Структурно функциональная модель взаимодействия доу и семьи

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Тахауова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10" г.Лениногорска
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Лениногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование

Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков:

информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

сведений о родителях и детях,

изучение семей, их трудностей и

запросов, а также выявление

запросы дошкольного учреждения.

решать в этом блоке, определяют

формы и методы дальнейшей работы

относятся: опрос, анкетирование,

наблюдение, изучение медицинских

карт и специальные диагностические

методики, используемые в основном

Работа с родителями в рамках

строится по двум взаимосвязанным

Первое направление — просвещение

родителей, передача им необходимой

информации по тому или иному

вопросу. Для решения вопросов могут

информационные листы, газеты,

родителей, видеотека, аудиотека и

Второе направление — организация

В нем содержится информация,

направленная на решение конкретных

задач, связанных со здоровьем детей

Формы и методы работы, которые

будут использоваться медицинскими

педагогами и психологами, зависят

от той информации, какую они

получили при анализе ситуации в

рамках первого блока.

(количественный и качественный)

специалистами детского сада.

Для определения эффективности

взаимодействие с родителями, можно

листы, экспресс-диагностику, и

проведения того или иного мероп-

риятия. Не менее важным является

самоанализ со стороны педагогов.

собеседование с детьми, наблюдения,

учет активности родителей и т.п.

могут быть использованы для

отслеживания и оценки результата.

учреждений и семьи

педагогического коллектива, как на

уровне учреждения, так и на уровне

отдельной группы детского сада.

Таким образом, данная модель

пространства, т.е. это

мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и

которые включали бы родителей и

детей в общее интересное дело, что

ребенком в общение. Известно, что

традиционное общение родителей со

своим ребенком весьма тривиально и

часто сводится к вопросам типа «что

педагогического коллектива является

создание условий для ситуативно-

ориентированного общения на основе

общего дела (рисунка, поделки,

роли в спектакле, книги, игры,

подготовки к празднику, походу,

разработке общего проекта и т.д.).

данной задачи выбираются и формы

взаимодействия: игротеки, выставки

театральная пятница, встреча с

интересным человеком, праздники,

издание семейных газет, журналов,

защита семейных проектов, ведение

домашних читательских дневников и

Информационно—аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о

родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление

готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы

дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование,

патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и

специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится

по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации

по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные

формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные

листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека

Второе направление — организация продуктивного общения всех участников

образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали

вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со

своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел,

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для

ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела

(рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику,

походу, разработке общего проекта и т.д.).

Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия:

игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с

интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита

семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Второй блок - практический, потому что в нем содержится информация,

направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их

Формы и методы работы, которые будут использоваться

работниками, специалистами, педагогами и

психологами, зависят от той

информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и

качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с

родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и

другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее

важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми,

наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для

отслеживания и оценки результата.

Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи

позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на

Предложенная модель взаимодействия может послужить отправной точкой в организации работы как с педагогичес ким коллективом, так и с семьей.

ВложениеРазмер
rabota_s_semey.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков:

информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.

Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).

Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата.

Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

Таким образом, данная модель является для руководителей дошкольных образовательных учреждений отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом.

Информационно—аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.

Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).

Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Второй блок - практический, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата.

Модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.




6 июня, 2015 admin


Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).
Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что активизирует взрослых на педагогическое общение с ребенком.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.).
Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и другое. Подробнее о формах работы с родителями можно прочитать в этой статье .

В практическом блоке содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами и педагогами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, но при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок — контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения.
Для определения эффективности взаимодействия с родителями можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

2 комментария к записи “ФГОС ДО: модель взаимодействия ДОУ и семьи”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

« Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ

Автор: Гусева Наталья Павловна,

заместитель заведующего

Ленинского района г.Саратова

обеспечение субъектной позиции всех участников образовательных отношений;

гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;

интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

организации совместного творчества педагогов, учащихся и родителей и открытости ДОУ для семьи.

Обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение их в образовательный процесс ДОУ проходит по четырем направлениям: диагностико-аналитическое, нормативно-правовое, практическое и контрольно-рефлексивное.

hello_html_3846696d.jpg

Для оценки эффективности сотрудничества ДОУ с семьей была разработана система критериев и показателей: уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей; уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ; уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ; степень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.

1. Диагностико-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности педагогов и се­мьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют методы и формы дальнейшей работы педагогов: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюде­ние и т.д.

2. Нормативно-правовой блок

3 . Практический блок содержит информацию, направ­ленную на решение конкретных задач, которые связаны со здо­ровьем детей и их развитием.

Цель: обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Работа с родителями в рамках практического блока строится по трем взаимосвязанным направлениям:

Первое направление - Информационное:

передача им необходимой информации по тому или иному вопросу лекции;

индивидуальное и подгрупповое консультирование;

информационные листы, газеты, листы-памятки;

библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.;

информация на сайте ДОУ;

ознакомление с положениями, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.

Второе направление - Просвещение и обучение

информационные брошюры ДОУ;

презентация ДОУ (видеоролики);

библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.

общение на Интернет-форуме;

индивидуальное и подгрупповое консультирование;

информационные листы, газеты, памятки, буклеты;

средства массовой информации.

Третье направление – Совместная деятельность

Организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. Основной задачей педагогического коллектива является со­здание условий для ситуативно-делового, личностно ориенти­рованного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книге, игре, подготовке к празднику, походу, разработке общего проекта и др.).

Для решения задач выбираются соответствующие формы взаимодействия:

заседания Родительского комитета;

участие в Совете ДОУ;

совместные экскурсии и культурные мероприятия;

трансляция опыта семейного воспитания;

Продуктивное общение:

выставка выходного дня;

издание семейных газет, журналов, альбомов;

совместные социальные акции;

защита семейных проектов;

ведение домашних читательских дневников;

4. Контрольно-рефлексивный блок — это анализ эффек­тивности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с апреля по май специалистами детского сада, анализ эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.

1. Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сотрудничества с семьями воспитанников.

2. Анализ и корректировка документационного обеспечения процесса сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.

3. Обработка, анализ диагностических материалов по оценке эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.

4. Формулирование окончательных выводов, корректировка модели, представление результатов на педсовете.

Преимущества модели взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.

В-пятых, у родителей (законных представителей) формируется один из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя.

В-шестых, повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Опыт работы по данной модели обобщен и представлен на:

Если раньше лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с представленной моделью число таких родителей значительно увеличилось – соответственно на 60, 50 и 70%.

Не первый год удовлетворенность родителей услугами, предоставляемыми ДОУ, определяется по результатам муниципального мониторинга. Мониторинг, проведенный в мае 2014 года выявил следующее:

Перспективы работы педагогов нашего дошкольного учреждения заключаются

- в совершенствовании инновационной модели по взаимодействию с родителями;

- в создании новых родительских клубов;

- в использовании интерактивных форм взаимодействия с родителями.

Читайте также: