Методические рекомендации по критериальному оцениванию для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня в России в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Традиционно в дидактике под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов образования учащихся с планируемыми целями.

[Педагогика: для бакалавров и специалистов / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с. ]

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Основные функции оценки –нормативная функция, информативно-диагностическая, карательно-поощрительная функция.

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование

достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Оценивание на уроке, проводимого в рамках системно-деятельностного подхода, реализуемого в рамках ФГОС ООО, является постоянным процессом, который естественным образом интегрируется в урок. Оценивание должно быть критериальным, где основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Несмотря на все достоинства существующей системы оценивания наблюдаются существенные недостатки :

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.

Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

Таким образом, существующая практика оценивания не соответствует требованиям ФГОС ООО.

Это несоответствие практики и новых требований стандарта к проведению оценивания приводит к следующимпротиворечиям:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. А оцениваются только предметные; [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 ]

развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оцениваются достижения школьника только во время урока;

цель оценивания – способствовать развитию ребенка, но реально проводится оно с целью констатации факта его обученности.

Исходя из вышеперечисленного и анализируя сложившуюся ситуацию, была создана рабочая группа по изучению и внедрению критериального оценивания в учебный процесс экспериментальных классов. В 2016-2017 учебном в 1 г классе осуществлялось формирующее оценивание, а в 2017-2018 учебном году Ольга Владимировна работала в экспериментальном классе, в котором осуществлялось критериальное оценивание по 10-балльной системе по авторсокой методике педагога.

Востребованным оказался такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Критериальное оценивание делится на два вида: формативное и суммативное. [Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы)/ Матвеева Елена Ивановна, Патрикеева Ирина Евгеньевна, Панкова Ольга Борисовна]

В последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?

Если представить, что дети - цветы …

Суммативная оценка растений – это просто их измерение. Может быть

интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Формативная оценка - эквивалент уходу и поливу, соответствующему

потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

(Министерство образования Новой Зеландии, 2009) .

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.

Оно вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание; обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознавать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать; укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе; вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания [Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. , с. 18–19].

Общая логика оценивания может быть представлена следующим образом [Битянова М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В Меркулова., Т.В. Беглова [и др.]. –М.: Сентябрь, 2015. – 208 с]

Педагог описывает

Ученик понимает

Критерий и его содержание

(Какой результат оцениваю?)

Чему учусь? Что развиваю?

Уровни (Какой шкалой пользуюсь?)

Как фиксируются мои результаты?

Характеристику каждого уровня (По каким признакам я определяю проявление того или иного уровня?)

Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?

Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?

В результате применения формирующего оценивания в 1-г классе, в котором Яковлева О.В работала учителем и классным руководителем, появилась возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Появилась возможность корректировать деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

С учащимися 1 –г класса, в котором безотметочное обучение, были проведены диагностические работы, по окончании которых учащиеся могли по дескрипторам в упрощенной системе, соответствующей возрастной категории детей, оценивать свои умения и навыки. Данный вид деятельности позволил внести в процесс оценивания знаний учащихся информационно-диагностическую функцию.

Таким образом, использование критериального оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Самооценивание способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей.

Мной были разработаны листы самооценки для учащихся: лист самооценки устного ответа на уроке, прочтения стихотворения, листы самооценки различных видов работ на уроке (парная, групповая), листы самооценки к контрольной работе. А также разработаны критерии оценивания различных видов деятельности учащихся на уроке и оценочные карты по предметам за год.

Данный вид работы на каждом уроке позволил первоклассникам адекватно оценивать свои ответы и возможности, увидеть и проанализировать ошибки и недочеты. В результате такой многогранной работы в конце года были получены следующие итоги по диагностическим работам:

Анализ диагностических работ по литературному чтению
в 1-г классе

Анализ диагностических работ по литературному чтению
в 1-г классе

Анализ диагностических работ по русскому языку
в 1-г классе.

Как видно из сравнительной характеристики результатов, количество учащихся с низким уровнем усвоения программных требований стало меньше.

Таким образом мы увидели практическую значимость критериального оценивания.

Правила критериального оценивания

1.Базовый уровень (безошибочно) – максимально – 8 баллов;

2.50% задания повышенного уровня –– 9 баллов;

3.Задания творческого характера, 100% задания повышенного уровня – максимально – 10 баллов;

4.Учительский +1 балл к отметке за ответ;

5.Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге;

6.За задания, на первичное закрепление при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает знаниями и умениями по теме и имеет право на ошибку;

7.За проверочную (контрольную) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку;

8.Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку;

10. Возможность получения и накопления бонусных баллов за нестандартный подход к выполнению заданий и привлечение внепрограммных материалов, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях;

11.Оценивается только работа учащегося.

12.Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

13.Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

14.Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Работая над проблемой введения критериального оценивания в своем классе, Яковлева О. В. как учитель столкнулась с рядомпроблем.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.

Преимущества критериального оценивания.

Сравнение собственных достижений с эталоном.

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

улучшить качество преподавания;

выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

получать доказательства уровня обученности ребенка;

отслеживать прогресс в обучении ребенка;

обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

видеть динамику успешности отдельных учащихся и класса в целом.

Завучу:

анализировать результативность педагогической деятельности учителей и динамику успешности учащихся.

Директору:

получать разноплановую информацию о ходе учебного процесса в образовательном учреждении.

Сущность оценивания и в том числе критериального в образовательном процессе должна быть прежде всего нацелена на то, чтобы способствовать возможности ученика улучшению своего обучения. Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. Прибавление, а не уменьшение.

Запись результатов оценки должна помогать учителям, учащимся и родителям ответить на следующие вопросы:

• Что изучил учащийся?

• Что еще он должен изучать?

• Какие шаги он должен принимать для развития? Стимулирующая и контрольная функция отметки должна быть в тесном единстве. Если это единство нарушается, то отметка перестает регулировать учебное поведение ученика. Ученик тогда не реагирует на плохие отметки, всячески подчеркивает к ним свое безразличие, теряет интерес к учению и стремится найти себя в других видах деятельности. В этих условиях контролирующая и стимулирующая функции отметки порождают либо боязнь плохой отметки, либо пренебрежение к ней. Совершенно очевидно, что и в том и в другом случае отметка перестает играть свою основную роль.

Ученик больше ценит процесс работы, а учитель - ее конечный результат. Конечно, процесс подчинен результату. Если ученик мучительно думал над задачей (что для него ценно), но все-таки ее не решил, то учитель не может выставить ему высокую отметку. Но вот оценить это мучительное раздумье, поиск путей решения задачи - необходимо.

Необходимо содействовать пониманию учителями характеристик и особенностей различных видов оценивания, способствовать умению разрабатывать критерии и дескрипторы. Придерживаться единых дескрипторов для каждой возрастной группы учащихся.

Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. В рамках этой системы стало возможным.

заседания кафедры учителей начальных классов, воспитателей ГПД

от 24.01.2018 года

Присутствуют: 19 человек

Повестка дня:

1.Воскобойникову И.В. – руководителя кафедры учителей начальных классов и воспитателей ГПД. Она представила личный опыт внедрения 10-балльной критериальной системы оценивания во 2-б классе в 2017-2018 учебном году. Озвучила преимущества критериального оценивания.

Никитину А.А. – учителя начальных классов. Она представила шкалу соответствия и перевода баллов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Недостатки пятибалльного оценивания:

Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамику

Отношения учитель – ученик определяются контролирующей функцией учителя

Отношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оценивания

Ученик не учится контролировать себя сам

Критериальное оценивание

Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Мероприятия по внедрению критериального оценивания в процесс обучения

Создание единой политики оценивания в школе;

Создание нормативно-правовой базы;

Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания;

Определение процедур оценивания;

Разработка технологии проведения урока с использованием критериального оценивания.

Принципы критериального оценивания:

Гибкость и вариативность;

Естественность процесса контроля и оценки.

Функции отметки при критериальном оценивании:

Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты

Определение границ знания-незнания

Определение направления коррекционной работы

Оценивание личной динамики учащихся

Мотивирование учащихся к обучению

Формирование действий контроля и оценки

Виды контроля:

По субъекту контроля:

По месту в учебном процессе:

Виды оценки:

Главное качество всех видов оценки – содержательность (критериальность).

Правила оценочной безопасности:

Не скупиться на похвалу.

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

Ставить перед ребенком только конкретные цели.

Не ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.

Учитель! Начни с собственной самооценки.

Этапы формирования оценочной деятельности

Постановка задачи ( что предстоит сделать и где можно использовать данный навык);

План деятельности (алгоритм, шаги деятельности);

Выработка дальнейших действий.

Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников

Что делает учитель

Выделяет, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;

Подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык;

Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм;

Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке;

Помогает ученику построить план дельнейшей деятельности.

Что делает ученик

Вместе с учителем определяет план своей деятельности на уроке;

Осваивает алгоритм действия или проговаривает шаги своей деятельности;

Совместно с учителем определяет критерии оценивания;

Оценивает свою работу;

Вырабатывает план своей дальнейшей деятельности.

Алгоритм выработки критериев

При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;

Выделить формируемое умение;

Определить пошаговые операции выделенного умения;

Из пошаговых операций выделить критерии;

Составить таблицу критериев.

В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.

При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков.

учитель выполняет контролирующую функцию;

отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;

Но проблемы эти можно решить, причём успешно. В своей практике мы успешно применяем альтернативную систему контроля и оценивания успешности учащихся начальной школы. Одна из форм оценивания в нашей школе это - критериальное оценивание. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащихся с чётко определёнными, заранее известными критериям.

В чём преимущества критериального оценивания?

Для примера - лист оценивания по математике:



Оценивание для обучения на уроках

Чтобы внедрить идеи о формирующем оценивании в свою деятельность, в первую очередь необходимо обдумать то, над чем вы работаете. Обсуждения с коллегами и наблюдения на уроках друг друга могут дать пищу для подобных размышлений.

Сотрудничество с группой, подвергающейся введением похожих инноваций, необходимо. Общие наблюдения, обмен идеями и опытом о полученном прогрессе, могут быть полезными, как для тактики, так и на стратегическом уровне. Поддержка коллег особенно важна для преодоления первоначальных сомнений, когда вы берете на себя риск изменить культуру и ожидаемые результаты аудиторных занятий.

Работа любой группы, исследующей нововведения, является инвестированием в деятельность всей школы, поэтому помощь не должна носить характер снисхождения при своеобразной деятельности. Напротив, подобная работа должна быть включена в план улучшения работы школы, ожидая, что после оценивания работы группы последует распространение богатого практического опыта.

Возможность применения критериального оценивания на данном этапе в работе учителя начальных классов.

Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использованияв начальной школе.

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

-Воду нельзя загрязнять

-Без воды нет жизни на планете

-Вода может переходить из одного состояния в другое

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Мне было интересно…

Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок

Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке

при безотметочном обучении

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

Балловая оценка

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% - среде – высокий уровень

50 -74% - средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

 нижняя ступенька - не понял,

 вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

 верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

 зеленый – я умею сам,

 жёлтый – я умею, но не уверен,

 красный - нужна помощь.

Задание 5. (15-20 минут) Практическое задание. Разработать критерии оценки к учебному заданию.

Возможные риски

1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведения анализа результатов.
2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.
3. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.
4. Недостаточная теоретическая подготовка некоторых педагогов по основным вопросам критериального оценивания, отсутствие у них практических навыков для внедрения этой системы.
5. Отсутствие должного контроля и поддержки со стороны администрации школ при внедрении критериального оценивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель начальных классов:

Сыромятова К.А.

Все наши замыслы, все поиски и построения

В.А.Сухомлинский .

Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

учитель выполняет контролирующую функцию;

отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации. В основе традиционной системы оценивания лежит н ормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребѐнка, развить в нѐм желание учиться, трудиться и сделать его успешным. Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.

В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.

Что такое система оценивания ? Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного

процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательногопроцесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

Что такое критерии? Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения – критериями

Каждый критерий обозначается буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и известно заранее.

Зачем нужны критерии оценки?

Для учителей:

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Для учащихся:

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Для родителей:

Получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

Отслеживают прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивают ребенку поддержку в процессе обучения;

Устанавливают обратную связь с учителями и администрацией школы;

Помогают быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:

стимулировать учащихся;

мотивировать на достижение успеха;

помогать учиться на своих ошибках;

определять наличие тех или иных умений;

формировать действия самоконтроля и самооценки.

Критериальное оценивание включает в себя:

Формативное оценивание Formative (формирующее / текущее)

По ходу обучения;

Даёт обратную связь;

Помогает ученикам скорректировать свою работу;

Помогает учителям планировать свою работу.

Констатирующее оценивание Summative (итоговое)

Обычно в конце темы, раздела;

Даёт заключительное суждение;

Даёт возможность ученикам показать, чему они смогли научиться.

Формирующее оценивание – это

Текущий уровень усвоения знаний и навыков;

Устранение пробелов и недочетов;

Количество вне регламента;

Без учета при итоговой отметке.

Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии оценивания устного ответа:

Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;

Использование научной терминологии в контексте ответа;

Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;

Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Критерии оценивания доклада:

Содержание раскрывает тему ;

Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;

Оформление реферата соответствует требованиям;

Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;

Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)

Критерии оценивания выполнения таблицы:

Полное заполнение граф таблицы;

Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

Эстетичность оформления работы.

Критерии оценивания эссе:

Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения;

Аргументы соответствуют проблеме;

Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка

Успех или успешность учеников в обучении важно уметь планировать. Для достижения успеха учениками учителю необходимо осуществить не только поэтапное планирование проведения урока и пошаговое его осуществление, но и мотивировать пошаговое освоение и закрепление учебного материала каждым учеником, т.е. составить алгоритм достижения успеха (ожидаемых результатов). Кроме того, учитель должен уметь планировать использование техник формативного оценивания после проведения запланированных одного или нескольких шагов достижения успехов. Одним из основных приёмов формативного оценивания является критериальное оценивание.

Для того, чтобы выделить критерии, я подумала, что для меня является ценным, какие изменения я хочу увидеть и почему. На основании своих размышлений я выбрала критерии, по которым оценю класс: уровень владения критическим мышлением, уровень мотивации, психологический климат в классе. На выбор данных критериев повлияли теоретические знания, связанные с важностью формативного оценивания для обучающихся, диалогового обучения, использованием информационно-коммуникативных технологий, созданием атмосферы сотрудничества.

Ранее мои дети, безусловно, мыслили критически, но на каком уровне? Определить это мне поможет таксономия Блума, с которой я познакомилась на курсах повышения квалификации. Чаще всего они мыслили на уровне знаний и понимания, иногда применения. Конечно, в моей практике имели место задания и более высокого уровня: головоломки, ребусы, творческие задания, задачи на логическое мышления и применялись разные стратегии критического мышления.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Перечень техник большой, но в данном случае я предлагаю описание некоторых из них которые я использую в своей работе.

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

• Воду нельзя загрязнять

• Без воды нет жизни на планете

• Вода может переходить из одного состояния в другое

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

• Мне было интересно…

• Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

Балловая оценка

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% - среде – высокий уровень

50 -74% - средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

• нижняя ступенька - не понял,

• вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

• верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

• зеленый – я умею сам,

• жёлтый – я умею, но не уверен,

• красный - нужна помощь.

Заключение. Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультант. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.


Система контроля и оценки позволяет установить степень достижения планируемых результатов начального образования – сформированность предметных и метапредметных умений младшего школьника.

В начальной школе проводится текущий, тематический, итоговый контроль, промежуточная аттестация обучающихся (2-4 классы). Особое место занимает входная диагностика (2-4 классы) и итоговая комплексная контрольная работа (ИККР, 1-4 классы), которая выполняет важную функцию при формировании портфолио выпускника. Портфолио достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и играет важную роль при переходе ребенка в 5-й класс.

Текущее оценивание (устное, письменное, комбинированное) в начальной школе проводится с целью постоянного контроля за успешностью обучения, своевременного обнаружения пробелов в знаниях отдельных учеников, устранения этих пробелов, предупреждения неуспеваемости обучающихся. Текущее оценивание в начальной школе может проводиться в форме устных опросов, чтения текста или стихотворения наизусть, беседы по содержанию прочитанного, словарного и математического диктанта, списывания, текущих, практических, проверочных, самостоятельных работ, диктантов и др.

Тематический контроль – различные виды контрольных и проверочных работ (письменных и устных), которые проводятся в учебное время и предназначены для оценивания уровня и качества освоения учеником всего комплекса учебных задач по изученному разделу или теме. Форму тематического контроля определяет учитель с учѐтом контингента обучающихся, содержания учебного материала, календарно-тематического планирования и используемых им образовательных технологий.

При планировании проверочных и итоговых работ следует учитывать учебно-методический комплект. В один учебный день в классе проводится одна письменная контрольная работа, а в течение недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели.

Итоговый контроль. Итоговые годовые контрольные работы проводятся по математике и русскому языку в конце апреля – 1 класс, май 2-4 класс и включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении отметки за год. В конце каждого года обучения проводится итоговая комплексная контрольная работа.

Критерии цифровой оценки (отметки).

 отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;

 не более одного недочета;

 логичность и полнота изложения.

 использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;

 самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения;

 наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;

 не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;

 незначительные нарушения логики изложения материала;

 использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

 отдельные неточности в изложении материала.

 не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

 не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

 отдельные нарушения логики изложения материала;

 неполнота раскрытия вопроса.

 наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

 более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;

 нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

 работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение.)

Словесная оценка - это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Она позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Читайте также: