Модель взаимодействия доу и школы

Обновлено: 03.07.2024

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном, позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе. Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая: в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая: в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы, в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе, играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе, с легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Что же такое преемственность в образовании? Преемственность - это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Задачи простые и понятны для педагогов. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы в области физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие их творческих способностей, обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы, формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап — учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Как было сказано выше, преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. НОД как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием. Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.

Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития. Объем знаний определен программой детского сада. Большое значение имеет развитие познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования учебных интересов. Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. В понятие нравственно-волевой готовности включаются так же те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.

В работе с детьми подготовительной группы определенную специфику приобретает использование наглядных методов и приемов обучения ( показ образца: игрушка, картина, муляж). Большое значение имеют словесные методы обучения (рассказ воспитателя, беседа, включающая заранее продуманные вопросы и др.). Свою значимость сохраняют и игровые приемы (игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки и т. д.). Особое место отводится дидактическим играм. Однако нельзя забывать, что основной деятельностью детей подготовительной группы остается игра.

Особенностью процесса развития творческих способностей учащихся является его непрерывность и последовательность. В системе художественного образования включает эстетическое воспитание, художественное творчество. Важную роль в развитии творческих способностей личности играют продуктивные виды деятельности, (рисование, аппликация, лепка, конструирование и ручной художественный труд).

В преемственности по формам сотрудничества педагогов детского сада и школы можно выделить два взаимосвязанных аспекта : информационно- просветительский и практический. Первый предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами воспитательно - образовательной работы в старшем дошкольном возрасте (учителя) и младшем школьном (воспитатели, изучение содержания программ старших групп детского сада и первого класса. Второй - практический - аспект выражается, с одной стороны, в предварительном знакомстве учителей в детском саду со своими будущими учениками, а с другой стороны - в курировании воспитателями своих бывших воспитанников.

А сейчас хотелось бы представить модель взаимодействия школы и детского сада : Педагоги + дети+ родители. Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и начальной школы можно проявить в следующих формах сотрудничества: совместные педагогические советы (ДОУ и школа, семинары, мастер- классы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы, проведение диагностики по определению готовности детей к школе, взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы, открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, педагогические и психологические наблюдения.

Работу с детьми можно провести в увлекательной и легкой форме: экскурсии в школу, посещение библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, выставки рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы, совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др., спортивные соревнования дошкольников и первоклассников, участие в театрализованной деятельности, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом).

Модель взаимодействия детского сада с семьёй Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого.

Модель эффективной социализации в образовательном пространстве детского сада на основе социального конструктивизма В основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования находится принцип социального конструктивизма Л. С. Выготского. Согласно.

Преемственность детского сада и школы

Преемственность детского сада и школы Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно.

Преемственность детского сада и школы Слайд № 2 Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе и достижение детьми целевых ориентиров.

Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптированности детей при переходе из детского сада в школу.

ВложениеРазмер
Из опыта работы 76.5 КБ
Презентация 2.71 МБ

Предварительный просмотр:

на ступенях дошкольного и начального школьного образования

г. Сосновый Бор, Ленинградской области.

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача - научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути к самостоятельной жизни.

Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные дичностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Наша школа работает по вопросам преемственности более 10 лет.

Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями; такими как:

- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;

- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;

- недостаточно соблюдается психологическая преемственность

- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания

Учитывая это, мы определили основную цель нашей работы : выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.

  1. Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.
  2. Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.

На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно – организационный аспект преемственности: отработали нормативно – правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.

На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали общие требования к воспитанию и определили основные направления работы по преемственности, которые определились следующим образом: административный, методический, оздоровительный, психологический, досуговый блоки, а также блок дополнительных услуг.

Директор школы, заведующая ДОУ

1. Совместные административные совещания, круглые столы

2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе

3. Общее родительское собрание

Завучи по УВР, зам. зав по УВР

Старшая медсестра ДОУ, врач, медсе-стра школы, учитель физкультуры.

1. Семинары- практикумы.

2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий

3. Проведение дней здоровья

4. Работа с родителями.

5. Мониторинг здоровья воспитанников

Психологи, педагог- социолог.

1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы

2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований.

4.Консультации для педагогов и родителей

Блок досуговой деятельности

Музыкальные руководители и педагоги организаторы

1.Организационные экскурсии в школу, на пришкольный участок, в школьную библиотеку.

2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ.

5.Сбор информации о детях, посещающих кружки

Блок дополни-тельных услуг.

1. Кружки, факультативы

2. Творческие отчеты

В начале своей деятельности данная работа осуществлялась значительно легче, так как дети одного из дошкольных учреждений микрорайона почти полным составом прибывали для обучения в школу.

В школе выработался следующий алгоритм работы по преемственности:

  1. Сбор информации о подготовке первоклассников к школьному обучению в ходе комплексного психолого-медико- педагогического экспресс – наблюдения:

- первичная адаптация (психолог)

-обследование учащихся (психолог, логопед, тифлопедагог, врач)

- посещение уроков, мероприятий занятий (завучи)

Создание групп по подготовке к школе на базе д/сада или школы

1-2 недели сентября

  1. Планирование коллективных и дифференцированно – индувидуальных формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Корректировка совместных планов по сотрудничеству.

Проведение родительских собраний

  1. Организация контрольных мероприятий по преодолению возникших проблем

-семинары по коррекционной работе с учащимися

- подведение итогов по результатам работы и выполнению рекомендаций за триместр.

- отчеты и подведение итогов работы на административном совете.

При организации работы с первоклассниками на начальном этапе четко распределены функции всех участников экспресс - наблюдения

Завуч – определяет исходный уровень педагогической готовности к школе.

Логопед – определяет уровень логопедической готовности к школе. Рассматриваются разные аспекты речевого развития первоклассников.

Психолог – определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, обращая внимание на особенности поведения, общения, привычки и интересы, исследует основные виды деятельности, интеллектуальное развитие, организует анкетирование родителей.

Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности.

Врач исследует состояние здоровья первоклассников, наличие хронических заболеваний, отслеживает заболеваемость в период адаптации, определяется группа здоровья.

Для логопедов, психологов, учителей разработаны специальные план - карты, по которым они ведут наблюдение и предоставляют отчеты на медико-психолого-педагогический консилиум. Приложение №1

На консилиум по итогам работы приглашаются администрация школы, классные руководители 1 классов, специалисты сопровождающих служб школы, администрация и сопровождающие службы детских садов (выпускники которых обучаются в школе), при необходимости, специалисты по запросу (невропатолог, окулист и др.). В последние годы активными участниками таких консилиумов становятся специалисты комитета образования города и заведующая детским отделением МСЦЧ-38.

Участники обсуждают вопросы готовности первоклассников к обучению в школе по итогам проведенной работы, высвечиваются проблемы, возникшие в период адаптации, вырабатывается стратегия сопровождения для каждого учащегося в зависимости от тех затруднений, с которыми он сталкивается. Приложение №2 (План работы консилиума)

Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.

Вся проводимая работа дает ощутимые результаты. Одним из показателей достижения цели мы считаем 100%-ую адаптацию к школе на протяжении последних 6 лет. Этому способствует еще и то, что мы продолжаем традиционные направления в работе отдельных детских садов. В ДОУ №12 воспитываются дети с проблемами зрения, в нашей школе созданы коррекционные классы IV вида, которые в основном комплектуются на основе групп данного д/сада. Курирует нашу совместную работу клиника глазных болезней Педиатрической Медицинской Академии г. Санкт-Петербурга.

В ДОУ №19 внедряется в воспитание экологическое направление, что напрямую связано с нашей экологической школой и нами четко отработаны преемственные связи. Совместно с ДОУ №15 мы занимаемся проблемой мотивации здорового образа жизни, создания соответствующих условий для сохранения здоровья воспитанников и обучающихся, проводим совместные обучающие семинары.

В ДОУ № 8 педагоги и администрация активно занимаются проектной деятельностью, что соответствует требованиям ФГТ и ФГОС в отношении преемственности и играет большую роль в успешном обучении в школе и адаптации на 1 ступени обучения.

Основными задачами совместной деятельности администрации, педагогов и социально-психологической службы являются: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации учащихся и эффективностью системы профилактических мероприятий.

Мы понимаем всю ответственность периода адаптации первоклассников к школе и не можем относиться к вопросам преемственности формально.

По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:

  • по содержанию обучения и воспитания;
  • по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:

  • Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
  • Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
  • Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Библиографический список

1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.

2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.

3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.

4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.

На фоне модернизации всей системы образования вопрос взаимодействия ДОУ и начальной школы, обеспечения преемственности и непрерывности образования стоит особенно остро, а проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Но если раньше подготовка к школе сводилась к формированию узкопредметных знаний и умений, то в настоящее время преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется тем, развиты ли у будущего школьника необходимые интегративные качества, т.е. наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел их самостоятельно добывать и применять. Еще одной проблемой является отсутствие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношения к учебе как к важному, общественно-значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Предпосылками же возникновения этих мотивов служат формирующееся к концу дошкольного детства желание поступить в школу, приобрести новый статус и развитие любознательности и умственной активности. Физическая и физиологическая готовность также часто находится не на должном уровне, особенно страдает развитие мелкой моторики. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой, физический, физиологический. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Формирование качеств, необходимых будущему дошкольнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Вот почему так важно для подготовки ребенка к школе всячески поддерживать воспитательные компетенции родителей будущих первоклассников: дать им правильное представление о готовности ребенка к школе, помочь сориентироваться и дать практические знания, которые помогут им правильно готовить своего ребенка к школе по всем направлениям.

Педагогам же, в свою очередь важно знать особенности личностного развития каждого ребенка, его природный потенциал, способности. И здесь никак не обойтись без тесного сотрудничества с родителями.

Гуманистическая направленность современного дошкольного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники ДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ. От того, насколько воспитательно-образовательные услуги ориентированы на интересы и запросы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы. Именно по этой причине ДОУ сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом развивать, обучать и воспитывать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей:

  1. Ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ.
  2. Ознакомление родителей с результатами диагностики ребенка на разных возрастных этапах, перспективой его дальнейшего воспитания и обучения.
  3. Участие родителей в составлении индивидуальных программ (дополнительное образование, коррекционная работа, индивидуальная помощь)
  4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления, закаливания, развития ребенка в разных видах деятельности.
  5. Формирование воспитательной компетенции родителей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи возможно обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в подготовке ребенка к школьному обучению, вхождению его в новый этап развития (переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к себе самому и своей деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, новому положению в обществе) безболезненно.

Однако, чаще всего работа с родителями ведется однобоко, не устанавливается обратная связь с семьей, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Поэтому целью проекта является поиск наиболее эффективных путей сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников для повышения их педагогической компетентности и определения единых подходов к воспитанию ребенка.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет - содержание и формы педагогического просвещения родителей воспитанников.

Основная часть.

Спор о том, что важнее для становления личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа и т.д.), - ведется всегда.

В те годы педагогами активно использовались разнообразные формы работы с родителями: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Все эти формы активно используются в детском саду и в наше время.

В 90-е годы все изменения были связаны с проводимой реформой образования, и тогда были признаны положительная роль семьи в воспитании детей и необходимость взаимодействия с ней, а также разрабатываются новые подходы к работе с родителями. В детском саду рекомендуется организовывать выставки психолого-педагогической литературы для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

В свете происходящих изменений важно отметить, что, если раньше предпочтение отдавалось коллективным формам работы с родителями (собрания, коллективные консультации, лектории и т.д.), то теперь предпочтение отдается индивидуальным формам работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.)

Таким образом, считается, что взаимодействие ДОУ и семьи является одним из факторов успешности воспитания и обучения детей, в том числе и при подготовке детей к школе, и актуальной проблемой является поиск форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе. От единства взглядов, методов и приемов обучения и воспитания во многом будет зависеть успешность формирования готовности к школе у старших дошкольников.

Одной из основных задач нашего детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи.

Читайте также: