Основоположник русской школы научной и практической фармации

Обновлено: 05.07.2024

Основное в учении Парацельса — объяснение жизненных про­цессов с точки зрения химических превращений. Этот период отличается широким применением в качестве лекарств химиче­ских препаратов, наряду с которыми использовались лекарства и растительного происхождения.

цессах горения и окисления ведущую роль играет кислород воздуха и что горение является реакцией не разложения, при ко­торой выделяется флогистон, а, наоборот, соединения горящего вещества с кислородом воздуха.

Выдающиеся открытия этого периода связаны с именами уче­ных-фармацевтов. Так, шведский аптекарь Е. Шееле (1742-1786) выделил винную кислоту из вин­ного камня, впервые открыл ор­ганические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, молочную, галловую, мочевую. Ему же при­надлежит открытие глицерина, хлора, марганца, синильной кис­лоты. Шееле первым получил кислород.

Вторая половина XVIII века характеризуется значительным ростом и успехами органической химии. Фармацевты этого пе­риода сделали ряд важнейших открытий, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии фармацевтической химии. Так, Н. Вокелен (1763-1829)-первый директор фармацевтической школы в Париже открыл элементы хром, бериллий, палладий, осмий.

Аптекарь Куртуа (1777-1836) получил минеральные соли из золы морских водорослей, открыл йод. Французский фармацевт Сеген (1807) впервые выделил морфин (технический) из опия, а позднее аптекарь Сертюрнер (1783-1841) выделил морфин в кристаллическом виде, установил основный характер его и спо­собность к образованию солей с кислотами.

Французские фармацевты Пельтье и Кавенту выделили из природных растительных источников алкалоиды хинин, стрих­нин, бруцин и др.

Фармацевт Мор (1806-1879) многое сделал в области объемного анализа лекарств. Он впервые применил в анализе бюретки, пипетки, он же создал весы, которые носят его имя.

Таким образом, аптеки сыграли большую роль в зарожде­нии и развитии фармацевтической химии.

В России аптеки появились гораздо позже, но роль их была той же — они выполняли функцию химических лабораторий, где наряду с аптекарями работали алхимисты, так называемые аптекарские химики, занимавшиеся изготовлением и анализом химических препаратов.

Большую роль в раз­витии фармацевтической химии сыграли разнооб­разные химические про­мыслы, которые достав­ляли различные продук­ты, применяемые с меди­цинской целью.

Достойными преемниками М. В. Ломоносова явились Т. Е. Ловиц и В. М. Севергин, которые продолжили его работы и сделали много новых открытий.

первым отечественным руководством по фармацевтической хи­мии. Он опубликовал также ряд других сочинений, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии фармацевтического анализа.

. К концу XVIII — началу XIX века в России почти не сущест­вовало самостоятельных химических лабораторий, не произво­дились отечественное оборудование и реактивы. Поэтому уси­лия. русских ученых-химиков — основателей отечественных хи­мических, школ были направлены на подготовку кадров отечест-

Их ученики и достойные преемники Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров получили мировую известность и внесли неоце­нимый вклад в развитие отечественной химии.

Величайшим открытием в химии явился периодический за­кон Д. И. Менделеева (1834-1907), нашедший воплощение в периодической системе элементов.

Заслуга Д. И. Менделеева состоит не только в том, что созданная им периодическая система элементов явилась первой удачной классификацией химических элементов, объединившей их в одну систему, но и в том, что открытый им периодический закон давал возможность предсказать новые, еще неизвестные элементы и их свойства.

писал, что Россия должна раз­вивать свою фармацевтиче­скую науку, чтобы не быть за­висимой от Западной Европы.

Но этому суждено было осуществиться лишь после Ве­ликой Октябрьской социали­стической революции.

С первых лет установления Советской власти в нашей стране создаются все условия для успешного развития фар­мацевтической науки. В пер­вую очередь требовалось со­здать материальную базу для проведения исследовательских работ в области фармацевти­ческой химии. Такой базой явились научно-исследователь­ские институты и лаборатории. Так, в 1920 г. в Москве был организован первый в стране научно-исследовательский химико-фармацевтический институт, который затем был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский химико-фармацевти­ческий институт имени С. Орджоникидзе (ВНИХФИ) -круп­нейший научный центр по синтезу фармацевтических препара­тов и их исследованию. Позднее подобные институты были со­зданы в Ленинграде, Харькове, Тбилиси.

Благодаря работам ВНИХФИ наша страна была освобож­дена от импорта йода (О. Ю. Магидсон, А. А. Байчиков, Б. Н. Денисович, Д. А. Шапошников) и получила целый ряд отечественных препаратов, например противомалярийные (О. Ю. Магидсон, М. В. Рубцов, И. Т. Струков и др.), сульфа­ниламидные (О. Ю. Магидсон, М. В. Рубцов, А. М. Григоров-ский, И. Я. Постовский и др.) препараты, противотуберкулезные средства (М. Н. Щукина и сотр., М. В. Рубцов, И. X. Фельдман и др.), мышьякорганические соединения (Г. Кирхгоф, М. Крафт и др.), стероидные гормоны (В. И. Максимов, О. С. Мадаева, Н. Н. Суворов) и др.

Уже с первых лет существования института в нем проводи­лась огромная работа по выявлению и изучению алкалоидов отечественной флоры и по синтезу их производных, что выдви­нуло Советский Союз на первое место в мире в области иссле­дования алкалоидов (академик А. П. Орехов и его школа).

За последние десятилетия область исследований ВНИХФИ значительно расширилась. Здесь созданы и создаются препара­ты противоопухолевого, противогрибкового, психотропного, сер­дечно-сосудистого действия и др.

В 1931 г. открылся Всесоюзный институт лекарственных растений (ВИЛР), где занимаются проблемой культуры лекар­ственных растений, изучают базы для получения лекарственнно-го растительного сырья, а также флору СССР с целью выявле­ния новых лекарственных растений, занимаются разработкой методик получения новых препаратов из растений.

В 1940 г. в Москве был организован Центральный аптечный научно-исследовательский институт (ЦАНИИ), переименован­ный затем во Всесоюзный научно-исследовательский институт фармации (ВНИИФ)-крупнейший центр фармацевтической науки.

Большая научно-исследовательская работа по изучению и открытию антибиотических веществ проводится в научно-иссле­довательских институтах Министерства здравоохранения СССР. Эта работа связана с именами крупнейших советских ученых: М. Т. Бражниковой, Г. Ф. Гаузе, 3. В. Ермольевой, Н. А. Кра-сильникова, Л. М. Якобсон, М. М. Шемякина, А. С. Хохлова, С. М. Навашина и др. Особенно широкое развитие получили работы в области антибиотиков за последние три десятилетия. К настоящему времени открыто более 3000 антибиотиков, для многих из них выяснено строение и для некоторых разработаны полусинтетические методы получения.

Большую исследовательскую работу в области изыскания и синтеза новых лекарственных средств проводят институты Ака­демии наук СССР (Институт химии природных соединений АН СССР) и Академии наук союзных республик (Институт орга­нического синтеза АН Латвийской ССР, Институт тонкой орга­нической химии АН Армянской ССР, Институт фармакохимии им. И. Г. Кутателадзе АН Грузинской ССР, Институт химии растительных веществ АН Узбекской ССР и др.).

Огромная работа проводится Всесоюзным научно-исследо­вательским витаминным институтом, где разработаны промыш­ленные методы получения витаминов А, Вь В2, С, пантотеновой, фолиевой кислот и др. Большая роль в развитии синтеза физио­логически активных соединений принадлежит и ряду кафедр фармацевтической химии фармацевтических институтов (Ле­нинград) и фармацевтических факультетов медицинских инсти­тутов (Львов, Запорожье и др.).

Особенно широкое развитие получили работы в области синтеза лекарственных препаратов в последние десятилетия благодаря комплексному характеру исследований, возможности использования совершенных физико-химических методов ана­лиза с применением высокоэффективного современного обору­дования.

Основным направлением дальнейшего развития работ в об­ласти синтеза лекарственных препаратов является разработка более упрощенных методов синтеза природных соединений из группы алкалоидов, стероидных гормонов, витаминов, антибио­тиков, создание и внедрение в производство новых средств для

лечения злокачественных новообразований, болезней сердечно­сосудистой системы, вирусных, грибковых заболеваний.

Одновременно с развитием синтеза лекарственных препара­тов осуществляется и другое направление фармацевтической химии — разработка и совершенствование методов анализа ле­карственных препаратов.

После Великой Октябрьской социалистической революции забота о человеке выдвинула на первое место вопрос доброка­чественной лекарственной помощи.

Важную роль в развитии фармацевтического анализа сыгра­ла школа, созданная Б. А. Бродским в Ленинграде.

Большую работу по организации контрольно-аналитической службы в первые годы Советской власти провел Харьковский научно-исследовательский химико-фармацевтический институт (ХНИХФИ), ныне Всесоюзный научно-исследовательский инсти­тут химии и технологии лекарственных средств (ВНИИХТЛС).

Определенную роль в развитии фармацевтического анализа сыграли работы ВНИХФИ и ЦАНИ (ныне ВНИИФ), аналити­ческие отделы которых проводят большую работу по разработке методов анализа лекарственных веществ и в настоящее время. Значительную роль в развитии фармацевтического анализа иг­рают и кафедры фармацевтической химии фармацевтических институтов (Пятигорск, Пермь, Харьков, Ташкент) и фармацев­тические факультеты медицинских институтов (Москва, Курск, Витебск, Баку, Тбилиси и др.).

Все возрастающий рост новых лекарственных препаратов и высокие требования к контролю качества этих препаратов по­служили основой для организации Государственного научно-ис­следовательского института по стандартизации и контролю ле­карственных средств, который был открыт в Москве. Институт проводит большую работу по изучению и разработке требований, обеспечивающих высокое качество лекарственных средств с учетом уровня развития химической, фармацевтической и меди­цинской науки; осуществляет государственный контроль за ка­чеством лекарственных средств, производимых для потребления как внутри страны, так и экспортируемых и закупаемых за ру­бежом. Большую работу проводит институт по подготовке изда­ний Государственной фармакопеи и другой нормативно-техни­ческой документации на лекарственные средства.

Особенностью фармацевтического анализа на современном этапе является внедрение в практику более тонких, чувствительных современных методов физико-химического анализа — фотометрии, различных видов хроматографии и других, позво­ляющих с наименьшей затратой анализируемого вещества, реак­тивов и времени более объективно и точно оценивать качество лекарств.

В последние годы начинает развиваться новое направление в фармацевтическом анализе — биофармацевтический анализ, т. е. определение лекарственных веществ и их метаболитов в биологических субстратах организма.

Основным направлением развития фармацевтического ана­лиза в настоящее время является дальнейшая разработка и усо­вершенствование физико-химических методов анализа фарма­цевтических препаратов и лекарственных форм и широкое внед­рение их в практические учреждения (аптеки, контрольно-ана­литические лаборатории), разработка простых, доступных для внутриаптечного контроля методов анализа сложных лекарст­венных смесей, развитие и совершенствование анализа новых лекарственных препаратов, особенно из группы сложных при­родных соединений с сильным биологическим действием (гликозиды сердечного действия, гормоны, витамины, антибиотики), изучение условий хранения химико-фармацевтических препара­тов, готовых лекарственных средств, галеновых препаратов в различных зонах страны, а также изучение влияния высокопо­лимерных соединений (упаковочный материал) на действие ле­карственных средств, дальнейшее развитие и совершенствование биофармацевтического анализа.

В статье рассматриваются основные этапы развития подготовки фармацевтических кадров в России от XVII до начала ХХ в., когда происходит переход от эмпирического обучения в качестве ученичества при зелейных лавках и Аптекарском приказе к специальному обучению в медицинских школах и медико-хирургических академиях. В XIX в. обучение переходит в университеты, при них открываются фармацевтические отделения, ведущим учебным заведением стала Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия. В других высших учебных заведениях систематического обучения фармации не велось, студенты принимались лишь как вольнослушатели, продуманная программа существовала лишь в Дерптском (Тартуском) университете. В 1915 г. при Психоневрологическом институте В.М. Бехтерева открывается фармацевтическое отделение, призванное удовлетворить в условиях их дефицита отечественную систему здравоохранения специалистами фармацевтами и химиками-технологами по производству лекарств из-за зависимости от немецких специалистов и лекарств. Существенным достижением стало создание в 1919 г. первого высшего фармацевтического учебного заведения – Петроградского химико-фармацевтического института (ныне Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет), который стал образовательной моделью для создания подобных учебных заведений в стране, где выпускались специалисты: провизоры и химики-технологи. В создании вуза принимали участие авторитетные специалисты: ботаник В.Л. Комаров, фармаколог и химик А.С. Гинзберг, физиолог Л.А. Орбели, которые разработали первые учебные планы.


1. Склярова Е.К., Жаров Л.В., Дергоусова Т.Г. История фармации: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 317 с.

3. Семенченко В.Ф. История фармации: учебник для студентов, обучающихся по специальности 040500 "Фармация". М.: Альфа-М, 2010. 590 с.

4. Коротеева Н.Н. История фармации (XVI - начало XX вв.). Курск: Курский государственный технический университет, 2006. 303 с.

5. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений Т. 2: Труды по физике и химии. 1747-1752 гг. / Подгот. А.А. Елисеев. М.; Л., 1951. 726 c.

6. Гаммерман А.Ф., Шупинская М.Д. Изучение лекарственных растений и развитие отечественного растениеводства в Петербурге-Петрограде-Ленинграде // Труды Ленинградского химико-фармацевтического института. Вып. 10: История фармацевтического дела в Петербурге - Петрограде – Ленинграде. Л., 1960. С. 89-112.

7. Калашников В.П. Научно-исследовательская и практическая деятельность ученых-фармацевтов и химиков Петербурга-Петрограда // Труды Ленинградского химико-фармацевтического института. Вып. 10: История фармацевтического дела в Петербурге –Петрограде – Ленинграде. Л., 1960. С. 37-49.

8. Георгиевский А.С., Лопатенок А.А. Роль медицинского факультета Тартуского (Дерптского) университета в подготовке военных врачей и развитие военной медицины в России // Тартуский государственный университет: История развития, подгот. кадров, науч. исслед.: тез. докл. Всесоюз. (XIII Прибалт.) конф. по истории науки, посвящ. 350-летию Тарт. гос. ун-та. Тарту: ТГУ, 1988. Т. 3. С. 24-35.

9. Васильев К.Г. Калнин В.В. Тартуский университет в системе русской медицинской науки в XIX –начале ХХ столетий // Тартуский государственный университет: История развития, подгот. кадров, науч. исслед.: тез. докл. Всесоюз. (XIII Прибалт.) конф. по истории науки, посвящ. 350-летию Тарт. гос. ун-та. Тарту: ТГУ, 1988. Т. 3. С. 35-43.

10. Наркевич И.А., Звягин Ю.Ю., Воробьева С.А., Перелыгин В.В., Доброва Д.О. Он создал современного фармаколога // Формула фармации. 2019. Т. 1, №1. С. 95-102.

14. Наркевич И.А., Кириллова Е.Н., Воробьева С.А., Васягина Ю.А. Санкт-петербургская государственная химико-фармацевтическая академия: 95 лет служения отечественной фармации // Фармация. 2014. № 6. С. 4-7.

16. Наркевич И.А., Воробьева С.А., Васягина Ю.А., Комарков А.Ю. Под знаком столетия: сборник документов по истории СПХФУ. СПб.: Петербургский модный базар, 2019. 448 с.

Цель исследования - проследить основные этапы развития фармацевтического образования от эмпирического подхода в обучении, когда все строилось лишь на ученичестве, до создания систематических курсов (факультетов и отделений в высших учебных заведениях) и организации специализированного фармацевтического высшего учебного заведения в 1919 г. – Петроградского химико-фармацевтического института.

Материал и методы исследования

Материалы исследования основываются на анализе дореволюционных, советских и современных работ по истории медицины и фармации, а также на основе новых архивных документов по истории фармацевтического образования, выявленных в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга.

Методологическую основу исследования составляют принципы исторического научного познания: историзм, системность, целостность, преемственность, методами исследования являются контент-анализ документов, сопоставление.

В правление Петра I происходили обширнейшие изменения в русской жизни, в том числе и в развитии образования и фармации, шел переход от эмпирической подготовки к научно-практической, где основу обучения составляют теоретические знания, которые могли быть применены на практике. В начале XVIII в. открываются первые медицинские школы при госпиталях в Москве и Петербурге, где преподают фармацевтическое знание, а для практического обучения ученики должны были заниматься в госпитальных аптеках [4, с. 8].

В XVIII веке значительно изменилось отношение к образованию и воспитанию, подготовке кадров-специалистов. При Главной петербургской аптеке стали набирать учеников, которые в течение 5-6 лет постигали фармацию и сдавали экзамен на звание аптекарского помощника - гезеля, затем они направлялись на работу в аптеку на 2-3 года и только после получения звания аптекаря получали право на самостоятельное ведение фармацевтической деятельности. Среди фармацевтов-учеников Главной петербургской аптеки были видные ученые, члены петербургской Академии наук Т.Е. Ловиц и К.Г.С. Киргоф.

В XVIII в. Академия наук и ее члены: естествоиспытатель С.П. Крашенинников, П.С. Паллас, И.И. Лепехин, И.Г. Георги и Т.Е. Ловиц своими ботаническими и химическими разысканиями значительно расширили научное познание в области лекарствоведения в России [6, с. 96-101]. Выход первых русских фармакопей (1765, 1778, 1779, 1782, 1783, 1784, 1786, 1798), введение в 1789 г. аптекарского устава и таксы оказали влияние на развитие фармацевтического образования. Вместе с уставом были основаны губернские врачебные управы, получившие право производить экзамены на звание аптекаря. Существенным достижением для развития фармацевтического образования стало преподавание фармацевтических дисциплин на медицинском факультете Московского университета (осн. в 1755 г.).

В 1786 г. вместо школ при госпиталях были открыты три медико-хирургических училища в Петербурге и Москве, в 1798 г. преобразованные в медико-хирургические академии. С открытием этих учебных заведений изменяется отношение к подготовке фармацевтических кадров, от подготовки при госпитальных аптеках фармацевтическое знание переходит на специальные кафедры военных учебных заведений.

Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия становится одним из первых крупных центров фармацевтического образования России. При ней в 1808 г. открывается специальное фармацевтическое отделение и создается кафедра фармации (первый заведующий – ботаник, академик Т.А. Смеловский (1769-1815)), которые готовили практических работников для аптечной отрасли до 1880 г. В Санкт-Петербургской медико-хирургической академии с 1835 г. курс обучения на фармацевтическом отделении сократился с 4 до 3 лет, а затем с 3 до 2, что привело к снижению качества образования и профессиональных качеств выпускников-провизоров [7, с. 37-43]. В то же время с расширением поставок заграничных лекарственных средств с 1829 г. от провизора стали требовать знания иностранных языков: французского и немецкого.

В 1838 г. впервые в России было установлены экзамены для фармацевтических чинов, ими были установлены звания и степени, которые присуждали университеты и академии: аптекарский помощник, провизор, аптекарь. В 1845 г. Высочайшим указом императора Николая I утверждено новое положение, установившее три фармацевтических степени: аптекарского помощника, провизора и магистра фармации. Право производить испытания вначале было дано только Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, а в дальнейшем лишь нескольким вузам, имевшим двухлетние провизорские курсы. Установленный порядок учебных испытаний и присуждения званий сохранялся до Великой Российской революции 1917 г.

Для получения обучения на звание аптекарского ученика нужно было 4 класса гимназии для мужчин и 6 классов для женщин. После 3 лет службы в аптеке, где ученик использовался в качестве дешевой рабочей силы, и 3-4-месячной подготовки по ускоренной программе он мог быть подвергнут испытаниям на звание аптекарского помощника. После его получения, приобретая трехлетний практический опыт, он имел право поступить на провизорские курсы при университете, сдав экзамены, получал звание провизора. Высшую фармацевтическую степень – магистра фармации провизор мог получить после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. С 1845 по 1900 г. степени магистра фармации удостоились 41 человек, в Московском университете – 49 [7, с. 42]. Наиболее известными в России магистрами фармации являлись петербургский доктор А.В. Пель (1850-1908), много сделавший для развития отечественной фармации, и основатель Петроградского химико-фармацевтического института А.С. Гинзберг (1870-1937).

Систематическим и разносторонним образование было лишь в академии, в университетах, по мнению исследователей В.П. Ильинского и М.П. Раскина, внимание уделялось меньше подготовке фармацевтов, чем медицинских работников. Исключением был Дерптский (Юрьевский) университет, где было поставлено преподавание, на лекции лекарствоведа Дрегена приезжали молодые люди со всей империи, подобно как в 1970-1980-е гг. в университет приезжали послушать литературоведа Ю.М. Лотмана со всего Советского Союза. Особенно роль Дерптского университета возросла после закрытия фармацевтического отделения в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии в 1881 г., если в 1866 г. фармацевтические науки в Дерпте изучало 28 студентов, то к 1897 г. уже 345 [8, с. 26]. Из среды дерптских фармацевтов выходили люди, преподававшие фармакологию не только в России, но и в мире, так, О. Шмидеберг читал ее в Страсбурге, К. Гетгенс заведовал кафедрой в фармакологии в Ростоке, а затем в Гиссене, В. Шредер в Гейдельберге, фармацевты Х. Кара-Стоянов в Софии (Болгария) и К. Манделин в Турку (Финляндия) [9, с. 41].

В Новороссийском университете в 1903 г. началась трехгодичная подготовка провизоров, при медицинском факультете было открыто фармацевтическое отделение. В конце XIX в. начинается становление женского медицинского образования, в 1901 г. открывается первая женская аптека. В XIX – начале ХХ вв. преподавание фармацевтической науки велось в университетах: Московском, Дерптском, Харьковском, Казанском и Киевском имени Святого Владимира. Главным недостатком обучения было то, что будущие фармацевты являлись не полноправными студентами, а в основном вольнослушателями на медицинском факультете. Преподавание ограничивалось фармакогнозией, рецептурой и фармацевтической химией, также в качестве введения в фармацию им преподавали устройство и оборудование аптек, историю фармации и ведение документации в аптеках [4, с. 192].

Существенным прорывом фармацевтического образования стало создание известным ученым Александром Семеновичем Гинзбергом в 1915 г. фармацевтического отделения в Психоневрологическом институте с 3-летним курсом обучения, которое должно было уменьшить зависимость отечественной фармации от немецкого влияния в кадровом отношении и обеспечении лекарственными средствами [10, с. 95-96].

Постепенно в дореволюционной России происходил переход от подготовки аптечного работника, приготовляющего лекарства, затем аптекаря – торговца, к специалисту, обладающему широким спектром медицинских, химических и биологических знаний, примененных в фармации.

В 1918 г. году окончательно назрела проблема создания не курсов и отделений при вузах, а специального института для подготовки фармацевтических кадров. В том же году была создана специальная фармацевтическая комиссия при Наркомздраве РСФСР, куда вошли признанные специалисты А.С. Гинзберг, В.И. Вернадский, Л.А. Орбели, А.Е. Ферсман, В.М. Бехтерев и В.Л. Комаров для обсуждения вопроса о фармацевтическом образовании при физико-математическом отделении университетов.

12 августа 1919 г. состоялось первое заседание временного совета вновь организованного института, на котором, помимо членов совета, присутствовали студенты провизорских курсов Петроградского медицинского института. На первом расширенном заседании совета были основаны первые кафедры и выбраны их руководители: кафедра органической и фармацевтической химии (А.С. Гинзберг), кафедра физиологии (Л.А. Орбели), кафедра морфологии, анатомии и систематики растений (В.Л. Комаров) [11, л. 1-10]. На этом заседании было принято решение об организации библиотеки института, первым фондом которой стали книги из библиотеки общества военных и морских фармацевтов. В августе 1919 г. был разрешен вопрос со зданиями института, ему были переданы обширная территория на Аптекарском острове (дома 4, 4в, 4г по Песочной улице, дома 4 и 6 по Аптекарскому проспекту и дома 3, 5, 7 по улице Литераторов) [12, л. 161].

22 октября 1919 г. речью профессора Гинзберга открылись занятия в первом в стране фармацевтическом вузе – Петроградском химико-фармацевтическом институте, эта дата стала днем основании систематического высшего фармацевтического образования в нашей стране [13, л. 9]. В первый год было набрано около 1000 учащихся, но концу из-за тяжелых условий жизни, недостатка начального образования и проблем с обучаемостью в вузе осталось лишь на первом курсе – 100, на втором – 15, на третьем – 25 [13, л. 9]. Подобные приемные кампании шли и в других учебных заведениях, где были отменены вступительные испытания. Первый выпуск вуза состоялся в феврале 1921 г., в июле 1922 г. состоялся второй выпуск, многие из которого составили славу фармацевтической науки и практики: А.Ф. Гаммерман, Е.И. Полыковский, М.Х. Бергольц. При вузе 17 октября 1921 г. приказом Совнаркома был утвержден устав и учебный план фармацевтического техникума, созданного на базе фармацевтической школы (осн. в 1920 г.), который готовил фармацевтов среднего звена [12, л. 70].

Таким образом, на примере Петроградского химико-фармацевтического института была создана система подготовки кадров высшей квалификации провизоров, которая была использована при создании Московского, Одесского и других фармацевтических вузов СССР [16].

Выводы. В ходе развития фармацевтического образования от XVII в., когда в России начинается подготовка аптекарских помощников, до начала ХХ в., когда создается высшее фармацевтическое образование с квалификацией провизора, в первые годы Советской власти со степенью кандидата химико-фармацевтических наук, происходит сложный этап становления фармацевтической педагогической деятельности. Развитие подготовки фармацевтов на базе университетов в XIX в. (особенно в Дерптском) позволило заложить основы преподавания специальных предметов: фармакологии, фармацевтической химии и других в высшей школе.

Деятельность Военно-медицинской академии нельзя не отметить в деле подготовки ученых фармацевтов (магистров фармации), которые заложили прочный фундамент теоретических знаний в подготовке практических работников. В ходе исторического развития образования фармацевтов, требований к их теоретической и практической подготовке произошли изменения, когда возросли требования к теоретическим знаниям в области химии, ботаники, что привело к созданию специализированных отделений при вузах – созданию фармацевтического отделения при Психоневрологическом институте в 1915 г.

Появление фармацевтического образования в условиях войны с Германией положило начало устранению зависимости отечественной фармации от немецких кадров и поставок лекарств и медикаментов.

Начало нового этапа в жизни страны, становление Советской власти, острая нехватка аптечных кадров, развитие дореволюционных научных школ фармацевтов (А.С. Гинзберга) привели к созданию первого в стране полноценного высшего учебного заведения – Петроградского химико-фармацевтического института (ныне СПХФУ). Учебные планы, кафедры и преподаватели нового высшего учебного заведения определи типовые решения для создания подобных вузов в СССР и подготовки высококвалифицированных кадров для фармацевтической отрасли.

Искусство врачевания с глубокой древности было тесно связано с естество­знанием и общей культурой человека. В древней Руси лечение болезней и приго­товление лекарств находилось в руках знахарей, которые обобщали народный опыт лечения болезней с помощью лекарственных растений и минеральных веществ. После появления славянской азбуки (IX век) создались условия для записи уст­ных сведений народной медицины в летописях. В средние века на Руси уже были известны труды великих врачей – Гиппократа, Галена, Авиценны.

При Иване Грозном в 1581 г. в Москве появилась первая аптека и была создана Аптекарская Палата (административный орган, управлявший медициной и фар­мацией). В Москве, Рязани, Новгороде успешно развивались аптекарские огоро­ды, где культивировали и выращивали лекарственные растения. В 1594 г. в Моск­ве была организована школа лекарей. С этого времени началось становление национальной русской медицины, фармации и фармакологии.

В период реформ Петра I торговать лекарствами разрешалось только в ап­теках. В Москве было открыто 8 аптек. В 1707 г. была образована Медицинская канцелярия по управлению госпиталями, госпитальными школами, аптеками. В 1725 г. при Петербургской Академии наук были открыты отделения анатомии, физиологии, химии и организованы экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток для расширения знаний о лекарственных растениях.

Огромное влияние на развитие медицины и фармакологии оказали труды великого русского ученого М.В.Ломоносова (1711-1765) по атомно-кинетичес­кой концепции в химии, об изменяемости веществ и всеобщей связи явлений в природе.

В 1778 г. в России впервые издается Государственная Фармакопея на латин­ском языке, а в 1866 г. – на русском языке.

В этот период начал научную деятельность основоположник отечественной фармации и фармакологии академик А.П. Нелюбин (1785—1858), который опре­делял фармакологию как систему точных знаний, основанную на изучении хи­мических и физических свойств лекарственных средств, методов синтеза, приго­товления лекарственных форм и действия лекарств в зависимости от состояния организма. А.П. Нелюбин выделил фармакологию и фармацию в самостоятель­ные предметы и предложил их раздельное преподавание. А.П. Нелюбин был сто­ронником экспериментального изучения действия лекарств и ядов на животных.

В медицинских учебных заведениях Петербурга, Москвы, Казани, Юрьева физиологами и фармакологами начали проводиться экспериментальные иссле­дования лекарств на животных. Е.В. Пеликан (1824—1884) изучал действие кура­ре и строфанта; A.M. Филомафитский (1807—1849) исследовал действие эфира и хлороформа; великий русский хирург Н.И. Пирогов (1810-1881) изучал нарко­тическое действие эфира на собаках, а затем ввел эфирный наркоз в хирургичес­кую практику; профессор Казанского университета И.М. Догель (1830—1916) изу­чал влияние лекарственных веществ на сердечно-сосудистую систему.

Таким образом, в середине XIX века исследования в области фармакологии велись в двух направлениях. Первое направление устанавливало зависимость дей­ствия лекарств на организм от их химического состава и способа изготовления. Второе направление устанавливало характер и механизм действия лекарств на органы и физиологические системы и целый организм. Оба эти направления до­полняли друг друга и были научным фундаментом для клинической фармаколо­гии и фармакотерапии.

Развитию экспериментальной фармакологии способствовали также успехи химии, разработавшей методы выделения индивидуальных чистых веществ из лекарственных растений. К середине XIX века были выделены алкалоиды: мор­фин (1806), эметин (1817), кофеин (1819), хинин (1820), атропин (1833). Эти со­единения оказывали на организм такое же действие, как и целые растения, в свя­зи с чем сформировалось представление о действующих веществах, содержащихся в лекарственном растительном сырье, что в свою очередь позволило фармаколо­гам изучать механизмы действия чистых веществ. Были также установлены струк­турные формулы кофеина, атропина, кокаина, эфедрина и др.

Вторая половина XIX века в России характеризуется дальнейшими и разно­сторонними глубокими экспериментальными работами в области фармакологии.

Великий русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) начал свою научную де­ятельности с изучения действия сердечных гликозидов и жаропонижающих средств. Он с 1890 по 1895 г. возглавлял кафедру фармакологии в Военно-меди­цинской академии Петербурга. Под его руководством было изучено влияние на ЦНС бромидов и кофеина, на систему пищеварения – горечей и других веществ. И.И. Мечников (1845-1916) создал теорию иммунитета, главной частью ко­торой было учение о фагоцитозе как защитном механизме организма, что впос­ледствии явилось фундаментом для изыскания и изучения действия лекарствен­ных веществ на иммунную систему.

Д.Л. Романовский (1861—1921) в 1891 г. установил, что лечебный эффект хи­нина при малярии обусловлен его избирательным токсическим влиянием на воз­будителя – малярийного плазмодия, что впоследствии явилось основой для ста­новления и развития химиотерапии.

Основателем отечественной фармакологии принято считать Н.П. Кравкова (1865-1924).

кравков николай павлович

Н.П. Кравков окончил естественное отделение Петербургского университета (1888) и Военно-медицинскую академию (1892), где начинал научную работу в лаборатории И.М. Сеченова. В 1899 г. он был избран заведующим кафедрой фар­макологии и руководил ею в течение 25 лет.

Его работы были посвящены проблемам общей фармакологии (зависимос­ти действия лекарства от дозы, комбинированному действию веществ, влиянию

температурных факторов на действие веществ). Н.П. Кравков продолжил экспериментальные ра­боты по изучению действия лекарственных ве­ществ на изолированные органы в норме и при экспериментально вызванных патологических со­стояниях (атеросклерозе, воспалении). Он впервые проводил эксперименты на изолированных орга­нах людей, умерших от различных заболеваний. Большое внимание в его научных трудах было уделено вопросу зависимости фармакологическо­го действия веществ от их химического строения. Под его руководством изучалось действие наркоз­ных и снотворных средств из различных химичес­ких групп. Итогом этих работ стало внедрение в медицинскую практику первого препарата для внутривенного наркоза — гедонала (группа уретана) и его комбинации с хлороформом (комби­нированный наркоз). В дальнейшем эти работы явились основой для создания теории вводного и комбинированного наркоза.

С.В.Аничков (1892-1981) заведовал кафедрами фармакологии в Военно-ме­дицинской академии и Санитарно-гигиеническом институте Ленинграда. Он ав­тор учебников по фармакологии (1954, 1968). СВ. Аничков возглавлял отдел фар­макологии в институте экспериментальной медицины АМН СССР.

В.В. Закусов (1903-1986) заведовал кафедрами фармакологии в медицинских ин­ститутах Ленинграда и возглавлял кафедру фармакологии I ММИ им. И.М. Сечено­ва. На протяжении 25 лет он был директором Института фармакологии АМН СССР. Основные его работы посвящены исследованию влияния фармакологических ве­ществ на синаптическую передачу возбуждения в ЦНС В.В. Закусовым и его со­трудниками предложен ряд новых психотропных препаратов, миорелаксантов, ганглиоблокаторов, анестетиков, противоаритмических и антиангинальных средств. В.В. Закусов – автор учебников по фармакологии для медицинских вузов (1960,1966).

Развитию отечественной фармакологии и фармации посвятил 55 лет жизни профессор В.В. Николаев.

Он закончил медицинский факультет Казанского Университета в 1895 г. и по­лучил диплом лекаря с отличием (medicus cum eximia laude).

Будучи студентом и работая в научном кружке, в 1893—1894 гг., В.В. Никола­ев в эксперименте подтвердил гипотезу профессора Юрьевского Университета Ф.Г. Биддера о том, что парасимпатический нерв сердца имеет двухнейронное строение и в толще миокарда имеются особые структуры, названные впоследствии парасимпатическими ганглиями.

С 1903 по 1906 г. В.В. Николаев слушал лекции в Германии, Австрии, Швейца­рии и Франции по фармакологии, фармакогнозии, биологической химии, орга­нической химии, качественному анализу лекарственных средств у ведущих спе­циалистов западной Европы.

В.В. Николаев

Изучение такого количества сложных предметов позволило В.В. Николаеву стать энциклопедически развитым ученым и поставило его в ряд выдающихся спе­циалистов России и Европы по фармакологии, фармакогнозии и фармации.

В.В. Николаев заведовал кафедрой фарма­ции и фармакогнозии в Казанском Университе­те, а в 1921 г. был избран заведующим кафедрой фармакологии I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, которую воз­главлял в течение 29 лет (до 1950 г.).

Им были изучены седативные свойства си­нюхи, кардиотоническое действие желтушника, фармакологические эффекты хлороформа, атропина, мускарина, никотина, бромидов.

В 1936 г. был открыт Московский Фармацевтический институт (в настоящее время фармацевтический факультет ММ А им. И.М. Сеченова), где В. В. Никола­ев организовал кафедру фармакологии и был первым ее заведующим (до 1937 г.). В 1946 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С 1940 по 1946 г. кафедру фармакологии фармацевтического факультета воз­главлял ученик Н.П. Кравкова член-корреспондент АМН СССР М.П. Николаев.

Он обладал совершенными знаниями в области терапии, фармакологии, фар­мации и продолжил работы по оценке фармакологической активности лекарствен­ных препаратов на животных с экспериментально вызванным атеросклерозом, гиповитаминозами, тиреотоксикозом, интоксикациями и другой патологией.

Эти научные исследования способствовали сближению экспериментальной и клинической фармакологии и явились основой для клинической фармакотерапии.

В 1942 г. М.П. Николаев впервые издал учебник по фармакологии для фарма­цевтических вузов, который был переиздан в 1948 г.

Большой вклад в развитие фармакологической науки и фармацевтического об­разования внес талантливый ученик В.В. Николаева и М.П. Николаева академик РАЕН, заслуженный деятель науки Российской Федерации А.Н. Кудрин.

А.Н. Кудрин заведовал кафедрой фармакологии фармацевтического факуль­тета I ММИ им. И.М. Сеченова с 1961 по 1998 г.

Он разработал химико-фармацевтическое направление в фармакологии, составными частями которого явились изыскание новых лекарственных средств и разработка теории целенаправленного создания их; отбор наиболее актив­ных соединений и первоначальное изучение характера и механизма их действия; биологический контроль качества и безопасности применения лекарственных средств. А.Н. Кудриным была создана система подготовки специалиста-прови­зора как консультанта врача и больного в области лекарствоведения.

Итогом научной деятельности А.Н. Кудри­на явились два открытия:

В последнее время основы клеточной и мо­лекулярной фармакологии разрабатывают не только фармакологи, но и представители са­мых различных наук и специальностей: физи­ологи, биологи, математики, генетики. В стра­не появляются крупные фармацевтические производства, способные обеспечить население России большинством лекарственных средств.

А.Н. Кудри­н, Николаев М.П.

НАЗВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Лекарственное средство может иметь три основных названия:

1) Химическое название, отражающее состав и структуру лекарственного ве­щества. Химические названия редко употребляются в практическом здравоохранении, но часто приводятся в аннотациях на лекарственные препараты и содер­жатся в специальных справочных изданиях, например: 1,3-диметил-ксантин, 5-этил-5-фенилбарбитуровая кислота и т.д.


  1. Международное непатентованное название (МНН, International Nonpro­prietary Name, INN). Это название лекарственного вещества, рекомендованное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), принятое для использования во всем мире в учебной и научной литературе с целью удобства идентификации препарата по принадлежности к определенной фармакологической группе и для того, чтобы избежать предвзятости и ошибок. Синонимом МНН является термин генеринеское, или дженерическое название. Иногда МНН отражает химичес­кое строение лекарственного вещества, например: ацетилсалициловая кислота, ацетаминофен.
  2. Патентованное коммерческое название (Brand name). Оно присваивается фар­мацевтическими фирмами, производящими данный конкретный оригинальный лекарственный препарат и является их коммерческой собственностью (торговой маркой), охраняемой патентом. Например, торговое название ацетилсалицило­вой кислоты — аспирин, фуросемида — лазикс, диклофенака – вольтарен. Торго­вые названия используются фирмами-производителями для маркетинговых це­лей, для продвижения и конкуренции лекарственных препаратов на рынке.

Когда у фирмы-разработчика заканчивается срок действия патента, то другие компании могут производить данное лекарственное средство и продавать его под международным названием. Такие препараты называют воспроизведенными лекар­ственными средствами, или дженерическими препаратами. Препараты-дженери-ки обычно дешевле оригинальных, так как затраты на их разработку и клиничес­кие испытания не включены в цену.

Одно и то же лекарственное вещество может содержаться в одинаковых дозах в препаратах одной лекарственной формы, имеющих разные торговые названия (препараты-синонимы). Поэтому провизор может предложить пациенту заменить один препарат (при отсутствии его в аптеке) другим препаратом – синонимом.

КЛАССИФИКАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Имеются следующие классификации лекарственных средств:

Классификация по алфавиту. В основу этой классификации положен принцип размещения наименований лекарственных средств в алфавитном порядке (на рус­ском и латинском языках).

Химическая классификация. В основе ее лежит химическая структура лекар­ственных веществ. Например, производные имидазола: бендазол, клотримазол, метронидазол; производные фенотиазина: хлорпромазин, этапиразин; производ­ные метилксантина: кофеин, теофиллин, теобромин. Близкие по химической структуре лекарственные вещества могут оказывать на организм разные эффекты.

Классификация CAS (Chemical Abstracts Service). Представляет собой однознач­ный идентификатор химических субстанций, где определенной химической струк­туре присвоен регистровый номер. Например, номер CAS азитромицина 83905-01-5. Регистровый номер лекарственных веществ включен в фармацевтические и медицинские справочники всего мира.

Читайте также: