Методические рекомендации по профилактике детского травматизма в доу

Обновлено: 02.07.2024

С каждым годом интенсивность движения автотранспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получают ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии, и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) необходимо учитывать в своей работе, что эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей.

Правила дорожного движения для пешеходов

  • Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные знаки.
  • Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там, где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах – по левому краю (левой обочине).
  • Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет – на перекрестках улиц по линии тротуаров.
  • При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны пользоваться только ими.
  • Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается.
  • Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности.
  • Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.
  • Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо всегда обходить спереди.
  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет, – на тротуаре (обочине дороги).
  • Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком.

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самим юным пешеходам – детям.

Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо выстраивать в соответствии с планом (Приложение 1), который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Работа с педагогами

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов.

Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:

  • при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;
  • проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;
  • воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.

Педагогам необходимо знать:

  • правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте;
  • требования к передвижению с группой детей;
  • группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов;
  • переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров (при этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут);
  • рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны - держатся дети.
  • езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно, поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла бы наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий (приложение 2), в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование (Описание проведения некоторых из них приложение 3).

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения (Приложение 4).

Примерная тематика целевых прогулок:

  • знакомство с улицей;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за транспортом;
  • пешеходный переход.
  • знакомство с улицей;
  • наша улица;
  • сравнение легкового и грузового автомобилей;
  • наблюдение за светофором.
  • улица;
  • правила поведения на улице;
  • наблюдение за транспортом;
  • прогулка пешехода;
  • переход;
  • перекресток;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • прогулка к автобусной остановке.
  • улицы и перекрестки;
  • правила дорожного движения;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за движением машин и работой водителя;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • значение дорожных знаков;
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
  • пешеходный переход (подземный и наземный);
  • островок безопасности.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения воспитатель должен учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери, учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т.д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению детей правилам дорожного движения, оценить план работы педагогов и предметно-развивающую среду по теме “Дорожная азбука”, установить уровень полученных детьми знаний, использовать соответствующие формы тематического контроля (Приложение 5).

Просвещение родителей по вопросам обучения детей

правилам дорожного движения

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором следует ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

Рекомендации родителям младших дошкольников

Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

  • на дорогу выходить нельзя;
  • дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку, вырываться нельзя;
  • переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
  • пешеходы – люди, которые идут по улице;
  • когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
  • машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
  • когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, или поручень;
  • чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”

Рекомендации родителям старших дошкольников

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).

Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ДОУ

Основные черты, характеризующие детский травматизм, - распределение по полу и возрасту, видам травматизма - остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Причины детского травматизма:

1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным специальным составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из-под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание в детском саду уделяется ознакомление педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов и медицинского работника, ведь в любое время года педагог и медицинский работник должны выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должны разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду.

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, мед. работник, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями Роспотребнадзора.

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Медицинский работник проводит инструктаж по профилактике детского травматизма, оказанию первой медицинской помощи.

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.

Актуальность. Проблема предупреждения детского травматизма в дошкольной организации актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной мере информированы об опасностях современного мира и факторах риска, окружающих наших детей.

Современная система образования создает условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников в дошкольной образовательной организации. Основными задачами дошкольной образовательной организации является предупреждение травмоопасных ситуации и обеспечение детям полной безопасности во время пребывания их в детском саду. Тема детского травматизма в дошкольной организации — деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хорошо иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Травматизма дошкольников составляет четвертую часть всего детского травматизма в образовательных организациях, хотя именно дошкольники находятся под присмотром взрослых.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма в детском саду, должны проводиться целенаправленно с учетом типичных причин травмирования, присущих каждой возрастной группе дошкольников. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому являются психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и недосмотр со стороны взрослых.

Травмирование детей дошкольного возраста обусловлено недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением ориентироваться в окружающей обстановке и предвидеть опасность. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что может приводить к получению ими травм. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях. Травмы, полученные дошкольниками, в большинстве случаев являются результатом плохой ориентировки их в окружающих условиях. Вместе с тем травмирование детей может быть следствием недисциплинированного их поведения во время прогулок; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.

Администрация дошкольной образовательной организации обеспечивает в обязательном порядке постоянный контроль соблюдения правил и норм, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, руководствуясь требованиями, регламентируемыми нормативно-правовой базой Министерства образования и науки РФ, а также Департаментом образования города Москвы. Весь персонал дошкольной образовательной организации организует работу по предупреждению травмоопасных ситуаций во имя обеспечения детям полную безопасность во время пребывания их в дошкольной организации.

Правила обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья детей являются обязательными для исполнения детскими дошкольными организациями независимо от ведомственной подчиненности.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду должны проводиться целенаправленно с учетом особенностей каждой возрастной группы, с учетом присущих каждой возрастной группе своих, наиболее типичных причин повреждений, исходя из различных травмоопасных ситуаций в которые могут попасть дети. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, но вместе с тем взрослые активно участвуют в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. Однако основной причиной несчастных случаев с дошкольниками в большинстве случаев остается недосмотр взрослых.

Следует отметить, что наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей дошкольного возраста можно классифицировать по видам травм:

В большинстве случаев падения можно предотвратить, если внимательно следить за воспитанниками, не разрешать им находиться и играть в опасных местах, проводить беседы и профилактические мероприятия.

Такой вид травм можно избежать, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Именно таких предметов не должно быть на детских игровых площадках образовательной организации.

3. Удушье от малых предметов.

В целях недопущения травмирования детей малыми предметами за детьми нужно присматривать во время не только еды, но и игр. Малышам не следует давать блюда с маленькими косточками или семечками. Если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключать вероятности попадания мелких предметов в дыхательные пути малыша, даже если никто не видел, как он клал что-нибудь в рот.

Ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.

5. Поражение электрическим током.Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные их участки представляют особую опасность.

К нарушению условий безопасности при проведении образовательного процесса в дошкольной организации относятся:

– неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования;

– малые размеры зала или площадки для занятий;

– нарушение целостности пола;

– неисправность коврового покрытия и матов, и отсутствие его надежного крепления к полу;

–неисправность снарядов и тренажеров;

– неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

– плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

– низко висящие декоративные растения, украшения, светильники;

– отсутствие защитных экранов на отопительных приборах;

– отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

– свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

– отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой помощи.

К организационным недостаткам при проведении занятий с дошкольниками, приводящим к травмированию их относятся:

– непродуманная организация и проведение занятий;

– нарушение дисциплины, не внимательность к воспитанникам;

– отсутствие инструктажей по правилам безопасного поведения детей;

– некачественная подготовка необходимого инвентаря, используемого на занятии.

Данным нормативным документом установлены требованиями к:

– условиям размещения дошкольных образовательных организаций,

– оборудованию и содержанию территории,

– помещениям, их оборудованию и содержанию,

– естественному и искусственному освещению помещений,

– отоплению и вентиляции,

– водоснабжению и канализации,

– приему детей в дошкольные образовательные организации,

– организации режима дня,

– организации физического воспитания,

– личной гигиене персонала.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат также рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Нормативным документами регламентированы требования к мебели и оборудованию в групповых и приемных помещениях, требования к лестничным маршам, оборудованию и состоянию прогулочных площадок, требования к музыкальным инструментам, спортивному оборудованию, требования к хранению моющих и дезинфицирующих средств хранение которых категорически запрещено в групповых и спальных помещениях, в туалетах и на пищеблоке. Необходимо обратить внимание на то, что отдельным пунктом выделены требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья (пункт 10 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Администрации и педагогическим работникам дошкольной образовательной организации необходимо акцентировать внимание на требования безопасности к территории образовательной организации на которой гуляют дети, а также к спортивному и игровому оборудованию, установленному на территории. Контроль технического состояния спортивного оборудования должен включать не только осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию, но и регулярный визуальный осмотр, функциональный и ежегодный осмотр. Игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам. Регулярный визуальный осмотр оборудования детского спортивно-игрового комплекса необходимо проводить ежедневно. При ежедневном осмотре проверяют прочность деревянных, металлических конструкций, а также узлы крепления. Функциональный осмотр оборудования детского спортивно-игрового комплекса необходимо проводить один раз в три месяца. При функциональном осмотре проверяют устойчивость конструкции, степень износа поверхности (горки, бумы, мостики и т.д.), прочность узлов крепления. Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в год. В ходе ежегодного основного осмотра определяют: наличие гниения деревянных элементов, коррозии металлических элементов: влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Ежегодный основной осмотр проводит компетентный персонал дошкольной образовательной организации в строгом соответствии с инструкцией изготовителя. При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, их немедленно устраняют или принимают меры, обеспечивающие невозможность использования данного оборудованием.

Территория дошкольной организации должна содержаться не только в чистоте и порядке с учетом требований к временам года, но и обязательно иметь ограждение.

Руководителю дошкольной образовательной организации и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и нормативно-правовых документах по разделам:

– охрана жизни и здоровья детей;

– противопожарная и техногенная безопасность;

– предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

– обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов;

– профилактика детского травматизма в образовательном процессе.

В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса (дети, сотрудники, родители).

Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по организации, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля исполнения данных инструкций.

Работа с родителями, являющимися участниками образовательного процесса, осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности, повышения педагогической компетентности и ответственности их за воспитание детей. Родители должны понять, что действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально.

Разработка и реализация мер профилактики детского травматизма в дошкольной образовательной организации строиться с учетом следующих принципов:

– комплексного подхода к осуществлению профилактических мероприятий, предполагающего совместную работу администрации, воспитателей, медицинского персонала, психологов и родителей;

– вовлечения родителей в процесс формирования здорового образа жизни ребенка и формирование у него культуры безопасного поведения;

– анализа всей имеющейся информации (о состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии, влиянии факторов среды в дошкольной организации и семье, а также воспитательно-образовательного процесса на здоровье детей) для выделения приоритетных направлений профилактической работы;

– непрерывности проведения профилактических мероприятий на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольной организации;

– проведения мероприятий, направленных на достижение санитарно-эпидемиологического благополучия среды дошкольной организации, режима и условий воспитания и обучения детей;

– периодичной оценки эффективности проводимой профилактической работы.

Организация обеспечения безопасных условий нахождения детей в дошкольной образовательной организации и профилактика травматизма у детей дошкольного возраста включает в себя осуществление так же и контрольных функций со стороны администрации образовательной организации. В основные направления контрольной деятельности администрации дошкольной образовательной организации по созданию безопасных условий рекомендуется включать:

1. Осуществление целенаправленного контроля со стороны руководителя в сочетании с ежедневным обходом дошкольной образовательной организации. Цель такого ежедневного обхода — проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню, что способствует повышению чувства ответственности каждого педагогического работника за качество своей работы и создание безопасных условий для детей.

2. Обеспечение ответственности за техническое состояние здания дошкольной образовательной организации (осмотры технического состояния здания). Техническое состояние проводится систематически, результаты оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц.

3. Функционирование комиссии по детскому травматизму дошкольной образовательной организации приказом, состоящей в состав входит руководитель организации или лицо, на которое возложены полномочия, медицинский персонал, член родительского комитета (Управляющего совета), председатель профсоюзного комитета. Работа комиссии строится в соответствии с утвержденным планом образовательной организации по профилактике детского травматизма.

4. Межведомственное сотрудничество с целью эффективности работы по профилактике травматизма в дошкольной образовательной организации с детской поликлиникой, Роспотребнадзором, ГИБДД, Московской железной дорогой и т.д.

Совместная и постоянная деятельность администрации дошкольной образовательной организации с педагогическим коллективом, родителями при условии создания безопасных условий для пребывания детей в дошкольной организации, проведения профилактической и просветительной работы по профилактике детского травматизма, обсуждения причин и обстоятельств получения травмы дошкольником позволят устранить и исключить несчастные случаи с детьми.

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На страничке собраны учебные и методические материалы из опыта работы педагогов для организации обучения воспитанников ДОУ основам безопасности в транспортных ситуациях. Наша страничка сайта - это неисчерпаемый источник информации и идей по дорожной безопасности. Инновационная форма повышения коммуникативной компетентности педагогов и родителей.

Наша страничка сайта-это источник информации для повышения

компетентности педагогов и родителей. Здесь собраны учебные и методические

материалы, которые помогут в организации обучения

воспитанников ДОУ основам безопасности в дорожных ситуация










Предлагаем вашему вниманию ссылки сайтов на закрепление правил дорожного

движения с детьми в интересной увлекательной форме:


БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ – ОБЯЗАННОСТЬ ВЗРОСЛЫХ!

СВЕТООТРАЖАТЕЛИ СОХРАНЯТ ЖИЗНЬ!

Одной из причин дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, особенно в условиях недостаточной освещенности, является плохая видимость пешехода. Действенным способом защиты пешеходов, особенно в темное время суток, становится ношение специальных светоотражающих элементов на одежде. Светоотражатели или фликеры – специальные устройства, которые ярко светятся в темное время суток в свете фар автомобилей и являются единственным средством, увеличивающим контраст фигуры человека по сравнению с окружающей средой. Считается, что человек на дороге должен быть виден на расстоянии не менее 200 м. Эта величина определяется многими факторами: скорость реакции водителя, индивидуальные особенности восприятия, технические параметры автомобиля, влияющие на длину тормозного пути, и пр. Обозначение силуэта человека на расстоянии дает возможность водителю вовремя среагировать и затормозить. Водители автомобилей обнаруживают пешехода, имеющего фликеры, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом без фликеров. При движении с ближним светом расстояние увеличивается с 25-40 метров до 130-140 метров, а при движении с дальним светом расстояние увеличивается до 400 метров. Таким образом, светоотражатели способствуют предотвращению дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Светоотражатель следует крепить к верхней одежде, к рюкзакам, к сумкам, чтобы при переходе через проезжую часть на них попадал свет фар автомобилей, и они всегда были видны водителю. Для этого светоотражатели должны свободно свисать на шнурке. Рекомендуется крепить светоотражатели с двух сторон одежды, чтобы они были видны водителям, как встречного, так и попутного транспорта.

Даже имея на одежде светоотражатель, необходимо соблюдать все правила безопасного поведения на дороге. Ошибочно предполагать что, используя светоотражатель, пешеход имеет преимущество в движении!

Для обеспечения своей безопасности пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Идти навстречу движению транспорта при передвижении по проезжей части необходимо, чтобы иметь возможность вовремя увидеть транспортное средство и уступить ему дорогу. Следуя по ходу движения автомобилей, спиной к ним, контролировать ситуацию намного сложнее.




Сериалы и мультпроекты посвящены формированию у дошкольников навыков

безопасного участия в дорожном движении и профилактики детского дорожно-

транспортного травматизма



1-7,12,14-16,20 серии мультпроекта посвящены формированию у

дошкольников навыков безопасного участия в дорожном

движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма


Мультпроект посвящен формированию у дошкольников

навыков безопасного участия в дорожном движении и

профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Спокойной ночи, малыши. По всем правилам вместе с

Хрюшей



Читайте также: