Методические рекомендации к дидактическому пособию в доу

Обновлено: 05.07.2024

Данные методические рекомендации предназначены воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с детьми дошкольного возраста. Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования элементарных математических представлений.

Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3–5 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель – формировать элементарные математические представления, развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

  • Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
  • Учить различать времена года;
  • Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Развивать познавательные интересы;
  • Развивать сенсорные навыки, обогащать чувственный опыт;
  • Развивать любознательность;
  • Развивать воображение и творческую активность;
  • Развивать внимание, память, наблюдательность.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности;
  • Воспитывать в детях умение получать положительные эмоции в процессе игры.

Ценность методического пособия:

Пособие представляет собой книгу, состоящую из 10 мягких съемных страниц, изготовленных из ткани и фетра. Включает в себя съёмные детали, которые ребенок сам может перемещать в нужное поле. Детали имеют различные виды крепления: пуговицы, кнопки, крючки, липучки , ленточки , застёжки и т. д ..

Методические приёмы работы с дидактическим пособием

Работу с данным дидактическим пособием рекомендую проводить в три этапа:

1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.

2 этап : Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.

3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данной книгой, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Варианты игровых заданий

Цель- Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.

Цель - учить определять время года по его характерным признакам, закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года.

Цель- закрепить знания о частях суток.

Цель- упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Цель – знакомить с циферблатом, закреплять времена суток.

Цель- закрепление формы, размера, цвета предмета.

Цель - определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Цель - расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.

Цель - закрепить навык порядкового счета.

Цель - упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

Цель - освоение навыка шнурования ботинок, развитие мелкой моторики, координации.

Дидактический материал в данной книге можно дополнять персонажами, расширяя познавательный интерес детей. На каждых страничках книги есть несколько вариантов игр и упражнений, тем самым дети легко могут самостоятельно играть с этим пособием. Работать с пособием очень удобно, а главное легко, так как оно мягкое, безопасное, интересное.

Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать элементарные математические и сенсорные представления у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.

Друзья, в какой-то момент каждому из нас приходится презентовать свой опыт работы: при аттестации, во время педсовета, на различных конкурсах и т.д. Довольно часто мы презентуем игровую среду или отдельные ее элементы. Разрабатывая игровое пособие, педагог продумывает множество деталей. Помимо всего прочего ценным в пособии является возможность его применения другими педагогами, воспитателями и специалистами. Для этого разрабатываются так называемые методические рекомендации к игровому пособию. Что же они включают?

Титульный лист, оформленный в соответствии с принятыми нормами и содержащий:

Фотографии игрового пособия

Необходимо отразить общий вид (крупный план), а так же отдельные элементы.

Непосредственно методические рекомендации

Они могут быть представлены в следующем порядке.

Целевая аудитория

Ключевой вопрос: С детьми какого возраста данное пособие может использоваться?

  • Дидактическое игровое пособие предполагает использование детьми раннего (младшего, среднего, старшего) дошкольного возраста.
  • Дидактическое пособие предназначено для детей 4–5 лет.

Назначение дидактического игрового пособия

Ключевые вопросы:

Развитию, формированию, воспитанию чего способствует?

Каковы варианты применения пособия в воспитательно-образовательном процессе (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная работа, организованная или самостоятельная детская деятельность)?

  • Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности. Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и др.).
  • Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления.
  • Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по многим лексическим темам, а также в создании условий для знакомства ребенка с домашними животными и их детенышами, дикими животными; овощами, фруктами, геометрическими фигурами и пр.
  • Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель, задачи использования дидактического игрового пособия

Не комментирую этот пункт.

Описание дидактического игрового пособия

Ключевые вопросы:

Что представляет собой пособие?

Из чего изготовлено?

Из каких элементов состоит?

Описание примеров использования в разных видах детской деятельности

Ключевые вопросы:

Отвечает ли игровое пособие принципам ФГОС ДО?

Является ли игровое пособие многофункциональным?

Какие варианты игровых заданий могут быть реализованы?

Варианты:

Осень – время урожая. Что созрело на деревьях?

Разложи урожай в соответствии с количеством, помещающимся в корзины.

На поляне созрели ягоды. Назови их. Продолжи последовательность.

Осень – грибная пора. Какие грибы выросли? Разложи грибы от маленького до большого.

Конечно, мы с вами не будем разрабатывать такие подробные рекомендации к каждому игровому пособию, однако это отличный вариант для подготовки игрового пособия к демонстрации перед аудиторией.

Из всего многообразия дидактических игр большой популярностью у детей пользуются игры - пособия, сделанные руками педагогов. Дидактические пособия помогают в решении задач разных образовательных областей, реализующих принципы развивающего обучения и воспитания, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ДОО.
Уникальность данных пособий состоит в том, что они очень нравятся детям. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи и дополняется вспомогательный материал новыми атрибутами к играм, игрушками и развивающими элементами.
Вашему вниманию предлагаю несколько пособий для организации совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста.
В образовательной деятельности с детьми, используя одно пособие, педагоги могут решить одновременно несколько разнообразных задач, например:








В образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста педагоги вместе создают разнообразные пособия, которые в дальнейшем помогают решать образовательные задачи, а также позволяют ребенку, раскрыть свой потенциал, используя разные анализаторы организма: слуховые, зрительные, тактильные.
Таким образом, применение данных дидактических пособий помогает обеспечить возможность индивидуализации обучения, организацию совместной (партнерской) образовательной деятельности с широким использованием современных дидактических пособий для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Надеюсь, данная информация о дидактических пособиях вызовет интерес и вдохновит вас на творчество, вызовет желание придумывать оригинальные развивающие пособия для воспитанников с целью их всестороннего развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста.

Это пособие создано для познавательного развития детей дошкольного возраста, развития общей моторики, тактильных ощущений, что особенно важно для малышей.

Занятия и игры с ковриком вызывают у дошкольников положительный эмоциональный отклик, повышая их активность как в совместной так и в самостоятельной деятельности.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи

-формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.

-развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

-стимулировать развитие психических и познавательных процессов.

-поддерживать положительный эмоциональный настрой.

-способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.

-развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства предметов;

Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки.

различать и соотносить предметы (цветы, фрукты) по величине;

закреплять понятия один - много;

закреплять названия основных цветов;

определять положение предмета в пространстве.

Для развертывания самостоятельных игровых действий используются перчаточные куклы, которые вместе с детьми будут выполнять различные игровые моменты.

Цель: познакомить детей с дикими и домашними животными.

Цель: учить использовать правильно в речи предлоги: у, за, около, над, под.

Цель: учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные имена.

Цель: классифицировать животных по способу передвижения.

Цель: Учить по описанию находить животное; уметь выделять существенные признаки животного: хвост пушистый и большой, рыжий мех, хитрая и др..

Цель: формировать представление об образе жизни животных, закреплять знания детей о месте проживания домашних животных (собака – в конуре, свинья – в сарае и др.).

Цель: учить определять признаки сходства и различия по месту обитания животных.

Цель: развивать зрительную память.

Цель: учить воспроизводить особенности голоса домашних животных.

Цель: закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.

Цель: вводить в активный словарь названия корма для домашних животных.

Цель: из предложенных овощей и фруктов выбрать овощи.

Цель: учить определять овощи по описанию.

Коврик может использоваться, как самостоятельное игровое поле, дети могут рассматривать и изучать, то, что нарисовано на коврике, крепить картинки, придумывать сюжеты. У детей начинают развиваться коммуникативные качества, основанные на дружеском взаимодействии. Дети учатся договариваться, распределять игровой материал и роли.

- сформированы знания о домашних животных и их детенышах; лесных животных; овощах, фруктах, ягодах и грибах;

- расширены знания о видах транспорта;

- сформированы первичные представления о себе;

- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Читайте также: