Мониторинг музыкального руководителя в доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Целевые ориентиры по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников:

• Укрепление у детей интереса и любви к музыке, потребности в музыкальных впечатлениях.

• Развитие общих музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового слуха, музыкальной памяти)

• Развитие элементарных навыков и умений во всех доступных детям видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах)

• Поддержка творческой активности, способности к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.

• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.

• Становление эстетического отношения к окружающему миру.

• Сопереживание персонажам музыкальных произведений.

• Овладение детьми культурными способами деятельности.

• Проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

• Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Карта оценки эффективности педагогических воздействий образовательная область

Имя ребёнка Период Направления реализации

1 2 3 4 5 6 7 8

Направления реализации образовательной области

(подготовительная группа)

Восприятие музыки (слушание)

Навыки культурного слушания музыки (слушание)

Владение координацией слова, движения, музыки (м/р движения)

Развитие пространственных и временных ориентировок (м/р движения)

Инициативность при исполнении песен на занятиях и в быту (пение)

Сформированность певческих умений и навыков (пение)

Реализация самостоятельной творческой деятельности (игра)

Обладание волевыми качествами: выдержка, настойчивость, целеустремленность (игра)

Критерии оценивания уровня развития интегративных качеств по образовательной области

1 Балл (низший уровень)

- Ребенок явно не откликается на эмоции, отраженные в произведениях,

затрудняется передать выразительные образы как в речи, так и в движениях,

не понимает средства выразительности используемые авторами.

Ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;(низший уровень)

2 балла (низкий уровень)

– Дошкольник ситуативно откликается на эмоции, отраженные в произведениях,

эмоциональное реагирование неглубокое,

в речи и движениях отражает наиболее яркие образы произведений, но творчества не проявляет.

Ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;(низкий уровень)

3 балла (средний уровень)

–Ребенок кратко отражает в речи свои переживания,

возникающие при восприятии произведений искусства,

творчества в данном процессе не проявляет, преобладают стереотипы.

Ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого

все предложенные задания;(средний уровень)

4 балла (высокий уровень)

– Дошкольник адекватно, ярко, глубоко реагирует на произведения, творчески использует

разнообразные речевые и неречевые средства, развернуто описывает свои переживания,

возникающие при восприятии произведений искусств, проявляет любознательность,

интересуется причинно-следственными связями.

Ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно. (высокий уровень)

Карта оценки эффективности педагогических воздействий образовательная область

Имя ребёнка Период Направления реализации

1 2 3 4 5 6 7 8

Направления реализации образовательной области

(старшая группа)

Проявление любознательности, выявление причинно-следственных связей (слушание)

Потребность в музыкальных впечатлениях (слушание)

Владение основными музыкально-ритмическими движениями, контроль и управление собой (м/р движения)

Проявление самостоятельности в танцевальном и игровом поведении (м/р движения)

Способность к песенному творчеству, импровизации (пение)

Владение элементарными навыками и умениями в пении (пение)

Координация музыкального мышления и двигательных функций (игра)

Обладание развитым воображением реализация самостоятельной творческой деятельности. (игра, м/р движения)

Критерии оценивания уровня развития интегративных качеств по образовательной области

1балл (низший уровень)

Не проявляет интереса к музыке, даже с помощью взрослого не может объяснить смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения. Не владеет навыками культурного слушания.

Не откликается на эмоции, отраженные в музыкальном произведении. Может проявлять неадекватные конкретной ситуации переживания, не может дать персонажам,событиям эмоциональную оценку. Затрудняется в передаче образов как в речи, так и движениях, не понимает средств выразительности. Не может оценить произведение, выделить главное, причины, и следствия. Не соотносит содержание музыкального произведения с иллюстрациями.

2балла (низкий уровень)

Затрудняется дать оценку музыкального произведения, а если с помощью взрослого дает ее, то не мотивирует. Не проявляет выраженного интереса к музыкальным произведениям. Даже с помощью взрослого затрудняется в объяснении смены настроения в музыкальном произведении, динамики музыкального образа и средств его воплощения, дает стереотипные, неинформативные или неправильные ответы. Владеет отдельными навыками культурного слушания.

Откликается на эмоции, отраженные в музыкальных произведениях, но эмоциональное реагирование неглубокое, затрудняется в словесном переживании, не понимает средств музыкальной выразительности.

3балла (средний уровень)

Проявляет интерес к музыкальным произведениям, с помощью взрослого объясняет смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и некоторые средства его воплощения. С помощью взрослого соотносит содержание произведения с иллюстрациями, использует в речи небольшой словарный запас. Достаточно выразительно отражает образы музыкального произведения, но уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы. Наблюдается стереотипное эмоциональное реагирование.

4бала (высокий уровень)

Проявляет устойчивый интерес к музыкальным произведениям, понимает и развернуто объясняет смену настроения в музыкальных произведениях, динамику музыкального образа и средства его воплощения. Овладел навыками культурного слушания. Ярко,выразительно отражает образы от музыкальных впечатлений в творчестве. Используя речевые и неречевые средства. Замечает и понимает эмоциональные проявления в разных жанрах музыкальных произведений, понимает средства выразительности, дает им развернутые и мотивированные характеристики. Самостоятельно предлагает варианты содействия персонажам, используют в речи сравнения, эпитеты, соотносит содержания музыкальных произведений с иллюстрациями,своим жизненным опытом.

Карта оценки эффективности педагогических воздействий образовательная область

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мониторинг музыкальных способностей детей

Музыкальный руководитель

Буц Нафиса Рашидовна

Пояснительная записка

Оценка музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы является частью мониторинга. Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, по-скольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

В провидение диагностики я применяю методику К.В.Тарасовой. Диагностика делится на входную и выходную: входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябре, октябре), а выходная в конце учебного года (апрель, май).

Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Цель мониторинга:

индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;

выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними дальнейшей коррекционной работы;

выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;

выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Дата проведения: входной мониторинг сентябрь - октября

выходной мониторинг апрель - май

Категория оценивания

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

Низкий уровень: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Средний уровень: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Высокий уровень: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА

Низкий уровень: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

В то же время , если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ

Низкий уровень : интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.

Средний уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.

Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.

Высокий уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ - МЫШЛЕНИЯ

(по показателю словесных характеристик)

Низкий уровень : ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому, восприятие музыкального художественного образа становится более адекватным, ребенок может почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

ПРОДУКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.

Средний уровень . В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы справляющиеся с таким родом заданий могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.

Высокий уровень. В импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Младшая группа

Эмоциональная отзывчивость

Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной длительности по показу музыкального руководителя.

Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

Музыкальный слух.

Предложить ребенку узнать песенку. (из пройденного музыкального материала)

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

Продуктивный компонент музыкального мышления

1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано или металлофоне.

2. Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

3. Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Средняя группа

Эмоциональная отзывчивость

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с

3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной, двух длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок одной, двух длительностей.

Музыкальный слух.

2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

4. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука.

Продуктивный компонент музыкального мышления

1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано

2. Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

3. Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Старшая группа

Эмоциональная отзывчивость

Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести ритм хлопками двух, трех длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

3. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

4. Предложить определить музыкальный инструмент по тембровому

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

Продуктивный компонент музыкального мышления

1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано

2. Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Подготовительная к школе группа.

Эмоциональная отзывчивость

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку самостоятельно

3. Предложить исполнить музыкальные движения самостоятельно

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести ритм хлопками двух, трех длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить посмотреть и повторить ритм в танцевальных движениях.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку с музыкальным сопровождением и без.

3. Предложить определить музыкальный инструмент по тембру

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

Продуктивный компонент музыкального мышления

1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано

2. Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

Цель мониторинга: определение уровня освоения детьми ООП ДОО на музыкальных занятиях.

По результатам освоения мониторинга средней балл составил 78.4%

Уровень музыкального развития рассматривется по пяти критериям: эмоцианальная отзывчивость, чувство ритма, звуковысотный слух-интонирование, восприятие - мышление, музыкальное творчество.Требование к критириям для каждого дошкольного возоаста, базируется на требованиях основной образовательной программы ДОО "От рождения до школы"(под редакцией Н.Е, Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).

Эмоциональная отзывчивость в трех группах младшего дошкольного возраста на начало года средний показатель составил 68.9%, на конец года -78%.Динамика состовляет - 9,1%

Чувство ритма в тех же группах на начало года - 56.5% на конец года - 76.3%. Динамика - 19.8%

Звуковысотный слух и интонирование на начало года - 59.8%, на конец года - 72.4%. Динамика - 12.6%

Восприятие и мышление на начало года - 59.3, на конец года - 71.9%. Динамика - 12.6%

Музыкальное творчество на начало года - 58.9, на конец года - 73.3. Динамика - 14.4%

Общий средний показатель по всем критериям и по трем группам на конец года составил - 74.2%

Эмоциональная отзывчивость детей среднего дошкольного возраста (одна группа) на начало года показала 79%, на конец года - 88%. Динамика состовляет - 9%.

Чувство ритма на начало года - 69%, на конец года - 74%. Динамика - 5%

Звуковыстный слух и интонирование на начало года - 59%, на конец года - 79%. Динамика - 20%

Восприятие и мышление на начало года - 64%, на конец года - 76%. Динамика - 12%.

Музыкальное творчество на начало года 53%, на конец года - 80%. Динамика - 27%

Средний показатель по всем критериям на конец года составил - 79%.

Эмоциональная отзывчивость детей старшей группы (одна группа) на начало года показала 84%, на конец года - 87%. Динамика состовляет - 3%

Чувство ритма на начало года - 74.3%, на конец года - 89%. Динамика - 14.7%

Звуковысотный слух и интонирование на начало года - 63%, на конец года - 73%. Динамика - 10%.

Восприятие и мышление на начало года - 67%, на конец года - 82%. Динамика - 15%.

Музыкальное творчество на начало года - 60%, на конец года - 76%. Динамика - 16%.

Средний показатель по всем критериям на конец года составил - 81.4%

Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.

Этапы работы:

1 этап диагностический : сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.

2 этап практический : проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап обобщающий : итоговая диагностика музыкального развития детей, оценка результатов.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:

§ Игра на музыкальных инструментах

В диагностическом исследовании приняли участие 115 воспитанников, из них:

- младшая группа – 21 детей;

- средняя группа – 20 детей;

- 1 старшая группа - 19 детей.

- 2 старшая группа - 15 детей.

- 3 старшая группа - 23 детей.

- подготовительная группа 17 детей

Методика оценки имеет трехуровневый подход:

Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.

По результатам проведенной диагностики выявлено на начало учебного года: высокий 12 %, средний 44 %, низкий 44 %.

По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: высокий 60 %, средний 38,3%, низкий 1,7 %.

Данные диагностики показывают, что индивидуальная педагогическая работа с детьми дало положительный результат, но в конце года у некоторых

детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности.

Выводы (конец года)

1.Уровень музыкального развития детей групп к концу 2017-2018учебного года вырос по сравнению с показателями на начало года. Этому способствовало несколько факторов, таких, как: высокий профессионализм и творческий подход педагогов, их заинтересованность в достижении лучших результатов; систематизированные музыкальные занятия, досуги и праздники (реализация образовательной программы). Воспитанники детского сада успешно освоили программу музыкального воспитания.

2. Используя систематическую, планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию музыкальных способностей можно достичь положительной динамики.

3.Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.

4. Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.

Рекомендации :

Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей. продолжать оснащать фонотеку группы ,музыкальный уголок музыкальными игрушками и дидактическими играми.

Читайте также: