Парижские тайны краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Середина 30-х гг. прошлого столетия, парижские трущобы, где вершат свои черные дела бандиты и убийцы, а честные бедняки ведут суровую борьбу за существование.

В юности наследник великих герцогов Герольштейнских совершил опрометчивый поступок — узнав, что его возлюбленная Сара ждет ребенка, он тайно женился на ней. Старый герцог не признал этого союза, и Родольф осмелился обнажить шпагу против отца. Воспитатель Родольфа, коварный Полидори, с помощью которого был заключен брак, поведал разгневанному отцу, что священник, совершивший обряд, не был священником, а следовательно, брак недействителен. Также он показал юному принцу переписку Сары с её братом, из которой тот понял, что Сара не любила его, а лишь стремилась достичь высокого положения. С тех пор принц преисполнен раскаяния и старается искупить свою вину. К тому же жизнь его омрачена неистребимой скорбью — Сара не пожелала отдать ему родившуюся у нее дочь и вскоре сообщила, что девочка умерла…

В тот же вечер Родольф знакомится с очаровательной девушкой Лилией-Марией по прозвищу Певунья. Не зная родителей, она росла на попечении мегеры по прозвищу Сычиха, которая мучила её, заставляла попрошайничать и воровать. Лилия-Мария попадает в тюрьму и выходит оттуда, когда ей исполняется шестнадцать лет. Не сумев найти работы, она принимает приглашение сводни Людоедки и ступает на путь порока.

Видя, как девушка страдает от своего положения, Родольф выкупает её у Людоедки и увозит в деревню, на ферму в Букеваль, где поручает её заботам мадам Жорж.

Родольф сам вершит правосудие. Ему известно, что Грамотей — бывший муж госпожи Жорж. Этот порочный человек решил отомстить своей добродетельной жене: он похитил их сына, чтобы воспитать из него вора. Однако Франсуа Жермен — так зовут юношу — сумел бежать, и теперь, как удалось разузнать Грамотею, он живет на улице Тампль. По приказу Родольфа его чернокожий врач Давид ослепляет Грамотея. Затем принц вручает несчастному бумажник и отпускает на все четыре стороны.

Принц желает наградить Поножовщика и дарит ему мясную лавку. Там на растерявшегося малого находят страшные воспоминания об убитом сержанте, и он отказывается от подарка. Тогда Родольф предлагает ему ферму в Алжире, тот соглашается её принять и уезжает.

Под видом коммивояжера Родольф приходит в дом на улице Тампль, очаровывает суетливую и добродушную привратницу, госпожу Пипле, её мужа-сапожника, а также хорошенькую и трудолюбивую белошвейку по имени Хохотушка,

Госпожа Пипле рассказывает мнимому коммивояжеру о жильцах дома. Под самой крышей в ужасающей нищете живет гранильщик драгоценных камней Морель и его насчастное семейство, состоящее из жены, её сумасшедшей матери, пятерых малолетних детей и взрослой дочери Луизы. Луиза живет в служанках у нотариуса Жака Феррана, который слывет святым человеком, а на самом деле гнусный развратник. Морель кругом в долгах, его хотят посадить в долговую тюрьму. Луиза становится жертвой домогательств нотариуса, у нее рождается мертвый младенец. Желая избавиться от девушки, Ферран обвиняет её в убийстве ребенка, и Луизу отводят в тюрьму. Уплатив кредиторам Мореля, Родольф обещает заняться судьбой Луизы.

Несчастной девушке пытается помочь и Франсуа Жермен, также служащий у Феррана. Вечером он берет из кассы нотариуса несколько монет для Луизы, с тем чтобы на следующий день вернуть их уже из собственных сбережений. Его деньги не понадобились, но, когда утром он возвращает их, нотариус обвиняет его в хищении огромной суммы, и Жермена сажают в тюрьму.

О судьбе Жермена Родольф узнает от Хохотушки, которой тот пишет письмо, где объясняет, что с ним случилось, и просит девушку не думать о нем плохо. Честная гризетка, всегда питавшая дружеские чувства к молодому человеку, потрясена случившимся. Видя её искреннее горе, Родольф обещает ей заняться делом Жермена.

По приказу Сары, приревновавшей Лилию-Марию к Родольфу, слепой Грамотей и Сычиха похищают Певунью, и она снова попадает в тюрьму. Сара же отправляется к нотариусу Феррану: некогда ему была доверена рента, предназначенная для Лилии-Марии. Сара обвиняет нотариуса в преднамеренном убийстве девочки и присвоении денег. Напуганный Ферран признается, что девочка не умерла, а была отдана на воспитание Сычихе. Сара встречается с Сычихой, ведет её к себе и показывает портрет маленькой Лилии-Марии, в которой та опознает Певунью. Записывая рассказ старой мегеры, Сара поворачивается к ней спиной, та наносит ей удар стилетом, забирает драгоценности и уходит.

Тем временем нотариус, добившись освобождения Певуньи, посылает за девушкой свою преданную служанку, госпожу Серафен. Сия малопочтенная дама, некогда отдавшая Лилию-Марию Сычихе, должна уверить девушку, что везет её обратно в Букеваль, а на самом деле завлечь её к реке и с помощью семейства речных пиратов Марсиалей утопить. Старуха не знает, что хозяин приказал вместе с девушкой утопить и её.

План нотариуса удался, но только наполовину: падшая женщина Волчица, которую Певунья, сидя с ней вместе в тюрьме, сумела склонить к честной жизни, вытаскивает её из воды. Лилия-Мария попадает в больницу для бедных.

Родольф решает положить конец гнусностям Феррана, сделав его жертвой его же собственных страстей. С этой целью он с помощью госпожи Пипле вводит к нему в дом под видом служанки креолку Сесили, развратную жену доктора Давида, которой ради этого устраивают побег из герольштейнской тюрьмы, куда Родольф заключил её. Распалив похоть нотариуса, девица выманивает у него бумажник с документами и убегает. От неудовлетворенной страсти у Феррана начинается горячка, и он умирает в страшных муках.

Ревнуя жену, д’Арвиль подслушивает их разговор. Он убеждается, что помыслы Клеманс чисты, но она никогда не полюбит его, ибо не может простить, что он до свадьбы честно не признался ей в своем недуге. Желая заслужить прощение жены, он решается на страшный опознает Певунью. Записывая рассказ старой мегеры, Сара поворачивается к ней спиной, та наносит ей удар стилетом, забирает драгоценности и уходит.

Тем временем нотариус, добившись освобождения Певуньи, посылает за девушкой свою преданную служанку, госпожу Серафен, Сия малопочтенная дама, некогда отдавшая Лилию-Марию Сычихе, должна уверить девушку, что везет её обратно в Букеваль, а на самом деле завлечь её к реке и с помощью семейства речных пиратов Марсиалей утопить. Старуха не знает, что хозяин приказал вместе с девушкой утопить и её.

План нотариуса удался, но только наполовину: падшая женщина Волчица, которую Певунья, сидя с ней вместе в тюрьме, сумела склонить к честной жизни, вытаскивает её из воды. Лилия-Мария попадает в больницу для бедных.

Родольф решает положить конец гнусностям Феррана, сделав его жертвой его же собственных страстей. С этой целью он с помощью госпожи Пипле вводит к нему в дом под видом служанки креолку Сесили, развратную жену доктора Давида, которой ради этого устраивают побег из герольштейнской тюрьмы, куда Родольф заключил её.

Середина 30-х гг. XVIII века, парижские трущобы, где вершат свои чёрные дела бандиты и убийцы, а честные бедняки ведут суровую борьбу за существование.

В юности наследник великих герцогов Герольштейнских совершил опрометчивый поступок — узнав, что его возлюбленная Сара ждёт ребёнка, он тайно женился на ней. Старый герцог не признал этого союза, и Родольф осмелился обнажить шпагу против отца. Воспитатель Родольфа, коварный Полидори, с помощью которого был заключён брак, поведал разгневанному отцу, что священник, совершивший обряд, не был священником, а следовательно, брак недействителен. Также он показал юному принцу переписку Сары с её братом, из которой тот понял, что Сара не любила его, а лишь стремилась достичь высокого положения. С тех пор принц преисполнен раскаяния и старается искупить свою вину. К тому же жизнь его омрачена неистребимой скорбью — Сара не пожелала отдать ему родившуюся у неё дочь и вскоре сообщила, что девочка умерла.

В тот же вечер Родольф знакомится с очаровательной девушкой Лилией-Марией по прозвищу Певунья. Не зная родителей, она росла на попечении мегеры по прозвищу Сычиха, которая мучила её, заставляла попрошайничать и воровать. Лилия-Мария попадает в тюрьму и выходит оттуда, когда ей исполняется шестнадцать лет. Не сумев найти работы, она принимает приглашение сводни Людоедки и ступает на путь порока.

Видя, как девушка страдает от своего положения, Родольф выкупает её у Людоедки и увозит в деревню, на ферму в Букеваль, где поручает её заботам мадам Жорж.

Родольф сам вершит правосудие. Ему известно, что Грамотей — бывший муж госпожи Жорж. Этот порочный человек решил отомстить своей добродетельной жене: он похитил их сына, чтобы воспитать из него вора. Однако Франсуа Жермен — так зовут юношу — сумел бежать, и теперь, как удалось разузнать Грамотею, он живёт на улице Тампль. По приказу Родольфа его чернокожий врач Давид ослепляет Грамотея. Затем принц вручает несчастному бумажник и отпускает на все четыре стороны.

Принц желает наградить Поножовщика и дарит ему мясную лавку. Там на растерявшегося малого находят страшные воспоминания об убитом сержанте, и он отказывается от подарка. Тогда Родольф предлагает ему ферму в Алжире, тот соглашается её принять и уезжает.

Под видом коммивояжёра Родольф приходит в дом на улице Тампль, очаровывает суетливую и добродушную привратницу, госпожу Пипле, её мужа-сапожника, а также хорошенькую и трудолюбивую белошвейку по имени Хохотушка,

Госпожа Пипле рассказывает мнимому коммивояжёру о жильцах дома. Под самой крышей в ужасающей нищете живёт гранильщик драгоценных камней Морель и его насчастное семейство, состоящее из жены, её сумасшедшей матери, пятерых малолетних детей и взрослой дочери Луизы. Луиза живёт в служанках у нотариуса Жака Феррана, который слывёт святым человеком, а на самом деле гнусный развратник. Морель кругом в долгах, его хотят посадить в долговую тюрьму. Луиза становится жертвой домогательств нотариуса, у неё рождается мёртвый младенец. Желая избавиться от девушки, Ферран обвиняет её в убийстве ребёнка, и Луизу отводят в тюрьму. Уплатив кредиторам Мореля, Родольф обещает заняться судьбой Луизы.

Несчастной девушке пытается помочь и Франсуа Жермен, также служащий у Феррана. Вечером он берет из кассы нотариуса несколько монет для Луизы, с тем чтобы на следующий день вернуть их уже из собственных сбережений. Его деньги не понадобились, но, когда утром он возвращает их, нотариус обвиняет его в хищении огромной суммы, и Жермена сажают в тюрьму.

О судьбе Жермена Родольф узнает от Хохотушки, которой тот пишет письмо, где объясняет, что с ним случилось, и просит девушку не думать о нем плохо. Честная гризетка, всегда питавшая дружеские чувства к молодому человеку, потрясена случившимся. Видя её искреннее горе, Родольф обещает ей заняться делом Жермена.

По приказу Сары, приревновавшей Лилию-Марию к Родольфу, слепой Грамотей и Сычиха похищают Певунью, и она снова попадает в тюрьму. Сара же отправляется к нотариусу Феррану: некогда ему была доверена рента, предназначенная для Лилии-Марии. Сара обвиняет нотариуса в преднамеренном убийстве девочки и присвоении денег. Напуганный Ферран признается, что девочка не умерла, а была отдана на воспитание Сычихе. Сара встречается с Сычихой, ведёт её к себе и показывает портрет маленькой Лилии-Марии, в которой та опознает Певунью. Записывая рассказ старой мегеры, Сара поворачивается к ней спиной, та наносит ей удар стилетом, забирает драгоценности и уходит.

Тем временем нотариус, добившись освобождения Певуньи, посылает за девушкой свою преданную служанку, госпожу Серафен. Сия малопочтенная дама, некогда отдавшая Лилию-Марию Сычихе, должна уверить девушку, что везёт её обратно в Букеваль, а на самом деле завлечь её к реке и с помощью семейства речных пиратов Марсиалей утопить. Старуха не знает, что хозяин приказал вместе с девушкой утопить и её.

План нотариуса удался, но только наполовину: падшая женщина Волчица, которую Певунья, сидя с ней вместе в тюрьме, сумела склонить к честной жизни, вытаскивает её из воды. Лилия-Мария попадает в больницу для бедных.

Родольф решает положить конец гнусностям Феррана, сделав его жертвой его же собственных страстей. С этой целью он с помощью госпожи Пипле вводит к нему в дом под видом служанки креолку Сесили, развратную жену доктора Давида, которой ради этого устраивают побег из герольштейнской тюрьмы, куда Родольф заключил её. Распалив похоть нотариуса, девица выманивает у него бумажник с документами и убегает. От неудовлетворённой страсти у Феррана начинается горячка, и он умирает в страшных муках.

Ревнуя жену, д’Арвиль подслушивает их разговор. Он убеждается, что помыслы Клеманс чисты, но она никогда не полюбит его, ибо не может простить, что он до свадьбы честно не признался ей в своём недуге. Желая заслужить прощение жены, он решается на страшный опознает Певунью. Записывая рассказ старой мегеры, Сара поворачивается к ней спиной, та наносит ей удар стилетом, забирает драгоценности и уходит.

Тем временем нотариус, добившись освобождения Певуньи, посылает за девушкой свою преданную служанку, госпожу Серафен, Сия малопочтенная дама, некогда отдавшая Лилию-Марию Сычихе, должна уверить девушку, что везёт её обратно в Букеваль, а на самом деле завлечь её к реке и с помощью семейства речных пиратов Марсиалей утопить. Старуха не знает, что хозяин приказал вместе с девушкой утопить и её.

План нотариуса удался, но только наполовину: падшая женщина Волчица, которую Певунья, сидя с ней вместе в тюрьме, сумела склонить к честной жизни, вытаскивает её из воды. Лилия-Мария попадает в больницу для бедных.

Родольф решает положить конец гнусностям Феррана, сделав его жертвой его же собственных страстей. С этой целью он с помощью госпожи Пипле вводит к нему в дом под видом служанки креолку Сесили, развратную жену доктора Давида, которой ради этого устраивают побег из герольштейнской тюрьмы, куда Родольф заключил её. Распалив похоть нотариуса, девица выманивает у него бумажник с документами и убегает. От неудовлетворённой страсти у Феррана начинается горячка, и он умирает в страшных муках.

Ревнуя жену, д’Арвиль подслушивает их разговор. Он убеждается, что помыслы Клеманс чисты, но она никогда не полюбит его, ибо не может простить, что он до свадьбы честно не признался ей в своём недуге. Желая заслужить прощение жены, он решается на страшный шаг — самоубийство и, призвав в свидетели друзей, обставляет его как несчастный случай.

Потрясённая поступком мужа, Клеманс с ещё большим жаром посвящает себя благотворительности. Она идёт в женскую тюрьму, где берет под опеку Луизу Морель, посещает лазарет, где знакомится с Певуньей, и из её рассказа понимает, что это та самая девушка, которая исчезла с букевальской фермы и которую безуспешно разыскивает Родольф.

Франсуа Жермен сидит в общей камере среди бандитов и убийц. Негодяи, чувствуя инстинктивное отвращение к ним молодого человека, решают убить его, тем более что многим нечего терять — они приговорены к смертной казни. Жермена постоянно навещает Хохотушка; молодые люди чувствуют, что любят друг друга. Теперь Жермен готов расцеловать весь мир. Но заговор против него уже составлен, и только вмешательство Поножовщика спасает юношу от расправы.

Поножовщик же, доехав до Марселя, осознает, что не может покинуть Родольфа. Он возвращается в Париж, где принц даёт ему задание — попасть в тюрьму и защищать там Жермена.

Умирающая Сара призывает Родольфа и рассказывает ему, что их дочь жива: это Лилия-Мария. Родольф, считающий девушку погибшей, проклинает Сару за то, что та бросила девочку в бездну нищеты и порока. Он догадывается, что виновником падения его дочери был нотариус Ферран.

Безутешный Родольф собирается уехать из Парижа, пребывание в этом городе становится для него нестерпимым. Он даже отказывается поехать на свадьбу Хохотушки и сына госпожи Жорж, которая должна состояться в Букевале, хотя именно благодаря ему Франсуа Жермена оправдали и выпустили из тюрьмы. Принц также щедро облагодетельствовал молодожёнов.

Родольф не хочет видеть даже Клеманс д’Арвиль. Она должна понять, что смерть дочери — это роковое возмездие и искупить свою вину он должен в одиночестве!

Внезапно в кабинет Родольфа входит госпожа д’Арвиль. Она привезла к принцу выздоровевшую Певунью. Узнав, что девушка — дочь принца, Клеманс падает на колени и благодарит Бога за то, что именно ей выпадает счастье принести ему радостную весть: дочь его жива!

Клеманс приводит Лилию-Марию, и Родольф сообщает ей, что нашёлся её отец. Однако девушка не рада — она не знает этого человека, не знает, как он отнесётся к её прошлому. А господин Родольф сделал для неё все, не погнушался ею, когда узнал, как низко она пала, и поэтому она любит только господина Родольфа. Не выдержав, Родольф со слезами говорит ей, что он её отец. От неожиданного счастья Лилия-Мария падает в обморок.

Родольф извещает Сару, что их дочь жива. Ради неё он готов сочетаться с Сарой законным браком. Призванный в дом священник совершает обряд, свидетели подписывают контракт, объявляющий законным рождение Лилии-Марии. Раскаявшаяся, Сара умирает, так и не увидев дочери.

В день карнавала Родольф с дочерью уезжают из Парижа. Карету останавливает толпа беснующейся черни, у дверцы начинается свалка. Один из бандитов замахивается на принца ножом. Но удар приходится в грудь Поножовщику. Охваченный тревожными предчувствиями, отважный малый опять не смог покинуть любимого хозяина и вновь спас его — теперь уже в последний раз. Родольф и его дочь навсегда покидают Париж.

В честь матери Родольф нарекает дочь Амелией. Он и его жена, бывшая маркиза д’Арвиль, делают все, чтобы девушка смогла забыть о своём прошлом. Принцесса Амелия постоянно занимается благотворительностью, основывает приют для бедных девушек, все любят и почитают её. Влюблённый в неё принц Генрих, пробудивший в её сердце ответное чувство, просит её руки. Однако девушка не может забыть прошлого, не может простить себе своего падения. Она отказывает принцу и уходит в монастырь. Там её единодушно избирают настоятельницей. Считая себя недостойной такой чести, Амелия заболевает и тихо угасает. Родольф и Клеманс рыдают на её могиле.

Пересказала Е. В. Морозова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Эжен Сю Парижские тайны

Пост навеян прочтением большущего романа Эжена Сю "Парижские тайны".

Справка

Автор: Эжен Сю
Полное название: "Парижские тайны" (Les Mystères de Paris)
Язык оригинала: французский
Жанр: роман
Год публикации: 1842
Количество страниц (А4): 1325

Краткое содержание романа Эжена Сю "Парижские тайны"

Действие романа Эжена Сю "Парижские тайны", как следует из названия, происходит в Париже конца тридцатых годов XIX века. В то время Париж представлял собой город, населенный большим количеством самых разных людей: от очень богатых и блистательных, до самых бедных и страшно нуждающихся в самом необходимом. Главные герои произведения живут на самом (социальном) дне.

В трущобах Сите появляется странный человек, который силой отбивает юную проститутку Певунью от пьяного хулигана. После короткой кулачной схватки все трое отправляются в кабак и за ужином рассказывают друг другу свои истории. Так Родольф (тот самый странный человек) узнает больше о Поножовщике (пьяный хулиган) и Певунье (Лилии-Марии). Оказывается, у каждого из них несчастливая судьба, но оба являются хорошими людьми. Поножовщик, например, отбыл на каторге 15 лет за убийство, но никогда не воровал, сохраняя честность в самых непростых условиях, а Певунья все детство прожила с жестокой одноглазой старухой по прозвищу Сычиха, которая заставляла ее просить милостыню, мало кормила и издевалась над ней. После побега от Сычихи Певунья попала в тюрьму для беспризорников, где провела несколько лет до достижения шестнадцатилетия. Ну, а по выходе из тюрьмы нелегкая жизнь жизнь заставила ее пойти по дорожке порока.

Он почувствовал, что бедняк, остающийся честным среди жесточайших лишений, вдвойне достоин уважения, ибо наказание за кражу может стать для него источником сытой жизни.

- Тебе известны мои мысли о том добре, что может делать человек. Выручать порядочных людей, которые жалуются на свою долю, - хорошо. Разузнавать о тех, - кто честно, мужественно ведет битву с жизнью, и приходить им на помощь, иной раз без их ведома. вовремя предупреждать нищету и соблазн, ведущие к преступлению. еще лучше. Обелять в их собственных глазах и возвращать к честной, достойной жизни тех, кто сумел сохранить великодушные чувства среди унизительного презрения, гнетущей нищеты и окружающей испорченности, и ради этого смело входить в соприкосновение с нищетой, испорченностью и грязью. лучше всего. преследовать непримиримой ненавистью, неумолимым возмездием порок, подлость, преступление, ползают ли они в грязи или купаются в роскоши, не что иное, как акт справедливости. Но слепо помогать заслуженной нищете, позорить, осквернять милосердие и жалость, профанировать сочувствие и подаяние - благих, целомудренных утешительниц моей израненной души. и дарить их людям недостойным было бы отвратительно, постыдно, кощунственно. Это значило бы порождать сомнение в существовании бога, а дающий должен пробуждать веру в него.

Сычиха и Грамотей выслеживают Сару и ее брата, чтобы ограбить их. Однако Сара предлагает парочке бандитов непыльную (и незаконную) работу. К несчастью для последних Поножовщик услышал и передал разговор бандитов Родольфу, а тот, в свою очередь, решает завлечь Грамотея в ловушку, предложив им ограбить богатый дом (это был собственный дом Родольфа). Грамотей, однако, сам поймал Родольфа в ловушку. Поножовщик спас его от верной смерти и предотвратил ограбление дома, задержав Грамотея и Сычиху. Родольф решил самостоятельно воздать должное Грамотею и вместо того, чтобы сдать его в полицию, он ослепляет его с тем, чтобы при огромной силе лишить Грамотея возможности эту силу применять, не убивая его. К тому моменту он уже знал, что Грамотей был бывшим мужем госпожи Жорж и отцом юноши по имени Жермен, которого тот забрал от матери много лет назад и планировал воспитать его преступником. Грамотей, к тому же, был беглым каторжником, убийцей и вором.

Родольф благодарит Поножовщика за спасение своей жизни и дарит ему мясную лавку. Поножовщик, однако, не смог ее принять, так как некогда зарезанный им человек являлся к нему в видениях. Тогда Родольф подарил ему животноводческую ферму в Алжире. Поножовщик с благодарностью принимает подарок и уехзжает.

Ослепленный Грамотей, однако, не унялся. Увидев, что Родольф заинтересовался судьбой Певуньи, выкупил ее из борделя и поместил ее на ферму госпожи Жорж, Сара наняла Сычиху и Грамотея похитить ее с фермы Букеваль, что и было сделано. Раскаивающийся в своих тяжких преступлениях Грамотей, однако, не дал Сычихе изуродовать и убить Певунью, и она снова оказалась в тюрьме (тогда сажали в тюрьму проституток, которые ходили в некоторых районах города).

Поиски Жермена приводят Родольфа в дом на улице Тампль. Именно там Жермен жил некоторое время назад, но недавно съехал, сообщив свой новый адрес только гризетке Хохотушке, которая, по еще одному совпадению, некогда сидела в тюрьме вместе с Певуньей. Родольф представляется коммивояжером и снимает в этом доме комнату. В этом доме он встречает семейство Морелей, которые в буквальном смысле умирают с голоду. Отец семейства Морелей - единственный кормилец семьи. он гранит драгоценные камни, но его заработка не хватает даже на самые простые нужды. Теща Мореля сошла с ума, жена и младшая дочь тяжело болеют, а старшая Луиза находится в услужении у Жака Феррана, того самого нотариуса, заботам которого была поручена Певунья. Ферран, желая обладать Луизой, шантажирует ее долгом Мореля (раньше за долги можно было оказаться в долговой тюрьме). При попытке арестовать отца Мореля за долг Феррану, Родольф принимает участие в судьбе этого семейства, но старшая дочь Морелей на глазах отца арестована за детойбийство. Так Родольф получает еще одно свидетельство того, что нотариус Жак Ферран - плохой человек (именно он опоил Луизу и изнасиловал ее, когда та была в бессознательном состоянии). Также арестовывают и Жермена, который. как оказалось. был сотрудником нотариальной конторы Феррана. Жермен взял из кассы деньги, чтобы отца Луизы не арестовали, Ферран это обнаружил и заявил в полицию.

- . О, эти богачи, как они жестоки!
- Не более жестоки, чем другие люди, Мадлен. Но, понимаешь, они не знают, что такое нищета. Они рождаются счастливыми, живут счастливыми и умирают счастливыми: к чему им думать о таких, как мы? И еще раз скажу: они не знают. Как им представить страдания бедняков? Чем больше они проголодались, тем больше радуются: значит, тем лучше пообедают! Чем холоднее на дворе, тем лучше; они говорят: какой чудный морозец! Это ведь так просто! Если они выходят прогуляться пешком, они возвращаются к пылающему камину, и, чем сильнее мороз, тем приятнее им тепло очага. Поэтому они не могут нас понять и пожаленить: голод и холод обращаются для них в удовольствие. Понимаешь, они не знают, не знают! И мы на их месте поступали бы точно так же.

Сара решает найти подходящую девушку и выдать ее за их с Родольфом дочь. Она обращается к Сычихе за помощью, но узнает, что Певунья и есть ее дочь. В момент, когда Сара записывала рассказ Сычихи, последняя ранит ее ножом в спину и крадет драгоценности. Сара оказывается при смерти и ее мечта близка к провалу. Сычиха же умирает от рук Грамотея, сидящего на цепи в подвале. Она пришла в подвал. чтобы спрятать украденные у Сары драгоценности, но Грамотей, не стерпев издевательств, добрался о нее и задушил ее. Сам же злодей был отправлен к психиатрическое отделение больницы.

С первого взгляда в них (проститутках) не было ничего особенного, но, если приглядеться внимательно, почти на всех лицах был неизгладимый отпечаток порока и тупого равнодушия, которое приносят безграмотность и нищета.

При виде этого сборища потерянных созданий невольно возникала грустная мысль, что некоторые из них были когда-то чистыми и честными. Мы делаем эту оговорку потому, что большинство из них было опорочено, развращено и приучено к разврату не только с юности, но с самого раннего детства, как мы увидим позднее, даже с самого рождения, если так можно сказать.

Невольно вопрошаешь себя с горьким любопытством, какая же цепь роковых обстоятельств могла привести на тюремный двор этих несчастных, которые были когда-то скромными и целомудренными?

Сколько же разных наклонных стоков сбросило их в эту помойку!

Реже всего - стремление к разврату ради разврата, но гораздо чаще - безразличие ко всему, дурной пример, неправильное воспитание, а главное - голод, который обрекал этих несчастных на крайнее унижение, ибо только бедняки платят нашей цивилизации этот налог душой и телом.

Мы свято верим, что существуют такие властные натуры, которые могут влиять на толпу, и они настолько могущественны, что способны подвигнуть ее на злое или на доброе дело. Одни, бесстрашные, дерзкие и непокорные, возбуждают самые низкие страсти, - их вздымает на поверхность, как ураган поднимает пену над волнами; однако эти волны хоть и высоки, но быстро опадают. За взлетом ярости следует тихая боль. скрытая горечь, которые только усиливают печаль несчастной души. Похмелье после взрыва ярости всегда тяжело, пробуждение всегда мучительно.

Волчица, если хотите, была примером именно такого ужасного воздействия.

Другие натуры, гораздо более редкие, потому что у них инстинкты облагорожены разумом и разум сочетается с душевностью, другие, еще раз скажем, способны склонить к добру, так же как первые - ко злу. Благотворное влияние проникает в души, как солнечные лучи с их живительным теплом. как свежая ночная роса возрожает иссушенную жаждой землю.

Лилия-Мария, если хотите, была примером воздействия благодетельного.

Добро не проникает в душу так быстро, как соблазны зла, но оно действует хоть и медленно, но верно. Оно, как благовонное умащение, постепенно ублажает, успокаивает и смягчае зачерствевшую душу и возвращает ей необъяснимое это счастье чистоты.

Но, к несчастью, очерование это длится недолго.

Мельком увидев небесное сияние, ожесточенные души снова погружаются во мрак своей обычной жизни: воспоминания о сладостных радостях, которые их посетили на минуту, быстро забываются. Но иногда они все же пытаются их вспомнить, хотя бы смутно, как мы вспоминаем невнятную колыбельную, которая укачивала нас в далеком счастливом детстве.

Родольф по-своему наказывает Феррана. Он привлекает к делу очень красивую и соблазнительную (но очень развратную) женщину по имени Сесили, которая влюбляет в себя Феррана и очень быстро доводит его страсть до максимума. Ферран, пораженный Сесили, готов сделать для нее все что угодно: так он признается во всех преступлениях и добровольно передает ей доказательства неблаговидных поступков, которые совершал всю жизнь. Родольф заставляет Феррана снять обвинения с Жермена (того отпускают из тюрьмы), обеспечить будущее семью Морелей, учредить банк для бедняков (его пожизненно возглавит Жермен), вернуть деньги обворованным клиентам. Ферран все это делает, но продолжает страдать. Его страсть и жар убивают его через несколько дней.

Условия жизни вышедшего на волю заключенного более нестерпимы, более изнурительны, более трудны, нежели те, в которых он находится до пребывания в тюрьме. перед ним возникают всяческие препятствия, неожиданные преграды, он живет, презираемый всеми, и зачастую терпит бедность и нужду.

И если он не выдержит тяжесть нависшего над ним рока и повторно совершит преступление, то суд наказывает его во много раз более жестоко, чем за первый проступок.

Явная несправедливость. потому что созданные вами условия толкают его на это повторное преступление.

Родольф узнает от Сары, что Певунья - их дочь, но считает, что она умерла. Певунью, однако, находит маркиза д'Арвиль, которая и привозит выздоровевшую дочь Родольфу. Родольф, желая обеспечить жизнь Певуньи, заключает брак с Сарой, но да умирает сразу же после венчания. Родольф уезжает из Парижа, но их карета попадает в людскую пробку. Чернь, озлобленная шикарным видом кареты принца, нападает на Рудольфа, но того вновь (и последний раз) спасает от смерти Поножовщик, вернувшийся с полпути в Алжир назад. Он принимает ножевой удар на себя и умирает.

Певунья становится принцессой и посвящает себя благотворительности. Однако она понимает, что ее прошлое будет преследовать ее всегда, поэтому принимает решение постричья в монахини. Пораженные ее благочестием и чистотой послушницы единогласно избирают ее настоятельницей монастыря. Певунья же, однако, умирает сразу же после принятия сана.

Роман Эжена Сю "Парижские тайны" заканчивается сценой того, как Родольф и его супруга маркиза д'Арвиль оплакивают смерть Певуньи.

Эжен Сю — французский писатель XIX века, работавший в жанре криминального и социального романа. Врач по специальности, он был богатым человеком, поэтому медицине предпочел увлечение литературой.

Основные персонажи книги

  • Родольф — принц Герольштейнский, тридцати семи лет от роду, ищетсвою дочь.
  • Сара — возлюбленная Родольфа, на которой он женился тайком.
  • Поножовщик — в бывшем уголовник, сидевший за убийство сержанта, помощник Родольфа.
  • Лилия-Мария — девушка легкого поведения, имеет прозвище Певунья, страдает от жизни и является дочерью Родольфа.
  • Людоедка — сводня, которая предложила Певунье стать проституткой.
  • Сычиха — женщина, которая растила Певунью, вынуждая ее воровать.
  • Грамотей — грабитель, друг Сычихи.
  • Франсуа Жермен — сын Грамотея.
  • Нотариус Ферран — подлый человек, из-за которого попадают в тюрьму невиновные люди.
  • Жители дома на улице Тампль

Принц Герольштейнский Родольф, превратившись в обычного мастерового, пытается отыскать свою дочь, пропавшую шестнадцать лет назад, а также помочь госпоже Жорж найти украденного мужем ребенка. Для этого он приезжает в Париж и начинает жить среди грабителей, бандитов и нищего люда, стремящегося выжить в тяжелых условиях.

Когда-то, будучи молодым и страстным, принц совершает необдуманный поступок — он влюбляется в простую женщину по имени Сара, а узнав, что у нее будет ребенок, предлагает пожениться. Все происходит тайком от отца, который никогда не признает этого брака.

Но все рушится из-за писем Сары. Их находит Полидори, воспитатель, и показывает Родольфу. Оказывается женщина пыталась просто подняться и войти в свет, а принца она совсем не любила. Происходит разрыв, Сара сообщает, что дочь умерла.

Теперь, через шестнадцать лет, в самых убогих трущобах столицы Франции Родольф знакомится с Поножовщиком. Когда-то тот сидел в тюрьме, но остался честным и мужественным. Взрывной характер стал причиной убийства сержанта, который непочтительно с ним обошелся. Теперь Поножовщик согласен помогать принцу во всем, ведь у прибывшего превосходные манеры, твердый кулак и доброе сердце…

Признание книги

Роман настолько понравился читателям, что был переведен на все европейские языки. А поначалу он увеличил тираж газеты, люди с нетерпением ждали очередного впуска, были даже клубы, где неграмотные собирались для прослушивания понравившегося произведения.

После выхода произведения, в XIX, веке появилось несколько романов (более пятнадцати), рассказывающих о тайнах разных городов — Лондона, Марселя, Петербурга, Гамбурга, Будапешта, Нью-Йорка и т.д.

Экранизация произведения

Успех этого произведения классической французской литературы не мог не привлечь внимания кинематографисов. Есть восемь киноверсий книги, но наиболее успешной является экранизация с Жаном Маре в главной роли. Режиссером этого одноименного фильма был Андре Юнебель (1961 год), однако сюжет кинокартины далеко отошел от первоисточника.

Наиболее близок к роману Сю фильм 1943 года, созданный режиссером Жаком де Баронселли, и сериал режиссера Андре Мишеля (вышел на экраны в 1980 году).

Читайте также: