].

В самом деле, по Плутарху, в мире мы сталкиваемся со злом. Следовательно, для него должна быть причина, а раз так, то в мире существует наряду с благим и противоположное начало. Таким началом, полагает Плутарх, является душа. Эта мировая душа представляет собой беспорядочное движение первоматерии, которая так же вечна как бог. Плутарх считает, что положение о двух началах, добром и злом, можно обнаружить в греческой философии, а именно, Эмпидокл, пифегорейцы, Парменид, Анаксагор и Аристотель говорили о наличии в мире двух начал; они называли любовь и вражду, единое и двойцу, свет и тьму, ум и беспредельное, форму и материю. Но особенно отчетливо выразил эту точку зрения Платон, в «Законах№ которого речь идет о злой душе наряду с доброй. Плутарх говорит то о двух душах, то о двух частях единой мировой души [5]. Однако и в том, и в другом случае в мире после упорядоченной деятельности бога остается область, до конца не подчинившаяся его организующей деятельности. Бог может привести в порядок лучшую часть души, одолеть же злой ее природы он не в состоянии. Мятежная душа вносит в мир беспорядок, а в человеке проявляется в необузданности его чувственной природы. Что же касается упорядоченной и лучшей части души, то она, “будучи причастна уму, рассуждению и гармонии, является не только произведением бога, но и частью его; и произошла она не через него, но от него и из него” [5, с. 373]. Поэтому бог не только творец, но и отец мира, поскольку, породив разумную душу, он через нее вселял в материю одушевление и жизнь [6, с. 418]. Но здесь можно заметить, что как прежде недостаточно продуманная монистическая тенденция приводила Плутарха к дуализму, так теперь от этого пифагорейского дуализма он переходит едва ли не прямо к стоическому пантеизму, от которого сам же стремится избавиться, отказываясь считать бога умным телом [9].

Итак, душа, назначенная богом управительницей вещества, создает из беспорядочного и безобразного стройное и послушное тело: она придает материи красоту, форму, соразмерность и уподобляет ее божеству [5]. Великий бог приводит неупорядоченность в порядок благодаря соответствующему расположению имеющегося материала, он не отнимает ничего от сущего и не прибавляет к нему, но указывает каждому из выделенных элементов его место в системе целого [9]. Трудносоединимые элементы, по Плутарху, приведены в гармонию посредством гармонического соединения их через средние элементы. Так огонь и земля соединены воздухом и водой [7].

До начала организующей деятельности божества еще не было времени, существовало только неоформленное божество времени. Само же время — это уже упорядоченное и определенное движение мира, отражающего в своей вечной подвижности вечную природу божества. Поэтому можно сказать, что мир, понимаемый как живое существо, — это бог в развитии [7, № 4, — с. 248].

Из всего сказанного можно выстроить примерную упрощенную схему этических представлений Плутарха: 1 — сфера чистого разума (ум или бог) — чисто световой и все осмысливающий луч; 2 — прохождение этого смыслового луча через внесмысловую область — материю; 3 — превращение единого светового луча во множество отдельных уже не световых, но цветовых явлений. И все это идет от сверхчувственного божества и материи [7]. Наряду с этими взглядами в плутарховской космологии встречаются представления, близкие к стоическому монизму. Душа как один из составляющих мир элементов понимается не только как сознание божества, но и как часть его: “Мир движет не только душа, но может быть многие и, по крайней мере, не. меньше чем две: из них одна благотворительная, а другая противоположная ей и творит все противоположное” [7, № 4, с. 249].

Посредниками между божественным и человеческим у Плутарха оказываются демоны: “Есть два бога, творящих добро и зло и подобных соперничающим ремесленникам, а иначе благого называют богом, а другого демоном” [7, № 4, с. 248]. Довольно подробно Плутарх рассматривает этот вопрос в диалоге “О демоне Сократа”. Он высказывает довольно интересные суждения и вполне логично объясняет существование демона как силы, руководящей жизнью человека: “Демон Сократа явил ему некий руководящий жизненный образ, всюду предтекший ему, подавший совет и могучесть, в делах неясных и недоступных человеческому разуму: в этих случаях демон часто вступал в собеседование с Сократом, сообщая божественные участия его намерениям” [6, с. 407 ]. Плутарх выстраивает сложную, но вполне объяснимую иерархию видов одушевленных существ: боги, демоны, герои, люди, неразумные животные.

Основываясь на вышесказанном, можно определить представления Плутарха. Итак, основой всего является всеобъемлющий, разумный, вечный космос, в котором возникают более мелкие, но не менее разумные объекты. В космосе существуют божество и материя. Божество определяется Плутархом как нравственное и духовное совершенство, вездесущее, самосознательное и добродетельное нечто, одаренное всемогущей волей и совершенной святостью. Божество представляет добрые начала в мире, тогда как материя является условием для существования зла. Сама по себе эта материя безразлична, или, скорее всего, в ней совмещаются противоборствующие стремления: ей присуще тяготение к божеству, но есть в ней и иной принцип, проявляющийся в беспорядочном движении. Для создания мира “единое” (монада) — божество соединяется с неопределенной двойственностью (диадой) — материей; первое понимается как формирующее начало, второе — как нечто приемлющее форму [2]. Проводниками идей, находящимися между божеством и материей, являются боги и демоны. Они помогают наиболее мужественным и мудрым людям — героям в жизни. Людей такого типа и выводил Плутарх в своих знаменитых “Сравнительных жизнеописаниях”, синтезируя таким образом свои философские воззрения в литературно-исторической деятельности.

Библиографический список

1. Аверинцев С. С, Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973. 277 с.

2. Елпидинский Я. Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. СПб., 1893.316 с.

3. Лосев А. Ф. История античной философии. М.: Мысль, 1980. 207 с.

4. Лосев А, Ф. Эллинистически-римская эстетика I — II в. н. э. М.: Изд-во Моск, ун-та. 1979. 476 с.

5. Плутарх. О происхождении мировой души по “Тимею” Платона // Браш М. Классики философии: В 3 т. СПб., 1913. Т. 1. С. 378 — 402.

6. Плутарх. Пир семи мудрецов // Там же. 402 — 423.

7. Плутарх. Моралии. Об Исиде и Осирисе // Вести., древн. истории. 1977. № 3. С. 245 — 268; № 4. С. 229 — 252.

8. Плутарх. Моралии. Об Е в Дельфах // Вести, древн. истории. 1978. № 1. С. 235 — 252.с.

9. Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906. 170 с.

10. Фрейберг Л. А. “Моралии" Плутарха // Вести, древн. истории. 1978. № 3. С. 219 — 229.

Об этом мыслителе ходили легенды. Говорили, будто он может узнать тайные мысли человека, поговорив с ним всего лишь пять минут. Сам Плутарх, знаменитый древнегреческий историк, писатель и государственный деятель, утверждал, что в этом ему помогает глубокое знание человеческой натуры, и охотно давал правителям советы, как понимать своих подданных и управлять ими.

Плутарх родился в конце 40-х годов I века н. э. в небольшом городке Херонее в Беотии. Отец его был зажиточным человеком, но не аристократом. Он обладал некоторой образованностью и даже занимался философией. Это дало возможность Плутарху рано приступить к школьным занятиям и еще в юном возрасте стать высокообразованным человеком. Не будучи аристократом, Плутарх не возводил свой род к слишком большой старине и не упоминал никаких знаменитых героев из своих предков. Известно только, что его прадед был свидетелем жестокостей солдат Антония в борьбе этого вождя с Октавианом. Но в какой должности был этот прадед – неизвестно.

По-видимому, род Плутарха принадлежал к классу образованных людей, любителей литературы, мифологии и разного рода преданий и легенд из истории Греции и Рима.

В молодости в Афинах Плутарх изучал математику, риторику и философию. Вскоре после возвращения из Афин в Херонею Плутарх получил от городской общины какое-то поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В Риме Плутарх достиг огромного влияния при дворе императоров; есть сведения, что император Траян требовал от наместников провинции Ахайя, чтобы они в своем управлении руководствовались указаниями Плутарха.

В течение всей жизни Плутарх много путешествовал. Он объездил всю Италию и Македонию, добирался и до Малой Азии. Его многочисленные разъезды объяснялись необходимостью для него как для историка собирать исторические материалы в разных местностях Греции и Рима, а также его лекционной деятельностью и выступлениями на философские, исторические и особенно моральные темы. Среди правителей и местных жителей Плутарх пользовался непререкаемым авторитетом. Где бы он ни был, к нему всегда съезжались люди, чтобы он помог им советом в их нравственных трудностях.


Moralia (в древнегреческой Ἠθικὰ / Ethika в Латинской Moralia ) являют собой хаотическую смесь греческих текстов Плутарха ( I - й - II - го века ). Они имеют дело с разными предметами, которые могут быть религиозными или этическими, философскими, литературными, но также и более прозаическими. Гуманисты XVI - го века (как Erasmus и особенно Монтень ) будут черпали вдохновение.

Резюме

Дизайн

История редакции

Договоры, составляющие моральные произведения

Трактаты даются в порядке издания Estienne со связанной нумерацией страниц, нумерацией в корпусе Planude и, возможно, присутствием в каталоге Lamprias.

Несколько трактатов, которые являются частью сочинений Плутарха, не включены в корпус из 76 трактатов, собранных Эстьеном:

Рейтинги

Столкнувшись с разнообразием договоров и объективностью классификации Planude и Estienne, он часто испытывал искушение классифицировать договоры, зная, что такого рода операции считаются деликатными. Эллинист Конрат Циглер (де) классифицировал их на одиннадцать категорий в зависимости от затронутых тем (в скобках - сочинения, которые он считает апокрифическими):

Классификация Циглера часто использовалась, но вызвала критику в отношении раздела неклассифицируемых трактатов и актуальности категоризации, которая разделяет политику, физику, мораль, педагогику и философию. Специалист Плутарха Итало Галло (it) предпринял попытку новой классификации, основанной на литературной форме:

  • Заявления
  • Договоры
  • Диалоги
  • Утешения
  • Сборник рассказов и легенд
  • Сборник слов и мелочей
  • Проблемы-Литература ( Problemata-Literatur )
  • Исторические биографии

Тем не менее эту классификацию можно улучшить, поскольку категории относятся к довольно разнородным договорам. Параметры следует скрещивать с другими данными для лучшей категоризации.

Утраченные работы и фрагменты

  • Αίτίαι τών Άράτου Δτοσηυείων, Quaestiones de Arati signis (119)
  • Εί ή τών μελλόντων πρόγνωσις ώΦλμυος, An utilis sit praenotio futurorum
  • Είς Έμπεδοχλέα (43)
  • Είς τά Ήσιόδρου Θηριαχά, Commentaria in Hesiodum , 87 фрагментов

Благодаря каталогу Lamprias, к которому относится нумерация, мы знаем несколько философских сочинений:

  • Платон и Академия: Об аргументации антилогией , 5 книг (45), О том, что Академия, возникшая в результате Платона, является единым целым (63), О различии между пирронианцами и академиками (64), Что мир возник. согласно Платону (66), Где идеи (67), Как материя участвует в идеях, что она составляет первичные тела (68), Защита Теагеса Платона (70), Что гаданиеохраняетсяакадемиками (71), может быть тем же трактатом, что и Доктрина Академии не борется с гаданием (131), Академические конференции (134), О познании себя и Если душа бессмертна (177), может быть тем же трактатом, что и душа есть бессмертный (226), О материи (185), О том, кто откладывает все свои суждения, не может действовать (210), Что такое Телос согласно Платону? (221) и как мы будем судить об Истине? (225).
  • Антиэпикурейцы: против доктрины Эпикура о богах (80), о противоречиях эпикурейцев (129), о том , что зависит от нас, против Эпикура (133), что эпикурейцы имеют больше парадоксальных замечаний, чем поэты (143) , Флорильи и опровержения стоиков и эпикурейцев (148), О видах жизни. Против Эпикура (159).
  • Антистоики: О справедливости, против Хрисиппа, 3 книги (59), Об общем опыте, против стоиков (78), Причины, которые заставляют стоиков ошибаться (149), О первом способе заключения, против Хрисиппа (152) и О том, что в наших силах, против стоиков (154).
  • О других философах: Комментарий Эмпедокла , 9 книг (43), Отрывки из философов, 2 книги (50), О работах Теофраста , касающихся критических моментов в политике (53), О первых принципах Протагора (141), О десяти тропах Пиррона (158), О первых философах и их преемниках (184), О Киренаике (188), Об учении Гераклита (205) и Книгах подготовительных упражнений для философии (223)
  • Сборники, сборники и списки: Три книги басен (46), Выбор текста философов, в двух книгах (50), По городам, в трех книгах (51), Четыре книги по истории, которыми пренебрегают ( 54), Две книги пословиц (55), Исторические и поэтическиестроматыв 62 или 66 разделах (62), Apomnemoneumata (125), Греческие и римские параллельныеистории (128), О пословицах александрийцев (142), О датах (152 и 200), сборники Айтиай (160, 161, 166, 167), Об известных людях (168), Решение проблем (170), Сборник оракулов (171), Образец естествознания (183), Айтиай естественного наука (218).

Справка

Заметки

Источники

Библиография

Редакции

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Об этом мыслителе ходили легенды. Говорили, будто он может узнать тайные мысли человека, поговорив с ним всего лишь пять минут. Сам Плутарх, знаменитый древнегреческий историк, писатель и государственный деятель, утверждал, что в этом ему помогает глубокое знание человеческой натуры, и охотно давал правителям советы, как понимать своих подданных и управлять ими.

В молодости в Афинах Плутарх изучал математику, риторику и философию. Вскоре после возвращения из Афин в Херонею Плутарх получил от городской общины какое-то поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В Риме Плутарх достиг огромного влияния при дворе императоров; есть сведения, что император Траян требовал от наместников провинции Ахайя, чтобы они в своем управлении руководствовались указаниями Плутарха.

В течение всей жизни Плутарх много путешествовал. Он объездил всю Италию и Македонию, добирался и до Малой Азии. Его многочисленные разъезды объяснялись необходимостью для него как для историка собирать исторические материалы в разных местностях Греции и Рима, а также его лекционной деятельностью и выступлениями на философские, исторические и особенно моральные темы. Среди правителей и местных жителей Плутарх пользовался непререкаемым авторитетом. Где бы он ни был, к нему всегда съезжались люди, чтобы он помог им советом в их нравственных трудностях.

Больше всего, однако, Плутарх любил свою родную Херонею, где вначале он даже занимал должность надзирателя за общественным порядком в городе и за городским строительством. В дальнейшем в той же Херонее он занимал должность архонта-эпонима. Должность эта была самой высокой в городе, с разнообразными функциями организационно-общественного, организационно-бытового, юридического, судебного и филантропического характера. Был он распорядителем при жертвоприношениях и следовавших за ними играх. А под конец жизни Траян пожаловал ему ни больше ни меньше как звание консуляра1. Возможно, он был даже прокуратором2 всей Греции, так что в его подчинении оказалась вся греческая администрация.

Перу Плутарха принадлежит более 210 сочинений на самые разные темы. Это и труды по философии и этике, и исторические очерки, биографии знаменитых людей. Общим мотивом всего его творчества было одно – практическая направленность. Плутарх в своих сочинениях дает практические советы, как научиться добродетели, как управлять своим гневом, как распознавать льстецов, как избегать долгов, наставляет правителей в государственных делах. Все это сделало его одним из самых популярных писателей Древнего Рима.

Читайте также: