Структурно функциональная модель взаимодействия доу и семьи
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Тахауова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10" г.Лениногорска
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Лениногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование
Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков:
информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
сведений о родителях и детях,
изучение семей, их трудностей и
запросов, а также выявление
запросы дошкольного учреждения.
решать в этом блоке, определяют
формы и методы дальнейшей работы
относятся: опрос, анкетирование,
наблюдение, изучение медицинских
карт и специальные диагностические
методики, используемые в основном
Работа с родителями в рамках
строится по двум взаимосвязанным
Первое направление — просвещение
родителей, передача им необходимой
информации по тому или иному
вопросу. Для решения вопросов могут
информационные листы, газеты,
родителей, видеотека, аудиотека и
Второе направление — организация
В нем содержится информация,
направленная на решение конкретных
задач, связанных со здоровьем детей
Формы и методы работы, которые
будут использоваться медицинскими
педагогами и психологами, зависят
от той информации, какую они
получили при анализе ситуации в
рамках первого блока.
(количественный и качественный)
специалистами детского сада.
Для определения эффективности
взаимодействие с родителями, можно
листы, экспресс-диагностику, и
проведения того или иного мероп-
риятия. Не менее важным является
самоанализ со стороны педагогов.
собеседование с детьми, наблюдения,
учет активности родителей и т.п.
могут быть использованы для
отслеживания и оценки результата.
учреждений и семьи
педагогического коллектива, как на
уровне учреждения, так и на уровне
отдельной группы детского сада.
Таким образом, данная модель
пространства, т.е. это
мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и
которые включали бы родителей и
детей в общее интересное дело, что
ребенком в общение. Известно, что
традиционное общение родителей со
своим ребенком весьма тривиально и
часто сводится к вопросам типа «что
педагогического коллектива является
создание условий для ситуативно-
ориентированного общения на основе
общего дела (рисунка, поделки,
роли в спектакле, книги, игры,
подготовки к празднику, походу,
разработке общего проекта и т.д.).
данной задачи выбираются и формы
взаимодействия: игротеки, выставки
театральная пятница, встреча с
интересным человеком, праздники,
издание семейных газет, журналов,
защита семейных проектов, ведение
домашних читательских дневников и
Информационно—аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о
родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление
готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы
дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование,
патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и
специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится
по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации
по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные
формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные
листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека
Второе направление — организация продуктивного общения всех участников
образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали
вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со
своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел,
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для
ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела
(рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику,
походу, разработке общего проекта и т.д.).
Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия:
игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с
интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита
семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Второй блок - практический, потому что в нем содержится информация,
направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их
Формы и методы работы, которые будут использоваться
работниками, специалистами, педагогами и
психологами, зависят от той
информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.
Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и
качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с
родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и
другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее
важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми,
наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для
отслеживания и оценки результата.
Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи
позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на
Предложенная модель взаимодействия может послужить отправной точкой в организации работы как с педагогичес ким коллективом, так и с семьей.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков:
информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.
Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).
Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.
Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата.
Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
Таким образом, данная модель является для руководителей дошкольных образовательных учреждений отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом.
Информационно—аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.
Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).
Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Второй блок - практический, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.
Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата.
Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
6 июня, 2015 admin
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).
Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что активизирует взрослых на педагогическое общение с ребенком.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.).
Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и другое. Подробнее о формах работы с родителями можно прочитать в этой статье .
В практическом блоке содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами и педагогами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, но при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок — контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения.
Для определения эффективности взаимодействия с родителями можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
2 комментария к записи “ФГОС ДО: модель взаимодействия ДОУ и семьи”
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
« Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ
Автор: Гусева Наталья Павловна,
заместитель заведующего
Ленинского района г.Саратова
обеспечение субъектной позиции всех участников образовательных отношений;
гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;
интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
организации совместного творчества педагогов, учащихся и родителей и открытости ДОУ для семьи.
Обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение их в образовательный процесс ДОУ проходит по четырем направлениям: диагностико-аналитическое, нормативно-правовое, практическое и контрольно-рефлексивное.
Для оценки эффективности сотрудничества ДОУ с семьей была разработана система критериев и показателей: уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей; уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ; уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ; степень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.
1. Диагностико-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности педагогов и семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют методы и формы дальнейшей работы педагогов: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и т.д.
2. Нормативно-правовой блок
3 . Практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Цель: обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Работа с родителями в рамках практического блока строится по трем взаимосвязанным направлениям:
Первое направление - Информационное:
передача им необходимой информации по тому или иному вопросу лекции;
индивидуальное и подгрупповое консультирование;
информационные листы, газеты, листы-памятки;
библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.;
информация на сайте ДОУ;
ознакомление с положениями, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.
Второе направление - Просвещение и обучение
информационные брошюры ДОУ;
презентация ДОУ (видеоролики);
библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.
общение на Интернет-форуме;
индивидуальное и подгрупповое консультирование;
информационные листы, газеты, памятки, буклеты;
средства массовой информации.
Третье направление – Совместная деятельность
Организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книге, игре, подготовке к празднику, походу, разработке общего проекта и др.).
Для решения задач выбираются соответствующие формы взаимодействия:
заседания Родительского комитета;
участие в Совете ДОУ;
совместные экскурсии и культурные мероприятия;
трансляция опыта семейного воспитания;
Продуктивное общение:
выставка выходного дня;
издание семейных газет, журналов, альбомов;
совместные социальные акции;
защита семейных проектов;
ведение домашних читательских дневников;
4. Контрольно-рефлексивный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с апреля по май специалистами детского сада, анализ эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.
1. Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сотрудничества с семьями воспитанников.
2. Анализ и корректировка документационного обеспечения процесса сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.
3. Обработка, анализ диагностических материалов по оценке эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.
4. Формулирование окончательных выводов, корректировка модели, представление результатов на педсовете.
Преимущества модели взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.
В-пятых, у родителей (законных представителей) формируется один из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя.
В-шестых, повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Опыт работы по данной модели обобщен и представлен на:
Если раньше лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с представленной моделью число таких родителей значительно увеличилось – соответственно на 60, 50 и 70%.
Не первый год удовлетворенность родителей услугами, предоставляемыми ДОУ, определяется по результатам муниципального мониторинга. Мониторинг, проведенный в мае 2014 года выявил следующее:
Перспективы работы педагогов нашего дошкольного учреждения заключаются
- в совершенствовании инновационной модели по взаимодействию с родителями;
- в создании новых родительских клубов;
- в использовании интерактивных форм взаимодействия с родителями.
Читайте также: