Методические рекомендации в школе
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Система внутришкольной методической работы
«Учитель – это тончайший инструмент,
Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компентенции и эрудиции-это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы в школе.
Повышение квалификации преподавателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа преподавателя в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.
Следует отметить и имеющиеся негативные явления в методической работе: неконкретность постановки целей и задач, заорганизованность, однообразие форм и методов, бессистемность, невнимание к созданию благоприятных условий для повышения квалтфикации и мастерства педагогов, слабая связь теории и практики. Все это снижает результативность методической работы.
Методическая работа - это улучшение методов работы.
Методическая работа - это работа по самообразованию в вопросах психологии, воспитания по предмету.
Методическая работа - профессиональное общение коллег.
Методическая работа - это творчество учителя.
Методическая работа - это оказание помощи учителю по совершенствованию своего мастерства, обощение передового опыта.
Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.
Различны формы методической работы.
Это коллективные формы : семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, предметные месячники, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы.
Индивидуальные: самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение уроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.
Значит, можно утверждать, что организационные формы методической работы консервативны: единожды сформировались, они вошли в число форм повышения квалификации, предоставляя право выбирать более приемлемые для данной школы в определенные периоды.
Более подвижно содержание методической работы. Оно обновляется постоянно в соответствии с практическими потребностями школы.
В 70-е годы в связи с переходом школ на новые учебные планы пришлось во всех формах методической проводить опережающее изучение учителями планов и программ, новых учебников и методических пособий.
В 80-е годы уделялось внимание изучению вопросов воспитания школьников, возрастной психологии, поэтому в содержание методической работы включались такие вопросы, как изучение сложных тем и разделов, решение задач повышенной трудности.
Как правило, эта работа проходила в школьных методических объединениях.
В настоящее время структура внутришкольной методической работы значительно обогатилась и может быть выражена следующей схемой:
Методические объединения
Внутришкольные методические объединения наиболее известная форма помощи учителям. Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у коллег заслуженным авторитетом.
Количество методообъединений зависит от численности педагогического коллектива, от данной конкретной школы. Обычно создаются следующие методообъединения: учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей средних и старших классов и другие, при этом учитывается количество учителей по каждому предмету.
В нашей школе 5 ШМО: ШМО классных руководителей, ШМО учителей математики и естествознания, ШМО учителей начальных классов, ШМО учителей филологии и обществознания и ШМОучителей технологии, искусства и физической культуры. Количество членов ШМО от 6 педагогов.
С учетом деятельности за истекший период и конкретных задач, стоящих перед педколлективом, составляется годичный план работы каждого методобъединения. Обычно планируются вопросы конкретные: составление и обсуждение текстов контрольных и проверочных работ, изучение личности учащихся и организация индивидуальной работы с ними и другие.
Внутришкольные методические объединения оказывают действенную помощь учителям в совершенствовании методики работы по новым программам и учебникам.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Методические рекомендации MP 3.1/2.4.0178/1-20 “Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19” (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г.)
Обзор документа
Методические рекомендации MP 3.1/2.4.0178/1-20 “Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19” (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г.)
2.4. Гигиена детей и подростков
Методические рекомендации MP 3.1/2.4.0178/1-20
“Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19”
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г.)
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 8 мая 2020 г.
I. Общие положения
1.1. Перед открытием организации провести генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму.
1.2. Закрепить за каждым классом (группой) учебное помещение (групповую), организовав предметное обучение и пребывание в строго закрепленном за каждым классом (группой) помещении. Исключить общение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок.
1.3. По возможности сократить число обучающихся и воспитанников в классе (группе).
1.4. Исключить объединение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) в одну группу продленного дня, не допускать формирование "вечерних дежурных" групп.
1.5. Исключить проведение массовых мероприятий.
1.6. Обеспечить проведение ежедневных "утренних фильтров" с обязательной термометрией (целесообразно использовать бесконтактные термометры) с целью выявления и недопущения в организации обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников с признаками респираторных заболеваний при входе в здание, исключив скопление детей и их родителей (законных представителей) при проведении "утреннего фильтра".
1.7. Установить при входе в здание дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.
1.8. Пересмотреть режим работы организации, в т.ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен, в целях максимального разобщения классов (групп).
1.9. Обеспечить незамедлительную изоляцию обучающихся и воспитанников с признаками респираторных заболеваний, до прихода родителей (законных представителей) или приезда бригады скорой помощи.
1.10. С учетом погодных условий максимально организовать пребывание детей и проведение занятий на открытом воздухе. Использовать открытую спортивную площадку для занятий физической культурой, сократив количество занятий в спортивном зале.
1.11. Проводить во время перемен (динамических пауз) и по окончанию работы текущую дезинфекцию помещений (обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, помещений пищеблоков, мебели, санузлов, вентилей кранов, спуска бачков унитазов). Дезинфицирующие средства использовать в соответствии с инструкциями производителя в концентрациях для вирусных инфекций.
1.12. Обеспечить дезинфекцию воздушной среды с использованием приборов для обеззараживания воздуха.
1.13. Обеспечить после каждого урока проведение в отсутствие обучающихся сквозного проветривания помещений и групповых помещений в отсутствие детей.
1.14. Обеспечить обработку обеденных столов до и после каждого приема пищи с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
1.15. Столовую и чайную посуду, столовые приборы после каждого использования дезинфицировать путем погружения в дезинфицирующий раствор с последующим мытьем и высушиванием либо мыть в посудомоечных машинах с соблюдением температурного режима.
1.16. Организовать работу персонала пищеблоков с использованием средств индивидуальной защиты (маски и перчатки).
1.17. Усилить контроль за организацией питьевого режима, обратив особое внимание на обеспеченность одноразовой посудой и проведением обработки кулеров и дозаторов.
1.18. Обеспечить постоянное наличие мыла, туалетной бумаги в санузлах для детей и сотрудников, установить дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.
1.19. Усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей). Обеспечить контроль за соблюдением правил личной гигиены обучающимися и сотрудниками.
II. Рекомендации по проведению экзаменов и итоговой аттестации
2.1. Провести генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму мест проведения экзаменов до их начала и после завершения.
2.2. При проведении итоговой аттестации, экзаменов в общеобразовательных организациях при входе в здание обеспечить проведение обязательной термометрии с использованием бесконтактных термометров с целью выявления и недопущения обучающихся и персонала с признаками респираторных заболеваний.
2.3. Установить при входе в здание дозаторы с антисептическим средством для обработки рук.
2.4. Составить график прихода на экзамен обучающихся и персонала в целях максимального разобщения обучающихся при проведении утренней термометрии.
2.5. Исключить скопление детей в зоне рекреации.
2.6. В местах проведения экзаменов обеспечить социальную дистанцию между обучающимися не менее 1,5 метров, зигзагообразную рассадку за партами (по 1 человеку).
2.7. Предусмотреть возможность оснащения помещений для проведения экзаменов оборудованием для обеззараживания воздуха, предназначенным для работы в присутствии детей.
2.8. Обеспечить персонал, присутствующий на экзамене средствами индивидуальной защиты (маски и перчатки).
2.9. Организовать питьевой режим с использованием воды в емкостях промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды (куллеры, помпы и т.п.), обеспечив достаточное количество одноразовой посудой и проведение обработки кулеров и дозаторов.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации | А.Ю. Попова |
Обзор документа
Роспотребнадзор подготовил рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. В частности, необходимо исключить общение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и прогулок. Не следует формировать "вечерние дежурные" группы. При входе в здание должны устанавливаться дозаторы с кожными антисептиками. Целесообразно пересмотреть режим работы организации, в т. ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен, для максимального разобщения классов (групп).
Перечислены профилактические мероприятия при проведении экзаменов и итоговой аттестации.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:
- формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся
Методическая помощь в подготовке и проведении проектов
В помощь учителю.
Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.
Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности учащихся:
Педагогическая деятельность учителя
- Целеполагание.
- Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
- Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
- Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
- Организация процесса рефлексии.
- Анализ процесса учителем.
2 этап – урок-проект.
Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
- Определение цели проекта и этапов достижения цели;
- Распределение ролей и планирование работы
Этапы работы:
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Типология проектов
Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
Методические рекомендации ученику.
- Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
- Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
- Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- Выполни теоретическую и практическую части проекта;
- Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
- Напечатай графическую часть проекта;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект;
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
- Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
- Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
- Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
- Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
- Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Школа настоящего – школа проектов.
Что же такое проект?
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Методические рекомендации для учителей
по преподаванию учебных предметов
в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Специалистами ФИПИ подготовлены Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года по всем учебным предметам
Специалистами ФИПИ подготовлены Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ 2020 года
Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Разработаны 485 заданий по истории, обществознанию, биологии, физике, химии, разработанные на основе межпредметных подходов к изучению русского языка с целью повышения уровня владения русским языком как основы культурного и образовательного единства.
Читайте также:
- Компоненты математической грамотности в начальной школе
- Дидактические игры для выработки навыков счета с использованием различных анализаторов в доу
- Зачем в школе вай фай
- Барбара такман августовские пушки краткое содержание
- Календарь памятных дат посвященную куликовской битве 4 класс краткое содержание