Зачем ребенку бизнес школа

Обновлено: 05.07.2024

Инвестиции в будущее нового поколения — это не счет в банке, а знания, которые помогут ребенку добиться успеха. Многим кажется, что бизнес школа для детей и подростков — это лишнее в столь юном возрасте, и все это ребенок успеет изучить, когда вырастет. Но практика показывает, что основы предпринимательства — одна из лучших инвестиций в будущее ребенка. Уроки бизнеса для детей дают полезные и практически применимые в обычной жизни знания.

Что изучают в школе предпринимательства?

Мир быстро меняется, и человек должен успевать меняться вместе с ним. Необходимо нарабатывать базу не только узкоспециализированных знаний, без которых невозможен успех в профессии, но и дополнительных навыков: коммуникации, креативного мышления, ответственности В бизнес школе для детей воспитанники:

  • Узнают, откуда берутся деньги, и научатся грамотно ими пользоваться.
  • Поймут, как работает предприятие и что нужно, чтобы оно было прибыльным.
  • Будут генерировать идеи, исследовать рынок и выдвигать свои маркетинговые стратегии.
  • Научатся четко формулировать задачу и решать ее в короткий отрезок времени.
  • Освоят азы для детей и учатся грамотно распоряжаться своим временем.
  • Разовьют способность мыслить критически и улучшат скорость мышления.

Обучение в школе бизнеса для детей носит практический характер и максимально приближенно к реальной жизни.

Почему стоит отдать ребенка на предпринимательские курсы?

Обучение предпринимательству полезно для комплексного развития ребенка, для воспитания в нем важных навыков и качеств.

Умение работать в команде. На занятиях дети чаще всего работают в группах. Они создают стратегии, планируют бюджет, учатся договариваться с коллегами, слышать другого и учитывать мнение всех участников.

Эффективная коммуникация. Умение грамотно презентовать себя и аргументировать свою позицию очень ценится в современном мире. Без него невозможно успешно вести переговоры и взаимодействовать с людьми. Причем речь идет не только о сфере бизнеса, но и о любой области, в которой ваш малыш захочет добиться успеха в будущем.

Лидерские качества. Современному обществу нужны лидеры — сильные, уверенные в себе, не боящиеся ответственности. Курсы предпринимательства для детей — это та самая школа лидерства, которая необходима современным детям.

Дисциплина и самоорганизация. Отсутствие этих качеств — настоящий бич современного поколения. К счастью, есть много занятий, которые их развивают. Бизнес курсы для детей — одно из них. Ответственность, умение планировать, ставить цели и достигать их пригодится вашему сыну или дочке как в профессии, так и в обычной жизни.

Умение грамотно распоряжаться ресурсами. Финансовыми, человеческими, временными — на курсах воспитанника научат правильно расставлять приоритеты и достигать максимума при минимальных затратах.

Умение видеть свои сильные и слабые стороны. Маркетинговый анализ предполагает подробный разбор рисков и возможностей, а значит, без оценки сильных и слабых сторон не обойтись. Но в бизнес школе для подростков воспитанники учатся не только прогнозировать развитие предприятия, но и оценивать свои собственные силы на пути к достижению целей. Это поможет им успешно бороться со слабостями и эффективно использовать достоинства.


Карина Медведева, генеральный директор детской бизнес-школы KinderMBA

Предпринимательское мышление — не врожденный навык, его можно развить. А бизнес-школа — это не только занятия, а целая инфраструктура, включающая воркшопы и бизнес-туры в компании, поездки за границу и программы на каникулы, консультации экспертов по проектной деятельности, клуб выпускников.

Благодаря занятиям меняется мышление ребенка, он приобретает новые навыки — родители в этом видят большую ценность. Это очень хороший тренд, и здорово, что есть школы, пока только частные, которые интегрируют бизнес-программы в свой образовательный процесс. Все понимают: для того, чтобы быть успешным в будущем, развиваться надо уже сегодня.

Чему учат в бизнес-школах

Карина Медведева, генеральный директор детской бизнес-школы KinderMBA

На занятиях дети учатся критически мыслить, брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения. Они становятся более финансово грамотными, пробуют ставить цели. Проектная работа ведётся в командах, и это позволяет ребятам учиться общаться с разными людьми, распределять задачи, находить компромиссы. А ещё они начинают понимать, что их идеи действительно важны и нужны обществу, перестают бояться пробовать и в целом чувствуют себя более уверенными.

Когда ребёнок работает над проектом, он может примерить на себя разные роли — маркетолога, дизайнера, финансового аналитика, разработчика. Это очень помогает в самоопределении и профориентации.

Российские бизнес-школы для детей

KinderMBA

В этой школе детей научат вести бизнес, помогут развить предпринимательские и лидерские качества, научат нестандартному мышлению, дадут экономические и финансовые знания. Бизнес-программа включает в себя 24 модуля и 4 ступени — Kids, Start, Pro, Foundation.

На какой возраст рассчитано обучение: от 5 до 17 лет.

Стоимость обучения: 12 000 рублей в месяц.

Kids MBA

Бизнес-школа, которая обучает основам бизнеса и финансовой грамотности, рассказывает об инвестициях и экономике. Помимо основных профильных программ, в школе можно записаться на занятия по профориентации, ораторскому искусству и лидерству. Они направлены на то, чтобы у ребёнка расширялся кругозор и пополнялся бэкграунд. Есть дистанционные программы.

На какой возраст рассчитано обучение: от 6 до 17 лет.

Стоимость обучения зависит от возраста ребёнка и выбранного направления. Например, занятия по финансовой грамотности для детей от 6 до 10 лет стоят 6000 рублей в месяц.

Boss Kids

Школа по финансовой грамотности, предпринимательству и бизнесу от выпускников НИУ ВШЭ и London School of Economics. Занятия в школе направлены на то, чтобы дети научились обращаться с деньгами, поняли основные экономические и бизнесовые процессы, развили математические способности и лидерские качества. Есть онлайн-занятия и летние программы. Если сомневаетесь в выборе программы для ребёнка, то можно пройти специальный тест и узнать, что ему больше подходит.

На какой возраст рассчитано обучение: от 7 до 18 лет.

Стоимость обучения в онлайн бизнес-школе: 9800 рублей в месяц.

Finskills

В этой школе помогают пробудить интерес ребёнка к обучению. Для каждого ученика разрабатывают индивидуальный план, есть специальное тестирование, работа в команде, поддержка наставника. Дети учатся планировать, ставить цели, грамотно излагать свои мысли, организовывать время и работать с информацией.

На какой возраст рассчитано обучение: от 7 до 17 лет.

Стоимость обучения: от 11600 рублей в месяц.

Startup Academy JUNIOR

В школе ребята познакомятся с практическими инструментами для запуска и развития своего бизнеса, попробуют себя в роли настоящих предпринимателей. В программу входит поиск и разработка идеи, постановка гипотезы, бизнес-моделирование, решение сложных бизнес-вопросов, создание презентации проекта, знакомство с маркетингом и продажами. Помимо этого будет демо-день, где участники защитят собственные проекты.

На какой возраст рассчитано обучение: от 14 до 17 лет.


Национальная академия предпринимательства

Академия развивает управленческие, предпринимательские, социальные и правовые навыки. Дистанционное обучение позволяет получать доступ к занятиям в любое удобное время.

На какой возраст рассчитано обучение: от 7 до 17 лет.

Стоимость обучения: 950 рублей в год при коллективном поступлении, бесплатно для детей-сирот из детских домов и школ-интернатов.

MyStarta

На какой возраст рассчитано обучение: для учеников с 5 по 11 класс.

Стоимость обучения: онлайн с наставниками — 3500 рублей в месяц, очно в Москве — 5500 рублей в месяц.

BEforKids

Школа развивает предпринимательское мышление и soft skills. В программу входит разбор бизнес-кейсов, работа в команде, бизнес-игры, разработка собственного проекта.

На какой возраст рассчитано обучение: от 9 до 13 лет, от 14 до 17 лет.

Стоимость обучения: базовый тариф — 7040 рублей в месяц, основной тариф — 19 080 рублей в месяц, премиум тариф — 60 080 рублей в месяц.

Deti-MBA

Основные программы школы — фабрика стартапов, бизнес в игре, креативный лидер и soft skills — помогают детям почувствовать себя в роли предпринимателя. Упор в школе делается на практику. Дети изучают основы менеджмента, финансов, экономики, маркетинга, разбирают реальные бизнес-кейсы, работают с менторами. Помимо основных программ проводятся предпринимательские интенсивы.

На какой возраст рассчитано обучение: для учеников 5-11 классов.

Стоимость обучения: от 8990 рублей в месяц.

Венчурный акселератор

Это не бизнес-школа в классическом понимании, а возможность почувствовать себя настоящим предпринимателем. Акселератор предназначен для детей, но построен по взрослой модели. Вместе с наставниками ребята научатся созданию технологических стартапов, разработке идеи и нахождению решения. По окончании работы будет возможность представить свой проект. Лучшие выпускники смогут получить инвестиции и продолжить развивать бизнес.

На какой возраст рассчитано обучение: дети от 13 лет.

Стоимость обучения: бесплатно.

RUSSOL

Это онлайн-школа стартапов. Сначала учеников ждёт двухмесячный цикл лекций, на котором они познакомятся с основами ведения бизнеса, послушают истории успешных бизнесменов и стартаперов, поучаствуют в мастер-классах. У каждого ученика будет индивидуальный наставник. После курса лекций можно податься со своим проектом на акселератор.

На какой возраст рассчитано обучение: для детей с 12 до 17 лет.

Стоимость обучения: бесплатно по гранту RUSSOL, единоразовое пожертвование 35 000 рублей в один из благотворительных фондов или полная стоимость обучения 150 000 рублей.

Зарубежные бизнес-школы для детей

Fun Finance

Бизнес-школа, которая обучает детей навыкам soft skills, экономике, рассказывает о том, как управлять деньгами в цифровую эпоху. Все занятия интерактивные и проходят онлайн. Помимо основных знаний участники смогут подтянуть уровень английского языка. Программы обучения построены с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, они в игровой форме помогают осваивать сложные темы и уроки.

На какой возраст рассчитано обучение: от 9 до 16 лет.

Teaching Kids Business

Ещё одна онлайн-программа на английском языке. С её помощью ребёнок разберётся в бизнес-процессах, прокачает свои навыки, узнает о построении бизнеса в технологиях и инновациях. Занятия построены в увлекательной и лёгкой форме, на сайте есть доступ более чем к 4000 страницам с образовательными материалами.

На какой возраст рассчитано обучение: для детей любого возраста.

Стоимость обучения: для доступа к материалам нужно зарегистрироваться на сайте. Стоимость регистрации от 20 $.


Biz Kids

Программа для подростков, которая рассказывает о финансах и деньгах при помощи видео. Всего в ней 65 эпизодов. Каждый из эпизодов и скетчей показывает реальные истории молодых предпринимателей и учит, как использовать деньги в бизнесе. Есть семь программ обучения — от начального финансового до мировой экономики. Рабочий язык — английский. Также есть рассылка с письмами о построении своего бизнеса.

На какой возраст рассчитано обучение: любой школьный возраст.

Стоимость обучения: доступ к видео начинается от 4,99 $.

VentureLab

Обучающая программа по молодёжному предпринимательству, включающая в себя 90-минутные уроки. На занятиях дети будут развивать критическое мышление, креативность, научатся решать возникающие проблемы, разовьют навыки общения и работы в команде.

На какой возраст рассчитано обучение: для детей 1-11 класса.

Стоимость обучения: бесплатно для некоммерческого использования.

Young Entrepreneur Learning Labs

Бизнес-школа, которая научит основам предпринимательства, ведению бизнеса и маркетингу. Ребята будут разрабатывать собственные проекты, которые потом будут представлены на презентации. Занятия в бизнес-школе не пересекаются с основным обучением. Есть представительства в Канаде, США, Индии, Бразилии, Саудовской Аравии. Для обучения необходимо подать заявку на сайте и указать локацию, в которой хотел бы обучаться ваш ребёнок.

На какой возраст рассчитано обучение: есть программы для детей 7-9, 10-12 и 13-15 лет.

Стоимость обучения: нужно уточнить у организаторов — всё зависит от выбранной программы.

Подводные камни бизнес-образования для детей

Карина Медведева:

Родители часто сомневаются, стоит ли обучать предпринимательству в раннем возрасте. Если идея отдать ребёнка в бизнес-школу в 14-15 лет уже не кажется чем-то необычным, то родители дошкольников и учеников 1-2 классов к этой мысли относятся с осторожностью.

Обычно родители переживают по двум причинам — выдержит ли их ребёнок нагрузку и какой практический результат у всего этого есть.

Мы живём во время, когда всё стремительно меняется. Важными оказываются не какие-то специфические знания, а конкретные навыки. Быть гибким, уметь общаться с разными людьми и адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность — это как раз те умения, которые позволят нашим детям быть успешными в своей жизни.

Заключение

Несмотря ни на что, бизнес-образование в детском возрасте — требование времени. Мы перенасытились идеями и контентом, а скорость, с которой приходят и уходят различные проекты, бизнесы, стартапы, очень велика. Поэтому начинать делать что-то своё никогда не рано!

В Северной Европе (например, в Норвегии) предпринимательство начинают практиковать со школьных лет. Так нарабатываются компетенции, которые могут пригодиться в жизни каждому человеку. Всё начинается с экономики собственной семьи: управляя своими деньгами, ребенок приучается к управлению финансами вообще. Если этот навык закладывается с детства, у человека формируется особенная жизненная парадигма. Ему в будущем уже не придут в голову мысли о том, что кто-то зарабатывает больше него и поэтому живет лучше. Он вообще достоин этих денег, или ему это всё на голову упало? Этим вопросом ребенок впоследствии задаваться не станет, потому что научится ориентироваться в мире финансов.

Наши данные показывают, что школьный проект — это зачастую мертворожденный набор слайдов, который за собой не несет ничего, кроме желания получить оценку. И это относится не только к вновь внедряемой проектной деятельности — это относится к нашему школьному подходу к обучению вообще. Глобальная проблема в том, что дети учатся за оценку. И эта социальная оценка непонятно как и кем верифицирована, нет четкого понимания, что нужно сделать, чтобы у тебя всё было хорошо, и как понять, что твоя оценка не зависит от настроения учителя.


В Швеции в конце 70-х годов провели исследование, которое показало, что самые успешные предприниматели в их стране — это рок-музыканты. Казалось бы, ребенок стал рок-музыкантом — всё, он пропал. Но на самом деле исследования и практика жизни показывают другое.

Известные современные предприниматели бросали школы, оставляли университеты

Здесь речь идет о роли социального оценивания, которое у нас кривое и пока превалирует в стране, в школьном образовании. Я за то, чтобы в школах были уроки предпринимательства. Если ребенок научится управлять собственными деньгами, это составит основу его будущей успешной хозяйственной деятельности как в семье, так и на работе. Даже если он не построит свой бизнес и будет наемным работником. Это здорово, когда человек чувствует себя комфортно на своем месте.

Родители не всегда погружаются в вопрос, и остаточное ощущение советских времен, что предприниматель — это бандит в малиновом костюме, до сих пор есть во многих головах. Насаждается образ несерьезного Остапа Бендера — как учителями, так и родителями, окружение дает ребенку ориентир не в ту сторону. Здесь надо остановиться и подумать, что мы хотим дать своим детям. Кем ребенок должен стать в будущем, что он должен уметь делать, чего он должен хотеть? С этих вопросов начинаются большие чудеса и большие дела.

56% детей хотят управлять большим бизнесом

Недавно мы провели опрос среди школьников, в нем участвовали ребята от 11 до 18 лет со всей страны — всего тысяча человек. По результатам опроса 82% школьников хотели бы иметь свой бизнес. Кажется, вот оно — то, о чем мы говорили много лет и с громких трибун, и с трибун поменьше.

Но зачем этим детям бизнес? Что это такое для них? Около 50% респондентов считают, что это просто возможность заработать деньги. Но это лишь часть правды. Всю правду ни преподаватели экономики, ни соседние предприниматели до ребенка не донесли. Мы хотим работать над тем, чтобы постепенно у ребят вырисовывался правильный образ предпринимателя. Просто заработать деньги — это привет из прошлого. Поэтому здесь должна быть большая работа по информированию.


56% детей хотят управлять большим бизнесом. Они хотят корпорацию. И лишь 10% детей указали, что они хотят маленький семейный бизнес. В нашей стране малый бизнес — не самое почетное занятие, нет интересного имиджа предпринимателя из этого сектора. О семейном бизнесе мало рассказывают.

В развитых странах семейное дело передается из поколение в поколение: варят сыры, делают вино. Это очень стабильная штука, которая с детства воспитывает необходимые для предпринимателя качества. Улучшить бизнес деда, привнести в него современные акценты, найти новые точки сбыта — вот что ребенок дает семейному бизнесу. И это как раз про развитие личности, про новые грани бизнеса. Это новации, которые привносит сам человек, находясь в парадигме семейного бизнеса. У нас здесь большое поле для работы.

Еще в опросе затрагивалась непростая тема — где хотят вести бизнес подростки? В нашей стране или за рубежом?

С одной стороны, 59% школьников сказали, что в России. С другой стороны, 40% — а это много — отметили, что за рубежом. Нам стоит задуматься об этом. Не останавливать и закрывать границы, а дать возможность творческим, желающим создавать ребятам чувствовать себя комфортно здесь.

18% опрошенных нами детей сказали, что в школе или университете можно получить базовые знания для бизнеса, но основная масса все-таки убеждена, что подготовить к ведению бизнеса могут дополнительные курсы: отучился — и уже предприниматель.

У нас есть много возможностей для учебы, на любой возраст, на любой вкус и по любому направлению. Но правильно ли опираться на краткосрочные образовательные мероприятия — или все-таки пора вводить основы экономических знаний в школьные и университетские программы? Вроде бы в нашей стране есть ответы на этот вопрос, но ответы пока не слишком системные и содержательные, и очень хочется с этим поработать и попытаться правильно расставить акценты.

Мы не хотим повторять путь разных инстанций, которые за руку ведут ребенка к инвестору или с наставником сажают вместе чай пить, деньги делить. Мы сейчас пробуем разные варианты, чтобы выработать свой путь в детском, подростковом, молодежном предпринимательстве. Сейчас мы принимаем приглашения от разных конкурсов, грантов, мероприятий и приходим туда в качестве экспертов.

У нас есть пример маленькой девочки, которую мы взяли на конкурсе под крыло. И сейчас она с двумя участниками бизнес-платформы строит свой бизнес. Но это разовая акция, с помощью которой мы пытаемся понять, насколько мы в этой истории будем важны и полезны — или соседняя структура могла сделать то же самое, тогда зачем нам это делать? Это больше для пробы, это не практика пока и не вариант нашего сотрудничества с детьми.

Мы здесь пытаемся найти себя. Но, пробуя эти варианты, мы всех ведем к результату. Помимо того что мы принимаем участие в разных мероприятиях, мы сами их организуем. Сейчас проводим тренинги для больших предпринимателей, но делать тренинги для детей тоже есть в планах: не попробовав на взрослых, мы к детям не пойдем.

Сегодня у детей преобладает клиповое мышление — они быстро ориентируются в информационной среде и на голову опережают взрослых. Нам важно, чтобы информация доходила до ребенка сразу, без промежуточного социального оценщика в лице учителя или родителя, который немного отстал от жизни.

Мы заботимся о том, чтобы имидж предпринимателя менялся и чтобы импакт-аспект начал звучать чаще. Мы говорим о профориентации. Но не с той точки зрения, что предпринимательство — это вид возможной карьеры. Нужно расширить само понятие предпринимательства. Ведь это набор компетенций, необходимых практически любому человеку.

Кнарик Арабян, сооснователь детской бизнес-школы KinderMBA . Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госуправления и публичной политики РАНХиГС, аудитор, автор четырёх учебников и более 60 публикаций на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Бизнес-школа KinderMBA основана в 2013 году для развития у школьников навыков предпринимательской грамотности, лидерского потенциала и креативного мышления. Основатели проекта – Кнарик Арабян и Карина Медведева.

Кнарик Арабян

Всех родителей объединяет желание помочь своим детям стать счастливыми, успешными и гармоничными личностями. Один из моментов, в котором дети, как правило, обращаются за советом к родителям - это выбор профессии. Но мир динамичен и стремительно меняется. Поэтому невозможно с уверенностью сказать, какие именно профессии будут востребованы через пять или десять лет.

Современным детям нужно быть готовыми непрерывно учиться в течение всей жизни и, возможно, не раз поменять профессиональный профиль. Мы переходим в компетентностно-ориентированную образовательную парадигму, в которой практика неотделима от теории, а участники образовательного процесса учатся друг у друга и решают в процессе обучения конкретные прикладные задачи.

Несмотря на неопределённость в отношении будущих профессий, можно выделить базовые компетенции и навыки, которые необходимо развивать у школьников. Они не зависят от выбранного профессионального пути. Вот лишь некоторые из них: навыки общения, умение слышать и слушать, ставить цели и формулировать свою точку зрения, ораторское мастерство, работа в команде, умение брать на себя ответственность.

Мы считаем, что именно проектная деятельность в области предпринимательства позволяет развить у школьников навыки и компетенции, которые пригодятся им в профессиональной жизни. Предприниматель - всегда новатор. Он должен мыслить креативно, уметь брать на себя ответственность, рисковать и, конечно, вдохновлять команду и окружающих. Мы уверены, что можно и нужно развивать предпринимательское мышление у школьников через проектную деятельность.

В нашей бизнес-школе KinderMBA ученики в процессе обучения реализуют два типа проектов, связанных с бизнесом:

Участники работают над кейсом, который предоставляет компания. Учащиеся понимают, что есть конкретная цель, которую нужно достичь, решая задачи за ограниченный период времени. Это, безусловно, бесценный опыт для школьников. Пример такого кейса я приведу чуть ниже.

Проектная деятельность с конкретными бизнес-кейсами имеет ряд существенных преимуществ.

Обучение, максимально приближенное к реальной жизни. Часто обучение в школе и даже в университете – это только теория, которую сложно применить на практике. Учащиеся не понимают, для чего выполняют те или задачи, что является результатом реализации проекта, как полученные знания будут применяться в жизни. Поэтому они теряют интерес к процессу обучения. В случаях, когда проект основан на реальном кейсе, ученики воодушевлённо погружаются в соответствующую предметную область.

Мотивация. Это ключевой фактор для достижения целей. По мере того, как теряется интерес к обучению, снижается и уровень мотивации. Детям (да и взрослым) делать что-то качественно без мотивации очень сложно. К сожалению, со временем это становится привычкой. Чтобы ученик был мотивирован на обучение и на качественный результат, он должен получать в процессе реализации проекта обратную связь от экспертов и педагогов, проверять гипотезы, тестировать прототип, то есть проводить Customer development. Такой подход к обучению развивает любознательность и любовь к учёбе.

KinderMBA

Целеполагание. Умение ставить цели - важнейший навык XXI века. Любое действие начинается с постановки цели. В этом смысле проектная деятельность позволяет чётко определить цель и задачи, которые необходимо достичь. Мы учим ставить цели по технологии SMART - это значит, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Такой подход позволяет исключить абстрактные и не очень конкретные цели.

Командная работа. Успех проекта во многом зависит от того, насколько слаженной является работа участников в команде. Умение работать в команде - жизненно необходимый навык для любой сферы. Недостаточно быть профессионалом в своей предметной области, нужно уметь правильно распределять роли внутри команды, взаимодействовать с другими участниками проекта. В нашей бизнес-школе роль лидера в проекте регулярно меняется, поэтому каждый участник может попробовать себя и в роли исполнителя, и в роли лидера.

Умение планировать и эффективно распределять ресурсы. Несмотря на то, что мы живём в эпоху глобальных возможностей, наши ресурсы ограничены, в особенности время. В этом смысле важно научить детей рационально распределять своё время, уметь расставлять приоритеты.

Обратная связь и работа над ошибками. Так как у проекта есть конкретные заказчики из бизнеса, наши ученики знают, что они должны представить и защитить свой проект к опредёленному сроку. В процессе защиты проекта дети отвечают на вопросы экспертов и жюри, могут проанализировать эффективность своих действий, получить рекомендации об улучшении своего проекта.

Ответственность. Проектная деятельность в команде способствует формированию чувства ответственности за конечный результат и личный вклад каждого участника проекта.

Осознанность. В результате реализации проектов у детей развивается осознанность в принятии решений. Это поможет им при принятии решений как в отношении каких-то текущих ситуаций, так и в дальнейшем – при выборе будущей профессии, вуза, карьерного трека.

Возможность совершать ошибки. Так как все проекты создаются под реальные задачи, то ошибки неизбежны. Поэтому мы всегда говорим нашим ученикам, что любые ошибки - это важная часть полученного опыта. Объясняем, что их правильный анализ позволит переоценить многие действия в будущем. Да, будут появляться новые ошибки, но это естественный процесс роста и развития. У нас в школе KinderMBA нет оценок, но есть аналитика в процессе реализации и детальная обратная связь по результатам.

Система ценностей. Безусловно, ценности формируются в семье. Но в процессе обучения очень важную роль играет личный пример преподавателя, наставника или ментора. Мы говорим о ценностно-ориентированном предпринимательстве, рассказываем детям истории российских предпринимателей-меценатов, которые очень много полезного сделали и делают для нашей страны.

В этом году мы совместно с digital-агентством iProspect Russia запустили уникальный модуль по Digital Perfomance Marketing для школьников. В рамках курса ученики знакомятся с эко-системой perfomance-маркетинга, изучают основы контекстной рекламы, таргетированной рекламы в социальных сетях, занимаются медиапланированием и web-аналитикой. Кроме этого они узнают изнутри, чем занимаются digital-маркетологи, и какие навыки требуются для работы в этой сфере.

Развитие предпринимательского мышления позволит ребёнку найти своё призвание, подходить творчески к решению любых возникающих задач, осознанно выбрать профессию. А когда человек любит свою профессию и занимается любимым делом, он обязательно достигает успеха.

Читайте также: