Младшая эдда краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написаное в 1222—1225 годах и задуманое как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.

Начинается Эдда с эвгемеристического пролога и трех отдельных книг: Gylfaginning (ок. 20'000 слов), Skáldskaparmál (ок. 50'000 слов) и Háttatal (ок. 20'000 слов). Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 года, с независимым друг от друга текстовым содержанием.

Целью произведения было донести до современных Снорри читателей всю утонченность аллитерационных стихов и уловить значения слов, скрытых под множеством кеннингов.

Изначально Младшая Эдда была известна просто как Эдда, но позже получила свое название, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. Со Старшей Эддой Младшую связывает множество стихов, цитируемых обеими.

Содержание

Содержание

Пролог

Пролог содержит эвгемеристическую христианскую точку зрения на происхождение германо-скандинавской мифологии: скандинавские боги описаны как троянские воины, покинувшие Трою после падения города (аналогичную версию в 12-м веке выбрал Гальфрид Монмутский для объяснения происхождения британской нации). Согласно Эдде эти воины поселились в Северной Европе, где были восприняты местным населением как неземные короли в силу высокой культуры и знания превосходящих технологий. Поминальные ритуалы на местах их захоронений позже превратились в языческие культы, превратив их в богов.

Видение Гюльви (Gylfaginning)

Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниями. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Так же рассказывается о жизни богов, их подвигах и сражениях. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей. Описывается устройство мира, в частности высшие (мировой ясень Иггдрасиль, связывающий все миры между собой) и низшие (Тартар - мир расположенный ниже царства мёртвых) его пределы.

Один из самых интересных рассказов это Рагнарёк — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Язык поэзии (Skáldskaparmál)

Описываются общие принципы скальдической поэзии. Вводятся понятия хейти (замены имён) и кеннинга (буквально, обозначения). Большая часть Языка поэзии построена как примеры кённингов с мифологическими разъяснениями.

Перечень стихотворных размеров (Háttatal)

Приложения

Списки имён

Перечень скальдов

См. также

Ссылки

  • Книги по алфавиту
  • Германо-скандинавская мифология
  • Средневековая литература
  • Младшая Эдда

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Младшая Эдда" в других словарях:

Королевский кодекс (Младшая Эдда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Королевский кодекс. Cōdex Rēgius … Википедия

Эдда — Младшая Эдда. Обложка манускрипта XVIII века Эдда (древнеисландское Edda, во множественном числе Eddur) основное произведение германо скандинавской мифологии … Википедия

ЭДДА — (исп. прабабушка) два сборника древнескандинавских сказаний о богах и героях: Старшая и Младшая Эдда. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭДДА два произведения древне скандинавской литературы. Старшая Э … Словарь иностранных слов русского языка

Эдда Старшая — Старшая Эдда, Эдда Сэмунда, Песенная Эдда сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории. Впервые песни были записаны во второй половине XIII в. Легенда приписывает авторство исландскому ученому Сэмунду Мудрому … Википедия

"ЭДДА" — название двух памятников древнесканд. (древнеисл.) лит ры. Первоначально так называлось одно из соч. Снорри Стурлусона. Эта прозаич. Э. своего рода учебник поэтич. искусства скальдов, содержит в качестве примеров поэтич. тексты скальдов, цитаты… … Советская историческая энциклопедия

Эдда Младшая — Снорриева Эдда, произведение исландского прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222 25. Состоит из пролога и 3 частей. Содержит довольно полный обзор языческих мифов (многие из них известны только отсюда), обзор двучленных… … Большая советская энциклопедия

ЭДДА МЛАДШАЯ — ЭДДА МЛАДШАЯ, Снорриева Эдда, произведение исландского прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222 — 1225. Состоит из пролога и 3 частей. Содержит обзор языческих мифов (многие из них известны только отсюда), обзор двучленных… … Литературный энциклопедический словарь

Эдда — (Edda), название двух памятников исландской литературы. Старшая Эдда, стихотворная (вторая пол. 13 в.) является сборником народных песен 9 12 вв. Ранние созданы ещё в Норвегии, до переселения выходцев в Исландию. По содержанию песни делятся на… … Литературная энциклопедия

Младшая Эдда, которую также принято называть Снорровой или Прозаической Эддой, является одним из величайших памятников древнескандинавской (а если точнее – древнеисландской) культуры. Младшая Эдда, читать которую порой не так уж просто из-за обилия труднопереводимых эпитетов и метафор, была написана в первой четверти XIII века (по всей видимости, в период с 1222 по 1225 год) Снорри Стурлусоном, писателем, исследователем германо-скандинавской мифологии. И здесь важно отметить, что Стурлусон был христианином, что наложило существенный отпечаток на содержание Младшей Эдды.




Младшая Эдда – от этимологии к содержанию

Первая часть Младшей Эдды (скачать ее или купить сегодня совсем нетрудно) повествует о том, как некий конунг Гюльви отправляется в Асгард. Асы рассказывают ему о происхождении и устройстве Мироздания, а также о его будущем (в частности – о том, почему и как будет уничтожен мир, и как позже он вновь возродится, это и есть сюжет Рагнарека). Позже читатель понимает, что Гюльви – тот же Один, но к повествованию это не имеет никакого отношения.

Младшая Эдда — это… Что такое Младшая Эдда?

Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написаное в 1222—1225 годах и задуманое как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.

Начинается Эдда с эвгемеристического пролога и трех отдельных книг: Gylfaginning (ок. 20’000 слов), Skáldskaparmál (ок. 50’000 слов) и Háttatal (ок. 20’000 слов). Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 года, с независимым друг от друга текстовым содержанием.

Целью произведения было донести до современных Снорри читателей всю утонченность аллитерационных стихов и уловить значения слов, скрытых под множеством кеннингов.

Изначально Младшая Эдда была известна просто как Эдда, но позже получила свое название, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. Со Старшей Эддой Младшую связывает множество стихов, цитируемых обеими.

Содержание

Пролог

Пролог содержит эвгемеристическую христианскую точку зрения на происхождение германо-скандинавской мифологии: скандинавские боги описаны как троянские воины, покинувшие Трою после падения города (аналогичную версию в 12-м веке выбрал Гальфрид Монмутский для объяснения происхождения британской нации). Согласно Эдде эти воины поселились в Северной Европе, где были восприняты местным населением как неземные короли в силу высокой культуры и знания превосходящих технологий. Поминальные ритуалы на местах их захоронений позже превратились в языческие культы, превратив их в богов.

Видение Гюльви (Gylfaginning)

Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниями. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Так же рассказывается о жизни богов, их подвигах и сражениях. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей. Описывается устройство мира, в частности высшие (мировой ясень Иггдрасиль, связывающий все миры между собой) и низшие (Тартар — мир расположенный ниже царства мёртвых) его пределы.

Один из самых интересных рассказов это Рагнарёк — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Язык поэзии (Skáldskaparmál)

Описываются общие принципы скальдической поэзии. Вводятся понятия хейти (замены имён) и кеннинга (буквально, обозначения). Большая часть Языка поэзии построена как примеры кённингов с мифологическими разъяснениями.

Перечень стихотворных размеров (Háttatal)

Приложения

Списки имён
Перечень скальдов

См. также

Ссылки

Младшая Эдда Википедия

Начинается Эдда с эвгемеристического пролога и трёх отдельных книг: Gylfaginning (ок. 20 000 слов), Skáldskaparmál (ок. 50 000 слов) и Háttatal (ок. 20 000 слов). Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 годов, с независимым друг от друга текстовым содержанием.

Целью произведения было донести до современных Снорри читателей всю утончённость аллитерационных стихов и уловить значения слов, скрытых под множеством кеннингов.

Содержание

Пролог

Видение Гюльви (Gylfaginning)

Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниями. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Также рассказывается о жизни богов, их подвигах и сражениях. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей. Описывается устройство мира, в частности высшие (мировой ясень Иггдрасиль, связывающий все миры между собой) и низшие (Хель — мир, расположенный ниже царства мёртвых) его пределы.

Один из самых интересных рассказов — Рагнарёк, гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Язык поэзии (Skáldskaparmál)

Перечень стихотворных размеров (Háttatal)

Используя, в основном, свои собственные произведения, Снорри наглядно иллюстрирует различные варианты скальдических стансов. В повествовании применяется как предписывающий, так и описательный подходы. При этом Снорри часто напоминает, что старые мастера поэзии не всегда следовали указанным правилам.

Приложения

Списки имён
Перечень скальдов

См. также

Литература

Ссылки

Снорри Стурлусон Младшая Эдда

Аннотация

/М.И.Стеблин‑Каменский/

Снорри Стурлусон Младшая Эдда

I. Пролог

1. Развитие представления о боге

Всемогущий господь вначале создал небо и землю, и все, что к ним относится, а последними он создал двух человек, Адама и Еву, от которых пошли все народы. И умножилось их потомство и расселилось по всему свету. Но с течением времени возникло в людях несходство. Некоторые среди них были хорошие и праведные, но гораздо более было таких, которые склонились к мирским страстям и презрели слово бога. И потому бог затопил в разлившемся море весь мир и все живое, что было в мире, кроме тех, кто спасся с Ноем в ковчеге. После Ноева потопа остались в живых восемь человек, и от них происходят все народы. И случилось также, как и прежде: стоило лишь умножиться роду людскому и заселить весь мир, как многие люди с жадностью устремились к богатству и почестям и позабыли чтить бога. И дошло до того, что люди эти не захотели произносить божьего имени. И кто бы смог тогда поведать их сынам о творимых богом чудесах? В конце концов они забыли имя бога, и в целом мире не сыскалось бы человека, хоть что‑нибудь разумевшего о своем творце. Но ничуть не меньше, чем прежде, наделял их бог земными дарами, богатством и счастьем, в которых нуждались они на земле. Наделил он их и разумом, дабы они могли распознать все, что есть на земле, и все зримые части земли и воздуха.

Люди размышляли и дивились тому, что земля, и звери, и птицы, имея во многом одно естество, все же так по‑разному ведут себя. Одно естество было в том, что если копать землю на высоких горных вершинах, там забьет вода, и нужно там рыть до воды не дольше, чем в глубоких долинах. Так же и звери и птицы: в голове и в лапах у них кровь течет на одинаковой глубине. Другое свойство земли в том, что каждый год растут из нее трава и цветы, и в тот же год все это никнет и вянет. Так же и у зверей и птиц: и у них растут шерсть и перья и каждый год выпадают. Вот третье свойство земли: когда она взрыта и вскопана, трава растет в самом верхнем слое почвы. Люди думали, что скалы и камни‑это зубы и кости живых существ. И по всему этому они рассудили, что земля живая и некиим образом наделена жизнью, и они думали, что она очень стара годами и могуча в своем естестве. Она питала все живое и завладевала всеми умершими. Поэтому они дали ей имя и возводили к ней свой род.

И узнали люди от своих предков, что уже много сотен лет земля, солнце и небесные светила такие же, но пути у небесных светил неодинаковы: у одних путь длиннее, чем у других. И многое в этом роде заронило в них подозрение, что есть некто, управляющий небесными светилами, соразмеряя по своей воле их пути. И думали, что, верно, он обладает большой властью и могуществом. И люди верили, что это он правит стихиями и он существовал еще до того, как появились небесные светила. И видели они, что если он направляет ход небесных светил, то, верно, ему подчиняются солнечный свет, и небесная роса, и плоды земные, которые от них родятся, и ветры, а значит, и морские бури. Они не ведали, где его государство, но верили, что ему подчиняется все, что ни есть на земле и в воздухе: небо и небесные светила, море и ветры. И чтобы рассказать обо всем этом и сохранить в памяти, они сами придумали всему имена. И эта вера претерпела немало изменений, ибо народы делились и расходились их языки. Но они разумели все земным разуменьем, ибо им не была дана духовная мудрость. Поэтому они думали, что все сделано из некоего вещества.

Светлом богу Бальдру, сын Одина, снились плохие сны, которые предсказывали смерть. Чтобы спасти сына, мать Фригг взяла клятву со всех живых существ и предметов не вредить ему, забыв при этом опасное растение омелу, которое паразитирует на дубе. Радуясь тому, что Бальдр остается неуязвимым, боги бросали в него различное оружие. Локи сделал копье из омелы и вручил слепому богу. Тот стал, сам того не желая, убийцей Бальдра.

Большое отчаяние охватило асов. С почестями перенесли плоть Бальдра на корабль, составили погребальный костер и отправили его в море. Один, наблюдая, как все тосковали по Бальдру, решил послать гонца к Хеле с предложением выкупа сына из царства мертвых. 9 дней и ночей скакал гонец, пока не достиг реки, отделявшей миры мертвых и живых. Хеле внимательно выслушала гонца и пообещала выполнить просьбу при условии, если все живое действительно будет скучать по Бальдру. Однако светлый бог навсегда остался в царстве мертвых, поскольку нашелся злобный Локи, который превратился в образ богатырши Текке и заверил, что Бальдр никому не нужен ни живым, ни мертвым.

Итак, хотя боги и были могучими, им не удалось избежать человеческих страданий, стать бессмертными. Как и люди, они были разными. Одни несли добро, свет, радость, как Один (отец и родоначальник богов, бог войны, мудрости), Тор (бог грозы, покровитель земли), Фригг (жена Одина, богиня любви, покровительница брака), а другие, как Локи (бог огня), — зло.

Надземному миру богов противопоставлен мир людей — подземное царство мертвых. В нем находились все умершие, кроме героев. Житейская мудрость мифологической песни утверждала: судьба каждого зависит от умения воспринимать жизнь такой, какая она есть, не искушать судьбу даже тогда, когда она благосклонна к человеку. Перед смертью все равны.

Поэзия скальдов пришла в упадок в конце XIII в. В то время в скандинавских землях, особенно в Исландии, расцветала проза — национальная историография и сага. Таким образом, лучшие сказания средневековой Европы получили общечеловеческое значение и стали основой для многих произведений мирового искусства в качестве вечных сюжетов поиска красоты и истины, верности и большой любви, борьбы за независимость.

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. — К.: Центр учебной литературы, 2007

Пролог
Пролог содержит эвгемеристическую христианскую точку зрения на происхождение германо-скандинавской мифологии: скандинавские боги описаны как троянские воины, покинувшие Трою после падения города (аналогичную версию в 12-м веке выбрал Гальфрид Монмутский для объяснения происхождения британской нации) . Согласно Эдде эти воины поселились в Северной Европе, где были восприняты местным населением как неземные короли в силу высокой культуры и знания превосходящих технологий. Поминальные ритуалы на местах их захоронений позже превратились в языческие культы, превратив их в богов.

Видение Гюльви (Gylfaginning)
Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниям. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Одна из частей книги написана в форме диалога между неким легендарным конунгом (королем) и верховным скандинавским богом Одином. Конунг расспрашивает о сотворении мира, об устройстве Вселенной — и Один отвечает. В этом диалоге предстает вся скандинавская мифология, приведенная в строгую, четкую систему.

Примеры кеннингов

Старшая Эдда

История “Старшей Эдды”

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

В 1643 году Бриньольв Свейнссон нашел древнюю рукопись, состоящую из сорока пяти пергаментных листов, сшитых в шесть тетрадей. Она содержала в себе двадцать девять поэтических песен, рассказывающих о скандинавских богах и героях.

Язык “Старшей Эдды”

Не случайно языческие сказания германских народов сохранились именно в Исландии.

Исландия была заселена в IX–X веках выходцами из Норвегии. В то время в большинстве европейских стран, в том числе и германоязычных, язычество было вытеснено христианством, и остатки языческих верований жестоко искоренялись.

В Исландии в 1000 году христианство также стало официальной религией. Но христиан там было слишком мало, чтобы они могли занять воинствующую позицию, а язычники не видели принципиальной разницы между своей верой и христианством. Поэтому в Исландии на протяжении нескольких веков христианство и язычество мирно сосуществовали.

Предки Асов

Вначале не было ничего — ни моря, ни песка, ни неба. Не светили солнце и луна — мир был черной, зияющей бездной.

К северу от Мировой бездны лежало царство холода и свирепой непогоды, к югу – бушевал неугасимый огонь.

Однажды в царстве холода забил водяной источник, из него взяли начало двенадцать рек. Воды их низвергались в бездну и превращались в лед. Ледяные глыбы росли, громоздились друг на друга и, заполняя бездну, приближались к царству огня.

От тепла лед начал таять, и из талой воды возник великан Имир — первое живое существо в мире.

В тот же день из его руки родились сын и дочь, а из ног — другой сын. От них пошло многочисленное племя великанов, могучих и беспощадных, как огонь и вода, их породившие.

Лед продолжал таять, и из него возникла гигантская корова Аудумла. Из ее вымени потекли четыре молочные реки, давая пищу великанам.

Мани и Суль

После этого боги начали обустраивать мир. Из тела Имира они создали землю, из костей — горы, из зубов — камни, из волос — траву и деревья, из крови — океан, который кольцом окружил землю. Из черепа Имира боги сделали небосвод и укрепили его над землей.

Затем они срубили два дерева — ясень и иву — и сделали из них первых людей, мужчину и женщину. Боги дали им жизнь и душу, разум и движение, речь, зрение и слух, одежду и имена, назвав их Аск и Эмбла.

В другом сказании небесными конями правит темноликая красавица Ночь и ее сын День. Коня Ночи зовут Льдистая Грива, и каждое утро на землю в виде росы падает пена с его удил. А конь Дня носит имя Ясная Грива. От него исходит сияние, озаряющее все вокруг.

Иггдрасиль

Боги разделили мир между всеми, кто его населял.

Земля и небо соединились при помощи моста-радуги. Там, где радуга красного и оранжевого цветов, полыхало жаркое пламя, поэтому никто, кроме богов, не мог пройти по этому мосту.

В центре мира выросло огромное Мировое дерево — Иггдрасиль. Его крона шумит в небесах, ствол пронизывает земное пространство, а корни уходят в подземный мир.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Устройство мира в скандинавской мифологии

На вершине Иггдрасиля сидит орел, под корнями живет дракон, по стволу вверх и вниз снует белка. Белка избрана посредницей между верхним и нижним мирами не случайно. В отличие от других животных, лазающих по деревьям (например, кошки) она и поднимается и спускается с дерева вперед головой.

Три корня Иггдрасиля раскинулись в разные стороны. Один протянулся в царство холода, другой — в страну великанов, третий — в Мидгард, страну людей. Из-под всех трех корней бьют источники.

В царстве холода — Кипящий Котел, тот самый, из которого потекли некогда первые реки.

В стране великанов — Источник Мудрости. Однажды Один захотел испить из него. Страж источника великан Мимир потребовал в уплату правый глаз Одина. И Один отдал глаз в обмен на мудрость.

Боги населили также земные недра и воздух. Из червей, что появились в земле, они создали черных и светлых карликов — цвергов и альвов. Цверги добывают подземные руды и драгоценные камни и славятся как искусные мастера; альвы летают по воздуху и даруют цветение травам.

Бог Один

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Один. Художник Игорь Ожиганов

Мудрость в представлении древних скандинавов неразрывно связана с поэзией. Поэтому Один — еще и бог поэтов.

В Вальгаллу попадает лишь тот, кто пал в бою. Все остальные умершие отправляются в подземное царство Хель.

Отец Хель — бог огня Локи, а мать — великанша Ангрбода. Кроме Хели у Локи и Ангрбоды было еще двое детей — змей Ёрмунганд и волк Фенрир.

Фенрир

Норны напророчили, что страшные дети Локи принесут в мир беду и гибель. Тогда Один отправил Хель под землю и сделал владычицей царства мертвых, а змея поселил в Мировом океане. Стал змей расти, опоясал всю землю и положил голову на свой хвост.

А волка Фенрира асы оставили у себя. Пока он был волчонком – жил на свободе, но когда вырос в огромного зверя, асы решили посадить его на цепь. Сковали они цепь, крепче которой до тех пор не бывало, и надели ее на волка. Но волк разорвал ее без труда. Сковали другую цепь, вдвое крепче прежней — волк разорвал и ее.

Порвать эту цепь волку оказалось не под силу, и асы приковали его к скале. С тех пор и сидит Фенрир на цепи.

Бог Тор

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Поездка в Йотунхейм. Художник Игорь Ожиганов

Тора представляли в виде рыжебородого богатыря, разъезжающего на колеснице, запряженной двумя козлами. Козел — один из символов плодородия, так что, вероятно, первоначально Тор был божеством производительных сил природы.

Проделка Локи

Некоторые исследователи считают Тора богом простого народа, в противоположность Одину — богу военной аристократии. Действительно, Тор напоминает героя народных сказок, простодушного богатыря, прямотой и честностью одерживающего победу над хитрым и изворотливым противником.

Жена Тора — богиня плодородия Сиф. Однажды, когда она спала, бог огня Локи, склонный к злым проделкам, остриг ее волосы. Разгневанный Тор хотел убить Локи, но тот пообещал, что добудет для Сиф другие волосы — из чистого золота.

Он отправился под землю к цвергам, и они выковали для Сиф золотые волосы, которые могли расти как настоящие.

Кроме того, цверги сделали в подарок богам еще несколько чудесных вещей. Для Одина – копье Гунгнир, которое пробивает любую броню, и золотое кольцо Драупнир, которое каждый девятый день приносит восемь таких же колец. Для Тора — молот Мьёльнир, для бога Фрейра — корабль Скидбладнир, которому всякий ветер становится попутным. Был этот корабль очень велик, но в случае надобности его можно было свернуть как платок и убрать за пазуху.

Так, благодаря проделке Локи, боги стали обладателями волшебных сокровищ.

Бог Бальдр

Вероятно, Бальдр является одним из олицетворений солнца. Некоторые исследователи считают, что мифы о Бальдре появились достаточно поздно, и в них нашли отражение известные язычникам предания о Христе.

Однажды Бальдру начали сниться зловещие сны, предвещавшие ему скорую гибель. Мать Бальдра богиня Фригг обошла всю землю и взяла клятву с огня и воды, камней и металлов, земли и растений, болезней и ядов, что никто из них не причинит вреда Бальдру. Лишь один молодой побег омелы был так мал, что Фригг не стала брать с него клятвы.

Обрадовались асы, что не грозит больше Бальдру беда, собрались в поле и стали забавляться тем, что стреляли в Бальдра из луков, бросали в него камнями, рубили его мечами, но Бальдр оставался невредим.

Позавидовал Локи Бальдру. Хитростью выведал у Фригт, что не взяла она клятвы с побега омелы, отыскал этот побег, который уже достаточно вырос, вырвал его с корнем и пошел на поле, где забавлялись асы. Локи подсунул омелу слепому богу Хёду, и тот метнул ее в Бальдра. Словно стрела, омела пронзила Бальдра насквозь — и он упал мертвым.

Прощание с Бальдром

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Гибель Бальдра. Художник Игорь Ожиганов

С почестями перенесли тело Бальдра на корабль, сложили там погребальный костер и пустили пылающий корабль в море.

Но все так горевали по Бальдру, что Один решился на небывалое: послал гонца к Хель с предложением выкупа и просьбой отпустить Бальдра из царства мертвых.

Привели посланца к Хель. Выслушала она его и сказала, что согласна отпустить Бальдра, если действительно плачет о нем все живое.

И Бальдр навсегда остался в царстве мертвых.

Война Асов и Ванов

В давние времена ни боги, ни люди не знали алчности, а золото ценили не больше других металлов и делали из него домашнюю утварь.

Чары Гулльвейг пробудили в асах алчность, и они начали войну со своими соседями — ванами, чтобы захватить их богатства.

Ваны — боги плодородия. Откуда они появились — об этом в мифах ничего не говорится.

Война асов и ванов стала первой войной ради богатства. С ее началом окончился золотой век.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Фрейр и Фрейя. Художник Игорь Ожиганов

Богиня Идунн

Однажды Один, Локи и бог Хёнир странствовали по земле. Они остановились отдохнуть в долине и стали жарить мясо на костре. Но мясо никак не жарилось, поскольку неподалеку оказался великан Тьяцци, повелитель зимних бурь. Он превратился в большого орла и своим ледяным дыханием остужал пламя костра.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Месть Тьецци. Художник Игорь Ожиганов

Локи взял палку и ударил орла. Но тот ухватил палку когтями и взмыл вверх, увлекая за собой Локи, руки которого примерзли к дереву.

Стал Локи просить орла вернуть его на землю. Тьяцци взамен потребовал, чтобы Локи помог ему похитить Идунн с ее волшебными яблоками. Локи пообещал, и Тьяцци опустился на землю.

Пошел Локи к Идунн и сказал, что видел в дальнем лесу яблоки лучше, чему нее. Идунн захотела пойти посмотреть, взяла свои яблоки для сравнения и попросила Локи проводить ее в дальний лес.

Когда они отошли от Асгарда, Тьяцци в образе орла подхватил Идунн вместе с корзиной яблок и унес в страну великанов.

Узнали об этом асы, стали грозить Локи смертью, если не вернет он богиню и ее чудесные яблоки.

Локи обернулся соколом и полетел в страну великанов.

Тьяцци в то время уплыл на лодке в море, Идунн была дома одна. Локи превратил ее в орех, положил в корзину с яблоками и, подхватив корзину, полетел обратно в Асгард.

Вернулся домой Тьяцци, не нашел Идунн и пустился в погоню. Летит орел за соколом — вот-вот настигнет. Подлетели они к самому Асгарду. Асы разожгли на стене высокий костер. Локи — бог огня — пролетел невредимым, а Тьяцци сгорел.

Стена Асгарда

В другой раз один из великанов захотел взять в жены Фрейю.

Он явился к асам и сказал, что за три полугодия построит вокруг Асгарда такую стену, что ее не одолеют никакие враги. За работу он попросил в жены Фрейю, а в приданое ей — солнце и луну.

Асы хотели прогнать дерзкого великана, но Локи посоветовал согласиться на его условия, поскольку построить стену в оговоренный срок великан наверняка не успеет и можно будет отказать ему в плате, а стену потом достроить самим.

Послушались асы хитрого Локи, и с первым зимним днем великан взялся за строительство. Он работал один, но ему помогал его конь по имени Свадильфари. Конь возил на себе такие огромные глыбы камня, что работа подвигалась быстро. Когда до срока оставалось только три дня, стена была почти готова, оставалось только поставить ворота.

Испугались асы, что придется им отдать Фрейю и снять с неба луну и солнце, стали бранить Локи за плохой совет. Тогда Локи пошел на хитрость: превратился в кобылу и с громким ржанием пробежал мимо коня великана. Конь устремился за кобылой — и они скрылись в лесу. Пошел великан ловить своего коня, да не поймал.

Локи и Слейпнир

Великан увидел, что без коня ему не закончить работу в срок, понял, что его обманули, и впал в великую ярость.

Но тут появился Тор — и сразил великана.

Асы достроили стену и забыли про великана, однако им было пророчество, что когда-нибудь понесут они за нарушенную клятву суровую кару.

Локи — загадочный и противоречивый персонаж скандинавской мифологии. Он — один из асов, но в то же время противостоит им. Иногда его козни напоминают проделки сказочного героя-плута и, в конце концов, оказываются на пользу асам, но часто он выступает как абсолютное воплощение зла. Некоторые исследователи считают его не богом, а демоном и даже сопоставляют с самим Люцифером.

Перебранка Локи

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Перебранка Локи. Художник Игорь Ожиганов

Наказание Локи

Но Локи все же затеял ссору. Он назвал трусом бога поэзии Браги, а когда жена Браги Идунн вступилась за мужа, обвинил ее в распутстве.

В перепалку вступили остальные асы. Локи всех их попрекнул какими-нибудь неблаговидными поступками или напомнил о смешных и нелепых положениях, в которые они когда-то попадали.

Боги и богини также отвечали Локи оскорблениями, потом начали угрожать расправой.

Ссора на пиру у Эгира истощила терпение богов, и они сурово наказали Локи. Его приковали к скале, а над ним подвесили змею, из пасти которой капал яд. Жена Локи, Сигун, не покинула мужа. Она сидит рядом, подставив чашу под ядовитые капли. Когда чаша наполняется и Сигун отходит выплеснуть ее, яд капает на лицо Локи. Он корчится так, что содрогается скала — и тогда на земле происходят землетрясения.

Прорицание вёльвы

Однажды боги решили узнать, что ожидает их в будущем, и призвали к себе прорицательницу – вёльву.

Скорее всего, эта песня возникла уже в христианскую эпоху. Разные исследователи датируют ее кто IX, кто X, или XI веками. Возможно, в ней отразилось ожидание конца света, который предполагался в 1000 году.

Содержание песни чисто языческое. Однако, в ней присутствует христианская идея вины и наказания, осуждение алчности и нарушения клятв.

Рагнарёк

Боги просят ее продолжать: они хотят знать грядущее.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Прорицание Вёльвы. Художник Игорь Ожиганов

Наступает хаос, подобный первобытному. Вырываются на волю все злые силы: срывается с цепи волк Фенрир, поднимается из океана змей Ёрмунганд, оживают убитые великаны. Из царства Хель на призрачном корабле плывут мертвецы. Злые силы ополчаются против асов, и во главе страшного войска встает разбивший свои оковы Локи.

Один сражается с Фенриром, Тор — с Ёрмунгандом. Но вот Фенрир пожирает Одина, Ёрмунганд убивает своим ядом Тора.

Гибнут и другие асы.

Два свирепых волка проглатывают солнце и луну — и мир погружается во мрак. Все исчезает в темной бездне.

Читайте также: