Коллективная ответственность в школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Абумова Нина Максимовна

«Формирование ответственности обучающихся

В этой связи перед системой образования особенно остро встает цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, но и воспитать личность как активного самостоятельного субъекта, готового взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Проблема формирования ответственности у подрастающего поколения сложна и многоаспектна.

Развитие творчества, инициативы и самостоятельности школьников становится приоритетным направлением в работе классного руководителя. Учитывая то, что каждый ребенок потенциальной способностью к какому-либо виду деятельности, наша роль заключается в выявлении, развитии и учете его индивидуальных особенностей. В дальнейшем это поможет сознательному выбору школьниками профессии в соответствии с их способностями и увлечениями.

Педагогическое сотрудничество с социальными партнерами (родителями, педагогами дополнительного образования, социальными службами школы и др.) создает необходимые условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, для проявления творчества в социальных отношениях и эффективнее всего это проводить через организацию коллективных творческих дел.

В 2014 -2015 году была назначена классным руководителем 5 класса. За плечами стаж педагогической работы 38 лет, все годы являлась классным руководителем, и в настоящее время являюсь классной мамой 9 класса.

В 5 классе первые дни, недели проходило знакомство со структурой средней школы, с обязанностями и правами всех членов образовательного учреждения, с моей стороны шло изучение психолого-педагогических особенностей каждого учащегося данного класса, уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности. На первом родительском собрании, среди прочих важных вопросов, рассматривался вопрос об интересах, склонностях, личностных качествах ребят.

Проведя ряд мониторинговых исследований, помогающих выявить уровень воспитанности, особенностей качеств личности, межличностных отношений, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы начала моделирование воспитательной системы класса.

Среди различных воспитательных технологий я остановила свой выбор на технологии коллективного творческого воспитания.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитие каждого, это рыцарское служение добру, это творческий подъем, это истинный путь к успеху, секрет успеха . Ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Приучают учащихся быть активным участником в общественной жизни класса, школы, города, района. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, сопереживание всех всем.

Важная определяющая данной системы - создание условий для совместной деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом каждый учащийся, готовя коллективное дело или участвуя в мероприятиях различного уровня, получает возможность проявить свои творческие способности, личностные качества.

1. Внимание . Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир. Без умения управлять вниманием, нельзя увидеть и понять красоту в жизни, искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий мир.

3. Творческая активность . Это условие проявления и развития креативных способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

Несколько примеров коллективных творческих дел (с 5 класса по 9), помогающих духовно-нравственному воспитанию, формированию ответственности учащихся:

Учащиеся класса участвуют в муниципальных и региональных творческих конкурсах, занимают призовые места.

Все учащиеся класса являются участниками РДШ

Активность ребят на протяжении 4,5 лет возрастает и достигает 100% внеурочной занятости. Мои воспитанники посещают школьные кружки по интересам, участвуют в конкурсах разного направления и уровня, в жизни класса и школы, ответственно подходят к порученному делу, проявляют инициативу, активность, сплоченность


Допустим члены коллектива начнут угрожать, требовать покрыть их убытки за счет опоздавшего или даже применять силу к опоздавшим. Что произойдет в этом случае? Вариантов действий несколько, но все они сведутся к тому, что опоздавший в итоге покинет данный коллектив. Но сначала начнется его противостояние с коллективом. Может быть оно будет короткое (несколько минут), может быть длинное. Может быть опоздавший даже победит. Но он перестанет быть частью коллектива. А потом… опоздает кто-то другой. И теперь уже этот другой покинет коллектив, даже не увольняясь. Через очень короткое время от такого коллектива не останется ничего. Ни о какой производительной командной работе здесь речь уже не может идти. Так что улучшилось от введения коллективной ответственности? Начальство разрушило коллектив, сделав его полем боя и ненависти всех ко всем. Потеряли даже ту производительность, что была. Заставили людей воспринимать наказание как неотъемлемую часть рабочей атмосферы, как некое неотвратимое природное явление.

А как такие участники коллектива будут воспринимать такое начальство? Будут ли уважать? А за что? Ведь начальство, вместо того, чтобы изучить проблему, перевесило ее решение на плечи коллектива, причем не просто перевесило с просьбой разобраться, а полностью переложило все последствия на коллектив. А ведь коллектив не может решить проблему на своем уровне. И более того, не должен ее решать.

Для полноты картины развернем ее со стороны отдельного человека. И посмотрим, как он может рассуждать.

Возьмем другой пример. Мы с коллегами договариваемся вместе что-то сделать. Например, прийти на субботник и очистить парк от мусора. Кто за что отвечает? Мы все отвечаем за чистоту парка? Вы действительно в это верите? Ок! Если парк после такого субботника все равно останется замусоренным, то кто виноват? Все? Даже те, кто реально что-то делал? Или только те, кто пришел, но ничего не сделал. Или те, кто обещал прийти, но не пришел? Или тот, кто организовывал сбор? Все перечисленные вместе?

Ситуация довольна комична, так как НЕ убирание мусора в парке — не наказывается никак. Даже если обещали убрать и не сделали.

Представим себе что-то наказуемое, за что существуют статьи в уголовном кодексе и за что можно реально получить срок в тюрьме. Например кража. В особо крупных размерах. И вот собирается группа людей. Один открывает двери в банк и тут же разворачивается и уходит — он ничего не крадет. Его руки чисты. Второй заходит и открывает ячейки с ценностями и тут же разворачивается и уходит — он ничего не крадет. Его руки чисты. Третий берет ценности и выносит их на улицу, кладет на асфальт перед дверями банка, разворачивается и уходит. Себе он ничего не взял. Его руки чисты. Четвертый, проходя мимо, видит лежащие на земле ценности, подбирает их и уносит с собой. Он их нашел. Не украл. Его руки чисты. Кто отвечает за ограбление банка? Никто. Коллективная безответственность.

Ровно так выглядит наше общество в данный момент, когда мы не несем ответственности не только за себя, но и за окружающих.

В результате банки ограблены, коллективы разрушены, производительность стремится к нулю, все разваливается и никто ни за что не отвечает. Коллективная ответственность — приносит огромный вред. Только персональная ответственность с четко разделенными зонами ответственности позволяет быть уверенным, что всегда есть человек, которому не все равно за свою зону ответственности, либо даже ему внутри все равно — то окружающие знают, с кого спрашивать, кого контролировать!

Нам нужно только одно — четко знать, кто за что отвечает. И чтобы эти зоны ответственности ни с кем не делились, не пересекались. Чтобы один человек всегда отвечал за что-то одно. Чтобы больше не было никого, кто отвечает за эту же часть. И тогда наступит ситуация, когда у каждой проблемы и задачи будет своя имя и фамилия — человека отвечающего за эту проблему или задачу. И мы сможем предметно спрашивать за результат или его отсутствие. И соответственно наказывать, либо награждать ответственного, а не некий абстрактный коллектив!

Всегда выясняйте ФИО ответственного за ваш вопрос, задачу, дело. Персонификация ответственности — лучшее решение!

Вчера выяснилось, что новая учительница моей восьмилетней дочери наказывет весь класс за оплошность одного-двух учеников. У нас только что начался учебный год (Австралия), и за две недели это произошло уже во второй раз, так что, очевидно, учительница возлагет на данный воспитательный метод большие надежды.

Моя позиция на этот счет однозначная, и я пойду с ней к директору школы. Но, прежде чем я это сделаю, мне захотелось поближе рассмотреть сабж. И с разных сторон.

Итак, считаете ли вы групповое наказание допустимым/эффективным воспитательным методом? Да, нет, и, главное, ПОЧЕМУ.

Интересно мнение как учителей, так и других родителей. И особенно интересует мнение психологов о (возможных) последствиях использования группового наказания как для провинившихся детей, так и для их однокашников.

модераторам:случайно добавила тэг "младший подросток", теперь не могу убрать

Мне кажется, что в рамках класса это как раз допустимо, потому что если каждый раз по каждому поводу пытаться выяснить, что к чему, то учиться будет некогда. У нас в школе к наказаниям еще и поощрения добавляли - за каждый хороший день класса в банку клался стеклянный шарик, и когда их набиралось много, устраивали праздник для детей.

писала много, но все пропало. повторю главное:
А для чего тогда детям будет вообще хорошо себя вести, если, раз есть в классе такой "Петя", все равно всех накажут? Вполне понимаю детей, которые решат, что пусть уж тогда наказание будет заслуженным - и пустятся во все тяжкие. Развернись, душа, гуляем на все, семь бед - один ответ!

по-моему, каждый должен нести свою ответственность, а не чужую. это раз.
два, это то, кого мы воспитываем. например, в Китае идея коллективного наказания была бы более оправдана, мы же воспитываем личностей. да и задача н делать плохих поступков не потому что другие осудят, а потому что ты сам по моральным принципам считаешь, что это плохо.
ну и три, что это может плохо отразаться на детском коллективе, потому что тот, кто совершает проступки, даже если не специально, будет получать всю агрессию класса. но может и другой вариант быть - стенка на стенку, учительница против всего класса.

да, мне именно кажется, что "оступившихся" это не воспитает, а вдобавок у "мимо проходивших" могут несколько постираться личностные границы, и как результат будет, чувствовать чрезмерную ответственность за чужие жизни и пытаться контролировать то, что находится по определению вне сферы его контроля.

Я не родитель и формально не психолог, но пару лет занималась воспитательной работой в школе, поэтому у меня есть две точки зрения - ученика и педагога:

1) я прекрасно помню, что происходило, когда групповое наказание применялось в классе, где я училась: проблему это не решало ни разу, "виновники" по итогам чувствовали себя чуть ли не героями - у них был способ привлечь внимание не только одного учителя и пары одноклассников, но и всего класса в целом. Одноклассников такие методы не учили не повторять ошибок и не заставлять страдать весь класс - они либо молча пережидали, либо копили ненависть к виновникам.

2) подобные методы мне кажутся проявлением педагогической несостоятельности. Невиновные не должны нести никакого наказания (кажется, это очевидно) и не должны "помогать" учительнице справляться с педагогическими ситуациями, которые создают другие ученики (не менее очевидно). Проблемы надо решать только с теми, кто их создаёт. И разбираться, кто прав, кто виноват и как вести себя учителю - столько раз, сколько раз возникают проблемные ситуации. Если учитель на это не способен, значит, не надо ему быть учителем. Иначе колхоз получается, а не школа.

мне (наивной) казалось, что здесь такого не бывает - разговоры ведутся о воспитании в ключе поощрения (положительного подкрепления) и проч. Сомневаюсь, что такой расплывчатый воспитательный прием нашел место в законодательстве на уровне штата, но в каждой школе есть свои правила. Буду штудировать. Вместе с директором.

в нашем садике (от 3 до 5) применяется как индивидуальный "подсчет", так и групповой. Т.е. если все было плохо всю неделю, то детям не дают выбрать себе подарки - всей группе сразу.
мне кажется, все зависит от деталей, от того. насколько эта идея превалирует и как ее исполняют "на местах".

в предыдущие годы они в классе разбивались на команды (по столам), и тот стол, который в течении недели лучше всех работал и себя вел, получал (каждый член команды) маленькие подарки. такого рода прием делает ставку на положительное, а не на отрицательное.

Нет не считаю. Армейской дедовщиной попахивает: "петров пряжку не начистил - взвод упал-отжался 15 раз.

Кроме всего прочего я сторонник мысли о том, что "коллектив - это группа личностей", а не серая безликая масса.

А учительница - дура безмозглая. Она надеется, что дети подойдут к провинившемуся и скажут: "Петенька, не плюй больше бумажкой из трубочки по стенам, нас из-за этого наказывают, плюй после школы в деревья", да?
Не секрет, что дети - жестокие и почти всегда смеются и унижают тех, кто слабее, имеет какой-либо недостаток и т.д. И грамотные педагог - должен уметь грамотно сглаживать и разрешать такие ситуации. А в вашей ситуации, я думаю, рано или поздно все дети начнут травить тех, по чьей вине их наказывают. А у тех, кого травят разовьются комплексы и т.д.

вот, и я о том же думаю. более того, это, как раз приучает детей к безответственному отношению за свои поступки - я набедокурю, сосед - ответит.

Мне кажется, что любая система должна быть равновесна. Если есть общие наказания, есть ли общие поощрения? В классе, где учится, моя доча, бывают "наказания" общего характера: "мы не сможем двигаться дальше, пока Ася не найдет себе пару и не встанет в колонну", "Ване и Соне нужно навести порядок на парте, тогда мы сможем не только уйти гулять, но и вернуться в чистый уютный класс". Есть один нюанс - детям всегда предлагается оказать помощь отстающим, не важно про уборку идет речь или про драку. И только после того, как ВСЕ оказались не готовы помогать, следует общее наказание. Не хочешь помочь-позаботиться своим одноклассникам, сиди, стой, жди. Это логично, как мне кажется. Ну и, конечно, общие поощрения: урок заканчивается на 10 минут раньше, чтобы отметить чаепитием со вкусностями хороший поступок или удачную работу какого-то ребенка. После крупных мероприятий - разбор полетов, дети сами ищут причины неудачи или наоброт успеха. В том числе, и в поведении друг друга. Самое большое достижение этого метода я вижу в том, что дети научились внимательно относиться друг к другу. Знаете, эту популярную на экскурсиях фразу "посмотрите по сторонам, вернулись ли ваши соседи (по автобусу, катеру и т.д.) на свои места, кого не хватает". Эти дети отвечают мгновенно. Мы много возим их по городу, в том числе и московском метро с переходами, ни разу не было эксцессов. Другие учителя любят работать с этим классом, отмечают способность каждого ребенка работать самостоятельно, не мешая при этом другим детям. Вот такой ответ на ваше почему.

Ой, Вы весьма радужную ситуацию описываете. Я бы, была счастлива, если бы ребенок мой попал к такому педагогу. А где таких педагогов "дают", если не секрет?


У моих десятилетних дочек-двойняшек – почти прекрасная школа.

Это обычное городское заведение в южной части Бруклина. При этом ее рейтинг 9 из 10 возможных, по субботам в школе проводятся дополнительные интересные занятия по математике и чтению, еще детей там учат играть на самых разных музыкальных инструментах, а 89% учителей имеют степень магистров.

Все прекрасно, если бы не одно НО, об которое я нет-нет да спотыкаюсь.

В этой школе периодически наказывают детей целыми классами за проступки одного ученика. То, что в России мы называли “коллективная ответственность”, то, что в США зовется “коллективное наказание” нет-нет да проявит себя в этом учебном заведении.

Выглядит это обычно так:

Maria N. болтала, плохо себя вела и не слушала, когда я просила всех замолчать, поэтому весь класс сегодня остается без прогулки.

Весь прошлый год, когда мои дочки учились в четвертом классе, я боролась с этим явлением в целом и учителями, которые себе такое позволяли, в частности. На каком-то этапе я даже хотели перевести для них известный советский фильм “Чучело” на английский.

– Поймите, – говорила я им на родительских собраниях. – Вы своими руками взращиваете в школе буллинг! Вы нам, родителям, шлете брошюры о том, как сделать так, чтобы ребенок и не стал жертвой унижений, и сам никого не унижал, но при этом заставляете наших детей ненавидеть друг друга. Мои дети не ненавидят других, более непослушных, только потому, что у них, простите за нескромность, умная мать. Они жалуются мне дома, что опять не гуляли из-за Эндрю, и я им говорю – учителя были не правы! Не смейте ненавидеть этого мальчика, потому что он мог имел основания вести себя плохо – ему скучно, или еще что-то, он, в конце концов, ребенок, которого заставляют сидеть ровно на одном месте по сорок минут! Он мог. А вот учителя нет! Это непрофессионально и безграмотно.


Самое обидное, что тот самый Эндрю, из-за которого класс наказывают постоянно, отличный и очень умный пацан. Просто ему скучно – он знает программу по science наперед, он лучше всех в классе в математике, он пишет отличные эссе… А вот перейти в другой класс, на уровень выше, он не может – он плохо сдает тесты. И это опять же не его беда, а наша проблема. Что делать, если такая система оценки считается лучшей? Разве что бороться с такой системой. Но пока эта борьба в самом начале, такие дети, как Эндрю, сходят на уроках с ума именно от скуки. Далеко не каждый учитель может занять их чем-то отдельно. Наши классы часто переполнены, и уделить внимание ребенку, который скучает потому, что переполнен знаниями, не так и просто. Проще наказать, причем сразу всех…

Надо отдать должное – учителя в классе моих дочек ко мне прислушались, и эта порочная практика именно в классе практически сошла на нет. Но кроме этих учителей, были еще те, кто смотрел за детьми в огромной аудитории, где их собирали перед занятиями, или в кафетерии, а еще на улице…

Зря я откладывала поход к директору. Это была битва одиночки с ветряными мельницами. В итоге на днях одна моя дочь, та, которой в школе не слышно и не видно, та, что беспрекословно выполняет любое учительское распоряжение, пришла домой и заявила, что больше в эту школу не пойдет и чтобы ее срочно перевели в другую. Оказалось, что вновь, на второй же день учебы, в солнечный и прекрасный сентябрьский день их оставили в душной аудитории, где запрещали разговаривать и рассадили даже через кресло, потому что они плохо себя вели. Хотя на самом деле угомонить учителя не могли всего трех пацанов. Но из-за этих трех пострадали еще 25.


– Как же так? – спросила я своих американских приятельниц. – Нам так “повезло” со школой или это массовое явление?

Многие тут же бросились меня убеждать, что это единичный и редкий случай. Многие, но далеко не все.

– Приготовься, моя дорогая, что ты столкнешься с этим еще и еще, – сказала мне приятельница из Пенсильвании Светлана Пенхасова. – Моей старшей дочке в четвертом классе отменили даже field trip из-за двоих детей! А еще было так: не просто отменяют поездку, а меняют на что-то другое, хуже, потому что дети наказаны. Например, мою в пятом классе должны были свозить в пещеры и угольные шахты, но из того, что несколько детей не слушались, всех повезли на crayola factory, что интересно детям примерно 5-7 лет. Разумеется, все ходили кислые, а учителя не забывали напоминать “Say “thanks” to this one and that one for misbehaving. If it wouldn’t be them, you’d looking at the stalactites in the cave now” (“Скажите “спасибо” этим двум ученикам за неправильное поведение. Если бы не они, вы бы смотрели сейчас на сталактиты в пещере”). Мой муж тогда сказал – в нашей школе таких после уроков всем классом научили бы себя вести… Но он учился как раз в советской школе в Узбекистане. В США их никто не будет бить после уроков, разумеется, но все будут тихо ненавидеть – это разве правильно?

– Света, а ты как-то боролась с этим?

– Нет. Я боялась, что это скажется на моих детях, на отношении к ним. Начинаешь говорить что-то учителю, а тебе – они должны учиться жить и работать в коллективе. А где же личностный подход?


Светлана Пенхасова. Фото с личной страницы в Facebook

Скажите, разве это не сюжет для того самого фильма “Чучело”, но на американский лад?

Другая моя знакомая, Анастасия, которая живет в Лос-Анджелесе, столкнулась с иной, но тоже, скажем так, “чучельной” ситуацией:

– Однажды после очередного walk-a-phone (один из видов фандрейзинга в школе. – Ред.) весь класс моей дочери остался без обещанного мороженого. По правилам его мог получить каждый класс, в котором каждый из учеников пожертвовал хотя бы пять долларов на нужды школы. В том году была плохо налажена связь учитель-родитель, и из-за этого и кучи школьных событий я просто не уследила за всем и мы не пожертвовали. И тогда учительница всему классу объявила, из-за кого именно они остались без мороженого… Было очень неприятно.

– Как ты отреагировала на это? Ведь ребенка могли шпынять потом до конца учебного года, – уточнила я.

– Дело в том, что учительниц в классе моей дочки было две. Они сами себе составили очень плавающее, скажем так, расписание – кто и когда ведет уроки, кто и когда проверяет домашнее задание и так далее. Плохо у них было с решением вопросов, которые не касались непосредственно учебы и уроков. Общие вопросы они скидывали на родителей или перекидывали друг другу до бесконечности. Я не могу их в этом винить – обе они в тот момент были мамами новорожденных. В итоге я на каком-то этапе перестала получать важные письма. И это случилось… Когда дочь рассказала мне о том, что произошло, я сразу повезла ее в Pinkberry Yogurt. И там за столом сказала, что считаю, что учительница поступила неправильно. Скажи, спросила я дочь, а если бы это не я что-то упустила, а мы сами не захотели сдавать эти деньги? Ведь это добровольное пожертвование. То есть ты вольна выбрать любой вариант. Еще я назвала поведение учительницы манипулятивным. В итоге перевела все в шутку, мы обе посмеялись над этим, и моя дочь помнит теперь из той истории именно этот разговор за столом.

Официально на тему коллективного наказания Департамент образования Нью-Йорка ничего не сообщает. Но я пообщалась неофициально с Марией, которая не так давно трудилась в школе координатором по работе с родителями, а сейчас получает степень магистра как учитель. Она попросила не называть свою фамилию, сказала, мол, “ей еще работать в этой системе”, но информацией поделилась щедро.

– Основное, чему нас учат в колледже, это – вы должны растить активных граждан! В США гражданское общество активно, и нельзя дать этому измениться. Но как растить таких людей, когда в США до сих пор не решен вопрос с коллективным наказанием? Ведь мы таким наказанием убиваем личность ребенка!

Я работала координатором в большой и хорошей школе Бруклина. Она была расположена в прекрасном районе, у нее был прекрасный рейтинг – и? И учителя практиковали это только так! Департамент образования Нью-Йорка никогда гласно такую практику не поддерживал и не поддержит. Но негласно – да!

Приведу пример даже. Несколько лет назад в одной из старших школ Манхэттена студенты устроили забастовку – они бегали по этажам, толпились в коридорах. Руководство школы было вынуждено просить о помощи полицию – детей там было более двух тысяч, и все это могло плохо кончиться. Забастовку студенты устроили по одной причине – за день до нее в школьном туалете подрались два парня. О драке стало известно в офисе. И директор запретила всем студентам покидать занятия, чтобы сходить в туалет. Только на переменах.

– А в перемены все бы успели? – уточняю я.

– Нет. Это было наказание ради наказания. Дети на него ответили как смогли. Когда ты учитель, то самое легкое, что можешь сделать, это наказать всех скопом. Поверь, никто не думает о долгосрочных перспективах, учителя в такие минуты думают только о себе и о том, как им тяжко. Вот эта директор, о которой я сказала выше, в департаменте образования была известна как одна из самых … как же назвать, ведь это не строгость даже… ну да, как такой строгий перфекционист. И ее туда назначили директором намеренно. Трудная ли была та школа? Трудная. Стало ли лучше после того, как наказали всех? Стало только хуже. К проблемам с успеваемостью и посещением добавилась проблема с поведением. Ведь как рано или поздно начинает рассуждать любой ребенок: какая разница, как я себя веду, если в конечном итоге меня все равно наказывают? А уж подростки из старшей школы и вовсе могут озлобиться. Думаете, та директор не знала, что они озлобятся? Знала. Остановило ли это ее? Нет. Остановило ли это департамент образования? Нет. Ни одного публичного заявления по поводу коллективного наказания, как в принципе недопустимого, ими сделано не было.

– Получается, в том же Нью-Йорке бороться с таким явлением бессмысленно?

– Вот это самая большая ошибка, которую делают родители. Они закрывают на это явление глаза. Многие потому, что сами так росли, многие потому, что не видят в этом чего-то уж очень страшного.

А я, как человек из системы, скажу – чем больше наказывают детей вот таким образом в начальной школе, тем выше будет буллинг в промежуточной и старшей. Хотя он появляется и в краткосрочной перспективе. Бороться надо обязательно. Идите в школу и требуйте прекратить эту порочную практику немедленно. Вам могут ответить, что дети должны действовать как команда – это любимый ответ учителей, которые это практикуют. Я дам, наверное, странный совет, но вы должны ответить, что даже согласно Женевской конвенции от 1949 года, коллективное наказание считается преступлением! Да, она действовала только в военное время, однако, поверьте, эта фраза очень впечатляет учителей.

И главное – чем больше, чаще и активнее родители будут выступать против такого вида наказания, тем быстрее это сойдет на нет. Другое дело, что многие родители считают это нормальным. Школы боятся огласки, никто не будет срывать злость на вашем ребенке, не бойтесь с этим бороться.


Я выслушала это все и позвонила директору школы. Сказала, что я категорически против того, чтобы тех, кто ничего не сделал, наказывали наравне с теми, кто виноват. Сказала, что если мне все-таки придется переводить детей, то я обязательно уточню в департаменте образования, почему я перевожу детей в выпускном классе в другую школу. Спросила, практикуется ли такое же, но в отношении персонала школы, например, один учитель сделал ошибку, а наказывают весь коллектив. Я говорила и чувствовала, что Мария была права – не надо было копить претензии в себе, надо было звонить директору после первого же раза.

Директор сразу же встала на мою сторону и сказала, что такая практика недопустима, что она разберется и гулять будут все, и давайте попробуем научить учителей…

– Как научить? – спросила я. – Меня никто не учил, но у меня трое детей, и я не представляю, чтобы вывел меня из себя один, а я наказала еще двоих просто потому, что я злая сейчас.

Не все учителя это понимают, терпеливо ответила директор. Их надо учить и учить…

Директор действительно разобралась, и всю прошедшую неделю мои дети гуляли на улице, хотя несчастный Эндрю опять тосковал и сходил с ума, а потом вместо прогулки сидел в главном офисе с учителями.

Я не знаю, как оно будет дальше, но при всей любви к американским школам не позволю практиковать коллективное наказание со своими детьми. Как раз потому, что люблю те самые школы и хочу, чтобы они стали лучше.

Если вы столкнулись с подобным поведением учителем, то обязательно:

  1. Сообщите учителю своего ребенка, что считаете такое наказание неприемлемым и не намерены с этим мириться.
  2. Сообщите об этом директору школы и координатору по работе с детьми.
  3. Поговорите об этом с родителями других учеников в классе.
  4. Объясните своему ребенку, что учитель был не прав. Убедитесь, что ребенок не настроен негативно по отношению к тем или тому, из-за кого был наказан.
  5. Если ситуация повторилась, напишите письмо в администрацию школы – чем больше родителей его подпишет, тем лучше. Дайте понять, что, если ситуация повторится, вы обратитесь в Департамент образования и в СМИ.
  6. Пишите жалобу в местный Департамент образования.

stdClass Object ( [term_id] => 1 [name] => Разное [taxonomy] => category [slug] => no_theme )

stdClass Object ( [term_id] => 12 [name] => В США [taxonomy] => category [slug] => novosti-ssha )

stdClass Object ( [term_id] => 13992 [name] => Ликбез [taxonomy] => category [slug] => poleznaja-informatsija )

stdClass Object ( [term_id] => 17533 [name] => образование в США [taxonomy] => post_tag [slug] => obrazovanie-v-ssha )

stdClass Object ( [term_id] => 22852 [name] => американская школа [taxonomy] => post_tag [slug] => amerikanskaya-shkola )

Давайте вместе противостоять кризису и поддерживать друг друга

Спасибо, что остаетесь с нами и доверяете! За последние 5 лет мы получили массу благодарных отзывов от читателей, которым наши материалы помогли устроить жизнь после переезда в США. У нас большие планы, мы не хотим останавливаться или замедлять темп работы. Даже сейчас…

Спасибо, что вы с нами!

Всегда ваш, ForumDaily!

Безопасность взносов гарантируется использованием надежно защищенной системы Stripe.

Читайте также: