Метью борн лебединое озеро либретто краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Спектакль Боурна можно воспринимать в ироническом ключе, но и поэзии у него не отнять. Неуклюжий Принц, лишенный материнской любви и чьего-бы то ни было понимания, жалкая игрушка в руках Личного Секретаря, который подсовывает ему вульгарную девицу с целью дискредитации, ищет идеальную любовь и находит ее в Лебеде, образ которого являлся ему в мечтах еще тогда, когда он был ребенком. Лебедь воплощает то, чего Принц лишен: красоту, силу, уверенность в себе. Он дарит Принцу ощущение защищенности и надежду, необходимую для того, чтобы жить дальше. На балу во дворце Принц с ужасом и возмущением наблюдает, как благосклонно его мать принимает ухаживания молодых людей, особенно таинственного Незнакомца, затянутого в черное, которого он принимает за своего озерного друга. Тот же — не кто иной, как сын Секретаря. Напряжение достигает самой высокой точки, когда схватившийся за пистолет Принц, не желая того, убивает подсунутую ему Секретарем девицу (нужно ли повторять, что и сцена бала разработана Боурном превосходно с режиссеской точки зрения, с большой фантазией?). За убийством следует печальный и обладающий сильным эмоциональным воздействием на зрителя финал. В спальне Принца, уже находящегося на полпути между жизнью и смертью, появляется врач, напоминающий Личного Секретаря и Королева в сопровождении медсестер, которые столь же равнодушны и холодны, как она. Когда покинутый всеми Принц остается один, спальня заполняется прекрасными птицами: они появляются из-под кровати, из-за кровати, взлетают на кровать. Как всегда прекрасные и сильные, но агрессивные и жестокие: им не нужен Принц в качестве друга или возлюбленного их лидера. Они набрасываются на Лебедя и убивают его. За Лебедем прощается с этим миром и Принц: гибель сильного влечет за собой смерть опирающегося на него слабого.

Адама Купера, артиста Royal Ballet, первого исполнителя роли Лебедя, думается, не забудут никогда; так же, как и Скотта Эмблера и Фиону Чэдвик в ролях Принца и Королевы, настоящих танцующих актеров. По прошествии пятнадцати лет в спектакль вошли другие артисты; в Милане в роли Лебедя/Незнакомца выступил харизматичный Саймон Уильямс, которому достались заслуженные аплодисменты публики, а Доминик Норт и Мэдди Бреннан станцевали-сыграли соответственно роли Принца и Королевы.

Слов восхищения заслуживает вся труппа New Adventures: это маленькая компания, состоящая из пары десятков человек, подлинных Протеев, они все время на сцене, появляются в разных ипостасях, переходят от одного стиля танца к другому, меняют костюмы с огромной быстротой, и все это проделывают с максимальной отдачей. Спектакль прокатывают на сцене театра Арчимбольди много вечеров подряд, так что речь идет о тяжелой работе. Горячий прием публики — полностью заслуженная награда.

В этом году исполняется 25 лет пожалуй самой знаменитой современной интерпретации “Лебединого озера”. Сочинил его в 1995 году британский хореограф Мэтью Борн.

Строго говоря, от “Лебединого озера” в этом спектакле - музыка Чайковского, главный герой - принц, и тема испытания и предательства, тема поисков любви. На звание “балет” спектакль не претендует, но его одинаково любят и далекие от музыкального театра зрители, и многие балетоманы. Почему?

Пойдем, тем не менее, по порядку.

Спектакль этот, конечно, актуален вне времени, но все-таки интересно понимать контекст, в котором он был создан.

Даже согласно изначальному либретто спектакль этот отчасти о королевской семье, о властной матери и затюканном сыне, о ее требовании жениться наконец! А на дворе 1995 год, прошла всего пара лет после того, как всю Великобританию всколыхнула история о неминуемом разводе Чарльза и Дианы. Собственно, скандал, за которым следит вся страна, объяснения принца с просьбой понять его в этот момент и происходят. Королевский развод случился меньше чем через год после выхода спектакля. Не иметь никаких ассоциаций с Королевой и Принцем, не заметить, на кого немного похожа Подружка принца, которая отчаянно не нравится его матери, нарушает этикет и вообще не вписывается в жизнь затюканного наследника, было невозможно.

Кстати, после гибели Дианы эта ассоциация стала еще более острой. Учитывая, что все другие ссылки на семью и страну повествования угадываются без проблем – тут вам и корги, тут вам и посещение театра, который очень легко узнать то традиционным ярко красным буклетам. В общем, контекст понятен. Борн никогда не пытался оскорбить королевскую семью, просто в тот момент для него эта история стала ярким примером несвободы. Королевская семья, впрочем, на Борна никогда не обижалась, и свой титул Сэра он получил в том числе и за “Лебединое”.

Борн с глубоким уважением относится к классике, но девушки-лебеди казались ему всегда слишком красивыми и слишком нежными для мощной музыки Чайковского. И, что греха таить, слишком изящными. А лебеди грациозны лишь на воде. Как они шлепают по земле, как шипят и атакуют - все, вероятно, видели.

В общем, вполне естественно, что из этого взгляда, из желания показать лебедей сильными и недобрыми, и родилась идея мужского кордебалета. Который сейчас стал самым узнаваемым символом творчества Борна.

Надо сказать, что лебединый костюм долго не получался. Авторы точно знали, что хотят оставить обнаженный торс – ведь была задача показать работу мускулов, и, по возможности, голые икры. Идеи крутились вокруг разных видов укороченных брюк, пробовали шорты и бриджи, пока однажды Мэтью не увидел видео с индийским танцовщиком в брюках в стиле бэгги, с заниженной талией, фиксированные на бедрах, покрытые бахромой. То, как вела себя бахрома в движении, оказалось идеальным попаданием. Лез сделал то же самое, но из клочков шифона.

“Лебединое озеро” было уже восьмым спектаклем Борна, но до мировой славы еще было далеко - а значит и опасений, связанных с “посягательством” на классику, было много. Хотя в портфолио хореографа к тому времени были “Щелкунчик” и “Сильфида”, у “Лебединого” в мире балета все же особая репутация.

Спектакль имел все шансы не появиться на свет. Никто не хотел давать денег на такую не очевидно успешную коммерчески историю, никто не верил в то, что может получиться серьезный, интересный спектакль, а не банальная пародия на классику, к тому же, на великую классику, на основу основ танца. В каком-то смысле спасением стал Адам Купер, харизматичный премьер Royal Opera Ballet, который с опаской, но все же с воодушевлением согласился роль Лебедя и Незнакомца. Кстати, как рассказывает Борн, Адам стал, во многом, соавтором спектакля, придумав некоторые ставшие знаменитыми позы и па.

Royal Opera Ballet это бренд, так что имя Адама позволило привлечь хоть какие-то деньги. Экономили на всем, но спектакль все равно получался самым дорогим за еще недолгую историю компании. Поэтому был набран минимальный состав исполнителей, у артистов не было дублеров, и любая травма могла стать фатальной. Вплоть до открытия занавеса Мэтью буквально сходил с ума от ужаса и ожидания провала - это был слишком важный и личный для него спектакль. К тому же после первых аплодисментов дирижеру, тот взял и ушел из-за пульта, вызвав у автора настоящую паническую атаку. Оказалось, в общем состоянии истерии дирижер перед выходом просто забыл взять ноты, пришлось возвращаться. Дизайнер Лез Бразерстоун вспоминает, в свою очередь, что на генеральной репетиции было столько камер, что он не видел, что происходит на сцене, и думал лишь о том, что даже если это провал, это был прекрасный опыт.

“Лебединое озеро” изменило судьбу Купера. Он был совсем молодым артистом, когда, после блоков спектакля на Вест-Энде и Бродвее, на него свалилась действительно мировая слава - какой теперь почти не бывает у классиков. Для него открылся огромный мир, не ограниченный рамками классического театра. Через пару лет Купер ушел из ROH. Он принимает участие в спектаклях самых разных жанров, с удовольствием играет в мюзиклах, ставит сам. Совсем недавно Купер вновь вернулся к сотрудничеству с Борном и принял участие в “Красных башмачках”. Пятидесятилетнего Купера (он, кстати, в сумасшедшей форме!) в роли демонического импресарио можно будет увидеть в кинотеатрах TheatreHD в конце сентября.

Конечно, “Лебединое озеро” изменило и судьбу самого Борна. С одной стороны, оно обеспечило ему доступ на пьедестал мировой славы, а с другой - сформировало имидж подрывателя основ, к которому Борн вовсе не стремился. Провокация - не его жанр, его жанр - фантазия, сказка, пусть не всегда добрая.

Почему-то люди, впервые узнавшие о спектакле, сразу думают о том, что речь тут об однополой любви - раз главных героев танцуют мужчины

. Конечно, при желании, историю можно увидеть и так. Намеки на любовную связь есть, но не они здесь важны. Борн часто говорит про этот спектакль, что он не о сексе, не о страсти или вожделении, он о потребности человека быть любимым.

Ну и напоследок одна красивая история, связанная с тем составом “Лебединого”, которое сейчас можно посмотреть в кино.

Есть такой известный музыкальный фильм “Билли Эллиот”. Это история о мальчике из шахтерской семьи, который мечтал стать танцовщиком и шел к своей мечте наперекор всему. Те, кто видел фильм, наверное помнят его финал – за секунду до выхода главного героя на сцену в главной партии в балете. “Лебединое” Борна было настолько узнаваемым и настолько культовым в конце 90-х, что совсем не удивительно, что именно этот спектакль был выбран для Билли как венец его борьбы. Фильм вышел в 2000 году, а в 2005 году в Великобритании появился на свет одноименный мюзикл на музыку Элтона Джона. Главного героя играли в очередь несколько мальчишек, и все они получили премию Оливье за эту роль. Среди них был и Лиам Мувер.

Прошли годы, Лиам вырос и прошел кастинг в труппу Мэтью Борна. И именно он танцует Принца в “Лебедином озере”. Круг замкнулся, и мальчик, игравший Билли, реализовал его мечту.


Сэр Мэтью Борн.

Лебедь и Принц.

Золушка и ее принц - раненый летчик.

Сцена из балета Щелкунчик.

Сцена из балета Щелкунчик.

Спящая красавица.

Спящая красавица.

Ромео и Джульетта.

Эдвард - руки-ножницы.

Дориан Грей.

Борн – чистый постмодернист. Он использует классическую музыку и опирается на классические сюжеты, однако трактует их по-своему, и всегда оказывается точнее, ближе современному зрителю, раскрывает музыкальную тему с новой стороны. Он использует штампы масс-культуры и популярные танцевальные направления - бальные танцы, фольклор, степ, буги-вуги… Нередко классический балет оказывается включен в его нетрадиционные постановки – и кажется неестественным, наигранным. Его интерпретации, наполненные культурными и политическими отсылками, рассказывают о грусти и одиночестве, о тревоге и неуверенности, о мучительных поисках понимания. Клара, потерявшая своего Щелкунчика в вихре сюрреалистического карнавала, одинокий Принц, ищущий защиты у Лебедя, Золушка, выжившая во время бомбежки в военном Лондоне – все потерянные, измученные герои Борна в финале обретают счастье. Борн шокирует – но вселяет надежду. И в этом – секрет его успеха.

Какая она - красота балета вне сцены - можно увидеть, взглянув на 20 изумительных правдивых фотографий от российской балерины
Текст: Софья Егорова.

Откуда вообще на танцевальном Олимпе взялся Мэтью Борн? Этого он и сам не может объяснить. Семья Мэтью никакого отношения к театру не имела, мама была секретарем, отец занимался очисткой воды, а сам Мэтью, хоть и любил танцы с раннего возраста, с театром был связан разве что увлечением, весьма специфическим — в юности, лет в 14-16, он промышлял профессиональным сбором автографов. Чуть позже он стал работать в Национальном театре — в сувенирном магазине, затем капельдинером.



Для него танец, в любом виде, — лишь один из ингредиентов пирога, в который можно положить всё, что есть в доме.

Всего через семь лет после рождения Spitfire, в 1995 году, седьмым по счету, на свет появился самый знаменитый спектакль Борна. Именно с этой даты можно отсчитывать мировую славу хореографа.



А настоящие лебеди — мускулистые, сильные, злые, агрессивные птицы, их силу и напряжение показывает и музыка.



Его работы — синтетический театр, слегка безумная смесь актерской игры, танца, пластических экзерсисов и световых эффектов. Драматические спектакли, где вместо слов — движения. Смесь драмбалета, перфоманса, мюзикла, элементов массовой культуры и безграничной фантазии. Определения можно подбирать долго, и ни одно из них не будет точным. Поскольку Мэтью Борн работает в собственном жанре.



Читайте также: