Актуальность изучения математики в школе

Обновлено: 04.07.2024

С самого раннего возраста начинается всестороннее воспитание будущих граждан современного общества. Реализация этой ответственной задачи возложена на дошкольное образование. Воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных организациях, направлен на умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание детей.

Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических. Умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения формируется на протяжении всего детства, но дошкольные годы играют наиболее важную роль в этом процессе. Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач, измерению различных величин по вопросам математического развития детей дошкольного возраста отражают и проблему готовности ребенка к школе. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме.

Игра - основной вид деятельности дошкольников и является самой привлекательной деятельностью для детей, так как в ней они ощущают свободу. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В развивающих играх и упражнениях у дошкольников создается интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение.

Особое внимание по формированию элементарных математических представлений следует уделять индивидуальной работе с детьми.

Если в игре ребёнок, действуя с предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребёнка бездействует.

Поэтому очень полезны игры, в которых дети действуют: собирают, разбирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. д.

Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Особенностью развития дошкольников является то, что его восприятие носит предметный характер, т. е. все свойства предмета : например цвет, форма, величина не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом и считает нераздельно принадлежащим ему. Поэтому основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно лучше усваивали большой объём знаний. Поэтому необходимо использовать развивающие игры, так как в процессе игры ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает внимание, память, мышление. Обучая детей в процессе игры, нужно стремиться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения.

В качестве наглядного материала в процессе организованной образовательной деятельности используется иллюстрации и плакаты, дидактический материал, развивающие игры и упражнения с учётом возрастных особенностей детей. Поскольку все дети обладают своими свойственными качествами и уровнем развития. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!

Проблему формирования математических представлений у дошкольников в разные периоды изучали известные ученые педагоги, методисты Л. А. Венгер, А. М Леушина, Т. А. Тарунтаева, А. В. Белошистая, Ж. Пиаже, П. С. Сагымбекова, Н. И. Пустовалова и др.

Результаты научных исследований показали, что для успешного обучения математике дошкольников необходима связь с окружающей жизнью и использование таких средств, которые позволяли бы проявлять интерес к изучаемому предмету. Многие исследователи (Н. Я., Большунова Т. А., Шорыгина Т. И. Ерофеева и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей, которым и была включена сказка.

В своих работах они отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Дети любят решать задачи. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.

Задачи-сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачу, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце. Вопросы в задачах разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени.

В математических задачах-сказках используются самые разнообразные сюжеты, жизненные ситуации, в которых описываются действия с предметами окружающей действительности: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Слушая такие задачи-сказки, решая их, дошкольники проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и всё-всё-всё, что нас окружает.

Используя сказки в процессе обучения математике, основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, как закрепление полученных знаний.

Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности посредством логико-математических игр Представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя Курбановой Г. Ф. «Формирование элементарных математических.

Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Проект модели предметно-пространственной среды для формирования элементарных математических представлений в ДОУ Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Экскурсия как форма формирования математических представлений у детей Роль реальных представлений об окружающем мире в формировании элементарных математических знаний детей. Также очевидно, что возникают эти.

Что может быть нового в математике? В отличие от других школьных предметов тут, кажется, никаких изменений не происходит. Для многих учеников он остается сухим и скучным. Понятно, что все зависит от таланта учителя. Математика - такая же живая наука, и есть множество примеров, как разнообразить стиль преподавания. Мы выбрали пять основных современных тенденций и приглашаем обсудить их, а также предложить для дискуссии свои идеи.

1. Без механического запоминания

Традиционно основой учебной программы математики были формальные задачи, написанные на символическом языке. Раньше детям не нужно было понимать, почему математика работает так, как она работает. Им просто нужно было запомнить, что “дважды два - четыре”.

Немецкий математик Ганс Фрейденталь предположил, что формальное обучение должно быть согласовано с реальным жизненным опытом. Он рассматривал математику как деятельность человека, а не просто как чистое абсолютное знание. Новая математика ориентирована на то, чтобы ученики воспринимали числа как объекты и могли понять смысл действий. Тенденция преподавания не в заучивании, а через принятие математики как концепции, через раскрытие красоты науки. Важно, чтобы ребенок научился осознавать ее через проблемы окружающей действительности. То есть движение к пониманию формальной математики идет через неформальные, неофициальные каналы.

Важным элементом для этой тенденции является групповая работа. Ученики достигают более высокого уровня понимания благодаря взаимодействию со сверстниками, в том числе в ходе ролевых игр.

2. С финансовой поддержкой

3. В ходе проекта

Проектное обучение прописалось и на уроках математики. Этот формат подразумевает организацию учебного процесса в виде решения учебных задач на основе самостоятельного сбора и интерпретации информации, аргументирования позиции и самопроверки, а в конце – презентации получившегося интеллектуального продукта. Ученики самостоятельно учатся выбирать и разрабатывать тему будущего проекта, составлять план подготовки, организовывать группы и распределять внутри них роли, определять сроки выполнения проекта, искать и находить источники информации и необходимые материалы для воплощения проекта в жизнь, а также приобретают навыки публичных выступлений. Конечный результат может быть представлен в виде иллюстрированного доклада, интерактивной деловой или ролевой игры с залом или классом, конференции и даже экскурсии. От педагога требуется, в первую очередь, формирование среды, которая мотивирует детей проводить самостоятельные исследования. Примерными темами для таких проектов могут быть зарождение математики и алгебры, история появления дробных или отрицательных чисел, история известных математических открытий и биографии великих ученых и так далее.

4. За шахматной доской

Именно шахматы снова оказались одной из тенденций развития математического образования. Ведь связь между ними неоспорима: древняя игра тесно связана с математической логикой и комбинаторикой. Помимо формирования гибкости мышления и умения находить нестандартные решения, шахматы отлично развивают образное и логическое мышление.

Шахматы станут практической иллюстрацией ко многим математическим темам: четность и нечетность, симметричность, система координат и так далее, и смогут оригинально разнообразить рутинные занятия по математике, алгебре или геометрии.

Вообще более глубокая интеграция математики с другими предметами, например, основами ИКТ, химией и физикой, помогает учителю стать “барменом” и приготовить свой уникальный образовательный “коктейль”.

5. Технологично

Всё чаще при обучении математики в качестве помощников учителя используются онлайн-сервисы. Ориентированное на гаджеты и общение в социальных сетях поколение легче пересаживается на образовательные ресурсы. Учится дистанционно, в удобный для тебя момент - это большая ценность для современных молодых людей.

Одним из популярных российских проектов является ЯКЛАСС. Он персонализирует обучение и дает удобство для подготовки и проведения уроков, в том числе по технологии “перевернутый класс”. Ученик изучает теорию и дополнительные материалы дома, а задания решает при поддержке педагогов в классной комнате.

Учитель математики, опираясь на готовые разделы “Алгебра”, “Геометрия”, “Математика”, получает возможность объяснять детям новый материал в интерактивном режиме, а также предлагать им самостоятельно “прокачать” свои знания.

Каждая предмет на “Якласс” укомплектован разделами “Теория”, “Задания”, “Тесты” и “Методические материалы” (например, это может быть технологическая карта урока).

Уровни сложности разные, можно также комбинировать задания, формируя для каждого своего ученика “индивидуальный образовательный маршрут”.

Работая с “Якласс”, учитель получает дополнительный бонус - сертификацию по ИКТ-компетентности, которые так ценят сегодня работодатели.

В освоении школьной программы математике отводится большая часть времени.

Школьным учебным планом на изучение математики с 1 по 11 класс отводится более 2000 учебных часов.

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

Выдающийся педагог Иоганн Генри Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл. Если человек силён в математике, то это всегда значило высшую степень учёности человека.

Если задуматься всерьез, то мы используем знание математики каждый день. Повсюду мы сталкиваемся с числами – на циферблате часов, на денежных банкнотах, в расписании уроков. Нам все время приходится выполнять простые и сложные математические операции – подсчитать, через сколько минут начнётся урок, сколько сдачи должны дать в магазине, сколько денег нужно на расходы, сколько потребуется продуктов и т.д.

Цифры окружают нас повсюду, мы многократно сталкиваемся с ними каждый день, каждый час, практически каждую минуту.

Но в жизни большинство людей относятся к математике как к неинтересной и недоступной науке.

Математика – метод и язык познания окружающего мира.

Опыт показывает, что тот, кто знает математику и умеет грамотно писать и говорить, добьется желаемого значительно легче, чем тот, кто не владеет этими знаниями.

Математика приносит порядок в нашу жизнь. Благодаря ей можно планировать свое время. Уроки математики учат аккуратности и внимательности, потому что стоит ошибиться всего на единицу, и ответ на задачу будет уже неверным. Поэтому люди, которые работают инженерами, бухгалтерами, программистами обязательно знают математику на высоком уровне. И если хочешь в будущем иметь хорошую работу, нужно учить математику.

Математика представляет собой науку точную, не терпящую произвола в толковании и различных спекуляций. Это воплощение порядка и жесткой логики. Она помогает понять мир вокруг нас, узнать больше о его законах, так как эти законы подчинены тому же самому порядку, что царит в математике!

Язык, на котором говорит природа, мы успешно можем перевести на язык математики и осознать структуру взаимосвязей какого-либо явления.

Так зачем же учить сложные математические формулы и решать уравнения со степенями?

умению обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем;

развиваем способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора;

учимся находить закономерности ;

формируем умение логически мыслить и рассуждать , грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы;

приобретаем способность быстро соображать и принимать решения;

формируем навыки планирования наперед , способность удерживать в голове несколько последовательных шагов;

развиваем навыки концептуального и абстрактного мышления : умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.

Математики древности полагали, что математические формы имеют божественное происхождение. Так, Платон рассматривал геометрические фигуры как идеальные образы, созданные высшими богами для копирования людьми, конечно, уже не в той совершенной форме. А знаменитый Пифагор видел в числах и определенных числовых сочетаниях предустановленную гармонию небесных сфер.
Религиозное мировоззрение людей веками связывало божественное творение мира с математическими средствами, с помощью которых выражаются законы природы.

Актуальные проблемы преподавания математики

на современном этапе развития школьного образования.

Невозможно переоценить роль математики как предмета в воспитании гражданина нашей родины – России, ведь математика учит думать, логически мыслить, на это нацелены стандарты второго поколения. Именно с математики началось такое осмысление мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания. Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.

В школьном математическом образовании сегодня можно выделить ряд проблем, но я, как практикующий учитель, остановлюсь на тех, с которыми приходится сталкиваться в своей работе чаще всего.

Начну с учебников. И дело здесь не только в их количестве, но и в содержании. Проблема в том, что одни и те же темы могут быть изложены в учебниках за разные годы обучения. То есть может оказаться, что ученик, перешедший из одной школы в другую, где учатся по другим учебникам, либо уже проходил данную тему, либо намного отстал от программы. Кроме того, учебники даже одних и тех же авторов переиздаются из года в год. И в них уже появляются незначительные, но отличия, хотя бы в порядке номеров упражнений, что уже неудобно и вносит путаницу. И если детей сейчас обязаны обеспечивать учебниками, то учитель вынужден покупать более новые издания, и нести расходы. Очевидно, что издателю это выгодно, чтобы учебники постоянно покупались, но в погоне за выгодой теряется здравый смысл: ведь математика – точная наука, и столь часто переиздавать учебники математики нет необходимости. Считаю, что решение этой проблемы должно быть нацелено на издание единых современных учебников, удовлетворяющих новым стандартам образования.

Математическое образование – один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития страны. На сегодняшний день преподавание математики у нас в стране пока ещё находится на высоком уровне, но, к сожалению (об этом можно также судить и по результатам последнего ЕГЭ), сохранение этих достижений требует больших усилий, т.к. математика, как фундаментальная дисциплина, становится всё менее востребованной, в отличие, например, от менеджмента или права. Почему выпускники школ предпочитают экономические и юридические специальности? Потому что понимают: потом смогут хорошо зарабатывать. Исследование, проведенное Высшей школой экономики, подтверждает: средние баллы ЕГЭ абитуриентов, поступающих в педвузы, одни из самых низких. Хотя многие ребята желали бы стать учителями и лишь в силу низкой учительской зарплаты выбирают другие профессии. Придут ли в школы именно талантливые учителя в ситуации, когда педвузы набирают абитуриентов по остаточному принципу, а в некоторых из них вообще недобор? Необходимо создать условия, чтобы в педвузы пошли талантливые абитуриенты. Нет притока самых талантливых выпускников педагогических и математических вузов в школы. В итоге падает интеллектуальный тонус, всегда считающийся отличительной чертой нашей интеллигенции. У страны исчезла цель быть ведущей научнотехнологической державой, сегодня Россия – ведущая сырьевая держава, и в этой ситуации у подрастающего поколения совсем иные приоритеты. Для значительной части молодых людей вообще характерна потеря жизненных ориентиров, которая сказывается на мотивации к учению. Как следствие, снижение познавательного интереса к математике. Поэтому совершенно правильны пункты резолюции Всероссийского съезда учителей математики, в которых говорится о необходимости повышения государственного статуса учителя (включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы), модернизации системы оценки его труда, формировании отношения к профессии учителя как к государственной миссии, укреплении системы высшего педагогического образования, повышении качества подготовки в педагогических вузах, усиливая в них изучение школьного курса математики и соответствующую методическую подготовку.

Говоря о проблемах преподавания математики в школе, нужно отметить и сокращение количества часов. Ведь учителю необходимо подготовить своих учеников к сдаче ЕГЭ. Происходит ориентация школьных курсов не на действительно глубокое, системное изучение предметов, а на подготовку к поступлению в вуз, на сдачу ЕГЭ. В результате школьные курсы становятся все более примитивными. Огромная нагрузка ложится на плечи учителей тех предметов, по которым дети сдают ЕГЭ, и в первую очередь, это учителя математики и русского языка. Ведь необходимо не только изучить программный материал, но и заниматься подготовкой к экзамену. А это постоянный кропотливый труд, и для этого нужно много дополнительного времени, не говоря уже об ответственности учителя за результаты ЕГЭ и судьбу выпускника.

В настоящее время весьма актуальна проблема активизации познавательной деятельности. В своей работе лично я исхожу из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. Активизации познавательного интереса способствуют современные информационные технологии. Но для использования компьютерных технологий необходимо наличие мультимедийной техники. Проблема оснащения ею особенно актуальна для сельских школ. Не везде есть интерактивные доски, компьютер, проектор и экран.

В условиях общеобразовательной школы надо предельно жёстко определить минимальный необходимый уровень технической подготовки. Но при этом добиваться овладения основами математической культуры как важным средством развития мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.

1) Алексей Семёнов. Разным детям нужна разная математика. Вестник образования. – 2010. - №5.

2) Всероссийский съезд учителей математиков в МГУ: тревоги и надежды//Математика в школе. – 2011. - №1.

3) Шноль Д. Э. ЕГЭ по математике и реальный уровень математического образования современных школьников // Математика в школе. № 8. 2009.

Читайте также: