Диагностика по физкультуре в школе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Кравченко Наталья Александровна

Организация: МБОУ СОШ №4 ОЦ

Населенный пункт: г. Новосибирск

Введение

Физическое воспитание дошкольника - это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребёнка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.

Целью физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение его активности и общей работоспособности.

Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Все эти задачи можно решать в комплексе только тогда, когда педагоги будут иметь данные о состоянии здоровья ребенка и степени сформированности его двигательных навыков, т.е. когда будет проведена грамотная диагностика физической подготовленности ребенка. На основе диагностики намечается план работы с детьми, индивидуальная работа, согласовываются перспективы в работе медицинского и педагогического коллектива, обслуживающего персонала.

Особенно актуальны задачи диагностики и коррекции физического и двигательного развития детей в условиях работы детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников.

Глава I

Назначение диагностической работы в дошкольном учреждении

Знать состояние здоровья ребёнка необходимо для того, чтобы соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности.

Можно выделить три основных направления этой работы:

  • оценка и укрепление здоровья детей;
  • оценка и коррекция физического развития;
  • определение уровня и совершенствования физической подготовленности и двигательной активности.
  • активность представляет собой удовлетворённую потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального развития ребёнка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости oт особенности физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, oт условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостыо ребёнка.

Следует заметить, что двигательная активность каждого ребёнка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребёнка, то можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности.

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностыо, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

Ко второй группе мы отнесли детей малоподвижных, т.е. с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако, это не следует расценивать положительно. Сопротивление утомлению, вызванное умственной работой, осуществляется у детей за счет движений, у тучных детей в условиях умственного утомления, свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказываемся и на развитии психики. Как правило, ребёнок малоподвижный, тучный плохо владеем необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-го степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.

Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты. Известно, наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счёт малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Потому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс заполнения у них затруднён, внимание рассеянное, они допускают большее количество ошибок.

Для того чтобы построить работу по физической культуре более продуктивно с учётом всех индивидуальных особенностей, каждого ребёнка, необходима диагностика физических качеств детей и психомоторного развития дошкольников.

Оценка физического развития в дошкольном учреждении проводится специалистами по общепринятым методикам. Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких. Проводится также осмотр детей врачами - узкими специалистами. Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Результаты фиксируются в диагностических картах. На основании диагностической карты разрабатывается комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определяются пути коррекции. В конце учебного гола сравниваются исходные и итоговые показатели, высчитывается прирост, оцениваются результаты работы.

Глава 2

Диагностика физической подготовленности дошкольников

  • определить технику овладения основными двигательными умениями;
  • выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений;
  • развивать интерес к занятиям физической культурой;
  • определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • учитывать недостатки и работе по физическому воспитанию.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков. По мнению Г. Лесковой и Н. Ноткиной, именно высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей (Приложение 1).

При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств (Н. Ноткина):

в 3 - 4 года - быстрота, выносливость, мышечная сила;

в 4 - 5 лет - быстрота, выносливость, гибкость;

в 5 - 6 лет - скоростно-силовые качества и выносливость;

в 7 лет - ловкость и выносливость

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.

Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает от­рицательное воздействие на физическую подготовленность детей.

Как же организовать обследование физической подготовленности дошкольников?

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на физкультурных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае).

Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лег); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.

На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег па 90 м (5 лет), 1 20 м (6 лет), 150 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость - челночный бег на 30 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).

Для обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросания набивного мяча, а на спортивной площадке - для метания мешочка с песком. Медсестра заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (но состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков (Приложение 2).

Как мы уже сказали ранее, обследование физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. Во вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводятся два или три теста (это зависит от возраста ребенка и особенностей самого теста), а в заключительном - малоподвижная игра или игровое упражнение - релаксация.

За основу нами взяты тестовые задания для детей дошкольного возраста из учебного пособия Я. Степаненковой (Приложение 3).

Далее проводится обследование психомоторного развития детей (Приложение 4).

Цель обследования: Выявить состояние двигательной сферы каждого ребенка: особенности переключаемости его с одного вида деятельности на другой, сохранение темпа выполнения движений, объема двигательной памяти, статической и динамической координации движений.

Количественные показатели сравниваются со средними показателями уровня физической подготовленности детей 4-7 лет по общероссийской системе мониторинга физического развития детей.

Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метания вдаль, определенные Г. Лесковой и Н Ноткиной.

Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет).

Средний уровень - ребенок справляется с большей частью элементов техники (зеленый цвет).

Низкий уровень - ребенок допускает значительные ошибки (синий цвет).

Определение качественных показателей выполнения основных видов движения (Приложение 5).

Глава 3

Основные направления коррекционной работы

Главная задача - не допустить снижения уровня здоровья детей.

Знакомство с ребенком наминается с изучения выписки в детский сад, которую оформляет в детской поликлинике участковый педиатр. Выписку приносят родители за три дня до по­ступления ребенка в группу. В данной выписке отражается анамнез, результаты лабораторных исследований, осмотр узкими специалистами, профилактические прививки, реакции на них, перенесенные заболевания. Особое внимание уделяется комплексной оценке нервно-психического и физического развития, указывается группа здоровья ребенка, и, исходя из этого, даются соответствующие рекомендации по оздоровлению детей.

С первого дня поступления ребенка в ДОУ начинается период адаптации, который сопровождается разнообразными изменениями в функциональном состоянии ребенка со стороны нервной и иммунной системы. Срыв адаптации чаще проявляется в виде острых респираторных заболеваний

В связи с этим в детском саду мы проводим систему профилактических мероприятий - это уменьшение эмоционально-стрессового воздействия за счет организации жизни ребенка в период адаптации, прогнозирование и своевременная диагностика начальных форм дезадаптации, их предупреждение и ранняя коррекция. На каждого вновь поступившего ребенка заводится лист прохождения адаптации, который ведут воспитатели группы. В период адаптации ребенка 1 раз в 10 дней осматривает врач, закрепленный за нашим детским садом.

На установочном педсовете в начале учебного года медсестра детского сада представляет анализ состояния здоровья детей по группам (сколько детей по группам здоровья, кто относится к основной, подготовительной и специальной группам по физкультуре, сколько часто болеющих детей, сколько детей-инвалидов, кто стоит на диспансерном учете и т. д.)

После этого по всем группам проводится диагностика физической подготовленности дошкольников.

Важное значение для укрепления здоровья детей имеет система физкультурно-оздоровительных мероприятий; воздушный и гигиенический режим, психологический климат, индивидуализация всех режимных моментов.

Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.

Заключение

Таким образом, своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Диагностика даёт возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические методы и приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду создается в зависимости от состояния здоровья детей в группах, созданных условий.

Диагностика дает возможность объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка, создать условия для наилучшего развития его функциональных возможностей.

Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе — этапе подготовки детей к обучению в школе.

Для определения уровня физической подготовленности в начале (октябрь) и в конце (май) учебного года я ежегодно провожу тестирование по определению уровня общей физической подготовленности учащихся. Мною выбраны упражнения из тест программы физической подготовленности учащейся молодежи”, которая разработана специалистами МГФСО, Московского комитета образования, данная программа одобрена Правительством Москвы, она предназначена для экспресс – оценки состояния физической подготовленности школьников 6–17 лет (1-11 классы), а так же использована государственная программа по физической культуре В.И. Лях, А.А. Зданевич. Оцениваются такие физические качества как выносливость, быстрота, гибкость, сила, скоростно-силовая показатели, координация.

Способности. Контрольные упражнения
Скоростные. Бег 30м.
Выносливость. Бег 1 км.
Скоростно-силовые. Прыжок в длину с места.
Определение физического качества – гибкость. Наклон на гибкость из п.сед на полу, ноги врозь.
Определение силы и силовой выносливости мышц рук (динамическая сила). Подтягивание в висе (мальчики).
Определение силовой выносливости мышц рук (статическая сила). Вис на перекладине (девочки) – 5 классы, подтягивание на н/перекладине – 8, 9 классы.
Координационные способности. Челночный бег 10 раз по 5 м.

Результаты уровня физической подготовленности учащихся свожу в таблицы, где условное обозначение уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий. В конце таблиц вывожу в % развитие каждого физического качества и уровня. Так, например, в таблице № 1 при выполнении прыжка в длину с места мы определяем скоростно-силовые качества , 18% с высоким, 59% – средний и 23% с низким уровнем у девочек. И так я рассматриваю по каждому качеству, анализирую и делаю выводы, планирую свою работу.

Анализ мониторинга физического развития 5, 8, 9 классов МОУ “Гимназия” за 2010– 2011 уч. год.

Итого в мониторинге 5, 8 и 9 классов приняло участие 199 обучающихся в начале учебного года и 187 в конце учебного года, остальные учащиеся не приняли участие в мониторинге потому что освобождены от уроков по состоянию здоровья на период тестирования. По результатам мониторинга преобладает средний уровень физической подготовленности как у мальчиков, так и у девочек, в целом 70% (октябрь) и 58% (май). 19% (октябрь) и 30% (май) учащихся имеют высокий уровень и 11 % (октябрь) и 12% (май) учащихся низкий.

Показатели физического мониторинга 5 классов говорят о том, что у девочек и мальчиков сильных пока различий нет. По – прежнему как в начале, так и в конце учебного года остаются слабо развитые, с низким уровнем скоростно-силовые качества 30%, силовые 59% и гибкость 35%. Увеличились показатели выносливости, так у мальчиков к концу учебного показатель с высоким уровнем стал 47%, а был 16%. А у девочек стали хорошие показатели в координации с 56% (октябрь) до 78% (май) с высоким уровнем, с низким показателем данного качества к концу года вообще нет.

Сводная таблица по всем классам.

Уровень физической подготовленности обучающихся МОУ “Гимназия” за 2010–2011 учебный год 5, 8 ,9 классы преподаватель физической культуры: Латышко Н.Г.

Результаты 8 классов на начало и конец учебного года остаются стабильные, этих ребят я обучаю три года. У них увеличилось количество учащихся с высоким уровнем по сравнению с прошлым учебным годом с 16% до 26%,соответственно средний уровень с 75% до 63%. К концу учебного 2010–2011 года в 8х классах уменьшился показатель с низким качеством выносливости как у девочек так и у мальчиков. Увеличились показатели координационных способностей с высоким уровнем у мальчиков с 64% до 72%, а у девочек с 40% до 60%. На 9% уменьшилось количество мальчиков с низким физическим качеством сила.

В 6–8 классах у мальчиков происходит прирост мышечной силы и выносливости, у девочек растет сила и выносливость, но ловкость и быстрота приостанавливаются. Поэтому уроки физкультуры необходимо теперь строить так, чтобы они способствовали не только развитию “ведущих” в этом возрасте качеств, но и “отстающих”, в особенности ловкости и быстроты. Анализируя данный мониторинг, я спланирую свою работу с 6, 8 классами так чтобы добиться правильного физического развития обучающихся, на примере 9-х классов, которые выросли, возмужали, увеличили свои показатели.

Анализируя показатели 9 классов, которых я обучаю с 6 класса, (Приложение 2) можно сделать выводы, что развитие физических качеств таких как быстрота, выносливость остались прежними хорошими (в основном высокий и средний уровни). В 2007–2008 учебном году у мальчиков 6 классов 70% было с низким показателем физического качества СИЛА (тест – подтягивание), и у девочек этот показатель так же преобладал: 53% (низкий). В связи с чем мною были поставлены задачи на развитие силовых качеств, в 2009–2010 уч.году этот показатель уменьшился до 43%, 2010–2011 – составил 23%, тем самым увеличивая высокий уровень (с 16% до 43%) и средний (с 13% до 34%) у мальчиков. У девочек высокий увеличился с 15% до 47%. Скоростно-силовые качества при прыжке в длину с места так же возросли у мальчиков – высокий уровень увеличился на 22%, у девочек на 9%. Мониторинг 2010-2011 уч. года показал, что прирост юношей с высоким уровнем физического развития к концу учебного года увеличился до 53%,. Из чего следует, что динамика изменилась в положительную сторону. Это говорит, что выбранная работа по увеличению силовых упражнений мною правильна. Все упражнения и дозировки подбирались согласно возрасту с учетом морфофункциональных предпосылок как для мальчиков так и для девочек. А так же идет правильный прирост в массе, росте тела, что говорит о физиологическом развитии.

Оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок урока на организм ученика и во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок и при большой моторной плотности не обеспечивает даже суточной потребности организма подростка в двигательной деятельности.

Для укрепления физического здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности учащихся в методике урока мне необходимо отразить для обеспечения его оздоровительной направленности следующее:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.

Статья о разных уровнях здоровья школьников

Диагностика здоровья на уроках физической культуры.

Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.

Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:

Конституционно-наследственными факторами, то есть генетически детерминированными.

Для определения состояния здоровья школьников используются данные медицинских исследований:

антропометрические измерения, позволяющие получить данные для оценки физического развития и телосложения

исследование опорно-двигательного аппарата

исследование внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств

лабораторные методы (анализ внутренних сред организма)

инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ)

функциональная диагностика (определение функциональных способностей органов, систем и механизмов, в той или иной степени включающихся в работу под влиянием какого-либо фактора, действие которого может дозировано – мощность нагрузки).

Задачи функциональной диагностики является выявление нарушений органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих нарушений.

На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как пол наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля. Самоконтроль представляет собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о самочувствии, а также объективных показателей частоты сердечных сокращений. Простейшим приёмом самоконтроля является оценка реакции пульса в безнагрузочной и нагрузочных пробах. Существует несколько способов измерения пульса

а) тремя пальцами на запястье

б) большим и указательным пальцами на шее

в) кончиками пальцев на виске

г) ладонью на груди в области сердца.

К безнагрузочным пробам относятся:

Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса –

отлично (менее 50),

Ортостатическая проба. Оценка реакции пульса при переходе из положения лёжа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в положение стоя на 10-12 ударов в минуту –нормальная реакция; до 18 ударов в минуту – удовлетворительная; более 20 ударов в минуту – неудовлетворительная. В юношеском возрасте – норма 10-20 ударов в минуту.

Нагрузочные пробы:

1. Проба Руфье. Измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15 сек (Р1), затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики, 24 - девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде индекса Руфье: ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 Проводим оценку индекса Руфье по четырём категориям:

Гарвардский степ-тест. Подъём на ступеньку определённой высоты, в зависимости от возраста и пола, строго определённое время – 5 мин. Количество нашагиваний на ступеньку – 30 раз в минуту при ритме метронома 120 ударов в минуту. Для расчета классического индекса гарвардского степ – теста считается пульс в течении первых 30 сек второй (Р1), третьей (Р2), четвёртой (Р3) минут восстановления.

ИГСТ = Т* 100 / (( Р1 + Р2 + Р3) * 2) ,

где Т – время восхождения.

Тест Кверга. Для определения уровня здоровья обучающихся лучше всего использовать данный тест, поскольку он удобен для массового эксперимента. Не требует дополнительных материальных (оборудования) затрат и большого количества времени. Кроме этого он применяется для оценки состояния тренированности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Тест состоит из четырёх упражнений, следующих одно за другим без перерыва:

30 приседаний за 30 сек

бег с максимальной скоростью не ниже 180 шагов в минуту – 30 сек

бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты

прыжки со скакалкой – 1 мин

Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 сек через 4 минуты восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле

ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3.

Оценка теста по ИК:

- более 105 – высокий уровень здоровья

- от 80 до 100 – средний уровень здоровья

- менее 80 – низкий уровень здоровья.

На уроках физической культуры необходимо применять тесты продолжительностью 3-5 минут, с охватом всего класса, имеющие простой математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно использоваться простое оборудование или несложные упражнения.

Предложенные пробы могут использоваться в практической деятельности педагога для выявления уровня здоровья и контроля физического развития школьников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностика здоровья обучающихся МБОУ ООШ № 89 ст. Григорьевская на уроках физической культуры за 2013 – 2015 годы.

Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.

Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:

Конституционно-наследственными факторами, то есть генетически детерминированными.

Для определения состояния здоровья школьников используются следующие медицинских исследования:

Антропометрические измерения, позволяющие получить данные для оценки физического развития и телосложения.

Исследование опорно-двигательного аппарата.

Исследование внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств.

Лабораторные методы (анализ внутренних сред организма).

Инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ).

Функциональная диагностика (определение функциональных способностей органов, систем и механизмов, в той или иной степени включающихся в работу под влиянием какого-либо фактора, действие которого может дозировано – мощность нагрузки).

Целью функциональной диагностики является выявление нарушений в работе органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих нарушений.

Для диагностики здоровья на уроках физической культуры я использую методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб.

Тестирования обучающиеся проводят как под моим наблюдением, так и в режиме самоконтроля в домашних условиях с помощью родителей. Самоконтроль представляет собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о самочувствии, то есть ребята записывают в дневники самоконтроля свои ощущения и наблюдения, полагаясь на три основных критерия: слух, зрение и чувства, а также объективных показателей - частоты сердечных сокращений, то есть измерение пульса в безнагрузочных и нагрузочных пробах. Ребята умеют замерять пульс следующими способами:

а) тремя пальцами на запястье,

б) большим и указательным пальцами на шее,

в) кончиками пальцев на виске,

г) ладонью на груди в области сердца.

Как правило, мы считаем пульс за 15 секунд, это дает возможность всем ребятам не сбиваться во время подсчета и экономить время.

Для проведения самостоятельных проб, ребята на уроке получают распечатанную инструкцию с рекомендациями по выполнению.

Например, мы диагностируем безнагрузочные пробы, к которым относятся:

Проба в покое, сидя (необходимо спокойно посидеть, а затем замерить пульс). Ребята выполняют задания, и сравнивают свои показатели с показателями предложенной таблицы.

Качественная оценка величины пульса.

Отлично менее 50 ударов в минуту.

Хорошо 51-69 ударов в минуту.

Удовлетворительно 70-80 ударов в минуту.

Плохо более 81 удара в минуту.

№ 89 ст. Григорьевская за три года.

Ортостатическая проба. Оценка реакции пульса при переходе из положения, лёжа в положение стоя. Ребятам необходимо замерить пульс в положение, лежа, затем принять положение, стоя и снова замерить пульс.

Обучающиеся выполняют задания, и сравнивают свои показатели с показателями предложенной таблицы.

Учащение ЧСС после перехода в положение стоя:

на 10-12 ударов в минуту нормальная реакция

до 18 ударов в минуту удовлетворительная

более 20 ударов в минуту неудовлетворительная

В юношеском возрасте норма 10-20 ударов в минуту.

обучающихся МБОУ ООШ № 89 ст. Григорьевская за три года.

Обучающимся нужно принять положение сидя, сделать спокойный выдох, затем такой же вдох, зажать двумя пальцами нос, закрыть рот, наблюдатель фиксировать время, которое удаётся не дышать (выполняется без напряжения и под контролем!).

Ребята выполняют задания, и сравнивают свои показатели с показателями предложенной таблицы.

120 секунд и более оценивается в 5 баллов;

50-59 секунд 4 балла;

40-49 секунд 3 балла;

30-39 секунд 2 балла;

20 - 29 секунд 1 балл.

Исследования показали, что более 60 % обучающихся набирают по 4 балла, то есть ненапрягаясь задерживают дыхание на 50 – 59 секунд. Результаты практически стабильны на протяжении всех трех лет.

При диагностике нагрузочных проб, к которым относятся:

Проба Руфье. Начальная школа выполняет тест с помощью родителей или под моим руководством, а среднее звено выполняют самостоятельно. Обучающимся необходимо измерить пульс в спокойном состоянии, например в положении сидя за 15 сек., (Р1), затем выполнить приседания в течение 30 сек., (30 – мальчики, 24 - девочки). Сразу после выполнения приседаний, измеряют пульс стоя за 15 сек., на первой минуте восстановления (Р2), затем отдыхают минуту и измеряют пульс за 15 сек., на второй минуте восстановления(Р3).

Результаты в виде индекса Руфье высчитываются по предложенной формуле: ИР = (4 *(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 .

обучающихся МБОУ ООШ № 89 ст. Григорьевская за три года.

Для определения работоспособности сердечно - сосудистой системы обучающихся мы используем степ - тест. Выполняется тест с помощью родителей или под моим руководством . Ребятам необходимо подниматься и спускаться со ступеньки и на ступеньку высотой 45 см., в течение 3 минут с частотой 30 подъемов в минуту. Затем по окончании работы проводится подсчет частоты пульса в первые 30 секунд. второй, третьей и четвертой минуты периода восстановления: Р1, Р2, Р3; на основе полученных данных вычисляется индекс:

hello_html_m3d648d8d.jpg

65-75 ниже среднего

На протяжении трех лет обучающиеся показывают улучшение динамики работоспособности ССС.

На уроках физической культуры чаще всего мы с ребятами проводим безнагрузочные пробы т.к., они занимаю немного времени 3-5 минуты, с охватом всего класса, и для их проведения нужно самое простое оборудование - это математический аппарат для вычислений, секундомер и несложные физические упражнения. Пробы необходимо проводить не ранее чем через час после приёма пищи, и лучше утром.

Не нужно так же забывать о противопоказаниях: повышенная температура, обострение хронического или развитие какого-либо острого заболевания.

Всю работу по диагностике здоровья школьники проводят в соответствии с учебной программой по физической культуре, в которой так же заложена оценка эффективности занятий физической культу­рой обучающимися и определяется

самонаблюдением и самоконтролем, способами выявления и устране­ния ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок) и измерения резервов организма и состояния здоровья с по­мощью функциональных проб.

Для самостоятельных исследований ребятам рекамендованно вести дневник здоровья или дневник самоконтроля в соответствии с предложенной таблицей.

Возраст ________________ Класс______

Возрастные нормы

Рекомендации
себе

Проба в покое, сидя

Ортостатическая проба. ( уд. в мин.)

Проба в положении

Показатели физической подготовленности.

Быстрота бега 30, 60, 100 метров.

Метание теннисного мяча на дальность (метров)

Прыжки в длину с места (метров)

Прыжки в длину с разбега (метров)

Прыжки в высоту с разбега (метров)

Бег на выносливость

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Опыт работы показал, что наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам. Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна. Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая. При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит ребятам для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность обучающимся определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. В дневнике также следует отмечать случаи нарушения режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

Читайте также: