Скулшутинг профилактика в школе фильм

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации по предупреждению и выявлению фактов распространения скулшутинга в образовательных организациях

1. Актуальность

Формирование безопасной образовательной среды на сегодняшний день является важнейшей задачей не только государства, региона, но и в частности образовательной организации.

Одной из ключевых современных угроз для общества становится вовлечение подростков в деструктивные сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и идеи насилия. Следует освободиться от иллюзий, что образовательная организация надежно защищена от преступления скулшутинга.

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.

В литературе отмечается, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцен­трировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего меха­низма преступного поведения.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные осо­бенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесооб­разные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

Для того чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.

Среди внешних факторов можно отметить:

• Отсутствие внимания родителей к ребенку

• Ссоры с членами семьи

• Трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами

• Буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива или его части

• Смерть родственников друзей

• Доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию

К внутренних факторам следует отнести:

• Депрессивное состояние ребенка

• Внушаемость и ведомость ребенка

• Психическое отклонение у ребенка

3. Алгоритм работы по выявлению фактов распространения скулшутинга в образовательных организациях.

Алгоритм работы является двухступенчатым:

1. Предварительная оценка проводится по самой угрозе

2. Оценка личности угрожающего

3. Принятие мер и реагирование

1. Оценка угрозы

Угроза - это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо/чего-либо.

Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.

Оценка угроз основывается на двух важнейших принципах:

1. Все угрозы неравнозначны.

2. Большинство угрожающих лиц вряд ли будут осуществлять свою угрозу. Однако все угрозы должны восприниматься всерьез и оцениваться соответствующе.

заявление о конкретном акте насилия и выражается простым, ясным и явным образом

тенденция быть неопределенности, неясности и неоднозначности

угроза, при которой негативный посыл очевиден, но нельзя утверждать, что грозит какая-либо определенная опасность.

угрозы предупреждает, что насильственный акт произойдет, если не будут выполнены определенные требования или условия

Степени риска угроз

Низкий риск

Средний риск

Высокий риск

Характеристика

Угроза расплывчатая и не направлена на какую-то определенную группу

Угроза непоследовательна, неправдоподобна или мало детализирована

Угроза более конкретна, чем угроза низкого уровня

Формулировка предполагает, что угрожающий обдумывал план действий

Могут быть указаны примерные место и время действия (но они не детализированы)

Нет доказательств того, что возможный стрелок предпринял какие-то шаги, чтобы воплотить идеи в жизнь (хотя могут присутствовать аллюзии на книги/фильмы про планирование нападений или общие высказывания насчет владения оружием)

Возможны попытки донести, что угрозы осуществятся: “Я не шучу”, “Я серьезно говорю”.

Угроза прямая, конкретная и правдоподобная .

Были совершены определенные шаги для реализации задуманного. Например, в речи присутствовали рассказы о том, как человек тренировался обращаться с оружием или следил за жертвами.

Угроза прямая, направлена на конкретную жертву

Есть мотивация, представление о том, что, где, когда и во сколько произойдет и каким будет предмет преступления.

2. Оценка личности угрожающего

Анализ одной только угрозы не дает нам точного понимания, насколько серьезен человек в своих намерениях.

Все аспекты жизни угрожающего должны учитываться при оценке того, сможет ли он осуществить задуманное, дает основы для оценки личности.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Нижеприведенная модель обеспечивает основу для анализа ученика и помогает определить, есть ли у него мотивация, средства и намерения провозглашенную угрозу.

Оценка основана на совокупности известных о школьнике данных в четырех основных областях:

• Отношения в семье

• Отношения в школе и статус ученика в школьном сообществе

• Динамика социальных отношений

Если оценка указывает на проблемы во всех четырех категориях, это может говорить о том, что учащийся, скорее всего, фантазировал о воплощении угрозы в жизнь, обладает достаточной мотивацией для совершения преступления или уже предпринял какие-то шаги для осуществления угрозы.

1. Ни одна из характеристик не должна рассматриваться изолированно или считаться более весомой, чем другие. Все из них можно обнаружить у учеников, которые даже и не думали устроить школьную стрельбу.

2. Поведение - это выражение личности, но, если у человека сегодня плохое настроение и он агрессивен, то это совсем не значит, что это базовая линия его поведения. Оценщики должны узнавать информацию у людей, которые знали ученика в течение определенного периода времени и могли наблюдать за ним в разных жизненных обстоятельствах.

3. Многие из приведенных ниже типов поведения и признаков проявляются у депрессивных подростков с нарциссическими чертами и другими возможными психологическими проблемами. Несмотря на совпадение между нижеприведенным списком и диагностическими симптомами, оценка в рамках четырехступенчатой модели оценки угрозы не может заменить клинический диагноз психического заболевания.

4. Признаки серьезных психических расстройств и / или злоупотребления психоактивными веществами могут значительно повысить риск применения насилия и должны быть оценены специалистом в области психического здоровья.

Намеренные и случайные действия учащегося, намеки, сообщающие о чувствах, мыслях, идеях, намерениях или отношении к теме насилия и возможном в будущем акте насилия.

Данные намеки могут принимать форму тонкой угрозы, хвастовства, инсинуации, прогнозирования, или ультиматумов; могут быть как произнесены, так и выражены посредством историй, записей в дневнике, сочинений, поэм, писем, песен, рисунков, каракулей, татуировок или видео.

Другая форма утечки требует усилий, чтобы заставить неосведомленных друзей или одноклассников помочь в подготовке акта насилия, и обмана (например, учащийся просит знакомого достать для него патроны, так как он якобы собирается на охоту).

Учащегося можно легко задеть, оскорбить, разозлить или обидеть. Школьник долго переживает из-за этого

Учащийся регулярно демонстрирует низкие или отсутствующие навыки справляться с расстройством, критикой, разочарованием, неудачей, отказом, или унижением. Ответная реакция обычно является неуместной, преувеличенной, незрелой или несоразмерной

Учащемуся не хватает гибкости, и он не может вернуться к нормальному состоянию после приобретения печального опыта или расстройства, неудачи, получения резкого замечания, даже если уже прошло некоторое время.

Учащийся может чувствовать себя отвергнутым или униженным после разрыва любовных отношений, и не может принять отказ или примириться с ним.

Учащийся таит внутри чувство обиды по поводу реальных или ощущаемых им проявлений несправедливости. Не важно, сколько времени прошло,

Учащийся может вести черный список с именами людей, которые по его ощущениям, поступили нечестно по отношению к нему.

Апатия, физическая усталость, пессимистичный взгляд на жизнь, чувство недомогания, потеря интереса к занятиям, которые когда-то ему нравились.

Непредсказуемые или неконтролируемые вспышки гнева, чрезмерная ненависть по отношению к другим, чувство отчаяния по поводу будущего.

Возбуждение, беспокойство, невнимательность, нарушение сна и расстройство пищевого поведения, а также заметно сниженный интерес практически ко всем видам деятельности, которыми подросток увлекался ранее. Учащемуся может быть трудно говорить о своем состоянии, так как он не способен его точно сформулировать.

Учащийся эгоистичен, ему чуждо понимание потребностей и/или чувств других, он обвиняет окружающих в собственных неудачах и разочарованиях.

Учащийся постоянно ведет себя так, будто чувствует отстраненность от других людей. Это чувство отчуждения - нечто большее, чем просто быть одиночкой. Здесь ощущение изолированности, печали, одиночества, непринадлежности социуму и несоответствия.

Учащийся демонстрирует неспособность к пониманию чувств окружающих и остается равнодушным по отношению к чьим-либо чувствам. Когда другие люди показывают эмоции, учащийся может поднять их на смех, посчитав слабыми или глупыми.

Учащийся ожидает особого обращения с собой и уважения. Негативно реагирует, когда чувствует, что с ним общаются не должным образом.

Учащийся испытывает чувство превосходства и считает себя умнее, креативнее, талантливее, опытнее и мудрее других.

Учащийся демонстрирует повышенную, иногда патологическую необходимость во внимании, неважно, положительном или же отрицательном.

Учащийся отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки и винит внешние обстоятельства в личных неудачах. Кажется, что школьник в принципе не способен воспринимать конструктивную критику и быть открытым для разумных доводов.

Несмотря на то, что иногда поведение школьника может быть надменным и высокомерным, подобным образом маскируется заниженная самооценка. Ученик избегает вовлеченности в школьную жизнь (например, в общественную работу). Другие учащиеся могут считать его ничтожеством

Проблемы с контролем эмоций

Вместо того чтобы демонстрировать гнев и при подходящих обстоятельствах, учащийся склонен к постоянным вспышкам гнева и/или публичным скандалам, или же размышлениям в угрюмом, волнительном молчании. Г нев может быть несоразмерен причине, перенаправлен в сторону людей, которые не имели никакого отношения к случившемуся.

Может проявляться в форме непредсказуемых и неконтролируемых вспышек, сопровождается выражениями с необоснованными предубеждениями, неприязнью, даже ненавистью по отношению к другим людям/группам людей.

Учащийся постоянно выражает свое нетерпимое отношение к определенным расовым, религиозным и прочим группам, в том числе с помощью одежды, татуировок и т.п.

Юмор учащегося постоянно неуместен. Шутки или “смешные” комментарии звучат мрачно и оскорбительно.

Учащийся постоянно пытается обмануть других людей, манипулировать ими, а также заслужить их доверие для того, чтобы нивелировать какие-либо признаки своего девиантного или угрожающего поведения

Учащийся недоверчив и относится подозрительно к окружающим, иногда впадает в паранойю. Он может заявлять, что в обществе не существует надежного учреждения или механизма для достижения справедливости или разрешения конфликта, и что, если его беспокоит нечто, то придется разобраться с этим по-своему.

Учащийся кажется закрытым, имеет несколько скорее знакомых, нежели друзей, или ассоциирует себя только с единственной маленькой группой, которая, кажется, исключает всех остальных.

Учащиеся, которые угрожают или осуществляют насильственные действия, не обязательно должны быть одиночками в классическом понимании, а состав и качества группы ровесников могут дать ценную информацию при оценивании степени опасности, с которой угроза будет осуществляться.

Поведение учащегося сильно меняется. Его академическая успеваемость может упасть или же он может демонстрировать халатное отношение к школьным правилам, расписаниям, дресс-кодам другим предписаниям.

Учащийся кажется непоколебимым, циничным, выражает твердое мнение о предмете, о которых он или она имеет малейшее представление. Пренебрегает фактами, логикой и рассуждениями, которые могут ставить под сомнение его мнение.

Учащийся демонстрирует неподдельное восхищение фильмами, телевизионными программами, компьютерными играми, музыкальными видео или напечатанным материалом, которые сфокусированы на темах насилия, ненависти, контроля, власти, смерти и разрушения. Он может постоянно смотреть один фильм или читать и перечитывать одну книгу со сценами насилия, возможно, включающими в себя и насилие в школе.

Темы ненависти, насилия, оружия, массового поражения периодически появляются фактически во всех видах деятельности, хобби и времяпрепровождения. Учащийся проводит слишком много времени, играя в компьютерные игры, содержащие темы насилия, и кажется более заинтересованным в насильственных образах, нежели в самой игре.

В Интернете учащийся занимается регулярным поиском сайтов, содержащих информацию о насилии, оружии, другие беспокоящих его предметах. Доказательством тому служит загруженный и сохраненный учащимся материал с данных сайтов.

Учащегося могут привлекать отрицательные, неподходящие образцы для поведения, как, например, Гитлер, сатана, или другие, так или иначе связанные с насилием или разрушением.

Материалы подготовлены для освещения вопроса по теме на заседании методического объединения. В информации раскрыты основные понятия о видах насилия и их последствиях. Главной проблемой нашего времени стали такие явления как скулшутинг, буллинг, разновидности насилия. Важно понять причины этих явлений и почему именно дети, страдающие от насилия, становятся скулшутерами.

Данную презентацию можно использовать для проведения просветительской работы среди родителей на родительских собраниях.

ВложениеРазмер
Презентация для проведения просветительской работы. 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Буллинг Скулшутинг Колумбайн Синдром Вертера

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.

Причины, по которым дети совершают скулшутинг Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.

Внешние: К онфликтную обстановку внутри семьи. Нарушенная коммуникация в школе со сверстниками или педагогами. Д лительное социальное неблагополучие . Внутренние факторы: Н атяжное депрессивное состояние Ведомость. Незрелость. Внушаемость. При совокупности перечисленных выше факторов СМИ, видеоигры, социальные сети могут явиться триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка. Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и не все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев многие факторы оказывали свое влияние пролонгированно , то есть воздействовали на психику ребенка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно, и всей жизни.

На что следует обратить внимание

Внутрисемейные отношения Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет .

Психическое здоровье Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг . К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью .

Телесные повреждения. На теле подростка есть царапины и синяки. Если синяки, царапины и повреждения появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц – это может указывать на осознанное или не осознанное желание причинить себе вред самостоятельно или опосредованно. К данному пункту в том числе относятся случаи, когда подростки как бы случайно ударяются, падают или получают синяки по невнимательности.

Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть подростка на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Безопасность обучающихся". Направления "Скулшутинг" и "Колумбайн". - памятки

Данная памятка разработана для беопасности обучающихся, с разъяснением терминов "Скулшутинг" и "Колумбайн", так же содержится информация, как не стать жертвой "Буллинга".

Скулшутинг
Скулшутинг - школьные нападения.

Материал может быть использован для выступления на родительском собрании, совещании педагогов. Информация о школьных нападениях и тех, кто их совершает. Психологические особенности несовершеннолетних .

Методические рекомендации для подростков по профилактике скулшутинга и "Колумбайн"

Методические рекомендации для подростков по профилактике скулшутинга и "Колумбайн".

Новое слово-скулшутинг. Разбираемся вместе.

Разберемся в терминологии. Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Существуют внешние и внутренние факторы, подталк.

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам, не первый подобный случай в России: вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами Forbes Life разбирался, что может толкнуть подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и какие методы помогут сократить риски повторения трагедии

11 мая 2021 года 19-летний житель Казани Ильназ Галявиев вышел из подъезда своего дома и отправился в сторону гимназии №175. Лицо Галявиева было скрыто под маской, в одной руке он держал гладкоствольное ружье, в другой — спортивную сумку. Галявиев смог беспрепятственно добраться до своей конечной цели — гимназии №175, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Стрелок убил девять человек (семерых детей и двоих преподавателей), еще 21 получили ранения. Полиции удалось задержать Галявиева.

Трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом вооруженных нападений на образовательные учреждения

Скулшутинг в России

Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, еще 67 были ранены · EPA · TASS

Между этими событиями произошло больше 15 других нападений в учебных заведениях России — с той разницей, что вместо винтовок и ружей подростки использовали холодное оружие.

Психологический портрет убийцы

Есть ли опасность подражаний

Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.

Виноваты ли фильмы и видеоигры

Какую роль играет школа и родители

По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.

Низкая самооценка

Можно ли предотвратить трагедию

Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.

В России после массового убийства в керченском колледже Владимир Путин приказал Росгвардии усилить контроль оборота оружия, а заместитель директора ведомства Сергей Лебедев говорил даже о повышении возраста покупки оружия до 21 года (вместо 18 лет). Предложения также касались ужесточения условий получения лицензии и введения экзамена на получение оружия для охотников. Ни одна из поправок не была принята, но в мае 2021 года (после стрельбы в Казани) Госдума одобрила законопроект о запрете выдачи лицензии на оружие людям с двумя и более судимостями, а также тем, кого подвергли административному наказанию за езду в нетрезвом виде или отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.


Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.


Содержание:

Буллинг как один из видов насилия


Что такое буллинг

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Разновидности травли


Какие существуют виды буллинга?

Школьный буллинг сегодня


В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2018 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как её одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга


Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

Совсем недавно, в сентябре 2019 года, сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга


Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?


Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?


В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор


Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.


Влияние буллинга на его участников и последствия


Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

Как вести себя родителям?


А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Профилактика школьного буллинга


Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….

Читайте также: