Профилактика суицидов в доу

Обновлено: 07.07.2024

ВВЕДЕНИЕ
Страшно, когда в мир иной уходят дети. Еще страшнее, когда это делают осознанно, с отвращением и обидой на весь мир. Уходят с крыш высоток, из окон, с веревками на шеях. Они уходят навсегда с мыслью вернуться. Вернуться в другой, добрый мир, где их любят, где учителя не ставят плохих отметок, где не бывает одиноко. Мир, где они не останутся наедине со своим страхом, с унижением, с бесконечной жалостью к себе, с кажущейся безысходностью.
Во всем мире самоубийство входит в тройку наиболее распространенных причин смерти среди молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет.
Суицидальные проявления у детей и подростков являются одной из форм поведения и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. В 90 % случаев суицидов в подростковом возрасте - это “крик о помощи”, и лишь в 10 % случаев было истинное желание покончить с собой.
Дети-суициденты совершают попытки самоубийства с истинным намерением умереть с помощью таких невинных средств, как клей, шампунь, уверенные в том, что оперируют с опасными для жизни веществами. Подростки, имея желание определенным образом воздействовать на окружающих, совершают демонстративные суицидальные попытки, используя высокотоксичные лекарственные препараты, обманываясь цветом или сладким вкусом оболочки таблеток. Такие “переигранные” демонстрации, как правило, влекут за собой тяжелые последствия и иногда кончаются смертью. Кроме того, дети-подростки часто избирают наиболее травматичные, калечащие способы самоубийства, такие, как, например, самоповешение и самоутопление, падение с высоты и попадание под транспортные средства.
Когда нам, взрослым, становится по-настоящему страшно? Тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. Осознание того, что мы были рядом и не смогли помочь, остановить, приходит уже после. Часто бывает, что не только учителя, психологи, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится на грани отчаяния. Как понять таких детей, как им помочь?

Некоторые представления о суициде
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
1. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.

2. Суицид занимает 8 место в списке причин смерти. Больше людей убивают себя, чем других. Суицид возглавляет список причин насильственных смертей.

3. Разговоры о суициде не повод, чтобы наложить на себя руки.

4. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.

5. Уровень самоубийств выше в старшей возрастной группе, чем в любой другой.

6. Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. Первое - это несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.

8. Мужчины в три раза чаще по сравнению с женщинами совершают самоубийства, однако, женщины в четыре раза чаще по сравнению с мужчинами предпринимают попытки суицида.

9. Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.


Некоторые причины суицидов среди подростков
Что заставляет молодых, физически здоровых и с виду благополучных людей резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с крыш высотных домов?
Потери
1. Разрыв романтических отношении

В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений - травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения - чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа "время лечит" или "есть и другие" обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности.


2. Смерть любимого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.


3. Смерть домашнего животного

Считается, что только собаке подросток может сказать все. Она и слушает, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрет?

Для многих подростков "работа" означает зрелость и независимость.

Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают.


6. Развод
Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам подростка, чем это принято считать. Многие подростки чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.
Давления
1. Давление в школе

Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.


2. Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные пристрастия.


3. Давление родителей

Успех; деньги; выбор учебного учреждения; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть "друзьями"; скорее проповеди, чем примеры.


Низкая самооценка
1. Физическая непривлекательность

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной. А какие страдания доставляют юношеские прыщики на лице!

Взгляните на молодого человека или юную леди, которые всегда остаются в стороне, когда приходит время назначать свидания или быть выбранными куда-то.

Нельзя остаться равнодушным к страданиям и мучениям подростка, который мечется между двумя представлениями о сексе и не решается сказать кому-нибудь об этом, боясь показаться смешным. Нельзя не считаться со страхом молодого человека, чей страх быть гомосексуальным базируется на недостатке фундаментальных знаний о сексе.

Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.


5. Физическое бессилие


6. Неуспешность в учебе

Часто "гениальность" старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.

Проявление предсуицидального поведения
Признаками эмоциональных нарушений являются:

• потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;

• частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

• постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

• ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;

• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

• погруженность в размышления о смерти;

• отсутствие планов на будущее;


• внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

• пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;

• пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
К внешним проявлениям относятся:

• тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия;

• тихий монотонный голос, замедленная речь;

• ускоренная экспрессивная речь;

• общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение;

• стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;

• эгоцентрическая направленность на свои страдания


Вегетативные нарушения

• Повышенное артериальное давление

• Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха

• Ощущение комка в горле

• Нарушение ритма сна

• Отсутствие чувства сна

• Чувство физической тяжести, душевной боли в груди

• То же в других частях тела (голове, животе)

• Снижение веса тела

• Повышение веса тела

• Пища ощущается безвкусной

• Нарушение менструального цикла.

Типы суицидального поведения

• Демонстративное поведение (способы суицидального поведения чаще проявляются в виде порезов вен, отравления лекарствами, изображения повешения)

• Аффективное суицидальное поведение (прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами)

• Истинное суицидальное поведение (чаще прибегают к повешению).


Характерные черты суицидальных личностей


  • Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.

  • Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.

  • Может присутствовать сильная зависимость от наркотиков или алкоголя.

  • Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.

  • Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.

  • Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.

  • Они считают, что лучше не станет "никогда". Их речь (и мысли) полна обобщений и фатальна: "жизнь ужасна", "всем все равно.

  • Они обладают туннельным видением, т.е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.

  • Они амбивалентны - хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить.

Предотвращение суицидов
Причины, приводящие к суицидам, имеют психологический характер, поэтому работа по профилактике и предупреждению суицидов заключается, прежде всего, в укреплении психологического здоровья. Основную роль в этом играет социально-психологическая служба.
Рекомендуемые мероприятия по предотвращению суицидов:
С учащимися:

1. Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса.

2. Тренинги ассертивного поведения и уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха.

3. Тренинги личностного роста.

4. Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля.

5. Конференции, внутришкольные семинары, дебаты по обсуждению основных проблем подросткового возраста, которые могут привести к суицидам. К ним следует привлекать специалистов (врачей, психологов и др.), которые могут оказать консультативную помощь.

6. Классные часы, которые могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношения к самому себе (восприятие своих способностей, недостатков, внешнего вида и т.п.) с привлечением психолога.
Для педагогов:

1. Педагогические советы с целью информирования педагогов об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, особенностях личности суицидентов, причинах, приводящих к суицидам, возможных педагогических мерах по предотвращению суицидов в школе.

2. Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем.
Для родителей:
1. Родительские собрания с целью просвещения родителей об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, которые чаще всего приводят к суицидам, признаках проявления суицидального поведения подростков.

2. Совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений.

3. Психологическое консультирование родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми.
Укрепление желания у подростка жить - цель суицидальной интервенции, то есть оперативного вмешательства педагога в данной ситуации.
Рекомендации педагогу по предотвращению самоубийств
Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:
• Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.
• Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".
• Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.
• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
• Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.
• Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
• Не предлагайте упрощенных решений типа " Все что Вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше".
• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
• Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.

Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми.

Памятка для родителей по профилактике суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

пренебрежение собственным видом, неряшливость;

появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.

Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

Ранние попытки к суициду;

Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;

Суициды в семье или в окружении друзей;

Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;

Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;

Хронические или смертельные болезни;

Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;

Психические заболевания, а именно:

Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;

Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

Погруженность в размышления о смерти;

Отсутствие планов на будущее;

Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки депрессии у детей

Потеря свойственной детям энергии

Внешние проявление печали

Изменение аппетита или веса

Снижение интереса к обучению

Самообман - негативная самооценка

Сниженная социализация, замкнутость

Агрессивное поведение

Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.

В последнее время значительно участились случаи суицидов. Ситуация особенно обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.

Помимо суицидального поведения, у современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а, прежде всего, на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.

В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.

И начинать эту работу необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.

Формирование характера ребенка начинается практически с младенчества, поэтому важно уже в первые годы жизни ребенка формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:

эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

психологическая гибкость и позитивная социализация;

проявление интереса к жизни;

формирование ценности жизни и здоровья;

умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;

умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь;

наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

Четыре основные причины самоубийства:

Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Семейными факторами , влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

- психические отклонения у родителей;

- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.

Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.

Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием.

Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами.

Общение с ребёнком ведите на позитиве.

Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

Не опаздывайте с ответами вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т. д.

Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности.

Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.

Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.

Любите и дорожите своим ребенком, принимайте его таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами.

Чаще обнимайте своего сына и дочь.

Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все проблемы – временны, что их можно решить конструктивно.

Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

Сокращайте до минимума время взаимодействия ребенка с компьютером, планшетом, телевизором, смартфоном! Следите за тем, что смотрит ребенок, в какие игры он играет.

Помогите определять источники психического дискомфорта.

Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.

Помогите своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Любые положительные начинания ребенка одобряйте, словом и делом.

Уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным и значимым.

Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

Помните, что авторитарный стиль воспитания для детей неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

Не следует говорить ребенку:

Обязательно скажите ему:

Ранняя профилактика суицидального поведения у детей

Самоубийство – социальное явление, которое существует столько же, сколько существует на земле человек. Особенно пугающим оно является, когда ему подвержены дети и подростки, которые по своему возрасту и статусу должны находиться под защитой и опекой взрослых – родителей, педагогов, государства.

В последнее время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Ситуация особенно обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.

Помимо суицидального поведения, у современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.

В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.

И начинать эту работу, по нашему мнению, необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.

Формирование характера ребенка начинается практически с младенчества, поэтому важно уже в первые годы жизни ребенка формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • психологическая гибкость и позитивная социализация;
  • проявление интереса к жизни;
  • формирование ценности жизни и здоровья;
  • умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
  • умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь;наличие духовных, нравственных и эстетических критериев вмышлении;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

Мы перечислили лишь некоторые из факторов, их намного больше и формируются они последовательно на всем протяжении детства и юности.

Какие меры по ранней профилактике суицидального поведения у детей возможно реализовать в условиях дошкольного образовательного учреждения?

На этапе поступления ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение, это реализация в МАДОУ детский сад № 1 технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Ее цель: создать условия, способствующие охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации к условиям ДОУ, формирование у них чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

От того насколько благополучным будет первый опыт социализации, во многом зависит эмоциональная привязанность к значимым родным и близким, качество детско-родительских отношений в целом.

Реализуется психолого-педагогическая технология через различные формы и методы работы с детьми и их родителями:

Помимо этого, воспитатели всех возрастных групп нашего детского сада, в своем ежедневном общении с детьми и их родителями стараются выявить семьи, которые потенциально могут попасть в группу риска ( семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации и т.д.).

По психологическим данным на первом месте в ряду причин, характерных для детей и подростков с суицидальным поведением, находятся именно отношения с родителями.

Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются дети и подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у детей рассматриваются психологами как призыв о помощи, как отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, в первую очередь родителей, к своим проблемам.

Часто родители с самого раннего детства своих детей используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в отношения с ребенком.

К сожалению, даже в современной жизни, которая крайне богата различными происшествиями – конфликтными разборками, несчастными случаями, стихийными бедствиями – порой встречаются такие события, которые способны повергнуть в шок самых опытных медиков и следователей. К таким происшествиям относится детский суицид.

Суицид – это умышленное лишение себя жизни.

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальность - добровольный уход из жизни ребенка или подростка.

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чада.

Возраст детей, совершающих попытку суицида.

Статистика самоубийств показывает, что обычно попытки суицида не совершают дети младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких детей не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. До 3-х лет ребёнок ещё не имеет границ, отделяющих его от окружающего мира, не различает мёртвое и живое. У него нет представлений о времени, о будущем, а значит, и о смерти. Если в течение первых лет жизни ему приходится сталкиваться с феноменом смерти, то возникающие в связи с этим представления и эмоции лишь отражают реакции на смерть значимых для него людей, особенно матери.

У дошкольников некоторые представления о смерти уже, как правило, сформированы. Однако при этом они считают смерть уделом исключительно стариков, не допуская мысли о возможности прекращения собственной жизни.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации. Детская психика настолько ранима, что ребёнок может свести счёты с жизнью из – за конфликта с родителями или после очередной воспитательной беседы.

Причины детского суицида.

Важно понимать, что суицидальное поведение – это не только крик о помощи. Это в какой – то мере ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по – настоящему важно и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить. Ведущим фактором подростковых суицидов является преобладание чувств безнадёжности и беспомощности.

Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершается абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях.

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем, взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.

Проблемы, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств.

1. Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.

2. Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.

3. Смерть кого – либо из близких родственников.

4. Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.

5. Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.

6. Затяжное депрессивное состояние подростка.

7. Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.

8. Игровая зависимость и зависимость от интернета.

9. Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.

10. Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящим в поведении ребенка. Зачастую первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно.

Симптомы детского суицида.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид.

1. Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.

2. Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.

3. Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.

4. Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.

5. Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.

6. Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

7. Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям, близким.

8. Физические жалобы, жалобы на боли внутри, энурез.

9. Резкое изменение настроения, эмоциональная неуравновешенность, аффективные реакции.

11. Прямые угрозы покончить с собой.

Действия родителей по профилактике детского суицида.

Психологами доказан тот факт, что зачастую подростки совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хотят умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.

Действия родителей при попытке суицида

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым вашим чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти.

1. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им.

3.Следите за эмоциональным состоянием ребенка, попавшего в беду. Зачастую взрослые, зрелые люди далеко не всегда в состоянии совладать с собственными эмоциями. Что уж говорить о неокрепшей психике подростка.

4.Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью.

Читайте также: