Никто не хотел умирать краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024


Прошло 67 лет со дня окончания Второй Мировой войны. В мае 1945 года произошла великая победа сил добра над безумием фашизма. Пожар войны погас, но споры вокруг ее возникновения, смысла и последствий не утихают. Случается, что в сознании людей смешивается истинное с ложным, очевидное подвергается сомнению. Как при таком разномыслии возвратиться к определению истинных ценностей?

Подобная разноголосица свидетельствует о неоднозначном понимании исторических событий, о сложности определения границы между добром и злом. Располагая их одинаково по отношению к правде, придется признать, что не существует принципиального различия между ними. Но настоящее искусство, проникая в сферу истинных ценностей, способно подняться над разногласиями.

Хроника событий

В фильме показаны события, происходящие на литовской земле в послевоенное время. Уже закончилась Великая Отечественная война, а на западных окраинах страны все еще неспокойно. В лесах скрываются противники установившейся советской власти. Сопротивляясь, они нападают на местные органы власти, терроризируют жителей.

Разный взгляд

Послесловие

Фильм дает однозначный ответ на все времена.

П. Цвирки). Уже в этой ленте обнаружилось пристрастие Жалакявичюса к прошлому Литвы, к родной литературе, традициям национального мировосприятия.

Витаутас Жалакявичюс, офицерский сын, учившийся на физика, но ушедший в режиссёры – этакий "доктор Фаустус" в разгар советской эпохи — снял тогда уже пять картин, и каждую ему резали. Всё больше, больше, больше. У него уже приз Карловарского фестиваля за короткометражку, а следующий фильм, "Хроника одного дня", всё равно режут до полной неузнаваемости, так что стыдно смотреть. И Витас идёт на хитрость. Он сочиняет историю про "победу Советской власти на местах" — не для литовского коммунистического начальства, замшелого совершенно, а для главного московского, ва-банк.

Постер фильма

В своём свободном детстве 30-х годов он смотрел голливудские вестерны. Вот и перенёс вестерн в Литву конца 40-х, когда "оккупанты" (так же, как европейские переселенцы) пришли в Литву "навсегда", а коренное население ("индейцы") ушло в лес и стало сопротивляться.

Его сюжет – чистый жанр, где должны быть "плохие индейцы" и "хорошие белые люди", к чему их ни прикладывай, хоть к Советской власти. Это всё условность. "Хорошие" - обязательно высокие и красивые, как в Голливуде. Они станут защитой самого Витаса, в жизни довольно щуплого, и спасут от любой цензуры. Ещё должна быть любовь и выяснение отношений между перестрелками и погонями. Когда сценарий под названием "Локисы" был готов, Жалакявичюс поехал на выбор натуры и по пути в райцентре наткнулся на полное подтверждение своей истории: тамошний предисполкома рассказал, как вместе с братьями отомстил за убийство отца. Значит, всё правда. Автор рискнул и сменил название на "Террор".

Натуру нашли на границе с Польшей, в глухой лесной деревне Зервинай, где и в 60-е годы не было ни колхоза, ни электричества. Выбор актеров оказался сложнее – их созывали со всей Прибалтики. У Баниониса – самая сложная роль, шестого "шерифа" Вайткуса (председателя сельсовета) после пяти убитых. Жалакявичюс сознательно берет на неё парня своего роста, который умеет играть и уже зарекомендовал себя у Йозаса Мильтиниса в Паневежисе, он там – просто супер-звезда, к тому же сам в 45-м пытался сбежать от Советов и с "лесными братьями" был прекрасно знаком. Он знает, "что и почему", с ним даже репетировать не нужно. А вот остальные должны брать фактурой и быть под два метра, как Джон Уэйн. Действительно, из того же Паневежиса приезжает здоровяк Масюлис, ещё более здоровенный Адомайтис – из Каунаса, самый здоровый, баскетболист Бруно Оя – вообще из Таллина (но тут крыть нечем, он – старший из четырёх братьев и должен быть выше всех). Только на младшеньком, Йонасе, Жалакявичюс спотыкается.

Все, отобранные им "белые люди" и "индейцы" (ещё и Витаутас Томкус, и Лаймонас Норейка, и собственная жена Дангуоле Баукайте, и латышская кинозвезда Вия Артмане) – они себя уже зарекомендовали в театре и кино, они – профи. А в пачке фотопроб на роль Йонаса – сплошь слюнтяи, ни актёрского опыта, ни даже образования. Будрайтиса, студента юридического факультета, Жалакявичюс поначалу безжалостно выкинул и взял только от безвыходности. За рост. Но ещё неизвестно, кто кого больше удивил на площадке. Жалакявичюс сказал Будрайтису: "У тебя погиб отец, ты понял?". Будрайтис кивнул и в кадре взглянул на "труп", попятился, побежал. Жалакявичюсу мало: "У тебя ОТЕЦ погиб", — и гипнотизирует взглядом. Будрайтис подумал, представил родного папу, встал на углу сарая и вдруг громко разрыдался. Спустя годы вспоминал, что в жизни вообще не плачет, практически никогда, а тут – слюни, сопли, слезы рекой: "Я потом несколько дней стеснялся на площадку выходить, все же видели"… Но такое старание было понятным: на юрфаке студент получал стипендию 23 рубля в месяц, а в кино – по 13 рублей за каждый съёмочный день. Актёр шутит об этом с удовольствием.

А Банионису с Артмане пришлось общаться по-русски, потому что он не знал латышского языка, а она – литовского. Но роль несчастной Оны, изменяющей мужу с Вайткусом, подошла ей, как никому. У Артмане в ту пору был тайный роман с Евгением Матвеевым, и она только что родила от него дочку. Законный муж согласился оставить девочку лишь при условии, что она ничего не узнает – и она действительно тридцать лет считала его отцом. Лишь после его смерти мать открыла ей правду. Но тогда, летом 1965 года, Артмане приехала на съёмки в расстроенных чувствах, с трёхмесячным ребенком на руках, и топила свою печаль именно в работе. Ведь она была третьей кандидатурой на роль после двух актрис, начавших сниматься и не сумевших передать накал страстей. А их дуэт с Банионисом получился настолько достоверным, что ему "дописали" текст и характер и "убили" в самом конце. Хотя должны были "убить" гораздо раньше.

Работали дружно, жили в одном общежитии, снимал Йонас Грицюс – первый литовский оператор, который видел в кино драматургию, а не только "раскадровку". Но сдать готовый фильм руководству никак не получалось, хотя название сменилось в третий раз.

"Никто не хотел умирать" вместо провокационного "Террора" тоже казалось двусмысленностью. И тема опасная – что народ встречал оккупантов вовсе не с распростёртыми объятиями, и решена "антисоветски". Постоянно в кадре языческое молитвенное дерево, песня литовская старинная, разговоры непротокольные: "Так ты с кем, с Советами или против?".

Руководство тряслось за насиженные места, фильм валялся на "полке", и тогда Жалакявичюс рискнул. Буквально под покровом ночи он вынес со студии коробки с пленкой и сам повёз их в Москву, прямиком к председателю Госкино Романову. Показал, перевёл – видимо, с умом – и тому вдруг понравилось. Просто понравилось. Смотреть было интересно.

Дальше пошли фестивальные призы, сумасшедшие сборы в прокате, признание Лучшим советским фильмом 1966 года, Государственная премия в 1967 году, продажи за границу. Дальше – уже в 90-е – фильм стали осуждать за "конформизм". Но только те, кто на своей шкуре не испытал "нерушимость" Советской власти. Так что старый Банионис правильно ответил: "Всё-таки 1965-й год – не 1953-й. Раньше кино бы просто не выпустили, а всех нас посадили".

Автор: Екатерина Тарханова, профессиональный киновед Baltnews.lt

Возрастная категория сайта 18 +

постер фильм Никто не хотел умирать

кадры из фильма "Никто не хотел умирать"

кадр Никто не хотел умирать 2

кадр Никто не хотел умирать 3

кадр Никто не хотел умирать 4

кадр Никто не хотел умирать 5

кадр Никто не хотел умирать 6

кадр Никто не хотел умирать 7

кадр Никто не хотел умирать 8

кадр Никто не хотел умирать 9

кадр Никто не хотел умирать 10

кадр Никто не хотел умирать 11

Режиссер: Витаутас Жалакявичюс;
Сценарист: Витаутас Жалакявичюс;
Оператор: Йонас Грицюс;
Композитор: Альгимантас (Альгис) Апанавичюс;
Художники: Витаутас Калинаускас, Альгирдас Ничюс;
Страна: СССР;
Год: 1965;
Производство: Литовская киностудия;
Премьера: январь 1966 (Вильнюс), 18 апреля 1966 (Москва)

Никто не хотел умирать кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Витаутас Жалакявичюс

Витаутас Жалакявичюс

Йонас Грицюс

Альгимантас (Альгис) Апанавичюс

Витаутас Калинаускас , Альгирдас Ничюс

Казимирас Виткус , Донатас Банионис , Регимантас Адомайтис , Юозас Будрайтис , Альгимантас Масюлис , Бруно Оя , Вия Артмане , Дангуоле Баукайте , Эугения Шулгайте , Антанас Шурна , Бронюс Бабкаускас , Лаймонас Норейка , Витаутас Томкус

1947 год. В литовских лесах еще прячутся вооруженные банды из бывших полицейских, офицеров, кулацких сынков. Один за другим убиты четыре председателя сельсовета. Теперь погиб старый Локис. На похоронах четверо его сыновей клянутся не покидать деревню до тех пор, пока не уничтожат банду Домового.
Выпуск фильма - 5 сентября 1966 г.

последнее обновление информации: 12.05.21

Государственная премия СССР за 1967 год - автору сценария и режиссеру В. Жалакявичюсу, оператору И.Грицюсу, актерам Д.Банионису и Б.Оя.

II-й Всесоюзный кинофестиваль (Киев, 1966 год):
Первая премия по разделу художественных фильмов;
Премия режиссеру В. А. Жалакявичюсу за лучшийсценарий;
Первая премия актеру Д. Банионису за лучшую мужскую роль.

Премия Ленинского комсомола - В. Жалакявичюсу за лучший сценарий и режиссуру (1966 год).

МКФ в Карловых Варах (Чехословакия)- премия лучшему актеру (Донатас Банионис).

Главный приз "Большой янтарь" VI-го кинофестиваля стран Балтии,Беларусии и Молдавии (1966 год).

критика

Фильм рассказывает о жестокой классовой борьбе в литовской деревне в первые послевоенные месяцы.

Учитель Миколас (А. Масюлис), гуманист и интеллигент, незаметен, всегда спокоен и рассудителен. Его противоположность Донатас (Р. Адомайтис), самый младший, — эмоциональный, шальной, резкий, всегда готовый к драке. Бронюс (Б. Оя) — коммунист, человек цельный и духовно зрелый. Олицетворяет в фильме справедливость, убеждённость в собственной вере.

Каждый из этих характеров прочно сформирован, устойчив, целен. И лишь юному Ионасу (Ю. Будрайтис) полной мерой отпущена душевная смятенность.

После смерти отца Локисы приходят к Вайткусу (Д. Банионис), вчерашнему бандиту, попавшему под очередную амнистию. Братья считают, что он должен знать, кто убил их отца…

Снимал картину один из лучших литовских операторов Ионас Грицюс. В 1954 году он окончил ВГИК. Грицюс стал первым литовским оператором художественного кино, проработав три года практикантом у замечательного советского оператора Андрея Николаевича Москвина в Ленинграде.

На роль Оны, возлюбленной героя Баниониса, была приглашена латвийская актриса Вия Артмане. Пожалуй, на её долю выпало больше всего испытаний.

В конце июля актриса вместе с дочкой вылетела в Вильнюс для съёмок в фильме.

Самой интригующе интересной для всех была любовная сцена на сеновале с участием Баниониса и Артмане. Здесь надо было показать настоящую любовь, такую страсть, что сильнее внешних обстоятельств и самой смерти. Как добиться достоверности? Жалакявичюс хотел по-театральному отрепетировать сцену, затем сделать паузу, дать актёрам передохнуть, и только потом снимать.

И вот Банионис выходит на площадку. Он предельно собран, в нём таится огромная внутренняя сила. Донатас крайне взволнован. Его настрой передаётся Артмане. Репетировать нельзя. Надо довериться импровизации. Если это состояние упустить, потом будет поздно, может сработать голая техника.

Жалакявичюс понял состояние актёров. Он быстро выгнал всех из сарая. Остались только Банионис и Артмане, оператор Грицюс с ассистентом и осветитель.

Самую трудную сцену отсняли очень быстро, буквально за несколько часов. Как потом говорили, за это время группа выполнила трехдневную норму работы на съёмочной площадке…

Читайте также: