Модель здоровьесберегающей среды в доу

Обновлено: 02.07.2024

2. Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации.

3. Содержание работы.

3.1. Педагогические условия.

3.2. Педагогическая диагностика.

3.3. Развитие движений.

3.5. Здоровый образ жизни.

3.6. Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ.

3.7. Работа с родителями.

Мероприятия физкультурно – оздоровительной работы

во 2мл. группе детского сада.

Мероприятия физкультурно – оздоровительной работы

в средней группе детского сада.

Мероприятия физкультурно – оздоровительной работы

в старшей группе детского сада.

Мероприятия с педагогическим коллективом.

Приложение №5 Контроль физкультурно – оздоровительной работы.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.

Оснований для модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Но главными считаются следующие, необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье и свои физические возможности.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Инновационной деятельностью в содержании, формах, методах и средствах в работе педагогического коллектива является сочетание воспитательно - образовательного процесса и совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с применением ИКТ, взаимодействие специалистов и воспитателей.

Всё содержание работы в МДОУ строится по определенной системе, которая сложилась в работе коллектива на протяжении нескольких лет, постоянно совершенствуется, изучаются и апробируются последние достижения педагогической и медицинской науки. Система позволяет научно организовать работу коллектива с учетом всех линий развития ребенка: физическое развитие и здоровье, познавательное, социально-нравственное, художественно-эстетическое.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность педагогов, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. В дошкольном учреждении должен осуществляться комплексный подход в оздоровлении детей.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Тема проекта:

- заведующий МДОУ д/с №26 комбинированного вида Букина Т.Н.;

- старший воспитатель МДОУ д/с №26 комбинированного вида Фролова Н.В.;

- воспитатели и специалисты МДОУ д/с №26 комбинированного вида.

Тип проекта: оздоровительный, воспитательно - познавательный; групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2013-2015 г.), на базе МДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.

Апробирование проекта проводилось на базе МДОУ №26 г.о. Орехово – Зуево.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, законные представители детей (родители).

Объект исследования: система оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.

Разработать и внедрить модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ, подготовить научно-методические рекомендации, применение которых позволит повысить эффективность работы по физическому воспитанию старших дошкольников.

  1. Разработать вариативные формы работы с применением информационных и коммуникационных технологий для оздоровления детей дошкольного возраста
  2. Разработать и внедрить модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.
  3. Разработать методические рекомендации по оздоровительному воздействию физических упражнений на организм детей дошкольного возраста в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях с использованием ИКТ.

Основная идея инновационного проекта:

  • Применение вариативных форм работы с применением ИКТ будет способствовать оздоровлению детей дошкольного возраста, при этом учитывая закономерности формирования двигательных умений и навыков у дошкольников.
  • Подбор физических упражнений, оказывают оздоравливающее воздействие на организм дошкольников.
  • Вариативность форм работы, позволяет учитывать интересы детей.
  • Данные упражнения делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Упражнения оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти.
  • Используются в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы.

Актуальность и новизна проблемы:

Здоровье является фундаментом личности, оно способствует формированию у человека чувства уверенности в себе, самоуважения и достоинства. Дошкольное детство является важнейшим этапом укрепления организма и формирования здоровья человека. Новизна проблемы заключается в изучении возможностей оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является ухудшение здоровья детей, особенно в области физического развития и физической подготовленности дошкольника. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.

- утверждение программы по оздоровлению детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ;

- издание статей педагогических инноваций организации здоровьесбережения в ДОУ на основе использования исследования модели оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ;

- по результатам сравнительного анализа полученных данных, систематизации и обобщении результатов разработана модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.

- снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;

- повышение уровня физической подготовленности детей, снижение утомляемости детей.

– развиты физические качества (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

– накапливается и обогащается двигательный опыт;

– выработана потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

– воспитаны культурно-гигиенические навыки;

– сформированы представления о здоровом образе жизни.

- проявляют интерес к новшествам в системе образования;

- расширяют возможности детей для занятий спортом;

- действуют взаимосвязи с педагогами в целях повышения качества физического воспитания детей.

Практическая значимость предлагаемого проекта.

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также при подготовке специалистов по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников дошкольного образования

Критерии и показатели оценки результативности.

За проведением занятий по физической культуре постоянно осуществлялся медико-педагогический контроль, в ходе которого фиксировалась успеваемость детей. Критериями показателями результативности являются: развитые силовые, скоростные физические качества, а также гибкость, выносливость, координация движений детей, что проявляется на занятиях. Также показателем будет являться сформированность у детей представлений о здоровом образе жизни, развитые культурно-гигиенические навыки, что проявляется в повседневной жизни детей.

– накапливается и обогащается двигательный опыт;

– выработана потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

– воспитаны культурно-гигиенические навыки;

– сформированы представления о здоровом образе жизни.

Данное направление имеет несколько аспектов:

Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление педагогов и родителей с задачами физкультурно - оздоровительной работы с применением ИКТ. Изучение программ, документов, проектов по данной проблеме. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению модернизацию образовательного процесса.

Методический: предполагает взаимное ознакомление с методами и формами осуществления физкультурно – оздоровительной работы (посещение родителями непосредственной образовательной деятельности детей с последующем обсуждением).

Практический: выражается в использование современных физкультурно – оздоровительных методов в работе.

Содержательные компоненты проекта:

- учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста,

- обеспечение эмоциональной комфортности дошкольника в процессе обучения.

Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

- обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Коммуникативный:

- учет особенностей общения детей дошкольного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения между собой и с взрослыми, с целью создания условий для социализации.

- постановка в центр физкультурно - оздоровительного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Модель единого здоровьесберегающего пространства ДО

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

На протяжении нескольких лет, работая над проблемой здоровьесбережения, наш детский сад накапливал материал по этой теме, и нами была создана модель здоровьесберегающей педагогической системы.

Целью построения модели в нашем ДО является следующее:

Обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению целевых ориентиров освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с этим были выдвинуты и решались следующие задачи :

Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);

Формировать установки на использование здорового питания;

Развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; (использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей),

Научить следовать рекомендуемому врачами режиму дня;

Развивать готовность самостоятельно поддерживать своѐ здоровье на основе использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния вредным привычкам.

Здоровьесберегающая система – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, интеллектуального и социально личностного здоровья всех ее субъектов.

Нами выделены основные направления работы ДО по здоровьесбережению:

Профилактическое – обеспечение благоприятной адаптации, выполнение санитарно-гигиенического режима, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры, предупреждение острых заболеваний, проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное – организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса и здоровьесберегающей среды ДО:

Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности.

Изучение передового педагогического и социального опыта по оздоровлению детей;

Отбор и внедрение эффективных здоровьесберегающих технологий и методик;

Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.

Физкультурно-оздоровительное направление – включающее физическое воспитание, систему различных видов гимнастики и многое другое.

Для активизации методической работы по данному направлению встала необходимость разработки базовой модели системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, которая бы отражала систему деятельности нашего ДО по здоровьесбережению детей.

Нами была разработана следующая б азовая модель системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, которая состоит из следующих блоков:

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.

Состояние и содержание здания и помещений ДО в соответствии с гигиеническими нормативами;

Оснащенность групп, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

Организация качественного питания;

Создание здоровьесберегающего пространства в каждой группе и в ДО в целом.

Оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки дошкольников (определено СанПиН 2.4..1.3049-13);

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям дошкольников;

Внедрение инноваций, в первую очередь здоровьесберегающих образовательных программ и технологий в образовательный процесс;

Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;

Рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культурой и занятий активно-двигательного характера в детском саду;

Индивидуализация образования - учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с учетом состояния его физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Полноценную и эффективную работу с дошкольниками всех групп здоровья

Организацию занятий по ЛФК и ФК;

Организацию часа активных движений;

Организацию динамических и физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности дошкольников;

Создание условий и организацию работы спортивных кружков;

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, спартакиад, походов)

Просветительско-воспитательная работа с дошкольниками.

Работа направлена на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, их интеллектуального и социально-нравственного здоровья.

Проведение циклов бесед по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.

Организация психолого-просветительского просвещения и методического обучения педагогов средствами внутридошкольной методической работы с воспитателями и специалистами.

Работа направлена на повышение квалификации работников ДО в области здоровьесбережения и уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода.

Беседы, семинары, консультации, ПС по проблемам здоровьесбережения с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей;

Приобретение необходимой научно-методической литературы и др.

Организация просветительской и другой работы с родителями.

Работа направлена на повышение уровня знаний родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья.

Всеобуч – лекторий по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;

Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;

Организация совета по здоровью для совместного обсуждения и решения проблем сохранения и укрепления здоровья в своем ДОУ с учетом реальных возможностей и потребностей.

Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья дошкольников.

Использование рекомендованных и утвержденных программ, технологий, методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, нарушения зрения и т.д.);

Регулярный анализ на педсоветах и обсуждение данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого воспитателя и специалиста;

Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями; ведение паспорта здоровья группы, детского сада, что позволяет наглядно видеть рост или снижение заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры;

Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной поддержки детей с различными проблемами.

Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, просвещению педагогов и родителей.

На основе базовой модели, о которой я говорила выше, в нашем детском саду создана модель здоровьесберегающей педагогической системы, состоящая из 5 блоков, в которой учитываются все те рекомендуемы параметры с учетом возможностей и условий нашего ДО. Рассмотрим блоки, которые непосредственно составляют фундамент нашей системы здоровьесбережения:

1 блок – здоровьесберегающий воспитательно-образовательный процесс, в него входят компоненты-модули:

Реализация здоровьесберегающего подхода в организации воспитательно-образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих программ, методик, технологий.

Реализация индивидуально-личностного подхода в образовании дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность и тревожность детей – важнейшие составляющие их психического здоровья.

Терапевтические мероприятия, которые проводятся в организованных формах обучения: Фольклоротерапия, изотерапия, музыкотерапия, арттерапия, игротерапия и т.д. которые стабилизируют здоровье дошкольников, создают гармонию разума и чувств детей.

Оптимизация ВОП (за счет учета времени трудоспособности, утомляемости дошкольников; оптимизации учебной и физической нагрузки для детей разного возраста и т.д.)

Использование интегрированных занятий с созданием комфортного психоэмоционального состояния, повышающего мотивацию обучающей деятельности, уверенность в себе и своих возможностях, влияющих на психическое и интеллектуальное здоровье дошкольников.

Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Постоянный мониторинг состояния здоровья детей.

2 блок – физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительная работа с целью формирования культуры здоровья детей.

Оптимизация двигательной деятельности детей.

Профилактическая работа, которая осуществляется в целях предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек.

Коррекционная работа, которая представляет собой мероприятия, направленные на снижение имеющихся у детей отклонений от нормы (речевые отклонения)

Организация спортивных кружков.

3 блок – здоровьесберегающий методический процесс.

Методическая работа по здоровьесберегающему направлению.

Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных программ и методических рекомендаций для детей и родителей.

Методическое обучение педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников.

Разработка и создание банка интерактивных форм методической работы по здоровьесбережению.

4 блок – система работы с родителями.

Консультативно-просветительская работа по здоровьесбережению с родителями с использованием интерактивных, нетрадиционных форм.

Установление благожелательных отношений с родителями.

Привлечение родителей к активному сотрудничеству в системе здоровьесбережения.

Проведение совместных праздников, экскурсий и других мероприятий.

организационная работа, включающая организацию родительских клубов.

5 блок – здоровьесберегающее пространство.

Работа по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей предметно-пространственной среды для максимальной самореализации детей в области здоровьесбережения в каждой возрастной группе.

Создание в группах центров здоровья.

Оборудование тренажерного мини-зала.

Использование изготовленного и приобретенного нестандартного оборудования.

Оптимизация образовательно-методической среды в инфраструктуре здоровьесберегающего пространства ДОУ.

После создания модели здоровьесберегающей системы нами был разработан план по внедрению здоровьесберегающей системы в работу детского сада. Расчитан на 4 года.

План работы по внедрению здоровьесберегающей педагогической системы.

Оптимизация образовательного процесса, усиление его здоровьесберегающей направленности на основе реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития.

2. Корректировка годового плана, перспективных планов воспитателей с целью совершенствования содержания здоровьесберегающего образовательно-воспитательного процесса (образцы планирования, консультации, контроль)

3. Внедрение активных здоровьесберегающих форм организации и проведения занятий, здоровьесберегающих методик, технологий.

4. Реализация различных проектов в работе с детьми (использование метода проектирования в деятельности дошкольников, активизация экспериментальной деятельности с детьми по здоровьесбережению)

5. Систематизация индивидуальной работы с детьми через разнообразные кружково-секционные работы (планирование кружковой работы, проведение выставок, отчетов)

6. Обеспечение преемственности по здоровьесбережению дошкольного и начального образования.

Учитель нач. классов

Укрепление здоровья детей на основе комплексного использования средств физкультурно-оздоровительной работы.

1.Профилактика заболеваний и функциональных нарушений.

2.Оптимизация двигательной деятельности дошкольников.

3.Коррекционная работа с детьми.

4.Организация спортивных кружков.

Формирование готовности педагогов к реализации здоровьесберегающего подхода.

1. Формирование у педагогов целостной системы знаний о здоровьесбережении дошкольника.

2. Апробация и внедрение педагогами здоровьесберегающих программ и методик.

3. Разработка и использование педагогами диагностических карт по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса; наблюдение за деятельностью детей, контрольно-проверочные занятия, консультации, ведение дневника; познание внутреннего мира ребенка.

Организация системы работы с родителями по здоровьесбережению

1. Консультативно-просветительская работа с использованием нетрадиционных, интерактивных форм по здоровьесбережению

2. Привлечение родителей к сотрудничеству в системе здоровьесбережения.

3. Проведение совместных праздников и других мероприятий.

Создание оптимальной здоровьесберегающей образовательно-методической среды в инфраструктуре здоровьесберегающего пространства детского сада

1. Изучение, накопление, обобщение опыта педагогов и создание банка ППО по внедрению здоровьесберегающих программ, методик, технологий.

2.Анализ решения проблемы здоровьесбережения в ДО с целью создания условий для развития дошкольника и его максимальной самореализации в здоровьесбережении (составление плана работы по данному направлению)

3. Преобразование предметно-развивающей среды с учетом реализуемой программы в каждой возрастной группе (защита проектов преобразования развивающей среды во всех группах) в целях усиления ее здоровьесберегающей направленности.

4. Оснащение методкабинета научной и методической литературой, вариативными программами, методиками, педагогическими технологиями обучения и воспитания, методическими пособиями.

5. Создание информационно-инновационного банка детского сада, включающего здоровьесберегающие программы, методики, технологии, используемые педагогами.

Все компоненты модели взаимосвязаны и подчинены единой цели создания здоровьесберегающего образовательного пространства, формирования гармонично развитой личности.

Применение в работе ДО здоровьесберегающих технологий дало определенные результаты, которые мы наблюдали, анализируя диагностические данные, полученные в результате нашей работы:

Улучшились соматические показатели здоровья дошкольников:

посещаемость увеличилась за последние три года на ..%,

коэффициенте заболеваемости уменьшился на..%

уровень активности родителей увеличился (родители стали активнее принимать участие в спортивных праздниках, соревнованиях, походах и др.)

у детей, педагогов и родителей ДО сформированы навыки здорового образа жизни

ярче проявляется толерантность всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДО.

Прочно сформирована нормативно-правовая база по вопросам оздоровления дошкольников.

Идет системное внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДО.

Итак, делаем вывод - если опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут сделаны необходимые поправки в интенсивности технологических действий - будет продолжаться индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации, мы добьемся хороших результатов в оздоровлении детей. Все в наших руках! Будьте здоровы!

В ходе внедрения и применения в работе ДО системы и модели здоровьесбережения нами разработана программа оздоровления детей. Ежегодно, с учетом изменений диагностических данных, материальной базы ДО, возможностей педагогов ДО, программа корректируется.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.

Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Для решения данной задачи, я считаю необходимо создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей и укрепление здоровья детей.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Говоря о создании здоровьесберегающей среды, подразумевается следующие направления:

1. Организация жизни ребёнка в ДОУ т. е. режим дня;

2. Обеспечение благоприятной адаптации.

3. Выполнение санитарно – гигиенического режима.

4. Проведения обследования.

6. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

7. Создание предметно пространственной среды в целом в ДОУ и в групповых комнатах;

Формирование культуры здорового образа жизни является одной из главной задачей первичной профилактики в укреплении здоровья детей. Для решения этой задачи мы разработали условия для создания здоровьесберегающей среды :

• формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

• использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

• конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;

• обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В работе я использую следующие технологии, которые способствуют созданию здоровьесберегающей среды :

• непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж, а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

• реабилитационные мероприятия (витаминотерапия, функциональная музыка, физкультура)

• организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные с учётом сезона, возраста. В каждый вид деятельности я включаю упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей.

Ежедневно провожу гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями. Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

С целью реализации задачи по созданию здоровьесберегающей среды, в группе создана обстановка, которая позволяет детям удовлетворять свою двигательную деятельность: освобождено место, соответствующим образом расположена мебель и оборудование, предоставлены в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность, также мы приобрели горку, в группе имеется спортивный уголок: гимнастическая стенка для лазанья, мячи, воротики, кубы для перешагивания и другое оборудование

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека.

Оздоровительная : укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма;

Образовательная: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств;

Воспитательная: содействие умственному, эстетическому воспитанию.

С воспитанниками своей группы я провожу работу по созданию среды наполненной традициями культуры здорового образа жизни, положительного эмоционального фона на занятиях, веду учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности. Также мною проводится организация детей и воспитательная работа с ними при проведении режимных процессов (умывание, прием пищи, одевание, раздевание, сон, гигиенический уход за детьми и воспитание у них гигиенических навыков и привычек, формирование потребности в здоровом образе жизни, гигиеническая оценка игр и занятий с детьми, внимание к осанке и охрана зрения детей. Так же использую здоровьесберегающие технологии направленные на укрепление здоровья детей :

Формы работы Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Бодрящая гимнастика После сна в постелях Простые упражнения

Игровой час После сна в группе каждый день Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений

Динамические паузы Во время занятий 2-5 минут. По мере утомляемости детей. Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, ежедневно Используются только элементы спортивных игр, игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.

Пальчиковая гимнастика Индивидуально, с подгруппой и всей группой, ежедневно Проводится в любой отрезок времени.

Дорожки здоровья После сна, на физкультурном занятии Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия 3 раза раза в неделю в том числе и на улице (в зависимости от погоды) Занятия проводятся в соответствии с программой

Посещение бассейна 2 раза в неделю Занятия проводятся в соответствии с программой

Утренняя гимнастика Ежедневно Комплексы подбираются в соответствии с программой

Физкультурные досуги, праздники Один раз в квартал Эффективная форма активного отдыха

Ситуативные малые игры Один раз в неделю Ролевая подражательная имитационная игра

Технологии музыкального воздействия Сеансы во второй половине дня Используется спокойная музыка, звуки природы

Взаимодействие с семьей по проблеме воспитания здорового ребёнка

является приоритетным направлением в моей работе. Ведь у истоков формирования определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые, как носители определенных физических качеств. Я считаю, что родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка, поэтому, провожу с ними беседы, консультации о здоровом образе жизни. Стараюсь привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания как групповые, так и общие. Я подробно познакомила родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой в нашей группе, на родительском собрании "Будь здоров", которое проходило в форме круглого стола. Обсуждались вопросы о важности движения, правильного питания, сна. Особое внимание обратили родителей на такой метод как закаливание. Показали и рассказали о закаливающих мероприятиях, которые мы проводим в нашей группе: - ходьба по Дорожке Здоровья или коврику "Травка", которые являются профилактическим средством плоскостопия. Хождение босиком - самый простой и нетрадиционный способ закаливания.

Совместно с родителями в группе изготавливалось нетрадиционное спортивное оборудование, собрана новая мебель для детей в группе, был обновлен участок для прогулок, в зимнее время родители помогают очистить участок от снега, делают снежные горки для детей и удобные подходы к ним

Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.

Создание здоровьесберегающей среды в старшей группе детского сада Миссия проекта Создание благоприятной здоровьесберегающей среды для детей, старшей группы детского сада, для обеспечения оптимального уровня.

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ Черты, характеризующие развивающую педагогику оздоровления: 1. здоровый ребенок – идеальный эталон и практически достижимая норма детского.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды через организацию физкультурного уголка 1 слайд. Создание здоровьесберегающей образовательной среды через организацию физкультурного уголка. 2 слайд. Физическое развитие детей.

Создание развивающей среды в ДОУ Видео Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в ребенке его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться.

Специфика здоровьесберегающей среды в ДОУ Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МБДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка,.



Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: