Методическое объединение по математике в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Минина Юлия Анатольевна

Организация: МАДОУ № 35

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Проблема: Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их с друг другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей начиная со среднего возраста (4-5 лет) и до подготовительной группы (6-7лет), заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.

Цель: Формировать у детей интерес к математике, с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности.

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой методической литературы.
  2. Разработать и внедрить перспективный план на год с детьми группы, по использованию дидактических игр с математическим содержанием.
  3. Вовлечь родителей в работу по формированию ФЭМП у детей на основе использования дидактических игр.
  4. Разработать конспекты и игры по ФЭМП для детей средней, старшей и подготовительной группы.

Для того, чтобы более качественно подойти к данному вопросу, мной были изучены и про анализированы работы педагогов: Л.А. Венгер, Е.С. Евдокимовой, В.И. Чернова, М.А. Тарасова, З.А. Михайловой и т.д. Так же были просмотрены и изучены интернет ресурсы. Тем самым пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2016 года по май 2019 года.

Этапы

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

Изучение теоретических основ (Подбор и изучение научной, художественной и методической литературы)

Анализ изученной литературы.

Практический этап (организация деятельности с воспитанниками)

Составление картотеки дидактических игр по развитию математических представлений.

Практический этап (организация деятельности с воспитанниками и с родителями) 2-ой год

Круглый стол для родителей.

День открытых дверей для родителей.

Изготовление дидактической игры по математике

Распространение опыта работы в рамках методической работы в ДОО

Предоставление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы.

Выступление на итоговом педсовете.

В современных условиях становиться очевидным, что развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляются, углубляются и расширяются математические представления у детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Взяв за основу приоритетные направления, разработала перспективно-тематический план дидактических игр для дошкольников 4-7 лет. В него включены игры и упражнения (Приложение 1):

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление.

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важную роль. Были использованы формы работы с родителями:

Так же были подобраны методические рекомендации для педагогов для среднего и старшего дошкольного возраста.

Для определения эффективности своей работы проводила педагогическую диагностику по ФЭМП посредствам дидактических игр, начиная со среднего дошкольного возраста.

Некоторые дети не справлялись с задачей, возможно, они еще не научились концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, они забывали предыдущее. В этом случае можно помочь им сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросить детей, что они узнали, что поняли из него. Затем прочитать второе предложение и задать тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия дети уже догадаются, какой здесь должен быть ответ.

Промежуточная диагностика показывала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей, расширяет математический кругозор, способствует развитию дошкольников.

Благодаря использованию продуманной системе дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомления.


Мастер-класс по изготовлению LEP-BOOKa!



Координатор объединения — Юлия Евгеньевна — сделала краткий обзор Современной системы мониторинга развития математических способностей детей на основе опыта, накопленного коллективом нашего детского садика. Сделала сравнение старой системы с современной. Показала игры с помощью которых можно проводить мониторинг у детей младшего дошкольного возраста.




В конце встречи участники рассмотрели представленные им игры и задали интересующие вопросы.







Воспитатель Плахотенко Ксения Константиновна рассказала об особенностях интерактивной доски Smart Board. Ее преимуществах по сравнению с другими досками. Показала какие программы можно использовать для разработки ЭОР и как пользоваться этими ЭОР в работе с детьми.



Координатор объединения — Юлия Евгеньевна — сделала краткий обзор Современных методов и технологий математического развития детей на основе опыта, накопленного коллективом нашего детского садика.

Было показано несколько видеопрезентаций.



Юлия Евгеньевна показала участникам встречи развивающую среду одной из групп нашего детского садика.

Изучение состояния методической работы в ДОУ заключалось в проведении анкетирования методистов выбранных дошкольных образовательных учреждений с целью анализа их работы с воспитателями по математическому развитию детей.

В результате проведенного анкетирования мы установили следующее:

1. В каждой возрастной группе имеются наглядные пособия, применяемые на занятиях. Но только 80 % обеспечены ими полностью.

2. Оборудование для самостоятельной деятельности детей вне занятия имеется во всех ДОУ, но не во всех группах имеются в достаточном количестве.

4. Во всех ДОУ ведется контроль календарных планов, но только в двух ДОУ фиксируется в журнале контроля.

5. Методика работы воспитателей на занятиях, работа с детьми вне заняия отслеживается, но не постоянно.

6. Во всех ДОУ проводится диагностирование уровня знаний и умений детей в соответствии с требованиями программы по математическому развитию детей.

7. Методическая работа с педагогами ДОУ по вопросам математического развития детей во всех ДОУ проводится частично.

8. Методическая работа с воспитателями отражается в документации не в полном объеме.

9. Обобщение передового педагогического опыта в ДОУ ведется редко.

Цель данного этапа – анализ работы воспитателей по математическому развитию детей.

Проведя анкетирование среди педагогов, мы видим, что воспитателям необходима методическая помощь в организации и проведении работы по математическому развитию детей. Для педагогов необходимо организовать курсы повышения квалификации, для того, чтобы работа по выбранной программе воспитания и обучения проходила эффективнее. Педагогов необходимо обучить современным технологиям математического развития дошкольников, а также обеспечить их деятельность методическими и дидактическими средствами. Очень важно организовать в ДОУ систематическое обобщение передового педагогического опыта, проведение семинаров по математическому развитию детей.

Далее нами было изучено учебно-методическое обеспечение по математическому развитию детей в разновозрастных группах (Приложение 3). Изучение проводилось в 5 средних группах, 5 старших группах и 5 подготовительных группах.

Изучение учебно-методического обеспечения по математическому развитию детей показало, что методистам ДОУ необходимо оказать помощь педагогам в оформлении математических уголков, в которых будет систематически обновляться материал, что позволит повысить интерес детей к математике. Необходимо пополнение групповых комнат техническими средствами обучения, а также оказание помощи педагогам для освоения и использования данных средств обучения в процессе работы с детьми.

Проведенное изучение состояния методической работы в ДОУ по математическому развитию позволяет нам наметить пути коррекции в работе ДОУ по математическому развитию дошкольников.

В следующем параграфе мы представим перспективный план работы старшего воспитателя по организации математического развития дошкольников.

Перспективный план работы старшего воспитателя по организации математического развития дошкольников

№ п/п Содержание работы Задачи Дата проведения

Работа с педагогическим коллекти вом

1 Оснащение методического кабинета - пополнение материальной базы математическим материалом;

- накопление методических рекомендаций; В течение года

- выявление особенностей обучения детей математике в разном возрасте; Август

- анализ математического материала в той программе, по которой работает ДОУ; Август

4 Организация контроля педагога - посещение занятий по математическому развитию детей в разных возрастных группах;

- проверка тематического плана педагога;

- анализ проведения занятий по математике в разных возрастных группах; В течение года

- помощь в овладении ТСО; Сентябрь - октябрь

6 Индивидуальная консультация по математическому развитию дошкольников - решение волнующих проблем совместно с воспитателями; В течение года

- освоение методики работы с логическими блоками Дьенеша; Октябрь,

8 Оформление математических уголков в группах, папок-передвижек. - создание и пополнение математических уголков для детей и родителей в группах (математические игры, советы родителям по использованию настольно-печатных игр и т. д);

- оформление и пополнение папок – передвижек (изменение информационного материала в соответствии с возрастом и уровнем развития детей в группе) В течение года

- оказание методической помощи; Ноябрь - декабрь

10 Обмен опытом - организация взаимопосещения занятий педагогами;

- показ педагогами своих достижений, инновационных форм и методов по математическому развитию детей; Февраль - март

Работа с родител ями

- показ игр с математическим содержанием;

- рекомендации по организации игр дома (информационные буклеты); Сентябрь

- показ занимательного материала (наряду с другими) в качестве одного из средств подготовки к обучению в школе;

- обучение родителей работе с занимательным математическим материалом; Октябрь

6 Открытые занятия по математике в разных возрастных группах - знакомство родителей с затруднениями и достижениями детей на занятиях по математике;

7 Оформление математических уголков в группах, папок – передвижек для родителей - знакомство родителей с информацией о значении математического материала в развитии ребенка, необходимости его использования;

- обзор книг, статей по математическому развитию ребенка. В течение года

8 Походы, экскурсии в лес, музей совместно с родителями - ознакомление с окружающим миром, ориентировка в пространстве; В течение года

Работа с дет ьми

1 Экскурсии в лес, музей, походы совместно с родителями. - ориентировка детей в пространстве, ознакомление с окружающим миром В течение года

3 Работа в уголке математики - рассматривание иллюстраций с детьми, знакомство с новыми играми, разгадывание головоломок и т. д. ; В течение года

4 Занятия по математическому развитию детей. - развитие математических представлений у детей в соответствии с возрастом; В течение года по плану педагога

- закрепление умения детей выделять характерные признаки объектов;

- развитие способности к анализу; Декабрь

На основе данного перспективного плана можно сделать вывод, что формы методической работы по математическому развитию могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы методическая работа с педагогами и родителями проводилась систематически и на высоком уровне подготовки.

Самоанализ работы старшего воспитателя Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе) 1.

Математика для малышей

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Цели и задачи освоения азов математики для разных групп детского сада

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.

И. Песталоцци

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

  1. Первая младшая группа (два-три года):
    • обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
    • учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
    • учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
    • развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
    • дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
  2. Вторая младшая группа (три-четыре года):
    • учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
    • научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
    • познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
    • учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
    • познакомить с частями суток.

Занятие по математике в младшей группе

Воспитанники второй младшей группы знакомятся с кругом, квадратом, треугольником

Занятие по математике в средней группе

На занятии по математике в средней группе малыши изучают порядковый счёт в пределах пяти

Занятиепо математике в старшей группе

Старшие дошкольники знакомятся с цифрами от нуля до девяти и составом числа из отдельных единиц

Педагогические приёмы ФЭМП

Девочка выполняет задания по математике в большом альбоме

Для старших дошкольников наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и геометрических фигур

Игровые приёмы

Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр

Видео: занятие по математике с использованием LEGO (средняя группа)

Как заинтересовать детей математикой в начале занятия

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

воспитательница переоделась феей-математикой

Сюрпризный момент вводной части занятия обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета

Таблица: картотека игровых заданий по математике

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
  5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.
  1. Разложить кусочки квадратов по цвету.
  2. По номерам.
  3. Сложить из кусочков целый квадрат.
  4. Придумать новые квадратики.

Видео: подвижные игры на математике в подготовительной группе

Таблица: математика в стихотворениях и загадках

Геометрические фигуры Счёт Дни недели
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём — прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется — окружность!
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок.
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить —
Трапецию можно и так получить.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Пригласила трёх внучат,
Трёх драчливых барсучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся понедельник.
Вторник — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днём всегда была.
А четверг, четвёртый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый — пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днём веселья.
— Где бездельник Понедельник? —
Спрашивает Вторник.
— Понедельник — не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница —
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
(Ю. Мориц).

Фотогалерея: дидактические игры на развитие устного счёта

Сколько цветочков нужно облететь пчёлке? Сколько яблок на ветке, сколько на траве? Сколько грибов под высокой ёлкой, а сколько — под низкой? Сколько зайцев в корзине? Сколько яблок съели дети, а сколько осталось? Сколько утят? Сколько рыбок плывёт направо, сколько налево? Сколько ёлочек было, сколько спилили? Сколько всего деревьев, сколько берёзок? Сколько морковок всего, сколько съел зайчик? Сколько было яблок, сколько осталось?

Видео: развивающий мультфильм (учимся считать)

Этапы развития счётной деятельности по возрастным группам

Видео: математика во второй младшей группе

Этап счёта в пределах 5 (четыре-пять лет):

Видео: счёт в средней группе

Этап счёта в пределах десяти (пять-семь лет).

Опорными по-прежнему являются приёмы, основанные на принципе получения последующего числа из предыдущего и наоборот путём добавления или убавления единицы. Упражнения выстраиваются вокруг наглядного сопоставления двух групп различных предметов, например, машинки и матрёшки, или предметов одного вида, но разбитых на группы по определённому признаку, например, домики красные и синие. Как правило, на занятии получают два новых числа, следующих друг за другом, например, шесть и семь. В третьем квартале старшей группы детей знакомят с составом числа из единиц.

Для развития умственной операции счёта упражнения усложняются, детям предлагают задания, связанные со счётом звуков (хлопки или звуки музыкальных инструментов), движений (прыжки, приседания) или счётом на ощупь, например, посчитать мелкие детали конструктора с закрытыми глазами.

Видео: счёт в старшей группе

Как спланировать и провести занятие по математике

Занятие по математике проводится один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста детей:

  • 10–15 минут в младшей группе;
  • 20 минут в средней;
  • 25–30 в старшей и подготовительной.

Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога.

Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения, закрепления знаний и умений. Кроме того, индивидуальные упражнения играют роль показа образца для коллективного исполнения. Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Такой подход будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки.

Видео: индивидуальное занятие с малышами трёх лет

Таблица: картотека тем по знакомству с числами в подготовительной группе

Видео: математика в подготовительной группе

Структура и конспект занятия

  • Организационная часть — мотивирующее начало занятия.
  • Основная часть — практические пояснения педагога, самостоятельное выполнение детьми заданий и упражнений.
  • Итоговая часть — анализ и оценка детьми результатов своей работы.
  • Закреплять умение считать в пределах 10; закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат).
  • Развивать логическое мышление, память, воображение.
  • Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.
  • Зверь какой-то на бегу
    След оставил на снегу.
    Ты сказать теперь мне можешь,
    Сколько здесь ступало ножек? (Четыре)
  • Вот следы ведут ещё,
    Сколько их теперь всего? (Восемь)

— Дети, какой зверёк оставил эти следы? (заяц)
А вот и его домик. Скорее к нему.

  • Ветер ёлочки качает,
    Вправо, влево наклоняет.
    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветерок всё тише, тише.
    Деревцо всё выше, выше.
  • Ах ты, рыжая плутовка,
    Прячешь Колобка ты ловко,
    Всё равно его найдём,
    От беды его спасём.

— Дети, Лисичка ждёт гостей, напекла булочек и баранок, напекла много и задумалась, а всем ли гостям хватит поровну? Поэтому-то она и спрятала нашего мучного сладкого Колобка. Давайте поможем Лисе, сравним количество баранок и булочек (сравнивают попарно, уравнивают множества).
— Лиса мне сказала, что спрятала Колобка в одной из этих коробок. Давайте будем открывать их. Для этого отгадаем загадки, написанные на них.

Читайте также: