Мина унтугыз яшь иде краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся. Статья для учителей татарского языка и литературы.

Я работаю учителем родного языка и литературы 20 лет, и с уверенностью могу сказать, что воспитание общечеловеческих ценностей учащихся составляет неотъемлемую часть уроков и мероприятий на родном языке. Несмотря на небольшое количество уроков родного языка в школьной программе, стараюсь использовать каждый урок и внеклассное мероприятие в целях духовно - нравственного воспитания учащихся.

Цель нашего воспитания – обеспечить преемственность между поколениями, передать моральные ценности, знания и опыт старших поколений, устои культуры, уважение к истории человечества, народа, страны.

На мой взгляд, литература располагает исключительно большими возможностями для нравственного воспитания подрастающего поколения. Наша задача – максимально использовать эти возможности на своих уроках.

Конечно, каждое произведение имеет не одностороннее направление воспитания, в одном произведении можно встретить воспитательные элементы патриотизма, бережное отношение к родному языку, о толерантности, о семье, о добром отношении к родителям, о доброте и зла и т. д.

Анализируя все произведения по программе, классифицировала их по группам, так как, зная суть, тематику произведения, легче усваивается материал, запоминается надолго.

Прививают любовь к родному языку и к народному творчеству, народному наследию, национальной культуре, учат чтить обычаи и традиции своего народа, увидеть красоту природы. Воспитывают дружеские чувства к детям другой национальности, раскрывают любовь к малой Родине и жизнь народов, которые помогают им понять значение дружбы и взаимопомощи людей разных национальностей.

Воспитывают доброту, порядочность, честность, душевной щедрости людей, о том, что не надо скупиться на доброе отношение к ближним(родителям) и дальним, надо дарить и радость, счастье, не надо стыдиться проявления своих чувств.

Проявляется проблема добра и зла, роли семьи в воспитании человека.

Учит быть благодарными тем, кто открыл твои глаза, помог увидеть прекрасное в этой жизни, учиться трудолюбию, взаимопониманию, сочувствию.

Если мы коснулись вопросу о патриотическом воспитании в школе, то татарский язык и литература играет огромную роль в этой области, учащиеся растут на отважных произведениях о героизме Мусы Джалиля, Героя Советского Союза , так же Фатиха Карима, Абдуллы Алиша, Сибгата Хакима, Хасана Туфана, Габдрахмана Апсалямова и многих поэтов и писателей татарского народа ,участников Великой Отечественной войны, где каждая строка пропитана любовью родному краю, Родине советского народа.

Роль учителя родного языка и литературы в школе особая. Он не просто даёт учащимся знания, а воспитывает высоконравственных людей, которые смогут в будущем выбрать себе дело по душе, построить свою жизнь, стать счастливыми, быть милосердными, гуманными, настоящими патриотами своей страны. Уроки языка и литературы - уроки нравственности. Строя свои уроки, я обращаю внимание именно на это. Благодатный материал для этого можно найти по каждой теме, на каждом уроке языка и литературы, только надо умело использовать его.

Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Большое значение для воспитания у учащихся чувства патриотизма имеет также и дидактический материал, который я использую на уроках. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках татарского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словарям, словосочетаниям и предложениям, относящихся к общественно–политическим явлениям страны, области, района, поселка. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Ребята узнают о символике нашего государства, обычаях его народов, замечательных традициях. Для повышения эффективности решения этих задач также используются электронно-образовательные ресурсы - презентации.

Проблема нравственного воспитания в настоящее время является крайне актуальной. Если традиционно в советской школе патриотическое воспитание осуществлялось через организации октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. Но педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учения время.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Бөек Ватан сугышында катнашкан язучылар 1946 нчы елның май ае

Бөек Ватан сугышында катнашкан язучылар

1946 нчы елның май ае

“Габдрахман Әпсәләмов Газинурларны дзотка барган җиреннән тотып алып үзене.

“Габдрахман Әпсәләмов Газинурларны дзотка барган җиреннән тотып алып үзенең әсәрләренә алып керде шикелле. Сугышчыларның кайнар эзләреннән йөреп иҗат иткән әсәрләр. Батырлык. Батырлык төрлечә. Сугышчы батырлыгы. Иҗатта батырлык. Муса Җәлилдә икесе дә кушылган. Муса Җәлилдән соң зарлану, ыңгырашу ничектер уңайсыз. Габдрахман Әпсәләмовның гомеренең соңгы минутына чаклы бер бармак белән машинкада әсәрен язуы батырлык түгелмени? Үзе батырлыкка чакырган кеше. Безнең әдәбиятта батырлык традициясен татар солдатлары һәм халык тудырган. Язучылар укучыларны шул рухта тәрбияли һәм үзләре шул батырлыкны кабатлый,”- дип яза Сибгат Хәким.

Габдрахман Әпсәләмовныңтормыш юлы һәм иҗаты

Габдрахман Әпсәләмовның
тормыш юлы һәм иҗаты

(1911-1979)

Язучы Габдрахман Әпсәләмовның әтисе Сафа абзый һәм әнисе Зөһрә ханым Әпсәл.

Язучы Габдрахман Әпсәләмовның әтисе Сафа абзый һәм әнисе Зөһрә ханым Әпсәләмовлар.

Габдрахман Әпсәләмов – Мәскәү шәһәренең Максим Горький исемендәге әдәбият.

Габдрахман Әпсәләмов – Мәскәү шәһәренең Максим Горький исемендәге әдәбият институты студенты

 Г.Әпсәләмов Ерак Көнчыгышта сугышчан дуслары белән

Г.Әпсәләмов Ерак Көнчыгышта сугышчан дуслары белән

Сугыш елларында әдип Ерак Көнчыгыш фронты газеталарында эшли, ә сугыштан.

Сугыш елларында әдип Ерак Көнчыгыш фронты газеталарында эшли, ә сугыштан соң “Дружба народов” журналының редколлегия әгъзасы була.

Габдрахман Әпсәләмов үз әсәренең герое Газинур Гафиятуллинның әтисе белән.

Габдрахман Әпсәләмов үз әсәренең герое Газинур Гафиятуллинның әтисе белән. (1957 нче ел)

Лейтенант Габдрахман Язучының хатыны Әпсәләмов.

Лейтенант Габдрахман Язучының хатыны
Әпсәләмов Магинә ханым

Әдип кызы Ләлә һәм улы Булат белән. (1955 нче ел)

Әдип кызы Ләлә һәм улы Булат белән.
(1955 нче ел)

Г.Әпсәләмовның улы Кызы Ләлә бәләкәй Булат.

Г.Әпсәләмовның улы Кызы Ләлә бәләкәй
Булат. Альбина белән.

 Магинә ханым Әпсәләмова оныгы Альбина белән. (1990 нчы ел)

Магинә ханым Әпсәләмова оныгы Альбина белән. (1990 нчы ел)

Казан шәһәренең Маяковский урамы 23 нче а йорты стенасына куелган мемориа.

Казан шәһәренең Маяковский урамы 23 нче а йорты стенасына куелган мемориаль такта.

Әдипнең Татар зияратындагы кабер ташы.

Әдипнең Татар зияратындагы кабер ташы.

Габдрахман Әпсәләмовның тормыш юлы һәм иҗаты1911 нче елның 28 нче декабрендә.

Габдрахман Әпсәләмовның тормыш юлы һәм иҗаты
1911 нче елның 28 нче декабрендә
1941-1945 нче елларда
1958 нче елда
1979 нчы елның 7 нче февралендә

Габдрахман Сафа улыӘпсәләмов 1911 нче елның 28 нче декабрендә хәзерге Морд.

Габдрахман Сафа улыӘпсәләмов 1911 нче елның 28 нче декабрендә хәзерге Мордва республикасының Иске Аллагол авылында туа.
1941-1945 нче елларда Г.Әпсәләмов Ватан сугышында катнаша.
1958 нче елда аның “Сүнмәс утлар” романы басылып чыга. Бу роман өчен Г.Әпсәләмовка Татарстан Республикасының Габдулла Тукай исемендәге Дәүләт премиясе бирелә.
1979 нчы елның 7 нче февралендә Г.Әпсәләмов Казан шәһәрендә вафат була.

Кроссворд сорауларыГ.Әпсәләмов туган авылның исеме Иске . Әтисенең исеме. Ә.

Кроссворд сораулары
Г.Әпсәләмов туган авылның исеме Иске .
Әтисенең исеме.
Әдәбият институтын тәмамлаганнан соң әдипне үзенә сыендырган шәһәр.
Г.Әпсәләмовның язучы булып китүенә йогынты ясаган шагыйрьнең фамилиясе.
Әдипнең эшен дәвам иттерүче оныгының исеме.
Г.Әпсәләмовка Татарстан Республикасының Габдулла Тукай исемендәге Дәүләт премиясен китергән әсәр – “Сүнмәс . ”
Әнисенең исеме.

Кроссвордны дөрес чишсәгез, Г.Әпсәләмовның бер героеның исемен укырсыз.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Скоростное чтение


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 650 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.01.2022 145
  • PPTX 4.2 мбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Газизуллина Зульфия Альфредовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки


28 декабря 1911 г., село Старое Аллагулово, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия – 7 февраля 1979 г., Казань.

Окончил Литературный институт им. М.Горького (1940 г., Москва).

С августа 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны, командир минометного расчета, разведчик, военный корреспондент.

Депутат Верховного Совета СССР (1962–1966 гг.).

И.А. Гилязов (автор идеи, сценарист и ведущий). Абдурахман Абсалямов. 2020

Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Автор переводов на татарский язык произведений В.В.Короленко, А.П.Гайдара, Э.К.Казакевича, Н.С.Лескова, А.А.Фадеева, Д.Н.Мамина-Сибиряка, М.М.Пришвина.

Большинство произведений А.Абсалямова переведено на русский и другие языки.

Награды

А.Абсалямов – лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1959).

Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Сочинения

Сайланма әсәрләр: 6 томда. Казань, 1968–1972.

Литература

Гиниятуллина А.К. Писатели Советского Татарстана: биобиблиографический справочник. Казань, 1970.

Тени старого шкафа кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

содержание серий

1 серия
Молодая учительница Ксения, закончившая филологический факультет МГУ, обожает свою работу и учеников. Она ведет кружок рисования в парке. Десять лет назад ее родители погибли в автокатастрофе, ей пришлось одной воспитывать брата Мишу. На годовщину смерти родителей неожиданно заявляется бывший парень Ксении Геннадий. Он - владелец кафе. Геннадий привез угощение. Близкие недоумевают, как ему не стыдно приходить, ведь это он был за рулем автомобиля, который занесло на мокрой дороге, когда родители Миши и Ксении погибли. Когда гости расходятся, Геннадий надевает на палец Ксении кольцо, предлагая выйти за него. Ксения отказывается, говорит, что любит его как друга. Но Геннадий одержим страстью к Ксении. Он предупреждает Ксению, что она "сама к нему приползет".

2 серия
К Геннадию за помощью приходит влюбленный Миша и просит разрешения посидеть ночью в его кафе после выпускного с девушкой Алей. Этой ночью он планирует признаться в любви Але. Геннадий соглашается, он накрывает в кафе стол и создает романтическую атмосферу. Но во время свидания в кафе появляется одноклассник Миши Коля, тоже влюбленный в Алю. Между парнями начинается драка. Утром Геннадий звонит Мише и требует приехать в кафе.
В кафе погром, Геннадий в ярости, хотя Миша утверждает, что после драки он все убрал. Но Геннадий выставляет Мише счет за убытки на полмиллиона и берет с парня расписку. Затем Геннадий заявляет Ксении, что простит долг и не будет заявлять на Мишу в полицию, если Ксения не согласится быть с ним. Ксения не намерена поддаваться на шантаж. Поэтому собирается найти деньги, чтобы вернуть долг Геннадию.

3 серия
В жизнь Ксении буквально врывается взбалмошная, капризная и упрямая девочка Глаша - единственная дочь богатого бизнесмена Павла. Ксения знакомится с Глашей в парке, где девушка проводила урок рисования. Глаша гуляла там со своей тетей Кирой, сестрой умершей жены Павла и, повздорив с ней, подбегает к группе и начинает рвать рисунки других детей. Ксения спокойно предлагает ей взять кисть и показать, умеет ли она рисовать.
Приехавший за Глашей отец с удивлением видит, что Ксения нашла подход к его неуправляемой дочери. Павел делает ей щедрое предложение – стать гувернанткой Даши, так как других гувернанток его дочь практически выживает из дома. Ксении не нравится Павел, но она соглашается на его предложение с одним условием – деньги за полгода вперед. Павел говорит, что не возьмет Ксению на работу, пока она не объяснит, для чего ей нужны деньги. Узнав историю брата Ксении, Павел быстро решает вопрос с его долгом.

Читайте также: