Методическое пособие народные игры в доу

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Казюлина Дарья Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №3
Населённый пункт: ст.Кущевская Краснодарский край
Наименование материала: "Сборник русских - народных подвижных игр для детей дошкольного возраста"
Тема: "Использование русских - народных игр в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №3

русских - народных

подвижных игр для детей

дошкольного возраста

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Казюлина Дарья Владимировна

ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых,

вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту,

прививают честность, справедливость и достоинство.

Народные игры– это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и

построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни

ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились

п о к о л е н и е ,

н а ц и о н а л ь н ы е

т р а д и ц и и .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Давно забыты русские народные игры, а они являются неотъемлемой частью

патриотического воспитания детей. В русских народных играх сохранились

особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными

играми, мы расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве.

Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из

первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине,

необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем

местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту,

желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную

помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность.

Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного

творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их

достоянием наших детей. Игра – это школа воспитания. Одни из них развивают у

детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни,

добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует

Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним

из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в

свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности,

формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации

общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,

что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,

трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому

ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,

человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного

возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые

считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств,

развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом,

умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие

По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и

обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения

точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами,

заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они

сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение

обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического

руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное

средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь

активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими

воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа

формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное

богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В этом и заключается

актуальность темы моей работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры

почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью

Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает

условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным

Воспитательница в костюме со шляпой с дети в национальных костюмах

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.

Что такое народные игры

Два мальчика в национальных костюмах борются

Национальные игры способствуют воспитанию мужества у мальчиков и женственности у девочек

Цели, задачи и принципы работы с народными играми

Для правильного использования народных игр в образовательном процессе нужно чётко представлять цели этого вида деятельности:

  1. Расширение культурных границ.
  2. Активизация мыслительной деятельности ребёнка.
  3. Развитие памяти, речи, воображения.
  4. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение следующих методических задач:

  • пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;
  • развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);
  • развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
  • воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:

Правила проведения игр

На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:

  1. Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.
  2. Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица. Помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено.

На первом плане стоят мальчик с девочкой спинами друг к другу, на заднем — дети в кругу

Игры можно проводить и в помещении, и на улице

Классификация народных игр

Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

  1. По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.
  2. По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.
  3. По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.
  4. По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

Забавы могут быть разделены на группы по этническому составу народов России, то есть:

  • русские;
  • башкирские;
  • татарские;
  • чувашские и пр.

А также игры отличаются принципом проведения:

Дети с воспитателем сидят на стульях вокруг самовара

Сидячие игры можно вводить после занятий, требующих повышенной двигательной активности ребят, например, хореографии

Дети сложили ручки перед собой и показывают заиньку

В играх дети учатся подражать движениям животных

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.

Подготовка к игре

Основной принцип создания среды для предметно-игровой деятельности — реализация права малыша на игру, то есть свободный выбор темы, игрушки и т. д. Кроме того, для организации игры важны:

  • системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);
  • универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла).

Структура игровой среды

Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:

  • уличная площадка для игр;
  • оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);
  • игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).

Детские музыкальные инструменты в коробке

Музыкальные инструменты — необходимая часть инвентаря для игр

Очень важно, чтобы все материалы были безопасными для малышей.

Наглядный материал

В качестве наглядного материала, кроме игрушек и атрибутики, можно представить:

  • фотоматериалы, иллюстрирующие процесс той или иной игры;
  • рисунки детей, созданные по мотивам забав;
  • папку-передвижку с перечнем подходящих для конкретного возраста игр;

Папка-передвижка на шкафчиках

Папка-передвижка очень компактна и удобна в качестве оформления методического уголка в группе

Общая методика проведения

Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

  • Я пойду куплю дуду,
    Я на улицу пойду.
    Громче, дудочка, дуди,
    Мы играем, ты води!
  • Катилась торба
    С великого горба.
    В этой торбе
    Хлеб, соль, пшеница.
    С кем ты хочешь поделиться?
  • Конь ретивый
    С длинной гривой
    Скачет по полям
    Тут и там.
    Где проскачет он,
    Выходи вон!

Как составить план игры

Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую канву занятий. Они могут использоваться как:

  • физкультминутки;
  • упражнения на занятиях физической культурой;

Мальчики перетягивают канат в зале

Перетягивание каната — отличная игра в рамках проведения занятия физкультурой

Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут. И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.

  1. Введение в правила игры — 1–2 минуты.
  2. Выбор ведущего — 1–2 минуты.
  3. Игра — 2–4 минуты.
  4. Подведение итогов — 1 минута.

Картотека народных забав

Определяющим фактором выбора забавы является возраст детей, поэтому и картотеку игр уместно организовать по этому принципу.

Игры для первой младшей группы

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные и игры с преследованием.

Дети повторяют движения ведущего-воспитателя, которые иллюстрируют стихотворение.

  • У Маланьи, у старушки,
    Жили в маленькой избушке
    Семь сыновей,
    Семь дочерей,
    Все без бровей,
    С вот такими вот носами,
    (показывают жестами)
    С вот такими бородами,
    Все они сидели,
    Ничего не ели,
    Делали вот так…
    (воспроизводят действия, показанные Ведущим).
  1. Дети становятся парами (желательно мальчик с девочкой).
  2. Тот, кому пара не досталась, проходит под аркой рук и выбирает себе партнёра.
  3. Новая пара становится в конец ручейка.
  4. Оставшийся одиночка таким же образом ищет пару себе.

народная игра ручеек

В народные игры можно играть на улице

  1. Считалочкой выбирается ведущий.
  2. По его команде игроки разбегаются.
  3. Салка догоняет одного и осаливает.
  4. Это участник теперь становится ведущим.

Игры для второй младшей группы

Во второй младшей группе сюжеты игр уже немного сложнее по сравнению с первой.

Родиной этой игры является Азербайджан.

  • Трынцы-брынцы бубенцы,
    Позолочены концы.
    Кто на бубенцах играет —
    Того жмурка не поймает!
  1. Выбираем двоих ребят, одному на глаза повязываем платок, а второму даём бубенцы.
  2. Остальные становятся в круг и поют. Ребёнок с бубенцами звонит в инструмент, ходит в круге.
  3. Игрок с повязкой на глазах пытается его поймать.
  4. Когда музыкант пойман, пару меняем.
  • Ходит дятел по пашнице,
    Ищет зёрнышко пшеницы,
    Не нашёл и долбит сук,
    Раздаётся в чаще стук. Тук-тук-тук!
  1. Определяем, кто будет дятлом.
  2. Остальные игроки поют.
  3. Дятел палкой выстукивает по дереву столько раз, сколько задумал.
  4. Игроки считают.
  5. Кто первым правильно посчитает, тот выиграл — можно меняться.

Игры для средней группы

Кроме уже упомянутых выше, для детей этого возраста можно предложить несколько вариантов.

  • Ах, ты, совушка-сова,
    Золотая голова,
    Что ты ночью не спишь,
    Всё на нас глядишь?

    Выбираем сову, остальные — мыши.

Дети с масками совы и мышей на голове

Для игры дети могут надеть маски совы и мышей

Игры для старшей и подготовительной групп

В играх для этого возраста задания становятся более разнообразными и охватывают больше сфер развития.

  • Колечко, колечко,
    Выйди на крылечко!
    Кто с крылечка сойдёт,
    Тот колечко найдёт!

  1. Выбираем Бабу Ягу считалочкой.
  2. Она берёт в руки веник и становится в круг. Остальные игроки бегают вокруг и дразнят её.

Дети кого-то дразнят

Детям нужно дразнить Бабу Ягу, но при этом быстро реагировать, чтобы её метла не зацепила их

  1. Считалочкой выбираем ведущего — 1 минута.
  2. Игроки садятся вокруг него и начинают петь — 2 минуты.
  3. С последним словом ведущий начинает разными способами рассмешить участников (смешными гримасами, движениями). Кто рассмеялся, тот выбывает (3–4 минуты). Для усложнения проигравший может отдавать ведущему фант, а в конце, чтобы выкупить свои вещи, игроки выполняют задания своего лидера.
  • Оля, Коля, дуб зелёный,
    Ландыш белый, зайка серый.
    Брось!

Видео: русские национальные подвижные игры с детьми старшего возраста

Развлечения по народным играм

Такие забавы — отличный способ организовать досуг в детском саду, что позволяет сплотить малышей, выявить их лидерские качества, и, что самое важное, организовать интересное времяпрепровождение. При этом игры могут быть частью учебно-воспитательного процесса, о чём уже упоминалось, а могут использоваться в качестве:

Фестиваль досуга

На занятиях или в промежутках между ними воспитатель может использовать не более чем 1–3 игры, а при таких условиях сложно показать малышам всё многообразие традиционных игр. Поэтому в календарно-тематическом планировании работы группы отводится время и под фестиваль народных забав, формат которого позволяет использовать до 5–6 игр. На фестивале ребята знакомятся с забавами каких-то конкретных народов или с играми, построенными по одному принципу (хороводные, сидячие и т. д.). Полезно также, если дети и воспитатели подготовят соответствующие теме костюмы.

Два воспитателя и дети в национальных костюмах в хороводе

Элементы национального костюма делают фестиваль народных игр красочным и ярким мероприятием

  1. Перед началом игры выбирается водящий.
  2. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках.
  3. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
  4. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
  5. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
  6. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
  7. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий занимает его место.
  8. Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер — задевший верёвку игрок выбывает из игры.
  9. Победителями становятся 2–3 последних игрока, которые не задели верёвочки.

Народные игры — это инструмент, который не только развлекает малышей, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Разминка ли это между другими занятиями или целый фестиваль народных забав, при грамотном планировании и учёте возрастных особенностей своих воспитанников педагог способен организовать полезное и красивое мероприятие, отвечающее многим задачам дошкольного учреждения.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

В культуру каждого народа входят созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают чесность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.


Цель работы: приобщение детей к народной культуре народов России.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
• Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
• Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
• Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.



АКТУАЛЬНОСТЬ
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.


ЦЕЛЬ: приобщение детей к народной культуре и культуре народов России.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
2. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
3. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Гори, гори ясно. (2)
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Краски.
Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:
- Тук, тук!
- Кто пришел?
- Я черт с рогами, с горячими порогами,
С неба свалился, в горшок провалился!
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.
Если краска есть, хозяин говорит:
Скачи на одной ножке по красной дорожке
Найди красные сапожки.
Поноси, поноси
И назад принеси!
В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.

Родничок.
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У -ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

Грачи летят.
Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!

Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.

Ворон (2).
Выбираются Ворон и Заяц. Остальные дети – зайчата. Они цепляются за Зайца, растягиваясь в длинную цепочку и приговаривают:
Вокруг Ворона идем,
По три зернышка несем.
Кому два, кому одно,
А Ворону – ничего!
Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
-Ворон, Ворон, что ты делаешь?
-Ямку копаю – отвечает Ворон.
-На что тебе ямка?
-Денежки ищу.
-На что тебе денежки?
-Ситчику куплю.
-На что тебе ситчик?
-Мешочек шить.
-Зачем тебе мешочек?
-Камушки класть.
-На что тебе камушки?
-В твоих деток кидать!
-Что тебе мои детки сделали?
- В огород мой прибегали
Лучик да мачик потаскали!
А репочку, да мяточку –
Топотали пяточками!
Кар-р-р!- кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц защищает. Тотзайчонок, которого вытянет ворон из цепочки и становится новым вороном.

Баба Яга.
По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала
А потом и говорит:
-У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

Пчелы.
Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые
Крылья золотые
Что вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождиком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши.

Золотые ворота.
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар . образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.

Дятел.
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

Заря – Заряница.
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Ерыкалище.
Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и припевают:
Эко диво, чудо – юдо,
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо – юдо,
С горынова дуба – хромое поганище!
Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга, и прыгая, на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен в круг и отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.

Дедушка Мазай.
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

Вор – воробей.
Выбирается огородник и воробей. Остальные играющие образуют круг и берутся за руки. Огородник выходит на середину хоровода, воробей остается за кругом. Дети водят хоровод и огородник поет:
Эй, вор – воробей,
Не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за ту коноплю
Тебе ножку перебью.
Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают в круг воробья и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют:
Наш воробьишка
В сером армячишке
В чисто поле не идет,
Коноплю не клюет,
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Поймав воробья, огородник меняется с ним местами, или выбираются новые огородник и воробей, и игра повторяется.

Мельница.
Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый . он и выигрывает.
Льдинка.
Играют зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:
Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке,
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горкам.
Бух! По норкам!
С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

Чурилки.
Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

Катай каравай
Одному из детей закрывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:
Катай каравай,
Поворачивай, давай,
К лесу-куролесу.
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,
Куда головой?
Ребенок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.

Здравствуй дедушка Прокоп!
Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.
Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.
Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай ( поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).
Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.
Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!
Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.


Одной из важных задач работы по данной теме является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал. Подобран практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства.


Одним из средств приобщения к народному творчеству являются развивающие игры, занимающие важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр, некоторые дидактические пособия созданы своими руками.

Цель игр: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках; развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, быстроту, выносливость, мелкую моторику рук, воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Вашему вниманию хочу предложить ряд развивающих игр для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.


Цель и задачи: Умение детей выкладывать из деталей узоры хохломской росписи. Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук ребёнка.
Оборудование: поднос темного цвета из ткани, так же из фетра изготовленные красные ягоды, зеленые листочки и желтые цветочки.

Ход игры:Составить из отдельных элементов узор хохломской росписи.


Цели и задачи:Упражнять в счете предметов и находить равное количество по образцу. Закреплять узоры хохломской росписи.Развивать зрительное восприятие, внимание, память и мелкую моторику рук.

Оборудование: 6 бумажных стаканчиков с изображением на них элемента узора хохломы по задуманному образцу, красные вязанные ягоды 21 шт.

Ход игры: Разложить по стаканчикам столько ягод, сколько изображено на стаканчиках.


Цель и задачи: Упражняться в катании мяча в кегли. Развивать глазомер, меткость, выносливость, быстроту. Способствовать формированию желания стремиться к намеченной цели.

Оборудование: 6 больших бумажных стаканов с изображениями матрешек, на сарафанах которых стилизованные узоры, вязанный набивной мяч.

Ход игры: Дети рассматривают стаканчики- кегли, рассказывают о том,как расписаны матрешки, сравнивают наряды. В подвижной гре детям предлагается сбить кегли - стаканчики, стоящие на определенном расстоянии кегли. За сбитые кегли начисляются очки, кто набрал больше очков, тот и становится победителем. Можно играть командами.


Старинная и популярная игра.

Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Оборудование: Вожжи самостоятельно изготовленные из ткани с узорами хохломской росписи.



Результатами работы являются:
1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, у детей дошкольного возраста формируются знания о культурном наследии русского народа, эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Литература: Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: