Методические пособия для детского сада своими руками

Обновлено: 01.07.2024

Развивающая игрушка для детей: "Коробочка со стаканчиками - вкладышами".
Суть игры проста и очевидна любому взрослому, но вот маленькому крохе еще предстоит освоить эту "столь простую нелегкую" задачку!
ОПИСАНИЕ.
Сделать игрушку действительно несложно. Берем любую картонную коробку, желательно попрочнее. Далее коробочку обклеиваем цветной бумагой.
В стаканчики непременно нужно вложить что-то гремяще-звенящее, чтобы попутно с цветами, дети развивали и звуковое восприятие. Нужно постараться сделать звон стаканчиков разным. Для этого в один стаканчик кладем гречу, в другой рис, в третий манку, в четвертый семечки.
Сверху стаканчики закрываем картонкой и приклеиваем клеем, не забыв к каждому прикрепить петельку.
Внутри коробки делаем разграничитель, и внутрь каждого отверстия (по цветам) добавляем камешки определенного цвета.
КАКАЯ ПОЛЬЗА.
Закрепление знания размера; цвета; развитие моторики рук, навыки счета.
Вариации игр могут быть различными, например:
• разложить камешки по цвету;
• сосчитать, сколько камешков того или другого цвета;
• угадать что лежит в стаканчике, запомнить звук и попробовать определить, что в стаканчике по звуку;
• интересно просто потрогать.

Развивающая игрушка для детей:

Сортер: "Цветочная банка".
Сортер – детская развивающая игрушка, основным предназначением которой является сортировка предметов по одному или нескольким признакам. Этими признаками, как правило, являются форма, размер или цвет. Развитие мелкой моторики рук – главное, но далеко не единственное предназначение сортера. Сортеры развивают логическое мышление ребенка, координацию движений, сенсорику, формируют навыки анализа, умение сравнивать и находить причинно-следственные связи, знакомят малыша с формами различных предметов, обучают цветам. Что представляет собой сортер?
Описание пособия: Это банка , в которой имеются отверстия различной формы: это прямоугольное отверстия основных цветов для больших бусин от старых счет покрашенных определенным цветом, дырочки для проталкивания счетных палочек так же по цветам, отверстия для шнурков (шнуровка), и прикручивание крышек определенного цвета к цветку . В эти отверстия нужно вкладывать соответствующие по форме фигурки.
Вариативность:
• Прикручивание серединок к определенного цвета цветку;
• Шнуровка;
• Проталкивание определенных предметов по цвету

Сортер:

Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .

Игры дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:
• формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
• учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
При изготовлении второго пособия и использовании одноразовых тарелок 4-х основных цветов вариации могут быть различные, например:
• учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи.
• развивать мелкую моторику рук
• найти одинаковые яички
• сосчитать сколько яиц определенного цвета
• разложить яички по цвету в тарелочки

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики” Цели: • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук. Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом. Получается яркое и красивое пособие. Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков. При изготовлении второго пособия и использовании одноразовых тарелок 4-х основных цветов вариации могут быть различные, например: • учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. • развивать мелкую моторику рук • найти одинаковые яички • сосчитать сколько яиц определенного цвета • разложить яички по цвету в тарелочки (фото 6)

Оформление - техника декупаж. Тренируем пальчики и развешиваем флисовые, бумажные, фетровые (какие вам больше нравится) одежки на веревочки с помощью прищепок!

Наглядные пособия; наглядно-дидактические материалы; комплекты дидактических материалов, используемых в совместной деятельности с детьми; мини-оборудование, стимулирующее ребенка к самостоятельной или коллективной деятельности


Требования к представлению авторской работы:

- титульный лист с названием методического пособия;
- фоторяд:
а) 1-3 фотографии с изображением пособия крупным планом в разных ракурсах,
б) серия фотографий (до 5), на которых отражена разнообразная деятельность детей и/или педагога с пособием;
- краткая аннотация пособия, описание-представление практики работы с пособием: его предназначение (о чем, для кого, в решении каких проблем будет полезно); многофункциональность и алгоритм (способы) использования, образовательный эффект;

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ:

Автор: Ушакова Наталья Борисовна, музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 24 года. Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Тюменской области" КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПОСОБИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА…

Автор: Макарова Ольга Владимировна Воспитатель МАДОУ ЦРР Детского сада № 146 города Тюмени Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим. Лихтенберг Георг Кристоф Основная функция…

Авторы: Яблонская Ольга Владимировна - старший воспитатель, тифлопедагог, I категория. Григорьева Анна Александровна – воспитатель, тифлопедагог, I категория. МБС (К) ОУ С/К НШ-ДС №86 Тактильная книга адресована родителям и воспитателям слепых и слабовидящих…

Автор: Гладаренко Оксана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад №55 г. Тюмени Как можно сделать ткацкий станок для развития мелкой моторики у детей (5 -7 лет) Разработка мини-оборудования, стимулирующего…

Автор: Галкина Светлана Валентиновна, воспитатель МАДОУ детский сад №73 города Тюмени Данное пособие способствует всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста 3-7 лет, может использоваться, как элемент игры в образовательной деятельности, в…

Автор: Махнева Елена Николаевна, воспитатель 1 категория МАДОУ детский сад №36 города Тюмени Данное пособие разработано мною для работы с детьми младшего и среднего возраста. Оно знакомит малышейс временами года, учит различать и называть их признаки,…

Автор: Салимова Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад №133 города Тюмени Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается,…

Автор: Башканова Ирина Анатольевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №164 города Тюмени Дошкольный возраст- важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить…

Автор: Бохонко Равиля Равильевна, воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР д/с № 163 города Тюмени Красочные иллюстрации познакомят детей с многообразием окружающего мира. Юбку-сказку можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий…

Автор: Шубина Наталья Константиновна, воспитатель 1категории МАДОУ д/сад № 165 г. Тюмени Предназначен для детей 5-6 лет. Задачи: - Сформировать представление детей о морских обитателях, о животных холодных и жарких стран, о космосе. - Развивать логику,…

Автор: Андреева Ирина Фёдоровна, воспитатель МАДОУ д/с №165 города Тюмени «У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет основной познавательной деятельностью является игра. Дидактические игры в детском саду – это великолепная возможность для воспитателя решить…



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Мальчик играет с дидактическим пособием

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактический круг по изучению разных сфер жизнедеятельности

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Дидактический материал в виде автомобиля и светофора с навинчивающимися цветными крышками

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Дошкольники рассматривают коллекцию минералов

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

Игровой макет проезжей части с машинками, дорожными знаками и светофором

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

      материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

    Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

    Дидактический материал для детского сада своими руками

    Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

    Фланелеграф с изображением нот, ёлочек, птичек, листочков и др

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

    С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

    Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

    Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

    Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

    Фотогалерея: дидактические материалы по математике

    Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

    Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

    Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

    Видеоматериалы по теме

    Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.



    Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно здесь
    Цель: закрепить представления о домашних животных.
    Задачи:
    Образовательная:
    Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
    Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
    Формировать умения различать животных и их детенышей.
    Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
    Развивающая:
    Развивать у детей память, мышление, воображение.
    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
    Воспитательная:
    Воспитывать у детей любовь к родному краю.
    Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.


    Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
    Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
    Задачи:
    1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
    2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.



    Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
    Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
    Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)



    Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
    Ребенок ловит удочкой рыбку.

    1."Какого она размера, цвета"
    Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
    2."Где, что растет"
    Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
    3."Кто, где живет"
    Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
    4."Где чья мама"(нужны дополнительные карточки с изображением животных)
    Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
    5."Четвертый лишний"
    Цель: учить классифицировать предметы по темам.



    Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
    Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.




    Цель:выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
    Первый вариант.
    "Какого гномика не стало".
    Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
    Второй вариант.
    Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
    Третий вариант.
    Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.



    для игры я взяла:
    - крышечки из-под бутилированной воды;
    - разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
    - клей.
    Ход работы:
    - вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
    Как играем:
    - Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
    - "Найди пару"
    - "Найди не похожие крышечки"(например, мех и кожа)
    - "Угадай на что (кого) похоже"
    - "Угадай, кто я"(рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)










    Это пособие изготовлено из коробки от обуви.На крышке вырезаны два круга, рукава сшиты из х.б ткани вся коробка и обклеена самоклейкой
    Буду рада, если кому - нибудь пригодятся идеи!
    На сайте столько интересных идей, хочется многое сделать, но не хватает на все время!
    Желаю всем творческих успехов, идей и времени побольше для их реализации!
    Спасибо всем,кто заглянул на страничку и досмотрел до конца!

    😊

    Подписывайтесь на наше сообщество, комментируйте посты

    Наталья Островская

    Здравствуйте, дорогие друзья! Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Очень много музыкально-дидактических пособий, игр, атрибутов к танцам, к праздникам и развлечениям приходится делать самим и за свой счет. В этой группе я предлагаю нам всем объединиться и поделиться своим опытом и идеями по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала, декораций к сказкам, оформлением музыкального зала, ведь у каждого в копилке есть очень много всего интересного.

    Читайте также: