Междисциплинарные компетенции в школе

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. Модернизация современной системы образования предполагает как обновление его содержания, так и активное использование инновационных технологий и методик. Как показывает международный опыт, интегрированное обучение или междисциплинарный подход позволяют повысить учебную мотивацию, достигать высоких результатов обучения. Междисциплинарные уроки давно и прочно стали частью российской системы преподавания. Однако существуют определенные трудности внедрения междисциплинарного обучения, так как российская система готовит учителей-предметников, а также препятствием является жесткость учебных планов. Цель данной статьи – анализ проблем внедрения междисциплинарного обучения в российских школах в контексте мировых тенденций в образовании. В статье на основе анализа отечественных и зарубежных исследований рассматривается применение интегрированной методики в России и за рубежом, финский опыт интеграции в образовании, а также опыт отдельных школ и междисциплинарных программ в США и других странах. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что одни модели и оценки междисциплинарного обучения основаны на безусловном признании преимуществ междисциплинарного обучения, другие же – скептически оценивают конечные результаты по сравнению с традиционной предметной подготовкой, указывают на ограниченные дидактические возможности применения интеграции. Данные опроса молодых педагогов, чей опыт не превышает пяти лет, показал, что более 10% опрошенных не проводят интегрированных уроков. В учительском сообществе при внедрении междисциплинарных уроков проявляются те же проблемы, что и у зарубежных учителей: недостаток времени на подготовку к междисциплинарным урокам, слабая кооперация или ее отсутствие в учительском коллективе, отсутствие учебников и методических пособий для проведения интегрированных уроков, ограничительные рамки учебных программ и учебных планов и т. д. Теоретические положения данной работы могут стать предметом дискуссионных обсуждений, обмена опытом на семинарах, конференциях преподавателей, методистов.


В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, междисциплинарное обучение.

Коммуникация является важнейшей стороной жизни человека как социального субъекта. Одной из первостепенных функций системы образования является передача жизненного опыта одного поколения другому, что предусматривает формирование коммуникативных навыков в процессе обучения на протяжении всей жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты РФ включают следующие основные позиции в обучении:

1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории; к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности и др. [8].

Рассмотрим понятийный аппарат, используемый в данном исследовании. Коммуникация как сторона общения — это:

- передача информации от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой;

- линия или канал, соединяющий участников обмена информации;

- взаимодействие, с помощью которого информация передаётся и принимается; процесс передачи и приёма информации [4].

Одним из способов формирования коммуникативной компетенции нами предлагается использование междисциплинарного обучения. Междисциплинарное обучение — построение содержания обучения вокруг широких или глобальных тем основополагающего значения. Основой междисциплинарного обучения является тематическая междисциплинарная интеграция. Тематическая междисциплинарная интеграция — способ организации содержания обучения, в основе которого лежит интеграция объектов изучения, тем, проблем из разных областей знаний посредством их содержательного связывания с общими идеями междисциплинарного характера, которые раскрывают смысл глобальной темы [5].

- развитие широких познавательных интересов;

- развитие целостной картины мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;

- развитие всех видов мышления;

- развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

- обучение коммуникативным умениям и умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию и т. д.) и др. [7].

Приведем пример трёх тем базовой программы обучения английскому языку из календарно-тематического плана реализации программ междисциплинарного обучения МБОУ Академического лицея г.Томска.

Тема урока по базовой программе

Измененное содержание базового компонента

Междисциплинарное обобщение

· идея самоорганизации (способности различных систем к саморазвитию за счет притока энергии, информации, использования внутренних возможностей;

· процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды. (Г. Хакен)

Междисциплинарные связи с биологией, географией, историей и др.

Дружная семья. Семья: родственники, их возраст, внешность, характер, профессии

Базовый компонент дополнен и обогащен проблемным содержанием (обсуждение современных проблем, связанных с темой)

· принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем.

Междисциплинарные связи с биологией, географией, историей и др.

Базовый компонент дополнен и обогащен проблемным содержанием (обсуждение современных проблем, связанных с темой)

· выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах различной природы (элементов, людей, транспортных средств и пр.). Междисциплинарные связи с биологией, географией, историей и др.

Данный пример демонстрирует наличие следующих видов усовершенствования базовых учебных программ:

- осмысление философского компонента тематики базовой учебной программы;

- использование четырех видов изменения содержания базового компонента программ (обогащение, проблематизация, ускорение, углубление);

- изменение содержание базовой программы;

- использование коммуникативных заданий по темам;

- использование витагенного опыта педагога и обучаемого;

- реализация требований ФГОС РФ и др.

Таким образом, проанализировав эмпирический опыт использования междисциплинарного обучения на примере уроков английского языка, можно сделать вывод, что данная методика реализует требования ФГОС РФ и способствует развитию коммуникативной компетентности.

1. Английский язык Ч.1. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 г. М.- 2014. — 90 с. С.3

2. Кабардов М. К. Языковые и коммуникативные способности / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989. — С.103–104.

3. Перовская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ,1982. — 168 с.

4. Черевач Г. Б. Психолого-педагогический практикум: учебно-методическое пособие. — Томск: ТГПУ, 2013. — 108 с.

Основные термины (генерируются автоматически): междисциплинарное обучение, коммуникативная компетентность, базовый компонент, коммуникативная компетенция, проблемное содержание, РФ, философский компонент синергетики, английский язык, базовая программа, тематическая междисциплинарная интеграция.

В статье рассмотрены особенности и тенденции в развитии российского образования, отличительной чертой которых является формирование профессиональных компетенций выпускника. Проанализированы основные задачи компетентностного подхода на основе междисциплинарных связей. Обосновывается целесообразность междисциплинарных связей, описаны принципы и условия, которые необходимы для формирования научных понятий на междисциплинарной основе. Рассмотрены этапы и приведён пример по формированию элементов компетенций. Предложена классификация по видам междисциплинарных связей при изучении естественнонаучных дисциплин для конкретной специальности. Определена функция обучения, в которой выражена результативность и целенаправленность в формировании личности студента как основная характеристика учебно-воспитательного процесса. Сформулированы общие принципы и рассмотрена специфика преподавания естественнонаучных дисциплин у студентов на основе структурирования учебного материала. Проанализирован ряд положений по организации деятельности студентов по овладению методами математического моделирования, наилучшие результаты достигаются при классификации прикладных, междисциплинарных учебно-познавательных или компетентностно-ориентированных задач.


1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

2. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д.А. Новиков. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.

3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.

6. Панкратова О.П. Проектирование междисциплинарной технологии обучения студентов в условиях информатизации образовательного процесса вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. (13.00.08) – Ставрополь, 2004. – 20 с.

8. Подзорова М.И. Методика обучения основам методов математического моделирования студентов экологических специальностей // Учёные записки Российского государственного социального университета. – 2013. – Т. 1, № 5. – С. 122–126.

На современном этапе развития общества, связанного с информационными технологиями, для высшего образования определяют системно-ориентированный подход образовательных целей по подготовке квалифицированных специалистов, готовых к стремительным и неизбежным переменам в общественно-информационном развитии. Современные выпускники высших образовательных учреждений должны отличаться: способностью принимать решения в различных профессиональных ситуациях, в том числе и случайных; осваивать информационно-коммуникационные технологии и использовать их в своей профессиональной деятельности; способностью стремиться к самообразованию и развитию профессиональных качеств. Обеспечение рынка труда профессиональными специалистами, обладающими вышеописанными качествами, на сегодняшний день является одной из задач высшего образования.

В последнее десятилетние для высшего образования России сформировалась необходимость в привлечении работодателей как основной цели, образовательной системы. В нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательную деятельность, научно-педагогических исследованиях в качестве одной из задач предлагается формирование компетенций у студентов.

Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют, что в основе образовательного процесса в высшей школе лежит компетентностный подход к образованию, обеспечивающий взаимосвязь фундаментальной и прикладной подготовки студентов, ориентирующий выпускников высших учебных учреждений на формирование компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. В высших учебных учреждениях требуется обновление в проектировании содержания, новых форм, интерактивных средств и методов обучения с использованием компетентностного подхода.

B настоящее время среди педагогического сообщества есть осознание того, что формирование профессиональной компетентности выпускника высшего образовательного учреждения невозможно без осуществления профессионально-направленного обучения, в результате которого формируется профессиональная и социальная компонента будущего специалиста таможенных органов, а также без применения междисциплинарных связей учебных дисциплин.

Необходимость междисциплинарных связей в обучении студентов особенно очевидна на фоне интеграционных процессов, происходящих на современном этапе информационного общества. Будущий специалист должен уметь комплексно применять и использовать знания различных дисциплин в профессиональной деятельности [3].

Междисциплинарные связи разрешают противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их интеграции, комплексного применения в практике, профессиональной и социальной деятельности человека. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе теоретического подхода к любой деятельности человека в современных условиях. Обучение таким знаниям и умениям, диктуется тенденциями интеграции в науке и практике и решается с помощью междисциплинарных связей [4, 5].

B основе принципа междисциплинарности, как и любого другого принципа обучения, находится свойство всеобщности, которое возможно реализовать к каждой учебной дисциплине. В педагогических и методических исследованиях подтверждается целесообразность его применения.

Определяют следующие педагогические, общедидактические и психологические условия, способствующие формированию научных понятий на междисциплинарной основе [4, 6]: согласованное во времени изучение отдельных учебных дисциплин, при котором каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и готовит обучающихся к успешному усвоению терминов и понятий последующей дисциплины; необходимость обеспечения непрерывности и преемственности в определении и развитии понятий; понятия, являющиеся общими для ряда дисциплин, должны от дисциплины к дисциплине непрерывно развиваться, наполняться новым содержанием, обогащаться новыми связями; единство в интеграции общенаучных понятий; осуществление единого подхода к раскрытию одинаковых классов понятий.

ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу [7]

Концепции современного естествознания

Основы системного анализа

Математические методы и модели в управлении

ОК-7 – способность использовать основы экономических и математических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах [7]

Основы системного анализа

Математические методы и модели в управлении

Уровень сформированности компетенции по дисциплине (УС (Компетенция (Дисциплина))) можно определить от количества дисциплин (КД).

Например, УС (Компетенция (Дисциплина)) = 1/КД, тогда УС (ОК-1 (Математика)) = 0,14, УС (ОК-7 (Математика)) = 0,25.

Уровень сформированности компетенции ОК-7 у студентов незначительно больше, по сравнению с уровнем сформированности компетенции ОК-1 при изучении вышеперечисленных дисциплин.

Данные дисциплины можно классифицировать по видам междисциплинарных связей: предшествующие – дисциплины, чьи понятия и методы являются базовыми, основными, используются в других дисциплинах; сопутствующие – дисциплины, изучающие то же направление профессиональной деятельности, использующие подобный терминологический и методологический аппарат; последующие – дисциплины, для которых изучаемые понятия и методы будут опорными и использоваться в профессиональной деятельности.

Обучение в высшем образовательном учреждении должно представлять собой целостный или непрерывный воспитательный и учебный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие научения и преподавания. Функция обучения – является основной характеристикой воспитательного и учебного процесса, в которой отражена целенаправленность и результативность в формировании личности студента. Междисциплинарные связи помогают в реализации воспитательной, образовательной, и развивающей функции обучения. Они осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга.

Определение понятий модель и моделирование в содержании образования, выяснение роли моделирования в стиле познания изменяет отношение к учебной дисциплине, процессу обучения, делает учебную деятельность более осознанной и эффективной.

Математическая подготовка студентов данной специальности включает в себя многоуровневую, поэтапную интеграцию математических знаний, умений и владений, воспринятых в ходе изучения разделов математики, в основе которой должен лежать, прежде всего, принцип математического моделирования процессов, имеющих место в таможенной практике. Преемственность в реализации такой подготовки студентов обеспечивает её фундаментальность, непрерывность и ориентированность на профессиональную деятельность. В современных условиях студенты должны уметь пользоваться методами моделирования: знать, понимать и уметь строить модели объектов, явлений и процессов; исследовать, анализировать и применять их в будущей профессиональной деятельности. Это может быть определено как основа формирования профессиональных компетенций у студентов в области применения метода математического моделирования.

В процессе обучения студентов методам математического моделирования можно определить следующие этапы: определяющий (постановка задачи) – сбор и накопление материала для построения моделей; последовательный (принятие решения) – определение метода моделирования; результирующий (информационный) – решение и анализ данных на основе выбранного метода моделирования с использованием прикладных программ.

Обучение моделированию студентов можно рассматривать как способ реализации предшествующих, сопутствующих и последующих связей, придающий изучаемому математическому содержанию целостность и фундаментальность. Такое обучение предполагает необходимость создания специальных математических моделей, направленных на будущую профессиональную деятельность, а также формирования у студентов построения и исследования простейших моделей, связанных с изучением других дисциплин, содержательно интерпретировать результаты этих исследований на основе перспективных связей.

Использование моделирования в обучении студентов можно представить в виде двух частей: содержательной, которую необходимо усвоить студентам в процессе обучения, и познавательной, которую они должны воспроизводить или владеть. Составным элементом учебной деятельности является математическое моделирование. Первый этап определяется задачей формирования у студентов основ понятийного и теоретического типа мышления, как основ содержательного восприятия и осмысления. Второй этап состоит в исследовании места и роли моделирования, постановки задачи, как особой формы воспроизведения, в формировании у студентов умения выполнять основные алгоритмы (схемы действий и операций), которыми они должны уметь пользоваться в процессе различных понятий.

При проектировании и структурировании учебного материала необходимо учитывать следующие принципы: содержание учебного материала должно соответствовать уровню теоретической подготовки студентов по основным разделам математики; создание и накопление базы заданий для успешного усвоения студентами общепрофессиональных дисциплин и дисциплин по выбору, четкого представления возможностей математического аппарата; содержание учебных дисциплин должно раскрывать методы научного исследования, определяя метод моделирования на основе междисциплинарных связей.

Организацию учебного процесса студентов по владению методом математического моделирования необходимо проводить в соответствии с положениями [8]:

2. При решении задач с применением методов математического моделирования необходимо освоить обобщенный прием, в соответствии с которым большинство задач строятся по схеме: содержательная постановка задачи – концептуальная постановка задачи, построение математической модели, выбор методов решения задачи – поиск решения задачи – проверка адекватности модели – анализ результатов моделирования.

По обучению решению задач на построение математических методов и моделей следует определить и реализовать следующие этапы:

1. Во время проведения занятия преподаватель предлагает студентам задачи из определённого раздела, в котором определяются дидактические элементы знаний (основные термины, алгоритмы, математические методы) и объясняется решение задачи, далее студенты самостоятельно решают задачи данного типа в соответствии с выбранным алгоритмом, при решении более сложных задач студенты используют пакеты прикладных программ.

2. По окончанию занятия преподаватель объявляет итоги деятельности студентов, оценивает формирование у них знаний, умений, владений (способность обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы) по решению задач.

Особое внимание следует обратить на подборку и классификацию прикладных задач. K первому классу задач можно отнести такие задачи, в решении которых исключён процесс формализации, то есть необходимая для решения задачи математическая модель уже содержится в условии задачи. Решение такой задачи включает математическое исследование готовой модели, анализ и обобщение полученных математических результатов. В процессе решения задач второго класса, которые сформулированы на языке предметной области, применяется этап математического моделирования: построение математической модели, выбирается алгоритм решения, решение осуществляется при помощи пакетов прикладных программ, интерпретация и анализ полученных результатов. При решении задач второго класса определяется уровень изучения междисциплинарного материала.

В ходе различных контролирующих мероприятий (контрольные работы, индивидуальные и тестовые задания) с использованием специально разработанных контрольных вопросов и заданий (текущих и промежуточных) проверяется оценка сформированности у студентов элементов компетенций в области применения математического моделирования.

Обучение методам математического моделирования студентов данной специальности должно быть ориентировано на примеры изучения реальных объектов, процессов и явлений, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В процессе преподавания учебных дисциплин должно происходить использование методов математического моделирования и формирование профессиональных компетенций в области применения исследования операций и метода моделирования.

Преподаватель может усиливать предыдущие, сопутствующие, последующие связи между учебными дисциплинами, направленно используя, например, междисциплинарные учебно-познавательные задачи, профессионально-направленные или социально-ориентированные задания, которые формируют элементы компетенций у студентов. Компетентностный подход приводит к необходимости применения междисциплинарных связей, добавив необходимость о целенаправленном усилении учебной дисциплины с другими. Междисциплинарные связи расширяют образовательное пространство, создают междисциплинарное пространство, в котором студент применяет знания и умения по каждой дисциплине в новых условиях, за рамками самой дисциплины, развивает навыки и владения в будущей профессиональной деятельности.



Почему мы всё разрываем, расчленяем, разбиваем? Разве не логично было бы в один и тот же месяц (или учебную неделю) изучать, например, только историю Великой Отечественной войны:

Пример с изучением Великой Отечественной войны показывает, что возможно несколько учебных предметов связать тематически и логически. Но, к сожалению, в наших школьных программах отсутствует даже элементарная связь хотя бы между двумя родственными предметами, например русским языком и иностранным.

Работая учителем английского языка более 20 лет, я постоянно сталкиваюсь с тем, что, объясняя ребятам то или иное грамматическое явление в английском языке, обнаруживаю, что они этого ещё не проходили по русскому языку. В такой ситуации я вынуждена приостановить прохождение своей программы (у нас – учителей – ведь у каждого своя программа!) хотя бы на один урок, и сначала объяснить ребятам изучаемое грамматическое явление в их родном русском языке.

А что если скоординировать эти две программы: русский язык и иностранный? Или литературу и историю: изучаем исторические явление и одновременно художественную литературу, их описывающую. Или, скажем, объединяем физику, химию и биологию в единый предмет – Естествознание (Гармония мира, Мир вокруг). А математика, как оказалось, вполне логично вписывается в экономику, экологию, основы предпринимательства и правоведения. Многие трудности для наших учащихся были бы сняты, да и эффективность такого обучения была бы гораздо выше. Есть над чем потрудиться учёным мужам, методистам и составителям школьных программ!

Похожая ситуация и с преподаванием в ВУЗах информатики на гуманитарных факультетах. Всё начинается с самого начала, с элементарных вещей, как будто ребята в школе не изучали информатику несколько лет.

То же и с отечественной литературой. Бесспорно, русская литература – уникальное явление в мировой культуре. Но опять же, школьная и вузовская программы гуманитарных факультетов абсолютно не согласованы. Там начинается всё с начала, как будто ребята об этом никогда не слышали. И рекомендательные списки литературных произведений для чтения студентам раздают почти такие же, как в школе. Может быть, тогда стоит что-то убрать из школьной программы? Можно ли со школьника требовать (а мы именно требуем) глубокого понимания Булгакова, Пастернака, Платонова? Да простят меня учителя литературы, которых я глубоко уважаю за их титанический труд. Кстати, отечественную историю и русскую литературу неплохо было бы ввести в учебные программы всех без исключения вузов, независимо от их профиля. Почему-то считается, что всем детям эти предметы преподавать надо, а разве не надо это будущим специалистам с дипломами о высшем образовании? В состоянии ли школьник освоить и осмыслить весь курс отечественной истории и прочитать и понять такое количество произведений русской классической литературы? Русская литература — настолько глобальное явление в мировой культуре, что можно ли её изучение заканчивать в средней школе, тем более отбивая у школьников желание читать объёмностью и сложностью литературных произведений.

Хотя, коллеги, можем поговорить о многом вот здесь:

Всегда ваша коллега по учительскому цеху, соратница, сподвижница и единомышленница, а ещё такой же усталый, но упрямый сеятель, как и вы,
БИКЕЕВА АЛИНА СЕРГЕЕВНА

Книги Алины Сергеевны Бикеевой для учителей и родителей:

А. С. Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.
А. С. Бикеева. Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
А. С. Бикеева. Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
А. С. Бикеева. Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
А.С. Бикеева. Взрослый + ребёнок. Что посеешь, то и пожнёшь.

Читайте также: