Школьный курс истории древнего мира цели содержание особенности

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшая роль в формировании развитой, общественно активной личности. принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций. Актуальность данной проблемы состоит в том, что особая роль принадлежит такому предмету, как история. Большое значение, в частности, играет изучение курса истории древнего мира. Именно с изучения истории Древнего мира, учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества. При изучении данного курса формируются основные понятия, умения и навыки необходимые учащимся для восприятия более сложного материала в последующих классах.

1. Задачи курса истории древнего мира в школе
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Определяя цель обучения истории мы исходим:
- из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности;
- из задач исторического образования в школе - усвоения важнейших фактов развития человеческого общества, формирование способностей и умений самостоятельно изучать исторический материал и оперировать полученными знаниями на практике;
- из содержания курса истории древнего мира, охватывающего историю двух первых социально-экономических формаций; из места курса как первого систематического, хоть и элементарного, курса всемирной истории в школе, который в связи с этим наряду с рассказами по отечественной истории в пятом классе играет роль пропедевтики для школьного исторического образования;
В школьном курсе истории древнего мира не рассматривается понятие социально - экономический строй. Было бы не разумно требовать от учащихся заучивания этого термина и его значения. Но шестиклассники уже в состоянии усвоить основные черты первобытнообщинного и рабовладельческого строя, если они подаются на доступном и красочном историческом материале. Это облегчается тем, что в истории древнего мира многие связи и отношения между историческими явлениями выступают особенно зримо и выразительно, например, рабовладельческая эксплуатация, классовая роль государства в рабовладельческом обществе, влияние развития орудий труда и занятий людей на социальные отношения и т.д. Доступно ученикам и понимание прогрессивности перехода общества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.
Основу исторических знаний составляют факты. Учитель должен добиться крепкого усвоения шестиклассниками минимума важнейших фактов из древней истории с локализацией их во времени и пространстве.
Взаимосвязанные важнейшие факты - основа для понимания шестиклассниками развития человеческого общества, причинно-следственных связей и некоторых закономерностей исторического процесса, для формирования системы исторических понятий.
На материале истории древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории, изучаемом в 6 классе, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты присущие этим понятиям.
Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы.
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы.

2. Особенности усвоения знаний учащимися шестого класса.
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования.
Многие психологи и педаго

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Раздел 1. Теория преподавания истории Древнего мира……4
1.1. Задачи курса истории древнего мира в школе…………..4
1.2. Особенности усвоения знаний учащимися………………7
1.3. Требования к преподаванию истории древнего мира и типы уроков……………………………………………………………..11
Раздел 2. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира………………………………………………..17
2.1. Методика преподавания истории в 6-ом классе………..17
2.2. Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………..43

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи курса

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;

- формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

- формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы разными видами источников и учебными материалами; ?

- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

- воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религии различных народов;

- формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации современном обществе на основе освоенных знаний по курсу древней истории.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Цель и задачи курса

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;

- формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

- формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы разными видами источников и учебными материалами; ‑

- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

- воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религии различных народов;

- формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации современном обществе на основе освоенных знаний по курсу древней истории.

Общая характеристика курса

На материале древней истории начинается. формирование системных исторических знаний; в бол широком плане основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Пятиклассники впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплин знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов:

В то же время содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства и исторического движения. Эти линии соединяет воедино сквозная линия - человек, личность в истории.

Не считая двух указанных занятий, имеющих самостоятельное значение, важнейшей дидактической единицей содержания программы служит тематический блок - комплекс уроков, объединен темой и проблемной целевой установкой. В рамках темы, рассчитанной на 3-5 учебных часов, происходит логическое приращение знаний, умений, ценностных установок учащихся, накопление и развитие их опыта познавательной и социально-коммуникативной деятельности.

Тема 2 дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (термины не употребляются), а также о переходе к стадии цивилизации и ее основных признаках. Здесь же вводится понятие бронзового века, поскольку история древних цивилизаций изучается в рамках двух периодов бронзового и железного века.

Представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир; учащиеся получают на материале стран Западной Азии (тема 5), а кроме того, на материале заключительной темы раздела; на уроках, посвященных истории Индии и Китая.

История Древней Греции и Древнего Рима рассматривается как единая античная цивилизация - полисная в своей основе и существовавшая с VIII в. до н.э. (времени образования греческих полисов и начала Рима) до III в. В её рамках сформировались и получили развитие две культуры- древнегреческая и древнеримская. Период поздней Римской империи. IV--V вв. рассматривается как переходный к Средневековью, время заката античной культуры и утверждения христианской культуры.

Таким образом, показано, что история Древнего мира представляет собой единый процесс и не распадается на отдельно развивавшиеся цивилизации. Так, государственность везде начинается с малых фор (номы в Египте, города-государства Шумера, в дальнейшем - Греции, Рима), а заканчивается в рамке истории Древнего мира процесс цивилизационного (в том числе государственного) развития повсюду образованием великих держав (Персидского царства, державы Маурьев, Циньской империи, державы Александра и эллинистических держав; Римской империи). История религиозного развития человечества также проходит один и тот же путь - от повсеместного языческого многобожия к более высокому уровню религиозного сознания (яхвизм в Западной Азии, буддизм в Индии; конфуцианство в Китае, христианство в Римской империи).

Место курса в учебном плане

На изучение истории Древнего мира в 5 классе предусматривается 70 учебных часов - из расчета 2 часа в неделю.

Основные ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс по истории древнего мира предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества – всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальное каждой личности. В программе акцентируется внимание на что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимай истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этап мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявлен общего, выход на закономерности в процессе работы с текста ми будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материал по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творчески коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

научиться пользоваться информацией;

научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Требования к результатам обучения

Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

- знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;

- усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событии, явлений и процессов;

- умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;

- применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;

- умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

- способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.

Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

- умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать идеи;

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;

- умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

- формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего ми

- развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.

Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории

Содержание учебного предмета
История Древнего мира (68ч)

Введение (пропедевтический курс) (10 ч)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Знакомство с исторической картой.
Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
Контрольная работа

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч.)

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч.)

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (17 ч.)

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (16 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (2 часа)
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битва с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Итоговое повторение (2 ч.)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру

Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачами изучения всеобщей истории в основной школе являются:

- формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;

- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала Греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формировании у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

- овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственом контекстах; о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

- развитие у учащихся способностей выявлять обще и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.

-формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

- овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого период для страны;

- воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;

- воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

- развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

- формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Деятельностный подход позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания.

- формирование морально-ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в ХХ – начале XXI в.;

- овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием мета и роли России во всемирно-историческом процессе и значения этого периода для не; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, язык и культуру;

- воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;

- воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира;

- развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.

Читайте также: