Гравюра на дереве лавренев краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Партийный чиновник переживает кризис в семейной жизни, но неожиданное открытие на выставке современного искусства и знакомство со странным художником придаёт его мыслям совсем иной оборот.

Повесть написана в Ленинграде в феврале — сентябре 1928 г.

Похожие произведения:

koprovolhv, 3 августа 2018 г.

Один из немногих образцов советской новеллы, посвящённой проклятому произведению искусства — и при этом от начала и до конца идеологически выдержанное.

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

    выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

22 февраля 2022 г.

20 февраля 2022 г.

18 февраля 2022 г.

17 февраля 2022 г.

16 февраля 2022 г.


2021

2019

2018

Рейтинг: 8.32 (134)

Бедность - наиболее интересная Оруэллу тема. В одном из своих эссе он пишет, что пытался попасть в "каталажку", чтобы понять, как обращаются с бедняками, но "итонский акцент" выдал его, и полицейский вежливо доставил его домой. Как и почти все. >>

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal



Совершенно случайно мне попала в руки эта книга)) Вообще, так я определяю лучшие книги: они как бы находятся сами собой)) В новом кабинете делали переборку и книга выпала из коробки. Я полистала этот серый томик: Борис Лавренёв, лауреат сталинской премии. эх, опять про нелюбимую мной советскую действительность)) Но он же написал любимое мною произведение "Сорок первый", и - нет, "Гравюра" , по счастью, оказалась детективом, причём - мистического толка))

Сюжет поначалу не показался мне затейливым: некто Фёдор Кудрин, начальник треста Совфарфор ( или Совфаянс) - несостоявшийся художник, учившийся в Париже у большого мастера, едет на выставку современного искусства ( дело происходит в 1927 году) - и видит удивительную гравюру на дереве. На ней - девушка замерла над рекой, и такое выражение безысходности на её лице, что глаза почему-то сами приковываются к этому произведению. Создал гравюру никому неизвестный художник Шамурин ( как удалось выяснить, старик-затворник). И Кудрин удивляется: казалось бы, совершенно буржуазное произведение - а по силе превосходит все советские идейные картины-плакаты. И Кудрину тяжело смотреть, как никто не верит в большевизм, как в идею, и плакаты выходят картонными, плоскими, с совершенно типовыми лицами.


Тут же разворачивается диалог между Кудриным и его женой Еленой, которую он притащил на выставку показывать гравюру. Вообще говоря, между Еленой и Кудриным - очень непонятные отношения. Он, несмотря на свой большевизм - интеллигент до "костей мозгов", а Елена - грубоватая райкомовская работница, закончившая сельскую школу, малограмотная женщина, которая с ошибками пишет даже слово "керпидш"( я не сразу поняла, что это "кирпич") Елена начинает ругать картину: мол, кому нужна такая "барынька", которая готова от любви утопиться, где тут советская идеология? Кудрин с ужасом убеждается, что жена по духу ему совершенно чужда.

Но не конфликт с женой тут интересен. вообще, если столь разные люди живут вместе 8 лет, не заводя детей ( Елена хочет продолжать работать в райкоме, в отделе агитпропа), и каждый настроен на свою волну - они оба сами себе злобные бакланы. Ну что их ещё притягивало, кроме короткого периода секса ( которого, судя по словам между строк, давно уже нет)? Кудрин просто был человеком порядочным и не любил "стаканщиков" - мол, тех, кто разделяет знаменитую фразу Александры Коллонтай, что "переспать с женщиной - всё равно, что выпить стакан воды". Принципы Кудрина иные: раз спали вместе, должны непременно жениться. Женились по порядочности, живут вместо - по глупости и взаимному удобству, мало ли таких мужчин)) Даже когда Елена доносит на мужа партийному работнику, этого Кудрина почему-то не жалко: взял в жёны партийную кувалду, а правильнее - партийный "керпидш", так и терпи от него далее)))


И даже диалоги с его техническим специалистом Александром Половцевым не особо заинтересовали. Тот такой же интеллигент, как и Кудрин, но он то и дело критикует новую власть и идею отвергать старое искусство ради современных идей. С этим - лучше к тем, кто верил в большевизм и его идеи построения мира изначально ( у меня же и моей семьи эта власть больше отняла, чем вообще дала). Половцев живёт с артисткой Маргаритой Алексеевной, к которой Кудрина будет ревновать его Елена, но тут опять же всё понятно: Маргарита по уровню культуры герою куда ближе жены, хотя между ними ничего нет, и быть не может, у Маргариты есть гражданский муж.

Нет, интересна история самой этой картины у художника Шамурина. Вообще, гравюра - написана по сюжету "Белых ночей" Достоевского, где героиня Настенька собирается топиться)) Она так и называется - "Настенька у канала" Потрясающе описан пейзаж, изображённый на ней: гранитная набережная, чёткий и страшный, "как узор гробового рюша",контур решётки канала, глухая стена брандмауэра с "трупными пятнами" штукатурки". И на всём этом безысходном пейзаже - сухое породистое лицо девушки, с горьким изломом бровей - и в лице полная безысходная обречённость, настоящее отчаяние. На Кудрина "повеяло настоящим творчеством"))
Когда Кудрин желает приобрести гравюру у Шамурина, он находит художника дома - в глухом переулке в конце Мойки, неподалёку от арки де ля Мота ( питерцы, подскажите, где эта арка находится вообще?). Приехав туда, Кудрин обнаруживает тот же пейзаж - Мойку с "гробовым рюшем" решётки, стену с облупленной штукатуркой, и понимает, где писал Шамурин свою картину. Однако художник - злющий и сильно пьющий старик - с гневом выгоняет героя, заявив, что тот пришёл "покупать его кровь"))

И только в конце произведения, когда Шамурин выясняет, что Кудрин - такой же художник, как и он, решает подарить ему ту роковую гравюру, раскрывается тайна этой работы: Шамурин писал свою Настеньку с дочери Татьяны, терзаемой любовными переживаниями. Однажды, увидев, как Таня смотрит с отчаянием на Мойку, Шамурин уловил это выражение, и стал писать свою картину с неё. Потом молодой человек Николай Крымов ( он работал вместе с Шамуриным скупщиком антиквариата) объяснился с Таней, и оказалось, что чувства их взаимны. Шамурин ревновал дочь к её возлюблённому Крымову, но главное не это: он больше не мог писать с Татьяны Настеньку. Если он просил Таню постоять у окна "с выражением на лице", то выражение отчаяния выходит фальшивым, ведь Таня счастлива и взаимно любима))
- Да, - тихо ответил Кудрин, - понимаю. Исчезло выражение тоски и обречённости, которого вы так искали.


Вообще, это произведение своим готическим ужасом чрезвычайно напомнило мне "Овальный портрет" Эдгара По. Где в тетрадке под портретом была написала история художника, переносившего краски и жизненные силы с лица любимой на холст, и по мере того, как ярче и живее становилась картина, эти краски Жизни угасали у самой молодой женщины. И мне тогда уже было очень странно: неужели художник, ослеплённый творческим пылом, этого не видел и не понимал? Так что же он любил больше - живую женщину, как творение Божье, или - своё собственное творение в виде портрета? Ответ напрашивается сам собой, к сожалению.

Работы Светланы и Сабира Гаджиевых.

Как известно, художественная жизнь 1920-х годов была довольно бурной и пестрой, и художественная критика всегда внимательно следила за ходом развития советской живописи. Активно обсуждались различные явления и события из жизни искусства, в искусствоведческих кругах то и дело возникали оживленные споры, порой переходящие в бурные дебаты. Неудивительно, что с газетных и журнальных страниц полемика перешла в художественную литературу – вымышленные персонажи подхватили и с жаром продолжили дискуссию. Кульминацией этого процесса явилось установление связи между художественной прозой и теоретическими представлениями искусствоведов: литература перенимала ведущие идеи критики, развивая, а порой переосмысливая их, разыгрывая роли и ситуации.

1. Каверин В.А. Художник неизвестен . – Ленинград: Изд-во писателей в Ленинграде, 1931. [ Впервые: Звезда. 1931, №8].

2. Лавренев Б.А. Гравюра на дереве. – Харьков: Пролетарий, 1929. [Впервые: Звезда. 1928, № 8, 9, 10].

1. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. Советское декоративное искусство (1917-1932): материалы и документы. Авт.-сост. Бибикова И.М. , Левченко Н.И. ; ред. Толстой В.П. – Москва: Искусство, 1984.

2. Добужинский М.В. Бомба или хлопушка. Беседа двух художников // Новая жизнь. 1918. 4 мая.

3. Каверин В.А. Эпилог. – Москва: Московский рабочий, 1989.

4. Кардин В. (Э.В.) . Б. Лавренев. – Москва: Советская Россия, 1981.

5. Луначарский А.В. Мысли о мастере // Литературная газета. 1933. 11 июня.

6. Луначарский А.В. Этапы роста советской литературы // На литературном посту. 1927. № 22–23.

7. Петров-Водкин К . С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. Сост. сб., вступ. ст. и коммент. Селизаровой Е. Н. – Москва: Советский художник, 1991.

8. Поспелов Г.Г. Русская живопись в 1920-1930-е гг. Экскурсия по воображаемой выставке // Вопросы искусствознания Х (1/97). – Москва, 1997.

9. Пунин Н.Н . Воскресшие мертвецы // Жизнь искусства. 1924. №4.

10. Ростовцев-Жилин П. Об искусстве наших дней // Жизнь искусства. 1923. №41. – С. 15.

11. Салиенко А.П. Пролетарское искусство в поисках идентичности. По материалам советской прессы 1920-х гг. // Вестник МГУ. Серия 8. История . 2018. №3. – С . 103-120 .

1. Kaverin V.A. Hudozhnik neizvesten [Unknown artist] . – Leningrad: Izd-vo pisatelej v Leningrade, 1931. [First: Zvezda. 1931, №8].

2. Lavrenev B.A. Gravyura na dereve [ Woodprint] . – Har'kov: Proletarij, 1929 . [First: Zvezda. 1928, № 8, 9, 10].

1. Agitacionno-massovoe iskusstvo. Oformlenie prazdnestv. Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo (1917-1932): materialy i dokumenty [Agitation and mass art. Decoration of festivals. Soviet decorative art (1917-1932): materials and documents]. Bibikova I. M., Levchenko N. I.; Tolstoj V.P. (red.). Moscow, Iskusstvo, 1984.

2. Dobuzhinskij M.V. Bomba ili hlopushka. Beseda dvuh hudozhnikov [Bomb or firecracker. Conversation between two artists] . In: Novaya zhizn' [New life]. 1918. 4 maya.

3. Kardin V. (E.V.). B. Lavrenev. Moscow, Sovetskaya Rossiya, 1981.

4. Kaverin V.A. Epilog [Epilogue]. Moscow, Moskovskij rabochij, 1989.

5. Lunacharskij A.V. Etapy rosta sovetskoj literatury [Stages of Soviet literature growth]. In: Na literaturnom postu [In a literary post] . 1927. № 22-23.

6. Lunacharskij A.V. Mysli o mastere [Thoughts of master]. In: Literaturnaya gazeta [Literary newspaper] . 1933. 11 iyunya .

7. Petrov-Vodkin K.S. Pis'ma. Stat'i. Vystupleniya. Dokumenty [Letters. Articles. Performances. Documentation.]. Comp., intro. and comment. Selizarova E.N. Moscow, Sovetskij hudozhnik, 1991 .

8. Pospelov G.G. Russkaya zhivopis' v 1920-1930-e gg. Ekskursiya po voobrazhaemoj vystavke [Russian painting in the 1920s-1930s, an imaginary tour of the exhibition]. In: Voprosy iskusstvoznaniya [Questions of art studies] X (1/97). Moscow, 1997 .

9. Punin N.N. Voskresshie mertvecy [The resurrected dead]. In: Zhizn' iskusstva [Art life] . 1924. №4 .

10. Rostovcev-Zhilin P. Ob iskusstve nashih dnej [About the art of our days]. In: Zhizn' iskusstva [Art life] . 1923. №41. – S. 15 .

Добровольно отправился на фронт, участвовал в Первой мировой . Октябрьскую революцию 1917 года не принял, увидел гибель страны. Поэтому не принял и власть большевиков, хотел эмигрировать. Но отец убедил сына остаться, аргументируя тем, что народ никогда не ошибается и нужно быть всегда по одну сторону баррикад с народом. В 1918 году второй раз идет на фронт, на сей раз на стороне Красной Армии, занимает руководящие посты.

В конце – жуткая натуралистическая картина оторванного глаза. Глаз, который был символом красоты и чистоты, становится просто шариком на нитке нерва

Читайте также: