Мои первые опыты школа 2100

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

Образовательная программа

краткосрочного курса

"Мои первые опыты"

(научные эксперименты во 2-ых классах)

2017 - 2018 учебный год

Дорожевец Ольга Александровна,

учитель начальных классов

Образовательная программа

ФИО, должность:

Дорожевец Ольга Александровна, учитель начальных классов.

Направление работы, в рамках которого реализуется программа – научно-практическое

Целевая группа учащихся – учащиеся 2-х классов

Количество обучающихся : 15-20 человек

Количество часов , из них количество часов на аудиторную, практическую, самостоятельную работу учащихся - 10 часов, из них: 2 часа на аудиторную работу, 6 часов на практическую, 2 часа на самостоятельную работу.

Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности – программа включена в план внеурочной деятельности.

Организационные условия: 10 занятий во внеурочное время

режим проведения - 1 раз в неделю

Ожидаемые результаты реализации программы

Критерии и показатели результативности программы

-умение следовать инструкции при выполнении работы

Регулятивные

-целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

овладеть навыками работы с простыми химическими веществами ,

-выбор наиболее эффективного способа решения практической задачи

-формирование логических связей при работе по аналогии (создание нового продукта на основе ранее сделанных)

самостоятельно применить полученные знания и умения при проведении самостоятельного опыта

Объекты оценивания - самостоятельно выполненный опыт в соответствии с инструкцией.

4. Есть ли крахмал?

8. Извержение вулкана

9.Заставь цвета исчезнуть

Критерии оценивания:

Высокая степень самостоятельности

Полное соответствие инструкции.

Достаточно высокая степень самостоятельности

Соответствие инструкции. Есть небольшие ошибки.

степень самостоятельности низкая.

Затрудняется выполнять задание по инструкции. Требуется помощь.

Степень самостоятельности низкая.

По инструкции работать не может, даже с помощью руководителя.

По окончании курса выводится средний балл за все выполненные опыты.

Средний балл: 4,5-5 высокий уровень

Средний балл: 3,5-4 средний уровень

Средний балл: 2,5-3 ниже среднего

Средний балл: 1-2 –низкий уровень

Содержание программы

Нас окружает огромное количество физических и химических явлений, чтобы их увидеть и разобраться в них, дети самостоятельно проводят простые опыты по физике и химии, которые дают представление об устройстве окружающего мира. С помощью простых и зрелищных опытов и экспериментов детям прививается интерес к знаниям. Главной идеей курса является необходимость доказать школьникам, что наука может быть интересной и занимательной, что способствует развитию интереса к таким наукам как физика и химия. Помимо этого, учащимся объясняется как физические и химические явления происходят в природе, тем самым уже с 1-ых классов формируется интерес к наукам естественно-научного цикла. Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидающая деятельность способствует развитию у учащихся позитивных качеств и создаёт условия для самовыражения. Данный курс реализуется от простого к сложному, и включает в себя комплекс знаний и умений, освоив которые, учащиеся приобретают опыт работы с веществами. Курс развивает самостоятельность учащихся, учит познанию, развивает логическое мышление.

Формы проведения занятий: занятие-практикум, занятие-эксперимент, опыты, ролевая игра, практическое занятие, презентация.

Виды деятельности: коллективная работа, самостоятельная работа, работа в группах сменного состава, тренинги, приемы ТРКМЧП – а также приемы оценки и самооценки.

Цель курса: дать начальное представление о химических и физических явлениях.

1. Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты изучения курса для обучающихся 1-4 классов:

  • знания о природе важнейших явлений окружающего мира и понимание смысла законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять опыты и эксперименты;
  • умения обрабатывать и фиксировать результаты наблюдений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
  • умения объяснять полученные результаты, обобщать и делать выводы
  • оказывать первую помощь при травмах, связанных с проведением эксперимента
  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных);
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;
  • формирование умений устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, происходящими в микромире;

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание учащимися тесной связи человека с законами природы, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
  • социальная адаптация детей, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
  • повышение мотивации к обучению;
  • помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением нового предмета физики, показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир.

л ичностные: о сознавать единство и целостность окружающего мира; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды для благополучия людей на Земле; знать основные принципы и правила отношения к живой и неживой природе, основы здорового образа жизни; .сформированность познавательных интересов и мотивов; определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

р егулятивные : самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, применять установленные правила в планировании способа решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения работы и результата.

к оммуникативные : участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений, освоение разных видов учебной кооперации (работа в паре, в малой группе, в большой группе), освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя), понимать основания для разных заявленных точек зрения, мотивированно и корректно присоединяться к одной из них, аргументировано высказывать собственную точку зрения, корректно критиковать альтернативную, использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (энциклопедии, таблицы, модели, схемы .

Уровень результатов работы по программе.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), (первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни(формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия(приобретение опыта самостоятельного социального действия);

  • Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности обучающихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

Портфолио достижений школьника

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Возраст обучающихся: 6 – 11 лет.

Срок освоения программы – 4 года.

Количество занятий – 135 часов.

Основная форма проведения занятий – практические работы (опыты и эксперименты). Каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу (научные опыты).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта проведения опытов и экспериментов; результат выражается в понимании детьми наблюдения и исследования, умении работать по инструкции.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, результат проявляется в активном использовании учащимися опытов, экспериментов, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта; проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению;

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

в развитии общеучебных, дидактических и исследовательских умений

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по развитию универсальных учебных действий у обучающихся предполагается проводить по результатам итоговых работ по окружающему миру.

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальные;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • практикумы.

2. Содержание программы

Тема 1. Введение (1 час)

Естественные науки. Методы научного познания. Наблюдение, моделирование эксперимент. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Вещество. Молекула. Атом. Физические и химические явления

  1. Лабораторная посуда и оборудование.
  2. Физические и химические явления

Тема 2. Неживая природа (13 часов).

Минералы. Свойства тел. Свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Вещества кристаллические и аморфные. Кристаллизация. Полезные ископаемые. Почва. Вода удивительное вещество. Растворы. Чистые вещества и смеси. Горение. Электричество. Некоторые классы неорганических веществ. Классы органических веществ

  1. Сравнение свойств различных тел (форма, размер, масса).
  2. Сравнение свойств различных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде).
  3. Выращивание кристаллов.
  4. Составление моделей органических соединений
  5. Анализ почвы
  6. Анализ минеральной воды
  7. Приготовление расстворов
  8. Разделение смесей
  9. Наблюдение за горящей свечой
  10. Химические свойства кислот, оснований солей
  11. Химические свойства некоторых классов органических соединений

Тема 3.Живая природа (8 часов) .

Биохимия. Химические реакции в живых клетках. Ферменты. Биофизика. Физические процессы в живых организмах. Осмос, тургор плазмолиз.Клетка устройство клеток, бактерий животных и растений.. Растения Строение растений. Виды растений флора Калининградской области. Влияние различных факторов на жизнедеятельность растений. Грибы справочник грибника. Вмире животных

  1. Лабораторные опыты с ферментами
  2. Плазмолиз
  3. Приготовление препаратов клеток
  4. Работа с гербарием
  5. Работа с определителем
  6. Влияние различных факторов на рост растений

Тема 4 Человек основы медицинских знаний (6 часов)

Здоровье. Понятие нормы. Антропометрия. Здоровое питание. Витамины и минералы. Диеты и вегетарианство. Психологическое здоровье. Вредные привычки. Несчастные случаи. Виды кровотечений. Обморожения. Ожоги преломы обмороки. Пока едет скорая (инфркт инсульт гипертонический криз)

  1. Измерение роста веса, составление кривой нормального распределения
  2. Замер показателей силы, пулься, содержания гемоглобина ЖЕЛ, работа с медицинскиммонометром
  3. Расчет потребления и траты каллорий
  4. Определение витамина С
  5. Психологические тренинги
  6. Наложение повязок, жгута, шин

Тема 5. Наша домашняя аптечка (3 часа).

Аспирин, его свойства. Зачем необходимо строго соблюдать сроки хранения лекарств.

Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

Тема 5. Химия в ванной комнате (2 часа).

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Читайте также: