Модуль экспериментирование в доу

Обновлено: 07.07.2024

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Занимательные опыты, эксперименты, проводимые в работе кружка, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.


Интеллектуальная компетентность старшего дошкольника может быть рассмотрена как способность ребенка самостоятельно по своей инициативе, познавать новые для него свойства и качества объектов окружающего мира, проявлять настойчивость в поиске решения значимых для него проблем (А.Н. Поддьяков, О.Л. Князева, Н.Е. Веракса).

Практика показывает, что, к сожалению, многие дошкольники не достигают высокого уровня интеллектуальной компетентности. Более того, они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простыми манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения экспериментирования.

Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования: Каковы педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования?


Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.


Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группах ДОУ преобразована предметно-развивающая среда и созданы центры экспериментально-поисковой деятельности.




В нашем детском саду широко внедряется метод организованного и контролированного детского экспериментирования.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.



В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.


Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Педагоги ДОУ считают, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

11. Н.В.Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

12. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

14. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

16.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересным, увлекательным для детей нужны инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий является парциальная модульная программа "STEM - образование", один из ее модулей "Экспериментирование с живой и неживой природой"

ВложениеРазмер
obrazovatelnyy_modul_eksperimentirovanie.pptx 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Формы, методы, применяемые в работе с детьми. Формы работы с детьми: *фронтальные *групповые *индивидуальные 1. Метод наблюдения 2. Игровой метод 3. Словесные методы: *рассказ воспитателя; *рассказы детей; *художественное слово; *загадки; * совет; * беседы; * напоминание о последовательности работы.

Опытно-экспериментальная деятельность строится на следующих принципах Принцип дифференциации и индивидуализации Принцип природосообразности Принцип диалогического общения Принцип последовательности Принцип доступности Принцип системности Принцип развития

Для работы с детьми составили перспективный план по трем разделам образовательного модуля. Образовательный процесс реализуется в соответствии со следующими этапами: Подготовительный Основной Анализ результатов

Ожидаемые результаты 1. Положительный психологический климат между воспитателем и ребенком. 2. Повышение профессионального мастерства по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы. 3. Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру. 4. Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития. 5. Сформированность основ логического мышления. 6. Усвоение основ целостного видения окружающего мира. 7. Сформированность коммуникативных навыков. 8. Использование результатов в игровой деятельности.

Развитие речи Детское экспериментирование Чтение художественной литературы Физическое развитие Художественно –эстетическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей

Интеграция с другими направлениями развития детей. Развитие и совершенствование психических процессов. Развитие правильного речевого дыхания. Развитие мелкой моторики рук. Снятие зрительного напряжения. Развитие ориентировки в пространстве и на плоскости. Коррекционная работа по лексическим темам . Развитие конструктивных навыков. Снятие мышечного напряжения. Развитие и совершенствование речевых навыков, пополнение и активизация словаря .

Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится

Цель Образовательного модуля - организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве.

Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования, родители-помощники — те факторы, которые зачастую отсутствуют в образовательной организации.

Какие условия необходимо создать в детском саду и дома, чтобы процесс экспериментирования был не только развлечением, но и познанием?

Вот несколько советов.

2. Появление у ребёнка интереса к экспериментированию зависит от вашей личной заинтересованности, поэтому проявляйте искренний интерес к той деятельности, которой предлагаете заняться.

3. Не сдерживайте инициативы малыша, предоставьте ему сделать все доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.

4. Именно здесь домашнее экспериментирование выигрывает у занятий в детском саду, где чаще всего дети являются лишь наблюдателями опыта.

Описание образовательной деятельности

Эксперименты длящиеся от недели и более, нуждаются в обсуждении его хода, ведите календарь наблюдений, где будут отражены происходящие изменения, — это поможет интересу ребёнка не угаснуть.

Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.

Специальные материалы, представленные в модуле, помогут привлечь внимание детей к экспериментированию, облегчат педагогам и родителям поиск необходимого оборудования, сделают занятия в образовательной организации и дома яркими и интересными.

Сегодня вашему вниманию, я представлю экспериментальную деятельность, позволяющую раскрыть свойства воды.

Перед вами глобус- это модель земного шара, мы видим, что большую часть планеты, по своим масштабам, занимает водная среда.

Задача: помочь детям определить, что вода- бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретает их цвет. Чем больше в воде растворено веществ, тем интенсивнее ее цвет.

Оборудование: набор пробирок, комплект воронок, краска, киста.

- Скажите пожалуйста, каким цветом вода (часто дети отвечают, что вода белая- в этом случае необходимо налить в пробирку молоко или воду окрашенную белой гуашью) и поставить рядом с чистой водой для сравнения.

Используя воронку нальем в пробирку воду. Опустим в нее кисточку. Посмотрите, видно ли кисточку сквозь воду?

Как выдумаете почему кисточку видно?- ответы детей. Оказывается вода не имеет цвета-она прозрачная.

Существует множество экспериментальной деятельности по данному модулю, позволяющим облегчить и насытить образовательный процесс воспитателям, проводимый с детьми дошкольного возраста.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Автор: Торжинская Римма Сергеевна

Организация: МБОУ БГО СОШ №13

Населенный пункт: Воронежская область, г. Борисоглебск

«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

В. А. Сухомлинский

Современная система ФГОС направлена на формирование целостной духовно-нравственной личности. Сегодняшнее обострение экологической проблемы требует интенсивной просветительной работы по совершенствованию у детей экологического сознания. Ведущим и начальным звеном в этой системе является детский сад. Дошкольное детство – это важный этап становления личности, когда закладываются нравственные ценности по отношению к окружающему нас миру.

Знакомство ребенка с природой трудно представить без исследовательской деятельности. Экологическое воспитание в ДОО в соответствии с ФГОС может быть реализовано посредством опытно-экспериментальной работы. Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами. Именно поэтому в области экологического воспитания экспериментирование особенно важно.

В МБДОУ БГО Детском саду № 16 комбинированного вида, уделяется особое внимание экспериментальной деятельности детей. Начиная с 2014 года, наше дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в инновационном режиме по актуальным вопросам дошкольного образования.

Формат образовательных путешествий предполагает четыре дня в неделю маршруты по игровому пространству групповых комнат. Один раз в неделю, в пятницу, открываются двери клубов для туров по интересам на основе сотрудничества с разновозрастным сообществом в рамках изучаемой темы. Данные туры – это возможность научиться чему-то новому, реализовать свои способности, попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и экспериментальной.

Тематика модулей подбирается в рамках темы образовательного события, в рамках решения образовательных задач по изучаемой стране. Любой маленький человек интересуется устройством окружающего мира. Данный модуль приоткрывает воспитанникам дверь в неизведанный мир физики, химии, биологии. В процессе практик дети узнают занимательные факты из мира науки (знакомятся с наиболее интересными и важныминаучными открытиями изучаемой страны; исследуют живую и неживую природу страны), что способствует формированиюпознавательной активности ребенка, прививает интерес к исследовательской деятельности.


Ребенок в дошкольном возрасте постоянно открыт к познанию окружающего мира. Наряду с игровой активностью значимую роль в развитии личности играет познавательная деятельность. Она направлена на развитие способности к реализации начальных форм общения, учит делать собственные умозаключения. По сути, у детей возникает интерес тогда, когда они сами обнаруживают интересные характеристики разных предметов, их различия и сходства.

Обращайтесь за консультацией к нашему эксперту, он с радостью поможет вам подобрать правильное оборудование для ваших целей!

Читайте также: