История возникновения воскресных школ

Обновлено: 04.07.2024

бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религ., так и светского характера, занятия в к-рых проводятся в основном по воскресным дням.

В Великобритании

В странах Европы

Наибольшее развитие в Европе приобрели конфессиональные В. ш. религ. меньшинств. В Дании, напр., все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали В. ш., где не надо было изучать лютеран. катехизис. Первая В. ш. была организована в Стокгольме в 1833 г. дочерью англ. консула; в 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспозицию, посвященную В. ш., на Всемирной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему В. ш., к-рую смогли использовать свободные церкви; в 1853 г. леди Эренбург открыла первую В. ш. для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии В. ш. появились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии В. ш. также получили широкое распространение. В др. странах мира появление В. ш. было связано с деятельностью протестант. миссионерских орг-ций.

В Сев. Америке

Постепенно небольшие союзы и об-ва В. ш. объединились в более крупные. В 1824 г. Филадельфийский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Union). Его члены, представители различных христ. деноминаций (в основном мирян), вели активную пропагандистскую и издательскую деятельность. К 1825 г. существовало 1150 В. ш., в к-рых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число учеников В. ш. достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (American Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных б-к религ. лит-ры. В 1826 г. союз начал публикацию цикла уроков (uniform lessons) по изучению Библии. Быстрый рост В. ш. был обусловлен гос. политикой поддержки таких учебных заведений на новых землях. Напр., в 1830 г. В. ш. создавались в каждой общине в недавно заселенной долине Миссисипи. Ок. 80 миссионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было организовано 2867 новых В. ш. и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Пакстон.

В 1832 г. в Филадельфии состоялся 1-й национальный съезд работников В. ш., на к-ром присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. учеников В. ш. На 5-м съезде в 1872 г. (Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от свободной территории и Канады. В этот период число учеников В. ш. достигло 6 млн, а количество школ превысило 69 тыс. На съезде в сотрудничестве с Союзом британских воскресных школ был принят План унифицированных уроков для международного использования (International Uniform Lessons). Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семестры (от 13 до 15 недель). Предполагалось, что за это время ученики могли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения избранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для заучивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Комментарии к библейским текстам отсутствовали, и это позволяло использовать планы унифицированных уроков в школах любой конфессии.

В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ (World Sunday School Convention), 900 ее членов представляли в основном В. ш. Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей В. ш. Сев. Америки было 54 клирика. В 1907 г. название конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ (World's Sunday School Association); в 1947 г.- на Всемирный совет христианского образования (World Council of Christian Education). Основной задачей совета, объединившего национальные советы мн. стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971 г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета с Отделом образования Всемирного Совета Церквей (Office of Education of WCC).

Лит.: Knopf G . F . The World Sunday School Movement: The Story of Broadening Mission. N. Y., 1979; Papper C . A New Vision for the Sunday School // Church Growth Magazine. 1985. Oct.-Dec. P. 4-8; Evangelical Dictionary of Christian Education. Grand Rapids, 2001. P. 336-338; 671-674; Willis W . R . 200 Years-and Still Counting.

В России

XIX - нач. XX в.

История В. ш. в России тесно связана как с европ. традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в к-рых иногда проводилось дополнительное воскресное обучение. В сер. XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились В. ш. в качестве самостоятельных учебных заведений. В. ш. учреждались церковными приходами, мон-рями, а также общественными орг-циями и частными лицами.

После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских В. ш. получили развитие в школах ликвидации неграмотности (с 1919), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и др. Система церковных В. ш. прекратила существование.

В. ш. сохранились среди рус. эмигрантов. Во Франции в 1920-1939 гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при правосл. приходах, рус. колониях, их деятельность координировал комитет, объединявший 65 В. ш. Основной целью обучения было сохранение духовных связей с Россией.

Кон. XX - нач. XXI в.

В 1991 г. в России началось возрождение В. ш. РПЦ, основной задачей к-рых является религ. воспитание и образование, гл. обр. детей. В. ш. (также называются церковноприходскими) создаются при приходах, мон-рях, правосл. учебных заведениях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, на местном уровне - епархиальный отдел религ. образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руководителем могут быть как настоятель или др. клирик данного прихода, так и мирянин.

В наст. время В. ш.- наиболее массовое явление в сфере образовательной деятельности РПЦ. В 1994 г. существовало более 1200 В. ш., в к-рых обучалось 58 тыс. детей и более 4 тыс. взрослых. В 2000 г. число школ превысило 2600, среди учащихся насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004 г. действовало ок. 5 тыс. В. ш.

В России действуют также В. ш. представителей др. христ. конфессий и др. религий.

Лит.: Миропольский С . Очерк истории церк.-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до наст. времени. СПб., 1894. Вып. 1; 1895. Вып. 2-3; Абрамов Я . В . Наши воскресные школы, их прошлое и настоящее. СПб., 1900; Ист. очерк развития церк. школы за истекшее 25-летие (1884-1909 гг.). СПб., 1909. С. 406-470. Прил. С. 100-101; Ельницкий К . В . Рус. педагоги 2-й пол. XIX ст. Пг., 1915. С. 93-96; Образовательная деятельность РПЦ: пробл. освоения наследия: В 2 кн. Новосиб., 1996. Кн. 1: Аннот. справ. учеб.-метод. лит-ры. С. 141-155; Островский К . , прот . Размышления о воскресной школе // Моск. ЕВ. 2002. № 11-12. С. 53; Дивногорцева С . Ю . Теоретическая педагогика. М., 2003. С. 75-77; Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных мон-рей на епарх. собрании 25 марта 2003 г. СПб., 2003. С. 27-30; Правосл. образование: Информ. вестн. Отдела религ. образования и катехизации РПЦ. М., 2003. Дек. С. 22-28; Правосл. образование: Информ. вестн. Отдела религ. образования и катехизации РПЦ: Тематич. листки. М., 2004. Вып. 4; Воскресная школа: открытый урок: Альм. 2004. № 1.

История возникновения воскресных школ

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология бывшего советского государства имела ярко выраженный атеистический характер, школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих граждан практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ.

Воскресные школы - бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы, основанные как учебные заведения для взрослых и детей, явились наиболее ранней формой внешкольного образования.

При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI века. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX века, когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты.

В свою очередь, конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

В частности, из истории их возникновения на территории бывшей Российской империи известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в.

Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX века. История воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение.

Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве - 11 и 25 октября 1859 года по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П.В.Павлову.

Вскоре, подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в Санкт- Петербурге существовало 20 воскресных школ, всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.

В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ, в 1862 г. группа преподавателей и учащихся Воскресных школ в Санкт-Петербурге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры.

Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 воскресные школы, протестовал против подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими.

Светские частные воскресные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Позднее в школу стали принимать и женщин. В 1888/89 учебном году в ней числилось 498 учеников и 298 учениц. Кроме воскресных, стали организовываться и вечерние занятия.

С середины 90-х гг. наблюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе, при заводах. Устраивались школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (открыта в 1894).

При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не считая воскресных и вечерних курсов для рабочих).

Святейший Синод разрабатывал для воскресных школ специальные программы, учебники, пособия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей.

Вначале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги).

Впрочем, сохранялись очень крупные церковные воскресные школы, например, в Санкт-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви (384 учащихся). После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ получили развитие в школах ликвидации неграмотности (с 1919), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других. Система церковных Воскресных школ прекратила существование.

Во Франции в 1920-1939 гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал комитет, объединявший 65 воскресных школ. Основной целью обучения было сохранение духовных связей с Россией. Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью.

Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники - "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса.

Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение образования в целом как образования религиозно-нравственного содержания. Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные (например, "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного собора 1917 г.). Частично, но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 года.

В начале XX века в России началось возрождение воскресных школ при Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и образование, главным образом детей.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время по всей территории бывшего Союза вновь отстраивающиеся храмы и монастыри. Начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык, история Церкви, церковное пение и вышивка, православные приходы пополнялись новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы.

В первое десятилетие восстановления нарушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви.

Первый энтузиазм угас, угасли с ним и первые многие воскресные школы. Теперь, когда прошло время первых горячих порывов и остались только трудовые будни с многочисленными трудностями и вопросами, необходимо прийти к более серьезному подходу к основанию жизни в воскресной школе.

Сегодня Воскресные школы (также называются церковно-приходскими) создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведениях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Православной Церкви, на местном уровне - епархиальный отдел религиозного образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руководителем могут быть как настоятель, или другой клирик данного прихода, так и мирянин.

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном в нашем кратком историческом описании. Потому что попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви. Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими, экономическими и другими причинами.

За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере. В значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад - все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, "духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ.

История возникновения воскресных школ.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что первые церковные школы появились вскоре после принятия христианства при поддержке князей, однако вплоть до второй половины ХV в. их число оставалось небольшим. Такие школы создавались при храмах и монастырях в крупных городах.

Воскресные школы в дореволюционной России

Буслова История воскресно-вечерних школ 3

Буслова История воскресно-вечерних школ 4

Буслова История воскресно-вечерних школ 5

Буслова История воскресно-вечерних школ 7

Буслова История воскресно-вечерних школ 8

Буслова История воскресно-вечерних школ 11

Буслова История воскресно-вечерних школ 12

Буслова История воскресно-вечерних школ 13

В 1892 году открылась женская воскресная школа при фабрике братьев Прохоровых, игравшая в свое время большую роль в революционном движении того времени.

Читайте также: