Методические рекомендации логопеда в доу

Обновлено: 02.07.2024

Методическая разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Проводится с целью формирования навыков грамотного чтения, в форме конкурсной программы.

Проект направлен на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет) в условиях детского сада. Рассчитан для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Публикация будет интересна учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и другим специалистам.

Статья содержит практический опыт коррекционной работы учителя-логопеда с использованием камешков марблс. В разработке представлены авторские пособия для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Материал направлен на формирование правильного звукопроизношения, развитие словаря и связной речи. Может использоваться учителем-логопедом, дефектологом, воспитателями логопедических групп в условиях ДОУ на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

В статье представлены авторские комплексы динамической дыхательной гимнастики, которые соотносятся с тем или иным лексико-тематическим циклом и могут быть использованы в качестве коррекционного средства при формировании навыков темпо-ритмической организации речевого общения дошкольников, страдающих расстройствами дыхания. Публикация будет интересна для логопедов, воспитателей логопедических групп.

Логопедический проект по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго - третьего уровней.

Программа предназначена для работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шахтерское ДОУ комбинированного типа № 7 теремок

управления образования администрации города Шахтерска

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ - ЛОГОПЕДАМ ДОУ

Комплексно - тематический метод в коррекции речевых нарушений.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать игровой комплексно — тематический метод организации занятий.

Сюжетно — тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психологическим данным, так как в игре максимально реализуется потенциальные возможности детей.

Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе своего медико - психолого - педагогического коллектива (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры) и единства требований, предъявляемых к детям.

Работа организуется поэтапно по следующим разделам:

коррекционно - логопедическая работа;

общее моторное развитие;

художественно — творческая деятельность;

коррекция эмоционально - личностной сферы Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении

учебного материала способствуют спонтанном> 7 развитию связной речи, поддержанию положительного состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Все занятия ориентированны на психологическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Отличает эти занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков то, что они подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае это игра, в другом — занятие - спектакль, в третьем они учителя, а не ученики.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи.

в других вымышленные герои сюжетов

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, что такое хорошо и что такое плохо, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывать чувство прекрасного.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

Тема занятия также сообщается в игровой форме, что позволяет плавно и незаметно перейти к самой теме занятия.

Сегодня вместе с Самоделкиным будем изучать звук С.

На следующем этапе занятия реализуются следующие задачи:

уточняется артикуляция изучаемого звука;

— - находится образное сравнение звука (звук Ш - шум ветерка, листьев, шипение гуся;

звук Ц - цокание белочки, свист синички);

звуки обозначаются цветовыми символами и определяется их место в звуко-буквенном городе (В Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить)

На следующем этапе занятия основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации), автоматизация изучаемого звука в слоговых сочетаниях и словах. Произношение слоговых рядов обычно сочетаются с развитием интонационной выразительности речи, мимики. Слоговые сочетания произносятся вместе с персонажем занятия: с Вини — Пухом дети повторяют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков.

Даже решаются следующие задачи:

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

уточнение и расширение лексического запаса;

овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов:

— - развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей базируются на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Звуково-слоговый анализ и синтез - это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Вводятся они в разные части занятия - там, где это вызовет наибольший интерес у детей (начало, середина или заключительная часть занятия).

Дети составляют схемы из звуковых символов, подбирают другие слова к данной схеме слова из звуков, слогов; предложения из слов. На более поздних этапах дети отгадывают слова по первым звукам картинок

(мухомор астра колокольчик)

решают ребусы и кроссворды.

Динамическая физкультминутка обычно тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные их задачи — это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Физкультминутки желательно проводить под музыку, т.к. музыка и

ритмичные упражнения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Кроме динамических логоритмических упражнений часто используем мимические упражнения, гимнастику для глаз, пальцев или психофизическую гимнастику, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчелы и т.д.). Часто включаем разнообразные массажи: спины, ступни и пальцев ног, лица или биологически активных зон.

Основная часть занятия — это совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма Попутно решаются следующие задачи:

развитие воображения и творческой фантазии;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов. Используются разнообразные методы: составление рассказов - каламбуров,

сочинение стихов чистоговорок, рассказов - этюдов. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).

Если позволяет время, то включаем пересказы детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий. Для этих заданий наиболее подходят сказки Г.Юдина, которые помогают попутно решать задачи нравственно-этического воспитания детей.

На каждом занятии много внимания уделяется формированию лексико- граматических конструкций предложений, решая следующие задачи:

установление лексико-граматических отношений между членами предложения;

актуализация накопленного словаря;

формирование связности и четкости высказываний;

работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

анализ и синтез словестного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Но главное, о чем необходимо помнить, - ЗАНЯТИЕ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА ДОЛЖНО БЫТЬ ДОБРЫМ !

Анастасия Попова

21. Задачи для составления конспектов
Картотека символов для учета нарушений
Символы для учета нарушений
Фонетический алфавит
Формулировка задач в конспекте (образовательные и коррекционно-развивающие)
Основные направления психологической работы

Анастасия Попова

22. Памятка родителям.
Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)
Памятка родителям для организации занятий с детьми ОНР
Совместная работа логопеда с родителями
Анкета родителям
Анкета для родителей
Памятка родителям заикающегося ребенка
Анкета для родителей "Изучение диалогической речи детей средствами театрализованной деятельности"
Памятка родителям "Как отвечать на детские вопросы"
Анкета для раннего выявления нарушений слуха у детей и оценки динамики развития детей со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами

Анастасия Попова

23. Портфолио профессиональной деятеьности педагогического работника

Положение о портфолио индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений

Анастасия Попова

24. Оформление группы "Подсолнушки"

Режим дня
Сетка занятий
Меню
Наше меню

Анастасия Попова

Анастасия Попова

26. Буклеты Сапельниковой Л. Е.
1. Взаимодействие всех специалистов в работе ДОУ
2. Артикуляционная гимнастика. Что это такое?
3. Развиваем внимание ребёнка
4. Детский невролог? Кто это?

Анастасия Попова

27. Материал для уголка логопеда

Анастасия Петрова

Анастасия Петрова

Анастасия Петрова

Анастасия Петрова

Анастасия Петрова

Анастасия Петрова

27. Материал для уголка логопеда

Анастасия Петрова

Анастасия Попова

32. Работа над лексикой.
О позе при письме, ручке и бумаге
Нетрадиционные художественно – графические техники.

Анастасия Попова

Содержание образовательного процесса в логопедической группе определяется специальной (коррекционной) программой и программой дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, структуры речевого нарушения, уровня психофизического развития и т.п.).

Для организации работы в данной группе в штат дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) вводится должность (одна ставка) учителя-логопеда (далее - логопед). К работе с детьми, имеющими речевые нарушения, привлекаются воспитатели, профильные специалисты, медицинский и обслуживающий персонал.

Логопед является ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу в логопедической группе, так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.

Распределение рабочего времени логопеда

Логопед проводит разные типы занятий:

- индивидуальные (отдельно с каждым ребенком);

- подгрупповые (с подгруппой, 2-3 ребенка и более);

- фронтальные (со всей группой детей).

Он составляет график работы, исходя из того, что его недельная нагрузка – 20 часов. Логопед работает 5 дней в неделю, как правило, с 9 час. до 13 час., из них 3 час. 30 мин. отводится на различные виды занятий с детьми, а 30 мин. выделяется на ведение документации, на проведение организационных мероприятий. Один раз в неделю логопеду рекомендовано работать во II смену для проведения консультаций с родителями.

Читайте также: