Методические рекомендации по ознакомлению с окружающим миром в доу

Обновлено: 02.07.2024

Важно подчеркнуть, что и при нарушенном слухе на осно­ве чувственного познания ребенок способен увидеть, проанализировать, осознать, запомнить значительную часть из того, с чем он постоянно действует, что видит, трогает, фиксирует в своей памяти, что может обозначить словом, выделить по словесному сигналу.

Не умаляя значимости целенаправленной, охватывающей все виды занятий в детском саду, пронизывающей все режим­ные моменты в жизни детей, работы над речью, необходимо установить некоторое соотношение между работой по общему развитию ребенка и специальной работой по формированию у него словесной речи.

На определенном этапе, в доречевой период, дети накапливают запас представлений об окружающем в виде чувственных образов Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за действиями взрослых, чем чаще взрослые привлекают его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании окружающего, тем полнее мотивация речевого общения.

В дошкольном возрасте вообще чувственное познание ми­ра преобладает над рациональным. Поэтому, стремясь при формировании речи детей делать эту речь не беспредметной и в этих целях широко привлекать разнообразный наглядный дидактический материал, относящийся к творческой деятель­ности детей, к их ближайшему окружению, не следует про­цесс ознакомления с окружающим искусственно притормажи­вать, сообразуясь с темпами усвоения речи. Наоборот, актив­ное познание мира вещей должно опережать на первых порах усвоение языка слов и стимулировать речевое развитие. А в дальнейшем язык, который будет усвоен даже в небольшом объеме, ускорит процесс осознания окружающей действитель­ности, перестроит и обогатит способ восприятия. Поэтому помимо собственно речевых занятий программой специально­го детского сада предусматриваются особые занятия по озна­комлению с окружающим.

На занятиях по развитию речи наблюдения ведутся пре­имущественно над языковым материалом, усилия детей на­правляются на усвоение звукового и буквенного оформления речевых единиц и уточнение их значений, тогда как на заня­тиях по ознакомлению с окружающим дети осваивают пред­метный мир необязательно опосредованно (через язык), дей­ствуют с предметами, практически узнают их свойства, функ­циональное назначение, строение. Не случайно материал за­нятий по развитию речи и занятий по ознакомлению с окру­жающим является тематически близким. Например, на заня­тиях по ознакомлению с окружающим при знакомстве детей с овощами педагог показывает разные виды овощей – морковь, свеклу, лук, капусту, картофель, огурец, в сыром и в вареном виде (в салате, в супе); чистит и режет овощи, дает попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть кожуру и внутреннее строение. Продолжая ознакомление, педагог показы­вает изображения этих предметов на картинках, на муля­жах. Затем дети пытаются эти предметы рисовать, лепить. Проводится экскурсия в ближайший овощной магазин или на рынок. На картинках, а при случае и в самой жизни, дети узнают, что овощи растут в огороде, что их семена сажают в землю, ухаживают за ними. Педагог при демонстрации предметов или их изображений употребляет предусмотренный программой речевой материал, называет овощи, их свойства (цвет, форму, вкус и т. п.), действия, которые с ними выпол­няются.

Основными методами ознакомления детей с окружающим являются разнообразные наблюдения и практические дейст­вия с предметами или их изображениями. По мере речевого развития детей включаются и словесные методы: беседа, уга­дывание по описанию, рассказывание и т. п. Наблюдения ор­ганизуются педагогом и воспитателями на занятиях и в сво­бодное от занятий время – на прогулках и экскурсиях.Отрассмотрения натуральных предметов и их изображений (кар­тинок, муляжей, чучел и т. п.) дети переходят к просмотру диапозитивов, кинофильмов, детских спектаклей.

Педагоги стремятся, чтобы представления детей об объек­тах и явлениях (о предметах ближайшего окружения, о рас­тениях и животных, объектах и явлениях неживой природы) не были отрывочными, случайными, искаженными. Необходи­мо все факты показывать в разнообразных связях и отноше­ниях: временных, пространственных, причинно-следственных. Однако усложнение всех сведений должно идти постепенно. К ранее известному детям необходимо систематически воз­вращаться, напоминать о том, что уже было в их опыте; до­бавляя что-то новое, обобщать и систематизировать усвоен­ное в разных условиях.

По возвращении детей в дошкольное учреждение из дома педагог должен стремиться выявить, что нового узнал или увидел ребенок, находясь в кругу семьи, гуляя на улице, по­сещая с родителями магазины, мастерские, аптеки, кинотеатры и т. п. Доступными ему средствами (имитируя действия, изображая события в рисунке, называя предметы или дейст­вия знакомыми словами, указывая на соответствующие пред­меты или иллюстрации) ребенок может хотя бы в общих чер­тах поделиться своими новыми впечатлениями, выразить от­ношение к увиденному, пережитому. Педагог помогает офор­мить его рассказ речевыми средствами (отдельными фразами или маленьким связным текстом), поощряет его желание узнать что-то новое и принести информацию в группу.

Педагоги подсказывают детям, о чем они могут рассказать своим родителям, когда отправляются домой; помогают им в оформлении сведений, напоминают о наиболее интересных фактах и событиях. Педагоги стремятся привлечь родителей к работе по обогащению представлений детей об окружаю­щем мире, по расширению кругозора детей, настраивают их не столько на проведение занятий, дублирующих содержание работы и детском саду, сколько на проведение с детьми про­гулок, экскурсий, посещение кинотеатров, музеев.

Программа по ознакомлению с окружающим предусмат­ривает постепенное усложнение содержания работы данного раздела. На втором и третьем годах обучения материал в равной мере включает в себя сведения о предметах и явлени­ях ближайшего окружения, о живой и неживой природе, о людях и их занятиях. Весь материал сгруппирован тематиче­ски. Темы повторяются и усложняются по мере чередования событий в жизни детей, увеличения объема сезонных наблю­дений.

Подразделение на особые направления работы – природо­ведческое (ознакомление с неживой и живой природой), об­ществоведческое (жизнь людей в обществе), отчасти матема­тическое (количественные, временные, пространственные от­ношения) – начинается с четвертого года обучения, хотя все сведения и на данном этапе включены в темы, которые посте­пенно укрупняются.

Материал распределен по месяцам. В программе указано, в каком месяце ведется ознакомительная или обобщающая работа по названной теме. Вместе с тем предполагается, что процесс ознакомления с окружающим является непрерывным, и педагог каждый раз, на новом уровне, возвращается к тем темам, которые уже включались ранее в содержание занятий. Занятия по ознакомлению с окружающим необходимо проводить живо, при большом разнообразии действий с предмета­ми, с использованием выразительной наглядности. На втором и третьем годах обучения воспитатель организует их по под­группам в утренние часы, на четвертом и пятом годах обуче­ния – с целой группой в послеобеденное время.

Желательно, чтобы место проведения занятий не было строго фиксированным. Их можно организовывать в группе, на участке, в уголке живой природы, в других помещениях детского сада (в зависимости от темы занятий). Даже само изменение места для проведения различных наблюдений раз­рушает стереотипное восприятие материала и повышает эмо­циональное отношение к окружающему и изучаемому. Важ­ным моментом в организации этих занятий является также подключение к наблюдениям и практическим действиям са­мых разных людей (можно приглашать няню, медсестру, родителей, детей из других групп). Это способствует тому, что дети будут стремиться в дальнейшем не только узнать что-либо для самих себя, но и поделиться впечатлениями с другими, передать кому-либо новую интересную информацию.

Работа по ознакомлению с окружающим проводится вос­питателем и сурдопедагогом. Первый планирует материал в соответствии с программой как на специальные занятия, так и на свободное от занятий время. Педагог на занятиях по развитию речи опирается на запас жизненных представлении у детей, ведет работу над правильным речевым оформлением материала, усвоенного детьми спонтанно и в процессе специальных занятий, дополняет имеющиеся представления и зна­ния новыми сведениями, включает полученные детьми отры­вочные знания в содержание других занятий, подводит их к новым обобщениям.

Ознакомление с окружающим является пропедевтикой для изучения детьми различных учебных предметов в школе. Вместе с тем этот раздел программы включает и анализиру­ет необходимые для ребенка-дошкольника сведения о среде, в которой он существует. Дифференциация представлений об окружающей действительности закладывает основы катего­риального строя мышления, который необходим в дальнейшем для усвоения основ наук. Чувственное познание предметного мира, которое является ведущим на этапе дошкольного дет­ства, создает базу для материалистического мировосприятия и миропонимания. Таково значение данного направления работы с детьми дошкольного возраста.

Экологическое образование детей – это и огромный потенциал их всестороннего развития, так как продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления.

Чтобы маленький человечек развивался правильно, ему необходимо тесное общение со взрослым, который и способствует развитию познавательной активности, формированию понятий окружающего его мира.

Системное ознакомление с окружающим является первым условием развития детей. Предметная среда, животный и растительный мир раскрываются детям в связи с человеком, его жизнью и гуманистической направленностью его действий.

Работая над этой темой я старалась формировать у детей интерес к явлениям природы, учила относиться к ней бережно: не топтать зеленые насаждения, не рвать цветы и листья, не сорить. Объясняла что растения очищают воздух, благодаря им мы живем, можем дышать чистым воздухом.

Ознакомление с природой начинала с ближайшего окружения. В групповой комнате создала необходимые условия для первоначального ознакомления малышей с природой: с помощью игрушек и картинок их знакомила с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учила узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками, корова с телятами). Старалась объяснять очень доходчиво, что корова дает молоко, а молочко очень вкусное и полезное для нашего здоровья, поэтому его надо пить.

Я развивала интерес детей к животным и желание рассматривать их на картинках. Детей знакомила с такими животными, как заяц, медведь, читая и рассказывая сказки. Читая сказки, ребятишки успокаиваются, у них развивается интерес воображения.

Я старалась произносить все четко и доступным языком для малышей.

Так же я старалась всячески поддерживать интерес к неживой природе обращала внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой – становиться влажным, и из него с помощью формочек можно делать пирожки.

В играх с водой целесообразно показывала детям, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой; если холодная вода постоит на солнце, то станет теплой. В адаптационный период играм с водой уделяла больше внимание, так как вода очень хорошо успокаивает ребятишек.

Особенности сезонных наблюдений.

Зима. С приходом зимы наблюдали за тем, как снег укрывает землю, деревья и дома. Предлагала детям потрогать его, для ознакомления с его свойствами (холодный, но быстро тает от соприкосновения с теплой рукой). Объясняла детям, что снег холодный его кушать нельзя, так как заболит горлышко, или ребенок заболеет сам.

Весна. В каждый день весны я старалась открыть детям новое в удивительном мире пробуждающейся природы.

Доступно пониманию ребятишек, объясняла, что солнечные лучики ма- лыши подросли и дотянулись до нас, стало теплей (протягивали ладошки и чувствовали их тепло). Читали стихи о солнышке. Ежедневно наблюдали, как тает снег, бегут ручьи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для педагогов

Старший воспитатель МБДОУ ДС №10, г. Озерск, Челябинская область Горбачева Н.А.

Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке. Какие тайны она хранит в себе?
Что ждет нас в пути? Куда приведет эта река? Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной? Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности . Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением . Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. (Семья, детский сад, Родная страна, труд взрослых, наша армия.)

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразных форм и методов работы с детьми.

Формы организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой

Формами организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы организации, все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на вы­ставку, в поле, на ферму и т.п. Как и занятие, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями воспитанниками используются рас­сказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанни­ков; помогают установлению связи теории с практикой, обуче­ния и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эсте­тического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Интересная содержательная экскурсия находит яркое отражение в творческих играх детей.


Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения .

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.

Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Методы ознакомления дошкольников

с окружающим миром и природой

Наглядные методы
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном их окружении, заранее подготовленное и руководимое взрослым.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы.

Отбор объектов для наблюдения детьми дошкольного возраста определяется в первую очередь целями и задачами воспитания, изложенными в Программе.

При проведении наблюдений и экскурсий необходимо руководствоваться определенными требованиями.

Объект для наблюдения должен иметь ярко выраженные существенные признаки. Вместе с тем он доложен быть доступен и понятен детям и представлять для них интерес.

Например, зимой, обращаем внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдаем за прилетающими на участок птицами, подкармливаем их.


Наглядные пособия дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Развивать у ребенка дошкольного возраста мышление – это значит научить его устанавливать связи между предметами и явлениями, видеть различное и общее.


Технические средства обучения - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, кинофильмы, мультфильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.


Практические методы

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт, усваивают некоторые свойства материала, знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Труд в природе – как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Труд в природе организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Словесные методы

Рассказ воспитателя – это живое, яркое, эмоциональное изложение фактов, явлений, событий, описание предметов.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

Беседа – это организованный разговор на определенную тему, во время которой педагог, опираясь на знания и опыт детей, пользуясь вопросами, подводит детей к более глубокому пониманию и усвоению новых знаний и их закреплению.

Беседа является наиболее сложным методом обучения. Ход беседы, раскрытие ее содержания зависят не только от подготовленности самого педагога, но и активности детей, от их опыта, знаний. Чем меньше ребенок, тем труднее построить с ним заранее спланированную беседу. Детям младшего возраста коллективные беседы почти недоступны, так как беседа требует от малышей большого умственного и физического напряжения. Краткие беседы с малышами используются при ознакомлении с трудом взрослых и с помещение детского сада.

Беседы с детьми 5-7 лет проводятся систематически на разные темы как самостоятельные занятия. Методика проведения беседы как самостоятельного занятия с детьми старшего дошкольного возраста зависит не только от темы, содержания беседы, но и от уровня развития мышления и речи детей, от навыков умственной работы.


Чтение художественной литературы также рассматривается как один из важных методов ознакомления детей с окружающим миром.

Эффективность этого метода зависит от правильного отбора литературных произведений, как со стороны содержания, так и художественной формы. Чтобы содержание произведения донести до детей, воспитатель должен сам ясно осознать его идею, замысел, основательно поработать над техникой речи.


Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную Программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.


Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.

3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.

4. Мануйленко З.В. Методы и приемы обучения в детском саду.- М.:1960.

5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребёнка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Поэтому необходимо помочь ребёнку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребёнком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребёнка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Главная задача обучения и воспитания детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путём решения проблемных задач.

Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Важно также научить ребёнка способности видеть мир с точки зрения другого человека, преодолевать свойственный детям эгоцентризм. В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

В этом возрасте главное не допустить самостоятельного изучения малышом явлений окружающего мира. Например, дети, особенно мальчики, любят "проводить эксперименты" с огнём. Им интересно узнать, что из обихода квартиры может гореть, причём "костры" устраиваются в укромных уголках, чтобы не заметили взрослые. Пристальное внимание привлекают электрические розетки (интересно не только втыкать и вытаскивать вилку настольной лампы, но попробовать засунуть в неё, например, гвоздь). Игры с режущими предметами (ножницами, ножами) тоже очень привлекательны для ребят. Вот почему в дошкольный период нельзя ослаблять внимания к ребёнку.

Что же касается вещей, представляющих опасность для малыша в этом возрасте, то, пока не пришло время научить его ими пользоваться, продемонстрируйте эту опасность на доступных сознанию ребёнка примерах. Занимаясь со своим ребёнком, помните, что в 4-6 лет ребёнок смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит и привлекает. Он постигает мир под девизом "Хочу все знать!". Уровень развития мыслительных операций ребёнка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и зависимости. И что ориентировка в окружающем мире, является фундаментом умственного развития .

девочка ловит лепестки

Дети пятого года жизни вступают в возраст активного исследования мира, и знакомить их с многообразием явлений и объектов вокруг — ответственное, чрезвычайно важное дело. Ведь задача воспитателя — не только дать детям знания и сформировать навыки, но и развить проявления любознательности, стремление к познанию и исследованию, присущие маленьким почемучкам.

Теоретические моменты ознакомления с окружающим в средней группе детского сада

Многие педагоги и психологи считают, что дети пятого года жизни — самые шумные непоседы и пытливые любознайки во всём детском саду. И этому есть объяснение: кризис 3 лет остался позади, первичная база знаний и умений накоплена, и наступает время, когда психическое развитие ребёнка совершает качественный скачок. 4–5 лет — возраст неугомонных почемучек, маленькому исследователю мира необходимо знать не только, что происходит вокруг, но и почему и зачем.

Если ребёнок 4–5 лет задаёт большое количество вопросов, это говорит о том, что он развивается нормально.

Если не поддерживать и не развивать в ребёнке этого возраста познавательную активность, она значительно снизится, что скажется негативно на дальнейшем овладении знаниями в детском саду и школе. Поэтому так важно правильно организовать работу по ознакомлению с окружающим миром именно в средней группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Девочка в шляпке, над ней в воздухе нарисованы вопросительные знаки

Четырёхлетки — маленькие почемучки, и взрослые обязаны доступно отвечать на их вопросы

  • развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • расширение опыта ориентировки в окружающем;
  • сенсорное развитие;
  • становление сознания;
  • ознакомление с природой и природными явлениями;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля и элементарных экологических представлений.

Девочка рассматривает жёлтые цветы через лупу

Экологическое воспитание детей пятого года жизни строится на познании связей между природными явлениями и объектами

Все эти цели становятся актуальными в средней группе. Стремительное развитие мыслительных процессов делает возможным усвоение информации, которая была сложна год назад.

Задачи

Значительно усложняются задачи, которые необходимо осуществить педагогу в этой образовательной области:

  • На первый план выходит не только усвоение новых знаний и выработка навыков, но и воспитание познавательной активности, желания узнавать новое.
  • Детей учат простейшему сравнительному анализу, умению группировать и систематизировать предметы по определённому признаку, производить сериации (выстраивать ряды из 5–7 предметов по убыванию или возрастанию общего признака).
  • Приобретает большое значение развитие пространственного ориентирования, то есть представлений о положении в пространстве предметов, их частей, а также обогащение словаря словами, которые обозначают положение предметов и деталей относительно друг друга.
  • Начинается работа по формированию умения устанавливать взаимосвязи между явлениями в общественной жизни и природе.
  • Даются первоначальные представления о малой родине, Отечестве, народе, общественных праздниках, традициях.
  • Представления детей о значимых явлениях и сторонах жизни человека (семья, жильё, профессии) углубляются, расширяются и совершенствуются.

Мальчик и девочка в осенней одежде гуляют по улице

Любовь к Отечеству начинается с любви к своей маленькой родине, городу или селу

Приёмы, используемые во время занятий

Методические приёмы по ознакомлению с окружающим миром делятся на 3 основные группы:

  1. Словесные:
    • беседа;
    • рассказ;
    • пояснение;
    • чтение художественных произведений.
  2. Наглядные:
    • демонстрация картин, слайдов, макетов, муляжей;
    • рассматривание натуральных объектов (природного материала, предметов);
    • наблюдение, экскурсия (эти виды деятельности в средней группе можно вынести на прогулку, посвятив её почти целиком теме занятия).
  3. Практические (опыты, упражнения, действия с предметами).

Игровая комната в детском саду

Стимулировать ребёнка к моделированию ситуаций из жизни призвана богатая развивающая среда в группе

Замечательно, если просмотрев несколько раз, как педагог моделирует ситуацию или явление, дети сами захотят его повторить. Например, отобразить путешествие капельки воды из облачка на землю в виде дождя, рост цветов, которые напоил дождь. Простое выкладывание картинок на панно даст малышам гораздо больше, чем рассматривание иллюстраций или схем. Ведь, занимаясь моделированием, они создают картину мира сами.

Среди практических приёмов важное место занимают игровые. Это и дидактические игры, и элементы ряжения, театрализации, сюжетной игры (дети представляют себя работниками разных профессий, имитируют поведение лесных и домашних зверей, передают настроение осенней берёзки, весеннего ручейка и даже самолёта, летящего в небе). Поскольку воспитатель четырёхлеток имеет дело с фантазёрами, которые любят всё необычное, то игры для ребят средней группы должны не только закреплять уже изученное, но и подталкивать к новым открытиям.

Радостные дети сидят на полу, подняв руку вверх

Игровые приёмы — одни из самых любимых у дошкольников

Большое значение в образовательной работе приобретают упражнения и приёмы, стимулирующие логическое мышление дошкольников, память, внимание:

Все эти упражнения и приёмы используют как на занятиях, так и в свободной деятельности. Главное, чтобы они проводились педагогом эмоционально, в хорошем темпе, были подкреплены поощрением, верой в способности ребят.

Ребёнок изображает удивление

Чтобы ребёнок слушал воспитателя, не отвлекаясь, необходимо сообщать ему интересную информацию и эмоционально её подавать

Все знания, которые даются детям на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, основываются на принципах научности и природосоответствия.

Неотъемлемой частью работы является совершенствование сенсорного, то есть осуществляемого с участием всех органов чувств, восприятия. Её можно включать как в занятия, так и другие виды деятельности: исследовательско-экспериментальную, изобразительную, двигательную. Изучение цвета и формы, фактуры, свойств материалов, их применения расширяют представления детей о предметном мире, дают представление о его многообразии, развивают пытливость и сообразительность.

Девочка играет с яркими игрушками

Сенсорное развитие детей важно не только в раннем возрасте

Подготовка и проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе ДОУ

Ознакомление с окружающим миром ведётся по 3 основным направлениям:

  • Ознакомление с социумом (формирование представлений о себе и других людях, мире создаваемых ими предметов).
  • Ознакомление с природой.
  • Формирование представлений о малой родине (город, село, деревня, край) и Отечестве (страна, её символы).

Дети стоят, держа в руках рисунки с изображениями Кремля

Важно знакомить дошкольников с символами нашей Родины

Немаловажно, как спланирует педагог эти компоненты в течение года. Уделить внимание необходимо всем разделам, и тут на помощь воспитателю придёт блочно-тематическое планирование. Работа с детьми в нём разделена на тематические блоки (1–2 недели), в зависимости от темы блока планируются занятия, дидактические игры, беседы и прочие виды занятости. Занятия по ознакомлению с окружающим планируются раз в неделю, причём чередуется изучение природы, предметного мира, патриотическая тематика. Это позволяет выполнить требования программы и обогатить кругозор детей знаниями о самых различных явлениях и объектах.

Таблица: пример календарно-тематического планирования занятий по ознакомлению с окружающим миром в средней группе (фрагмент)

Структура занятия

Какой бы разнообразной и интересной ни была деятельность детей в течение дня, занятия остаются основной формой организации образовательного процесса. Ведь именно они позволяют осуществлять работу систематически, планомерно, организованно.

По санитарным нормам, с детьми пятого года жизни в день можно проводить не более 2 занятий в первую половину дня. Их длительность не превышает 20 минут, а структура имеет такие составляющие:

Поскольку детям пятого года уже присуща некоторая критичность своих действий, их можно спрашивать не только о том, что удалось, но и что не получилось, вызвало трудности. Однако общий итог занятия должен быть положительным и оптимистичным, вызывающим у детей уверенность в своих силах, желание осваивать новые знания.

Мотивация познавательной деятельности и организация начала занятия

Интерес ребят пятого года жизни к познанию окружающего настолько велик, что иногда их и мотивировать не надо. Новый необычный предмет (механическая или музыкальная игрушка, коллекция природного материала, к примеру, перьев) сразу вызывает у них множество вопросов, желание потрогать, обследовать, узнать побольше. Однако в силу слабого контроля за своими эмоциями дети средней группы могут выкрикивать, толкаться, то есть вести себя неорганизованно, что мешает усвоению материала. Начало занятия в средней группе должно не только мотивировать, но и организовывать детей.

Дети и воспитатель стоят вокруг полотна с вырезанными геометрическими фигурами

Новая интересная игра сразу привлечёт внимание дошкольников

Чтобы избежать неприятных моментов, нужно:

Мотивировать и увлечь ребят могут также:

    Появление сказочного или другого необычного персонажа, который пригласит их в путешествие или сообщит полезную информацию. Волшебница, красавица Весна, лесная Фея и даже Робот, который расскажет им о своих друзьях — бытовых приборах, в этой ситуации предпочтительнее, чем Колобок или зайчик, поскольку дети взрослеют и испытывают интерес к новым героям.
    Появление зайчика будет уместно, если он пришёл к детям за помощью: лиса выгнала его из избушки. Воспитательный момент: лису нельзя выгонять просто так, ей тоже нужно жильё. Но, поскольку её дом растаял, строить его нужно из крепких материалов для любого времени года. Таким образом, чтобы помочь герою, детям нужно вспомнить и сравнить свойства различных материалов (бумаги, картона, дерева, ткани) и выбрать самый подходящий для строительства.

К детям на занятие пришла волшебница

Даже если на занятие приходит сказочный персонаж, знакомить он должен с реально существующими предметами и объектами

Таблица: пример конспекта занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

  • Как называется комната, где снимают верхнюю одежду, обувь? (Прихожая).
  • Где мы готовим еду? (На кухне).
  • Где мы умываемся, принимаем душ? (В ванной).
  • Как называют комнату, где мы отдыхаем ночью? (Спальня).
  • Мы построим новый дом (стучат кулачком о кулачок),
    Хорошо жить будет в нём (руки на пояс, повороты в стороны)!
    Вот такой высокий (руки вверх)!
    Вот такой широкий (руки в стороны)!
    С окнами большими (изображают в воздухе круг),
    Крышами крутыми (рисуют в воздухе треугольник)!
    И по лестнице войдём
    В наш красивый новый дом (ходьба на месте)!
  • щенка — в будку;
  • птенца — в гнездо;
  • белку — в дупло и т. д.
  • О чём сегодня мы говорили на занятии?
  • Кто пришёл к нам в гости?
  • Какой дом у улитки?
  • А у человека?
  • Кому мы сегодня помогли?
  • Какую пословицу выучили?

Работа с календарём природы

Хорошим подспорьем в работе по закреплению знаний о природе, погодных явлениях является календарь природы. В нём дети средней группы могут отмечать:

  • время года;
  • день недели;
  • состояние погоды на сегодня.

Всё это они делают, располагая стрелочки напротив соответствующего деления на кругах, символически изображающих год, неделю, погодные явления. Готовые календари наблюдений за погодой в большом количестве и различных модификаций есть в продаже, и педагог всегда может выбрать наиболее удобный в работе и полезный для детей. Кроме кругов года, недели на календаре природы могут находиться окошки из пластика. В них дети вставляют изображение объекта, который видели на прогулке (воробья, рябины, сосульки).

Многие календари природы снабжены карманами для размещения рисунков и других работ воспитанников на природоведческую тематику.

Календарь наблюдений за погодой на целый месяц в средней группе ещё не ведут, однако можно заносить в специальные полоски погодные явления за неделю. Полоски делят на 5 частей по количеству дней недели и помечают цветами спектра: красный — понедельник, оранжевый — вторник и т. д. После прогулки и наблюдений за погодой дети отмечают её состояние, вклеивая или рисуя специальный значок в окошке нужного дня недели.

Фотогалерея: образцы календарей природы для средней группы

Ознакомление с окружающим как тема развлечения в ДОУ

Под досугом обычно понимают виды деятельности, которыми дети занимаются самостоятельно, вне занятий. Во время досуга они отдыхают и эмоционально разгружаются, сбрасывают напряжение, которое неизбежно возникает в течение дня при выполнении всех режимных моментов. Одной из форм организованного досуга является развлечение. Воспитатели, музыкальный и физкультурный руководители совместно организовывают развлечения в ДОУ, стремясь доставить детям радость, вызвать у них эмоциональный отклик на музыкальные и художественные произведения, дать малышам возможность выплеснуть энергию в спортивных соревнованиях.

Развлечения проводятся в средней группе детского сада вечером 1 раз в неделю, длятся они около 20 минут, как и обычное занятие. Тематика развлечения может отражать события общественной жизни, сезонные изменения в природе. Некоторые развлечения бывают приурочены к знаменательным датам: Дню космонавтики, дням рождения выдающихся писателей, поэтов.

Развлечение по ПДД в детском саду

Правила дорожного движения могут стать темой увлекательного развлечения в ДОУ

Читайте также: