Миф о дионисе и морских разбойниках краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В греческой мифологии Дионис — олимпийский Бог плодородия, вина, виноделия, безумия и веселья. Он — Бог виноградарства и виноделия, связанный с ростом и сбором плодов. Поскольку вино было неотъемлемой частью древнегреческой культуры и праздников, Дионис был одним из наиболее популярных божеств и, возведенный в культ, являлся главным религиозным центром во время производства и потребления вина.

Согласно распространенной традиции, Дионис — сын Зевса (царя олимпийских богов) и смертной Семелы, дочери героя-фонетика Кадма из Фив. Орфические легенды (основанные на рассказах Орфея), однако утверждают, что он сын Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира).

Известный среди римлян как Вакх или Либер (свободный), Дионис также позже был связан с видами искусства и считался покровителем художников. Его фестиваль, проводившийся весной, фактически стал первоначальной движущей силой развития греческого и римского театра.

Атрибуты Диониса включали тирсос (посох с наконечником из сосновой шишки), чашу для питья и корону из плюща. Его часто изображали с бычьими рогами и верхом на пантере. В мифах Диониса часто изображают женоподобным длинноволосым юношей. Говорят, что он странствовал по миру, распространяя свой культ, и обычно его сопровождал отряд сатиров (получеловеческих, полукозлиных существ) и менад, диких женщин-приверженцев, залитых вином и одетых в оленью шкуру.

Древнегреческие мифы о Дионисе

Дважды рожденный

Семела была принцессой Фив, дочерью героя-фонетика Кадма и богини Гармонии. Однажды, во время жертвоприношения быка на алтаре Зевса, Семела приглянулась царю Олимпийских богов. Зевс преследовал Семелу и вскоре был вовлечен в роман с принцессой.

Со временем Семела забеременела ребенком Зевса Дионисом, и Гера (жена Зевса) узнала о романе своего мужа. Ревнивая и разъяренная Гера спланировала свою месть. Зная, что ни один смертный не может видеть его в его истинном облике, Зевс посещал Семелу в человеческом облике.

Гера переоделась и подружилась с Семелой, и когда принцесса рассказала ей о своем романе с Зевсом, Гера усомнилась в этом утверждении. Затем Богиня убедила Семелу стать свидетельницей божественной формы Зевса. С подозрением и любопытством Семела решила попросить Зевса загадать желание, заставив его поклясться на реке Стикс, что он исполнит все что угодно.

Наконец, когда Зевс согласился, Семела пожелала увидеть его во всей красе. У удрученного Зевса не было другого выбора, кроме как подчиниться. Смертная Семела в результате была поглощена пламенем и превратилась в пепел. Однако Зевсу удалось спасти нерожденного Диониса от огня и зашить ребенка внутри своего бедра, где он вынашивался до тех пор, пока не пришло время для рождения. Таким образом, Дионис родился дважды и обрел бессмертие, родившись из бедра Зевса. В некоторых мифах Семела позже была спасена своим сыном Дионисом из подземного мира и поднялась на Олимп, чтобы жить со своим сыном.

Легенда о Зевсе и Персефоне

Согласно орфическим легендам (основанным на рассказах Орфея), Дионис был ребенком Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира и дочери Зевса и Деметры). Что не было редкостью среди греческих богов, Персефона была одновременно дочерью, племянницей и невесткой Зевса.

Согласно мифу, Зевс соблазнил Персефону в пещере в виде змеи, и этот союз привел к рождению Диониса. Ребенок был любимцем своего отца, который, несмотря на свое младенчество, смог взобраться на трон Зевса и размахивать его молниями, что во многом сделало его преемником Зевса.

Это было неприемлемо для Геры, которая подстрекала титанов убить ребенка. С ее помощью Титанам наконец удалось выполнить задачу, и младенец Дионис был разорван на части и съеден. Однако Афина (богиня мудрости и войны) сумела спасти сердце ребенка и отдала его Зевсу. Разъяренный Зевс поразил титанов молнией, и они были поглощены огнем. Затем он поместил уцелевшее сердце в зелье и отдал его одной из своих смертных любовниц, Семеле. Наконец, Дионис родился от Семелы как реинкарнация сына, которого родила Персефона.

Боги горы Олимп не всегда оставались высоко на небесах, вне досягаемости и поля зрения людей. Греки рассказывали много историй о том, что они делали и на земле. Например, Артемида любила бродить по горам и охотиться на оленей в лесах. Гефест имел свои мастерские везде, где были великие вулканы. Гермес часто казался людям посланником Зевса и другие боги также часто оказывались в форме мужчин или женщин, чтобы давать советы или обучать своих фаворитов.

Но бог Дионис сделал гораздо больше. Много лет он жил на земле среди людей. Он был сыном Зевса, хотя и был воспитан на земле лесными духами. Возможно, именно поэтому он научился любить свежие растущие растения и лазать по плодоносным лозам. Он стал богом винограда и вина. Когда вырос, то не присоединился к другим богам на горе Олимп, а отправился в долгое путешествие по всем странам мира, обучая людей, как сажать виноградную лозу, ухаживать за ней, и как давить из нее сок, превращая в вино.

В путешествиях за ним всегда шла группы странных духов, которые танцевали и создавали музыку. Везде, где с ним и его группой обращались хорошо, бог был добрым и щедрым ко всем и учил полезному. Но иногда короли не хотели, чтобы их люди изучали новые вещи, и тогда он очень сурово наказывал эгоистичных правителей.

Изображение Диониса, бога виноделия

Однажды во время своего путешествия Дионис в одиночестве бродил по морскому пляжу, когда мимо берега проплыл корабль. Люди на корабле были пиратами. Как только они увидели прекрасного юношу, то отправили на берег людей, которые схватили и понесли его на борт корабля. Разбойники рассчитывали продать в качестве раба в какой-то далекой стране, потому что в те дни любой, кто оказался в плену, мог быть продан в рабство. Но пираты вскоре обнаружили, что их заключенный не был обычным человеком. Когда его попытались связать, то веревки упали с рук и ног по собственному желанию. Затем внезапно мачты и паруса покрылись лозой, полные гроздей богатого, спелого винограда и потоки игристого вина текли по кораблю. Когда заключенный превратился из стройного молодого человека в рычащего льва и вскочил на капитана, все очень испугались. Следом среди них появился большой медведь и все прыгнули за борт, кроме того, который хотел освободить заключенного. Когда он тоже собирался прыгнуть, Дионис вернулся в свою форму.

В конце своего длинного путешествия Дионис поднялся на гору Олимп и занял свое место среди других богов. Люди земли поклонялись ему в храмах, как и другим богам. Однако, именно в его честь ежегодной проводились большие фестивали. Один из этих праздников проходил весной, когда начали расти лозы, а другой, когда виноград созревал. На этих фестивалях у людей были большие шествия. Все пели и танцевали, как духи пели и танцевали перед Дионисом во время его путешествия. Поэты тоже пели стихи под музыку лиры, и в них они рассказали о приключениях бога. Впоследствии, празднование переместилось в театр. Начали проводится спектакли. Таким образом, Дионис стал не только богом винограда и вина, но и театра.


Миф (др.-греч. μῦθος) — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Миф о Дионисе

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами.

Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино. Дионис выходит на пустынный берег моря. Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль.

Адонис

Адо́нис — в древнегреческой мифологии — по наиболее популярной версии — сын Кинира от его собственной дочери Смирны.

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Ему посвящен город Библ.

Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.


Миф об Адонисе

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра — прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес
ему смертельную рану.
Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви

Прометей

Промете́й — в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены.

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер.

И видел на её дне красноватую землю. Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.


Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста унёс его с Олимпа и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Он был наказан за то что ослушался Зевса. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл клевал у Прометея печень, которая в дальнейшем вновь отрастала Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.

Деметра

Была у богини Деметры юная, прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был громовержец Зевс. Однажды Персефона со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась на цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал в жёны её своему мрачному брату Аиду, и с ним должна жить Персефона во мраке подземного царства, лишённая света горячего южного солнца. Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить её. Он упросил богиню земли Гею вырастить необычный красоты цветок… Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок на Нисейской долине. Персефона увидала цветок, сорвала его. И вдруг разверзлась земля, и на чёрных конях явился Аид и похитил Персефону.

Услышала Деметра крик своей дочери, всюду искала богиня Персефону, но нет её. Она пошла к другим богам за помощью, и Гелиос - солнце ответил ей, что похищена Аидом Персефона. Опечалилась мать. Она покинула Олимп.

Всякий рост на земле прекратился, Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стали обнажёнными. Но всё равно было богине Деметре. Не хотелось Зевсу, чтобы человечество погибло, и упросил Деметру вернуться. Согласилась богиня, только при условии, что Персефона вернётся к ней. Но не мог этого сделать Зевс. И обе стороны договорились, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть - возвращаться к мужу Аиду. С тех пор, когда Персефона покидает мать, наступает осень, а когда она возвращается к матери, богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем .

В 51 год Анна Халприн медленно умирала. Врачи диагностировали у нее тяжелый, неизлечимый рак кишеч.

Орлы в европейской живописи - здесь Орел, перелетев за снеговые кручи, У.

-Метки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Мифы и Легенды * Дионис


Мифы и Легенды

Дионис, он же Вакх - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.2/4711681_Dionis_on_je_Vakh__v_drevnegrecheskoi_mifologii_mladshii_iz_olimpiicev_bog_vinodeliya_proizvoditelnih_sil_prirodi_vdohnoveniya_i_religioznogo_ekstaza_2 (606x700, 424Kb)


Дионис, он же Вакх (Микеланджело Меризи де Караваджо)

Дионис, деталь фрески Аллегория Осень (Giovanni Francesco Romanelli (1610–1662)/4711681_Dionis_detal_freski_Allegoriya_Osen_Giovanni_Francesco_Romanelli_16101662 (700x560, 409Kb)


Дионис, деталь фрески Аллегория Осень (Giovanni Francesco Romanelli (1610–1662)

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:

Сын Зевса и Персефоны.
Сын Нила, убил Нису.
Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
Сын Зевса и Селены, в его честь орфические празднества.
Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру.

Юпитер и Семела (Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826-1898)/4711681_Upiter_i_Semela_Gustav_Moro_Gustave_Moreau_18261898 (506x700, 492Kb)


Юпитер и Семела (Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826-1898)

Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом.
Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами. Или родился на склонах Дракана (Крит).

Юность Бахуса (центральный фрагмент)/4711681_Unost_Bahysa_centralnii_fragment (600x700, 187Kb)


Юность Бахуса (центральный фрагмент)
Бугро, Адольф Вильям (1825-1905)

Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил ее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере.
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов.

Силен с маленьким Дионисом на руках (римская копия с оригинала Лисиппа IV в. до н.э.)

Силен с маленьким Дионисом на руках
(римская копия с оригинала Лисиппа
IV в. до н.э.)

В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.

Дионис и безумие

Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад и бродил по землям Египта и Сирии. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён.

Вакханалия, 1608 (Jan Brueghel (I) (1568–1625))/4711681_Vakhanaliya_1608_Jan_Brueghel_I_15681625 (700x469, 445Kb)


Вакханалия, 1608 (Jan Brueghel (I) (1568–1625)

По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.

Ликург (Lycurgus_bas-relief_in_the_U.S._House_of_Representatives_chamber)/4711681_Lycurgus_basrelief_in_the_U_S__House_of_Representatives_chamber (318x369, 94Kb)

Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса.

Ликург

Не везде признают власть Диониса. Часто приходится ему встречать и сопротивление; часто силой приходится покорять ему страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога. Первый раз пришлось Дионису подвергнуться преследованиям во Фракии, когда он в тенистой долине со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, под звуки музыки и пения; тогда напал на него жестокий царь эдонов Ликург. В ужасе разбежались менады, бросив на землю священные сосуды Диониса; даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида. Отец Диониса, Зевс-громовержец, наказал жестоко Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога: Зевс ослепил Ликурга и уменьшил срок его жизни.

С ума сошли и дочери Миния

Царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.
В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

Дионис сражается с обитателями Индии. Римская мозаика IV века н.э (Massimo)/4711681_Dionis_srajaetsya_s_obitatelyami_Indii__Rimskaya_mozaika_IV_veka_n_e_Massimo (700x586, 627Kb)

Дионис сражается с обитателями Индии. Римская мозаика IV века н.э (Massimo)

Сошествие в Аид

Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

Плен у Тирренских пиратов

Во время плавания Диониса с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), триеру которых он по неосторожности нанял.

Дионис у Тирренских пиратов (мозаика)/4711681_Dionis_y_Tirrenskih_piratov_mozaika (700x429, 501Kb)


Дионис у Тирренских пиратов (мозаика)

Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.

Король Мидас с дочерью (илл. из книги

Однажды веселый Дионис с шумной толпой менад и сатиров бродил по лесистым скалам Тмола во Фригии. Не было в свите Диониса лишь Силена. Он отстал и, спотыкаясь на каждом шагу, сильно охмелевший, брел по фригийским полям. Увидали его крестьяне, связали гирляндами из цветов и отвели к царю Мидасу. Мидас тотчас узнал учителя Диониса, с почетом принял его в своем дворце и девять дней чествовал роскошными пирами. На десятый день Мидас сам отвел Силена к богу Дионису. Обрадовался Дионис, увидав Силена, и позволил Мидасу в награду за тот почет, который он оказал его учителю, выбрать себе любой дар. Тогда Мидас воскликнул:
– О, великий бог Дионис, повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!
Дионис исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего дара.
Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую ветвь с дуба – в золотую превращается ветвь в его руках. Срывает он в поле колосья – золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко – яблоко обращается в золотое, словно оно из сада Гесперид. Все, к чему ни прикасался Мидас, тотчас обращалось в золото. Когда он мыл руки, вода стекала с них золотыми каплями. Ликует Мидас. Вот пришел он в свой дворец. Слуги приготовили ему богатый пир, и счастливый Мидас возлег за стол. Тут-то он понял, какой ужасный дар выпросил он у Диониса. От одного прикосновения Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб, и все яства, и вино. Тогда-то понял Мидас, что придется ему погибнуть от голода. Простер он руки к небу и воскликнул:
– Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!
Явился Дионис и сказал Мидасу:
– Иди к истокам Пактола, там в его водах смой с тела этот дар и свою вину.
Отправился Мидас по велению Диониса к истокам Пактола и погрузился там в его чистые воды. Золотом заструились воды Пактола и смыли с тела Мидаса дар, полученный от Диониса. С тех пор златоносным стал Пактол.

Брак с Ариадной

Бахус и Ариадна (Sebastiano Ricci (1659–1734)/4711681_Bahys_i_Ariadna_Sebastiano_Ricci_16591734 (383x700, 318Kb)

Дионис и Ариадна
(Sebastiano Ricci (1659–1734)

Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

Вакх и Ариадна (Алессандро Турчи)/4711681_Alessandro_Tyrchi_Vakh_i_Ariadna (700x521, 334Kb)


Вакх и Ариадна (Алессандро Турчи)

По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

Дионис (M._Prado)/4711681_Dioniso_del_tipo_MadridVarese_M__Prado_01 (288x700, 167Kb)

Персонажи, связанные с Дионисом

Адонис.
Ампел.
Бероя.
Гермафродит.
Гименей.
Ио. (редкая версия)
Лаон.
Эригона (дочь Икария).
Потомство Диониса
Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
Гименей. От Афродиты (версия).
Деянира. От Алфеи (версия).
Дидимы (Иовакх — один из них). От Авры.
Ком (Комус).
Марон. (версия)
Наркей. От Фискои.
Приап. От Афродиты, или Хионы, или нимфы.
Сатир и Телета. От Никеи.
Фан. (аргонавт)
Фионей.
Флиант. От Арефиреи, или Хтонофилы, или Ариадны.
Фоант, Стафил, Энопион и Пепареф, также Евримедонт и Энией. От Ариадны.
Хариты. От Корониды или Афродиты (версия).
Ок.20 имен.

Алпос.
Аск (великан). Пленил Диониса, побежден Гермесом.
Еврит (гигант).
Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил безумие.
Оронт.
Пенфей. Растерзан вакханками.
Рет (гигант).
Сифон, царь во Фракии.
Тирренские пираты.

Опьянённый Вакх с маленьким Сатиром/4711681_011_Mikelanjelo__Opyanennii_Vakh (289x700, 158Kb)

Спутники Диониса

Бассариды.
Вакханки.
Гиады.
Корибанты.
Мелии.
Менады.
Мималлоны.
Сатиры.
Титиры.
Триетериды. Спутницы Диониса. Праздник Триетерид учрежден пятым Дионисом.
Фиады.
Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина.
Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии.
Коринт. Сын Мистиды.
Мета (Мете). Жена Стафила. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена. Картина с ее изображением в Эпидавре. Подает Силену вино в кубке.
Мистида. Одна из кормилиц Диониса.
Овиста. Ошибочное написание имени Стафил.
Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса. Ему приносят жертвы киллены.
Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты.
Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде.

Автоноя.
Агава.
Дирка.
Ино.
Предметы, связанные с Дионисом:
Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя.
Тирс.

Дионис (камея)/4711681_Dionis (320x371, 183Kb)

Аспекты Диониса

С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:

О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!

Carracci_Annibale, Триумф Бахуса (Вакха) и Ариадны, фрагмент/4711681_Carracci_Annibale_Triymf_Bahysa_Vakha_i_Ariadni_fragment (700x567, 514Kb)

Триумф Бахуса (Вакха) и Ариадны, фрагмент (Carracci_Annibale)

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.

Дионис — бог растений


Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.

Пир Вакха на Наксосе (Д.Скотти)/4711681_D_Skotti__Pir_Vakha_na_Naksose (700x468, 321Kb)


Пир Вакха на Наксосе (Д.Скотти)

Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином.

Дионис-младенец и предвечные воды

В литературе и искусстве

На картине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в митре и по-женски стонущим в окружении богинь. Также оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см."Рождение трагедии из духа музыки", где открывается особое представление дионисийского начала.

Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди "Внук Персея: мой дедушка - Истребитель". Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как бога.

Читайте также: