Моделирование опытов в доу

Обновлено: 05.07.2024

В ФГОС ДО принятый 17 октября 2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ за № 1155 и вступивший в силу с 1 января 2014 года направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС дошкольного образования включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.

Задачи познавательного развития в ФГОС дошкольного образования направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др. В требованиях ФГОС к результатам освоения Программы представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования по познавательному развития дошкольников следующие: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт и т.д 1 .

Содержание дошкольного образования на современном этапе рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, поэтому педагогу необходимо подобрать такие формы и методы в работе с детьми, которые позволили бы не только накопить, приобрести и расширить знания, но, и способствовали бы развитию интересов к самостоятельному познанию, моделированию, поисковой деятельности и др.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт детей может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным.

Если учитывать, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, то этот возрастной период важен для развития познавательной потребности воспитанника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". 2

Познавательный интерес способствует эффективному становлению ребенка, как субъекта познавательной деятельности.

Так, например, в действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Например: при рассматривании птицы дети могут увидеть лишь внешние особенности, а это: у птицы есть клюв, лапки, хвост, покрыта перьями. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных: части тела птиц имеют разное строение, форму, цвет и т.д.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Таким образом, овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. 5

Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. 4

Содержание работы по обучению детей моделированию реализуется в трех блоках педагогического процесса:

- специально организованные занятия по познавательной деятельности;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Любая деятельность начинается с образовательной проблемной ситуации, которая нацеливает ребёнка на процесс. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребёнка. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт. Активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. 6

Модели используются в разных видах деятельности - наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактических играх и т.д., обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах и отношениях объектов (Приложение 1).

Интеграция экологического содержания при обучении детей моделированию:

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

В экспериментировании представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком. А новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые цели.

Интенсивное развитие детского экспериментирования – является необходимым условием успешного становления личности. 7

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. 8

В ходе эксперимента дети зарисовывают растение и те условия, которые необходимы растению, т. е. используют знаково-схематическое моделирование, в начале, середине и в конце эксперимента.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению.Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле… А в старшем возрасте наблюдаем, как меняетсяцвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек…), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные).

Организуя длительные наблюдения в одно и тоже место природы в разные сезоны дети используют знаки, символы для фиксации результатов, чтобы заметить последовательность изменений происходящих в природе. (Дневники наблюдений за деревьями, солнцестоянием, осадками, насекомыми, птицами и др.)

Организация разных видов деятельности в развитии детей на основе моделирования в старшей группе детского сада.

Материал: проволока для создания образа дерева (ветреная погода – ветви дерева наклонены, в безветренную – дерево без наклона).

Материал: Геометрические фигуры, альбомные листы.

Понаблюдаем. Как будут приживаться и расти разные деревья.

- Алгоритм посадки и ухода за деревьями.

- Дневник наблюдений за ростом деревьев: берёза, рябина, сосна.

Вывод: Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным.

(небо – голубое: кружочек бумаги голубого цвета;

тропинка – длинная: верёвочка;

луг – разноцветный: пёстрая ткань)

Сейчас березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.

Загадки - Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Пословицы, поговорки, народные приметы – Одно дерево – не тёмный лес. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.Без вербы- не весна. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Модели, схемы при разгадывании загадок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «А.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «А.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного п.

Разработку теоретических основ детского экспериментирования в дошкольных учр.

Разработку теоретических основ детского экспериментирования в дошкольных учреждениях был осуществлён творческим коллективом специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений, которые выведены на экран. 1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. 2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества. 4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов. 5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Эксперимент - (от лат. experimentum -проба, попытка, опыт ) -англ. experime.

Эксперимент - (от лат. experimentum -проба, попытка, опыт ) -англ. experiment; нем. Experiment. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности. Эксперимент - способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей. Он дает исследователям возможность проверить влияние независимой переменной на зависимую переменную. Эксперимент - - метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений. Эксперимент - — воспроизведение какого-нибудь явления опытным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Эксперимент - (лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.

Концептуальные принципы, обеспечивающие эффективность реализации детского эк.

Концептуальные принципы, обеспечивающие эффективность реализации детского экспериментирования: Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность старшего дошкольника. Стимулирующими факторами является ситуация выбора, проблемность. Принцип свободы и самостоятельности. Предоставление ребенку самостоятельного определения отношения к среде, самостоятельного исследования, выбора цели и применения результата. Принцип активности. Позволяет воссоздавать детям взрослые формы деятельности (эксперимент, опыт).

Методы преобладающие в ходе реализации детского экспериментирования. Первая п.

Методы преобладающие в ходе реализации детского экспериментирования. Первая подгруппа - методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Это такие приемы как наблюдение и рассматривание, безусловно, широко используемые в процессе экспериментирования. Вторая подгруппа - методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие, в известной мере, словесным методам. Третья подгруппа - это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков и умений. Эта подгруппа соответствует практическим методам обучения, которые нашли широкое применение в дошкольной педагогике и которые являются базовой составляющей детского экспериментирования.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём пост.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических. Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особеннос.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Результаты исследований показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно: позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; формирует цельное представление об экосистемах и временах года; способствует развитию продуктивного творчества детей; содействует развитию высших форм образного мышления.

Современные дети 6-7 лет проявляют интерес к символам, знакам (известным лого.

Современные дети 6-7 лет проявляют интерес к символам, знакам (известным логотипам, буквам, цифрам, знакам дорожного движения, символическим обозначениям на упаковках продуктов питания и технике), задают вопросы об истории их возникновения, часто самостоятельно упражняются в их написании и придумывают некоторые обозначения (в играх, в процессе решения ребусов), поэтому при проведении экспериментов используются графические модели. Вначале работы организовывается обсуждение некоторых правил использования и назначения модели, правил замещения, кодирования и декодирования.

Символы

 Правила безопасности для детей при организации опытов и экспериментов

Правила безопасности для детей при организации опытов и экспериментов

 Свойства снега Нужен ли снег растениям

Свойства снега Нужен ли снег растениям

 Моделирование этапов эксперимента Целепологание (узнать как ……)

Моделирование этапов эксперимента Целепологание (узнать как ……)

 Выдвижение гипотезы

Планирование деятельности по проверке гипотезы

Планирование деятельности по проверке гипотезы

Осуществление эксперимента

 Наблюдение за преобразованием объекта

Наблюдение за преобразованием объекта

 Фиксация преобразований объекта

Фиксация преобразований объекта

Выводы

Практическая часть Задание 1 Моделирование эксперимента по этапам. Алгоритм.

Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Поэтому организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций как никогда актуальна в наше время и является одной из ведущих инновационных направлений в деятельности современного воспитателя.

Использовать экспериментирование можно не только в структуре образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности. Дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познавать и приобретать знания.

Он стремится разрешить все противоречия путём бесконечных вопросов, путём маленьких самостоятельных поисков. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. Смоделированная ситуация – это система специально сконструированных условий, помогающая ребенку понять себя, осознать свои особенности и научить действовать в той или иной обстановке. Экспериментирование понимается нами как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Практика моей работы показывает, что организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у детей имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение. Согласно исследованиям Н. Н. Поддьякова, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь. Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С помощью организации простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций ребенок лучше познает и открывает окружающий мир. Мы создаем обстановку, в которой ребенок всё может делать самостоятельно. Метод детского экспериментирования не труден,он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его не сложно. Для этого мы используем схемы, карточки, модели. Особенностью данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода экспериментирования и моделирования ситуаций : на первом этапе я ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку. Используется предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей. На втором этапе я ставлю проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На третьем этапе постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Во время всей работы с детьми поддерживается адекватный эмоциональный фон.

Организуя самостоятельную экспериментальную деятельность детей, становлюсь реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаюсь в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев — насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента : решения задачи или ситуации. Организация развивающей среды для экспериментирования должна быть эффективна для воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Для этого у нас в детском саду имеются лаборатория

Используя моделирование я формирую математические понятия у дошкольников (например отрабатывается состав числа, нахождения части от целого, пространственное отношение) развиваем память (чтение и разучивание стихотворений по схемам, внимание, речь, мышление (с помощью схем и моделей, кроме того, учимся абстрагироваться, классифицировать, анализировать, синтезировать.

Таким образом, широко внедряя метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и моделирования мы можем выйти на многоуровневый эксперимент :

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Мы стремимся дать детям возможность реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология включает в себя: - опыты; - наблюдения; - экспериментирование; - постановку и решение вопросов проблемного характера.

Наблюдение –это специально организованное целенаправленное, более или менее д лительное восприятие детьми объектов и явлений окружающего мира.

Виды наблюдений

По соотношению сенсорных и интеллектуальных процессов в деятельности наблюдения выделяют:

- распознающие наблюдения (знакомство с новыми объектами и явлениями природы);

- длительные наблюдения за изменением и развитием объектов и явлений;

- воссоздающие наблюдения (установление целого предмета или явления по отдельным его признакам).

По длительности проведения наблюдения делятся на кратковременные и длительные.

По частоте проведения – эпизодические и систематические.

По инициативе проведения – по инициативе педагога, по инициативе детей.

По количеству детей, участвующих в наблюдении, выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения наблюдений.

Общие требования для проведения всех видов наблюдений

1 Цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно.

2 Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3 В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4 Планомерность в проведении наблюдения предусматривает определённую последовательность в использовании обследовательских действий.

5 Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей, развитию исследовательских способностей.

Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения; использованием обследовательских действий как способа наблюдения; проговариванием результатов наблюдения; сравнением одного объекта с другим; предъявлением вопросов разной степени сложности.

6 Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

7 Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, что любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия.

8 Восприятие любых объектов и явлений природы должно непродолжительным: 5-15 минут – оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения информации.

Фиксация наблюдений

Фиксация наблюдений осуществляется при ведении календарей погоды, календарей природы, дневников наблюдений.

В календаре погоды отмечаются три параметра: состояние неба и осадков (солнечно, облачно, дождь, снег и т.п.), наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Календарь природы дополняется фиксацией состояния растений, животных, труда людей в природе.

В дневнике наблюдений отражается процесс роста и развития одного объекта природы (животного, растения).

Особая роль при организации познавательной практической деятельности отводится детскому экспериментированию и опытам.

Экспериментирование – это:

а)особая форма элементарной поисковой особенностью которой является познание ребёнком объекта в ходе практической деятельности с ним (осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию);

б) метод познания окружающего мира (в том числе и природного), освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Формы экспериментирования, виды и содержание

Опыт – это метод исследования, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, получить новое знание. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность; раскрывает причину наблюдаемого явления, подводят детей к суждениям и умозаключениям; имеет большое значение для осознания детьми причинно–следственных связей. Опыт является составной частью эксперимента, одним из способов проверки гипотез.

Эксперимент – универсальный способ познания окружающего мира. Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постанова проблемы – выдвижение гипотезы – поиск способа проверки гипотезы (как правило, это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения) – действия по проверке гипотезы – выводы (гипотеза подтверждается или опровергается).

Классифицируются опыты и эксперименты по разным критериям :

По характеру используемых объектов :

- с объектами неживой природы (изменение агрегатного состояния воды под влиянием изменения температуры, выявление свойств и качеств песка, глины, почвы, воды, льда, снега, воздуха, изучение свойств света, магнита, электричества, звука, теплоты и т.п.);

- с растениями (изучение основных потребностей растений в свете, влаге, тепле, их дифференцированности, функций частей растения (дыхание, питание и т.д.)

- с животными (приспособление животных к условиям окружающей среды (движение, защита от врагов), дифференцированные потребности животных;

- направленные на познание организма человека (назначение органов чувств и их функционирование).

По месту проведения: - в групповой комнате; - на участке учреждения дошкольного образования.

По количеству детей : - индивидуальные; - подгрупповые; - коллективные.

По характеру включения в образовательный процесс : - эпизодические; - систематические.

-кратковременные (установления свойств объектов распознавание, обсуждение результатов проводится сразу);

- длительные (установление причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития растений и животных; длительное наблюдение целесообразно разбить на ряд кратковременных, поскольку результаты отсрочены, важна фиксация отдельных, наиболее характерных этапов в рисунках-схемах).

По характеру мыслительных операций :

- констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

К проведению экспериментов в учреждении дошкольного образования предъявляется ряд требований:

1 Экспериментирование должно быть безопасным для детей.

2 Воспитателю необходимо осуществлять руководство экспериментом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, формировать умения рассуждать, сравнивать факты.

3 Во время экспериментов необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить.

4 При необходимости проводить один и тот же эксперимент дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, осознали их, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

5 С целью большей наглядности при проведений сравнительных экспериментов следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный.

Методика организации и проведения экспериментов

Опыты и эксперименты проводятся чаще всего с детьми старшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагог использует лишь отдельные компоненты (поисковые действия).

Методика проведения экспериментальной деятельности детей обусловлена её структурными компонентами и включает в себя:

- осознание проблемной ситуации, принятие (или постановка детьми) познавательной задачи, которая всегда содержит вопрос;

- анализ условий (под руководством воспитателя осуществляется анализ познавательной задачи: выявление известного и неизвестного);

- поиск путей решения задачи (выдвижение и обсуждение предположений о возможности течения явления природы, его причинах и т.п., выбор способов проверки предположений);

- проверка предположений (практическая деятельность детей, в ходе которой используются ранее усвоенные способы (наблюдения, опыты, эвристические рассуждения, при необходимости осуществляется фиксация последовательных изменений в ходе эксперимента в виде рисунков, моделей);

- обсуждение итогов и формулирование выводов (педагог подводит детей к самостоятельным выводам и обобщениям).

С целью развития исследовательских способностей воспитанников познавательной практической деятельности используется метод моделирования.

Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

Процесс создания моделей называется моделированием.

Демонстрация моделей позволяет воспитателю сформировать представления воспитанников, выделить существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Выделяют следующие виды моделей:

предметные (воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений; к ним относятся различные предметы, конструкции: например игрушки, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре и др.);

предметно-схематические (предметы-макеты, в которых отражены существенные признаки, связи и отношения: например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета – цвет листьев растений; геометрические фигуры – форма листьев; полоски бумаги разной фактуры – характер поверхности частей растений: листьев, стеблей и т.д.);

графические (условно передают признаки, связи и отношения природных явлений, например, календари погоды природы, схемы, демонстрирующие наглядно воспринимаемые признаки систематической группы животных и др.).

Читайте также: