Бесконфликтное общение в школе

Обновлено: 05.07.2024

В своей речи следите за словами, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию сотрудника и спровоцировать конфликтную ситуации в коллективе. Эти слова или фразы называют конфликтогенами, так как они направлены на провоцирование такого же общения, с взаимодействующей с Вами стороны. Никогда не употребляйте конфликтогены в общении с людьми с которыми у вас общая деятельность.

Если Вы услышали в обращении к Вам коллеги слова – конфликтогены, не отвечайте ему тем же, чтобы не позволить распространиться конфликтной ситуации. Поверьте, игнорирование подобных слов не означает Вашу слабость и подчинение, а напротив подчеркивает Вашу силу, как специалиста. Для коллеги направляющего против Вас конфликтогены Ваша подобная неожиданная реакция сделает его слова бессмысленными. Конфликтогены, направленные на Вас, потеряют свою силу и значимость;

При взаимодействии и обсуждении непонятного Вам вопроса или вопроса с которым Вы не согласны, попытайтесь поставить себя на место Вашего собеседника и понять его точку зрения и чувства, движимые в этом случае им. Демонстрируйте уважение к мнению коллеги. Создавайте дружеский настрой при любом взаимодействии;

Подходите к любому человеку с позиций гуманистического отношения: доброжелательно, сочувственно, уважительно. Добро и дружеское участие есть в каждом коллеге, если Вы изначально предполагаете эти качества у него.

Старайтесь быть уравновешенными, спокойными и уверенными в общении с людьми. Помните, что уверенность и высокомерие не тождественные понятия;

При агрессии и конфликтогенах, направленных против Вас, смените на некоторое время тему разговора.;

Не скрывайте своих негативных чувств, вызванных обсуждением от Вашего собеседника. Спокойно, и в правильной форме демонстрируйте их, как лично Ваши переживания и сомнения;

Не ущемляйте права человека с которым взаимодействуете. Не задевайте его чувств, говоря о качествах его личнНе задевайте его чувств, говоря о качествах его личности. Лучше апеллируйте к их внешнему проявлению в поведении;

Всегда своевременно разъясняйте возникшие в ходе обсуждения недоразумения, задавая уточняющие вопросы;

Уверенные в себе люди и хорошие специалисты умеют признавать свои ошибки, так как это делает их сильнее. Свободно и своевременно извиняйтесь, если знаете о своей ошибке. Умейте признавать свою неправоту. В другой раз Вы сможете рассчитывать на такое же признание со стороны Ваших знакомых или друзей.

Если Вы обнаруживаете, что Ваше взаимодействие с кем-либо , превращается в напряженный похожий на открытый конфликт процесс, сделайте в Ваших переговорах паузу. Молчание и пауза даст Вам время успокоиться и спокойно продолжить разговор;

Каждый заслуживает уважения. Во избежание наиболее вероятных здесь конфликтов, сохраняйте уже установленные отношения, не разрушайте даже слабых связей между Вами.

Бывает так, что люди не могут о чем-то договориться, спорят, ссорятся. Тогда говорят, что возник конфликт.

Конфликты часто происходят по недоразумению, разные взгляды на решение проблемы, расхождения мнений, интересов и т.п.

Поведение в конфликте отличается и зависит от причины конфликта, воспитания, культуры человека, особенностей характера, умение контролировать свои эмоции.

· Будь доброжелательным и дружелюбным.

· Не сплетничай и не давай никому обидных прозвищ.

· Не вступай в спор.

· Если ты заметил, что собеседнику неприятна тема разговора, изменения ее. Если тебе неприятен разговор, постарайся вежливо, но настойчиво прекратить его или обратить все в шутку.

· Не указывай человеку в присутствии других на его недостатки.

· Не ставь вопросов, на которые неудобно и неприятно отвечать.

· Не решай конфликты дракой.

· Никогда не давай взаймы свои вещи малознакомым и незнакомым людям.

· Уверенно отказывайся от опасного предложения.

Чтобы предотвратить конфликт, надо подумать, как вести себя в той или иной ситуации.

· позвать кого-то из взрослых и посоветоваться с ним и т.п.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут поджидать нас при встрече с новыми людьми или в новой ситуации.

Для разрешения конфликтов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Автор: Соловьёва Алена Александровна

Организация: МАОУ СОШ № 8

Населенный пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст–ца Марьянская

Цель:

профилактика бесконфликтного поведения среди обучающихся 3-4 классов.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- ознакомление эффективными вариантами общения;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вам помог ваш лучший друг;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Правила занятия:

- не обижать друг друга

- не осуждать другое мнение

- стремиться быть активным

- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу

- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать

Предлагается детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

А как вы думаете, почему случаются разногласия? Чтобы это понять мы с вами сейчас выполним следующее упражнение.

Психолог: главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать:

  • Возьмите листок бумаги
  • Сложите его пополам
  • Оторвите правый верхний угол
  • Сложите ещё раз пополам
  • Ещё раз оторвите правый верхний угол
  • Ещё раз сложите пополам
  • И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам (примечание: желательно, чтобы ведущий тоже сделал свою снежинку по данной инструкции). В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты – это не только плохо, но и хорошо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми. Мы все разные – поэтому и ссоримся. Но надо учиться понимать друг друга, чтобы в вашем классе было как можно меньше конфликтов.

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

- Какие ощущения были у вас во время рисования?

- Понравился ли вам рисунок?

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Выбрать 2 команды, с помощью расчета на первый, второй. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Уступать,

разгневаться,

промолчать,

договориться,

ударить,

упрямиться,

понять.

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  3. В споре будь сдержан и тактичен.
  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Психолог каждому ребенку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.

Желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.


Цель: психологическое содействие формированию профессионального и личностного развития педагога.

Содержимое разработки

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

Для начала мы хотим предложить вам участие в одном упражнении. Мы не так часто слышим добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сидите рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, профессионал своего дела, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего в каждой группе.

А сейчас ответьте мысленно на вопросы:

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

Ученик спросил учителя:

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

- И это всё? - недоумённо спросил ученик.

- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой.

К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

- Тоже самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше.

Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой.

Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок испорченной картошки за спиной?

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя.

Конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах, в том числе и школьной жизни.

К сожалению, школьная жизнь не лишена отрицательных моментов. Среди них достаточно большое место занимают разнообразные конфликтные ситуации. Причем, по данным психологов, 80% конфликтов происходит спонтанно, помимо нашей воли. Как уберечь себя от конфликтов? Как разрешить конфликтную ситуацию? Какая роль принадлежит классному руководителю при разрешении конфликтов и конфликтных ситуаций? Это круг вопросов, которому будет посвящена наша с вами сегодняшняя работа.

Цель: попробовать разные варианты общения.

Участники разбиваются на пары.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "отпуск". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

1. Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

4. Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

Вывод: упражнения показали нам не всегда в процессе общения люди понимают друг друга. В следствие чего возникают конфликты.

Теоретическая часть

Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону. Что затрагивают педагогические ситуации? Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.

Работа в группах

В какие группы мы можем объединить данные причины? (запись по ходу обсуждения).

Неверные взаимоотношения педагога с детьми, проявляющиеся в:

демонстрации своего превосходства, статуса

ошибках взаимодействия, таких как нарушение педагогической этики;

педагогически непрофессиональных действиях учителя (плохая организация класса, приказной тон, крик)

в неумении организовать познавательный интерес к предмету;

в навешивании ярлыков (например, неуспевающего ученика)

в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика.

Нарушения школьных требований обучающимися:

Неподготовленность домашних заданий, умышленное нарушение дисциплины, пропуски уроков.

Проявление личностных конфликтов как обучающихся, так и педагогов

Педагогическая ситуация затрагивает не только учеников, но и учителей. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством.

Что вы чувствовали, когда партнер давил на ваши ладони?

Алгоритм решения педагогических ситуаций.

В целях эффективного воспитательного воздействия в "нештатной" ситуации на личность ребенка мы предлагаем алгоритм решения педагогической ситуации. Это совокупность последовательных действий, направленных, с одной стороны, на достижение воспитательного эффекта, а с другой - на укрепление контакта в общении между ребенком и взрослым. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным, последовательным и гуманным, предупреждает педагогические ошибки и помогает лучше понять ребенка.

Первый этап, условно называемый "стоп!", направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка или окружающих, нужно действовать быстро и решительно. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: "Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу? Что я делаю?", после чего можно переходить ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопроса "почему?", задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины определяют средства педагогического воздействия. Каждая причина требует особого подхода. Чтобы правильно определить мотивы поведения ребенка и точно ответить на вопрос "почему?", педагогу необходимо владеть невербальным общением. Ответив хотя бы в общих чертах на вопрос "почему"?", можно приступать к третьему этапу алгоритма.

Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется в виде вопроса "что?": "Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?" Когда дело касается неблаговидных поступков, каждый педагог хочет, чтобы ребенок прекратил свое недостойное занятие и больше никогда так не делал. Но это возможно только в том случае, если ребенок испытывает чувство неловкости, стыда, а не страха. Как же выйти из этого порочного круга и вызвать у ребенка не страх, а чувство стыда, например? Стыд будет стимулом в том случае, когда педагогическое воздействие направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Если ребенок будет четко осознавать, что он сам хороший, но в этот раз поступил не очень хорошо, тогда у него через чувство стыда (оттого, что он, такой хороший, мог позволить себе недостойный поступок) появится желание действительно больше никогда так не делать. Поэтому, ставя перед собой педагогическую цель, нужно задуматься над тем, как в каждом конкретном случае одновременно показать ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действия, так как они не достойны такого замечательного ребенка. Такой подход, не унижая и не принижая ребенка, способен вызвать в нем стимулирующее положительное поведение, чувства.

Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос "как?": "Каким образом достичь желаемого результата?" Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком, ребенок может поступить так, как хочет педагог, а может и иначе. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать правильный выбор, а не заставлять его поступить так, как нужно.

Пятый этап - практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько верно он смог определить мотивы и причины поступка ребенка, насколько точно смог сформулировать конкретную педагогическую цель, исходя из причин поступка, насколько правильно он смог выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело он смог воплотить их в реальном педагогическом процессе.

Шестой этап - заключительный в алгоритме решения педагогической ситуации, представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми. Нельзя пренебрегать этим этапом, поскольку он дает возможность сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами, на основе чего можно объективно определить эффективность работы педагога и сформулировать новые перспективы.

В психологическом умении учителя главное - не допустить возникновения острых конфликтных ситуаций, в основе которых лежит резкая и, возможно, нетактичная реакция учителя на неподобающее поведение школьников.

Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.

Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной деятельности педагога. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально-ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников.

Мы предлагаем вам поработать в группах по разрешению предлагаемых педагогических ситуаций (представители с каждой группы выходят, берут карточки с ситуациями)

3.Практическая работа в группах (5 групп).

Готовится атрибутика для разыгрывания ситуации (на отдельном столе)

Группам необходимо разыграть ситуации, используя ключевые слова предыдущего упражнения.

Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания. При выставлении неудовлетворительных оценок в дневник он заявлял: "Ну и ставьте!" Как-то раз при очередном опросе ученик опять ответил плохо. Учитель.

(Примерный ответ. Предложил ученику открыть дневник и сказал: "Поставь сам себе оценку за ответ". Ученик был доволен. Учащиеся оживились. Стали подсказывать, что ставить. Наконец, после долгого размышления, ученик поставил себе сам в дневник оценку "2". Учитель расписался в дневнике, а рядом дописал: "5 - за честность". Конфликт был улажен, отношения между учителем и этим мальчиком стали более человечными и доверительными).

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Ребята решили сорвать урок молодой учительницы. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда педагог вошла в класс, раздались соответствующие звуки.

(Примерный ответ. Тогда она обратилась к лидеру класса: "Вот хорошо, Витя, я вас как раз на ферму собралась повести на экскурсию. Будешь переводчиком? Поможешь в общении с животными?" Все засмеялись. Урок прошел как никогда живо и весело)

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

В начале урока педагог раздает тетради с проверенным домашним заданием и предлагает сделать работу над ошибками. Один из обучающихся обнаруживает, что при проверке педагог не заметил его ошибку и громко заявляет об этом на весь класс.

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему

Запасной вариант

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Подведение итогов практической работы.

Каждая группа инсценирует ситуации и решение к ней.

Педагогам предлагается выбрать самое оригинальное решение из разыгранных ситуаций.

Рекомендации.

Правила педагогического общения. Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

• Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы. Здесь важна "педагогическая зоркость" - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося. Видеть только плохое - усугублять конфликтность ситуации.

• Тщательно готовьтесь к предстоящему уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

• Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя. Смысл опосредованного воздействия в том, что через пробуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека, от него можно добиться большего.

Автор: Соловьёва Алена Александровна

Организация: МАОУ СОШ № 8

Населенный пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст–ца Марьянская

Цель:

профилактика бесконфликтного поведения среди обучающихся 3-4 классов.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- ознакомление эффективными вариантами общения;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вам помог ваш лучший друг;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Правила занятия:

- не обижать друг друга

- не осуждать другое мнение

- стремиться быть активным

- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу

- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать

Предлагается детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

А как вы думаете, почему случаются разногласия? Чтобы это понять мы с вами сейчас выполним следующее упражнение.

Психолог: главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать:

  • Возьмите листок бумаги
  • Сложите его пополам
  • Оторвите правый верхний угол
  • Сложите ещё раз пополам
  • Ещё раз оторвите правый верхний угол
  • Ещё раз сложите пополам
  • И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам (примечание: желательно, чтобы ведущий тоже сделал свою снежинку по данной инструкции). В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты – это не только плохо, но и хорошо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми. Мы все разные – поэтому и ссоримся. Но надо учиться понимать друг друга, чтобы в вашем классе было как можно меньше конфликтов.

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

- Какие ощущения были у вас во время рисования?

- Понравился ли вам рисунок?

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Выбрать 2 команды, с помощью расчета на первый, второй. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Уступать,

разгневаться,

промолчать,

договориться,

ударить,

упрямиться,

понять.

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  3. В споре будь сдержан и тактичен.
  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Психолог каждому ребенку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.

Желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

Читайте также: