10 проблем в школе

Обновлено: 03.07.2024

1. В чем причина кризиса образования в мире?

На мой взгляд, это недопустимая крайность, которая роботизирует ребенка, унижает его достоинство и не будет создавать естественную мотивацию к учению. Живой учитель способен адаптироваться к детям, способен организовать с ними и между ними диалог, а компьютерная программа на это не способна.

Конечно, компьютер и Интернет могут значительно помочь учителю быстро сохранять и находить любую информацию, делать урок более разнообразным и наглядным, пользоваться опытом коллег из любой точки мира.

Но чтобы детей увлечь процессом познания и научить правильно работать, особенно в младшей и средней школе, живой учитель необходим, причем такой, который понимает и любит детей, умеет с ними общаться.

Еще пример с равноправием всех желающих поступить в определенный вуз. Во Франции считается, что все, кто формально имеет право получить высшее образование данного профиля, имеют равные права на обучение, а дополнительные экзамены проводить не разрешается. Однако абитуриентов бывает в разы больше, чем максимальное число посадочных мест. Тогда поступают очень просто — устраивают жребий.

Третья причина — теория о том, что дети должны сами выбирать программу обучения (разъяснение — ниже, в ответе на вопрос 6).

И четвертое — бюрократизация образования. Всё бóльшую роль в руководстве образованием захватывают политики и менеджеры, у которых главная цель не развитие образования, а использование образования в политических или экономических целях.

2. Существует ли реальная альтернатива массовой школе?

Сегодняшняя альтернатива усредненному массовому обучению — индивидуальная работа с ребенком, семейное обучение. Минусы семейного обучения: это дорого, нужно время, деньги, квалифицированные педагоги. Плюсы: ребенок не участвует в конкуренции, разве что соревнуется сам с собой, может найти неожиданное дело по вкусу. Конкурентный жесткий подход дает прекрасных сотрудников корпораций (научные институты и госслужба — это тоже корпорация). Индивидуальный подход дает собственников своего дела, пусть и небольшого, сохраняет в ребенке предпринимательский интерес к жизни.

3. Какие сейчас в мировом образовании самые главные нерешенные вопросы?

Александр Ковальджи: Противоречие между эффективностью дифференцированного образования и теориями социальной справедливости. Как ни странно, в западном мире идеи социальной уравниловки сейчас стали сильнее, чем они были в Советском Союзе.

Техническая революция и глобализация всех процессов создают иллюзию, что людям не нужно думать, а нужно только знать и уметь то, что уже достигнуто. Творческие личности нужны в минимальных количествах для крупных корпораций, которые занимаются новыми технологиями, а основная масса населения — это винтики в огромном механизме.

Но великие ученые всегда были вершиной пирамиды. Условно говоря, чтобы появился 1 академик, нужно 50 членов-корреспондентов; чтобы появился 1 членкор, нужно 50 докторов наук; чтобы появился 1 доктор наук, нужно 50 кандидатов наук, а чтобы появился 1 кандидат наук, нужно выпустить 50 студентов. То есть, чтобы на выходе получить одного академика, необходимо обучить 6 миллионов студентов.

4. Все более узкая специализация — это хорошо или плохо?

Александр Ковальджи: Все вузы, включая университеты, всё более специализируются в ущерб целостному знанию и мировоззрению. Мировая тенденция — знать всё о какой-нибудь мелочи, например, производстве шин для автомобиля или светодиодов, быть в курсе всех новостей о ней, от технологии производства до рынков сбыта. В технике это не так страшно, но, например, в медицине страшновато, когда есть специалист только по коже, только по сосудам, только по печени и так далее. При этом никто из них не видит человека в целом.

5. Возможно ли обучение без стресса?

Ребенку трудно сидеть сорок минут и слушать учителя. Говорят: как можно заставлять ребенка? Но есть другая правда: учиться сдерживаться физичес­ки очень важно. Хочешь в туалет, но сдерживаешься, пока добежишь. Долго сидеть трудно, но трудно — не значит вредно. Обучение всегда связано с преодолением. Даже физическая поза и интеллектуальные занятия связаны: сидя за столом и лежа в теплой ванне, можно делать разные вещи.

6. Полная свобода выбора для ребенка — это хорошо или плохо?

Дмитрий Шноль: Лет до 13 ребенку хочется авторитета, ему нужно, чтобы мир стоял на понятных основаниях. Потом он будет бунтовать и оспаривать все в подростковом возрасте, но пока ему нужно, чтобы взрослый был взрослым. Власть взрослого воспринимается как норма. Но сейчас принято считать, что свобода хорошо, а авторитет — нет. Этот взгляд подтверждается бурным развитием техники: взрослые не разбираются в том, что понимают дети, какой же у них может быть авторитет? Такого вообще никогда не было в истории человечества: взрослые всегда были опытней (хотя мне кажется, что это проблема только нашего времени, скачкá технологий, и дальше так не будет). Ребенку некомфортно, когда он должен решать за взрослых. Родители спрашивают в зоопарке четырехлетнего малыша: налево пойдем или направо? К тиграм или к слонам? А у него истерика: взрослые стоят и ждут, куда он их поведет, а он ни тигров, ни слонов никогда не видел и ничего решить не может. Есть вещи, которые с ребенком можно обсуждать, а есть то, что не обсуждаемо. Надо понимать, какая нагрузка ложится на ребенка, чтó он может и хочет выбирать.

Александр Ковальджи: Конечно же, детей нужно приучать к самостоятельности, но всегда ли они готовы сделать разумный выбор и тем более за него отвечать? Не пытаемся ли мы переложить свою ответственность на хрупкие детские плечи?

Академик Владимир Арнольд рассказывал, что его внук, учившийся в Америке, выбрал себе вместо трудной математики легкую историю джаза, поскольку по очкам (которые набираются учеником во время обучения. — И. Л.) они стоили одинаково. Взрослые провоцируют детей на якобы самостоятельный выбор, а на самом деле искушают их поиском легких путей. Аналогичная ситуация в вузах некоторых стран Европы, в которых студентам позволяют выбирать курсы. В большинстве случаев они выбирают не те курсы, которые важнее для их будущей профессии, а те, которые легче сдать. При этом я никак не против спецкурсов по выбору или выбора курсов повышенного уровня сложности в рамках обязательной программы. Иначе говоря, должно быть обязательное ядро, за рамками которого можно осуществлять выбор.

7. Отечественное образование всегда было ориентировано на фундаментальные знания. В последние десятилетия стали популярны новые подходы, ориентированные не на знания, а на умения, на компетенции. Как найти правильный баланс между одним и другим?

Александр Ковальджи: По-моему, это неправильная постановка вопроса. Например, великий физик Л. Ландау ничего не умел делать своими руками, но при этом был гениальным теоретиком, который объяснил сверхтекучесть гелия. Можно ли сказать, что у него не было умений?

В этом кроется разгадка ошибочного расхожего мнения, что дети в школе страшно перегружены огромными объемами информации, которую они не в состоянии запомнить. А причина перегрузки именно в заучивании без понимания, поскольку память ребенка — это не жесткий диск, на который можно записать что угодно, ребенок хорошо усваивает только то, что имеет для него смысл, то, что связано с его опытом, то, что имеет эмоциональную окраску. А когда он что-то понял, вот тогда можно запоминать, тогда материал будет легче извлечь из памяти, поскольку он обрастет ассоциативными связями. Дети, которые учатся осознанно и постоянно задают вопросы, могут и хотят запоминать в разы больше информации, чем требует школьная программа, и им это в радость.

8. Образование должно готовить к будущей жизни и работе. Можно ли сказать, что оно справляется с этой ролью?

Михаил Поваляев: Роль образования в элитогенезе (формировании элиты. — И. Л.) изменилась. К элите (властителям не столько дум, сколько внимания) относятся люди часто не слишком образованные (артисты, певцы, спортсмены).

Анна Елашкина: У современных детей нет образа будущего. В советское время вся информационная индустрия работала на то, чтобы транслировать молодежи, как и с кого жизнь строить. Мы смотрели фильмы и читали про сталеваров, про физиков и врачей, про геологов и учителей. Нам понятно было, какова карта профессий в стране. Сейчас студенты демонстрируют полную дезориентацию. Они понятия не имеют, что происходит во взрос­лом мире. Даже если рядом есть успешные инновационные фирмы (а у нас в Новосибирске это так, во многом за счет Академгородка), студенты про это ничего не знают, не понимают, как эта жизнь устроена, а рассказом не передать…

Не все готовы быть супербойцами. Хорошие люди часто вовсе не вояки, не жаждут заработать много денег, они хотят просто заниматься чем-то осмысленным и дающим возможность выжить. На таких людях держится страна, и именно такой молодежи сейчас очень тяжело.

Дмитрий Шноль: Нынешняя школа — феномен новый, необычный в истории человечества: современный ребенок не видит, как работают взрослые, по сути, школа — это его место встречи с тем, как работает взрослый мир. Отсюда тяжелые профориентационные проблемы: ребенок не представляет, кем он может быть. Он не пробовал себя в разном деле, как раньше деревенский ребенок или городской подмастерье. И от того, видел ли он взрослых, которые работают с удовольствием, будет зависеть, вырастет ли он потребителем, убежденным, что работа — это мука, а хорошо только отдыхать. И школа вряд ли решит эту проблему в ближайшем будущем.

9. Надо ли учить детей мировоззрению?

Михаил Поваляев: Обязательно. Если мы не считаем, что попытка научения приводит к непреодолимому отвращению к предмету. Такие вопросы, как, например, Бог и эволюционное учение, должны обсуждаться всерьез.

Нас что воспитывало-ломало? Истории о пионерах-героях. О том, что тебя не полюбят, пока ты не умрешь. И вот постсоветская особенность — в том, что у нас очень мало позитивных историй жизни. Только истории о героической смерти. Если бы школе удалось эту матрицу изменить — это было бы большое движение вперед, и это было бы очень патриотично.

Анна Елашкина: В ситуации, когда у человечест­ва поплыли все представления об устройстве мира, никакого целостного представления о мире образование не дает. Школьник к пятому классу уже набрал такое количество постмодернистских клише о мире и человеке из фильмов, игр, разговоров взрослых, что к средней школе шансов сохранить целостность восприятия мира у него уже нет. Работать с этим надо с начальной школы. Когда у вас в классе атеисты, православные, буддисты, кришнаиты, мусульмане, гностики и агностики — это и есть реальность. Причем все эти картины мира не проработаны, осведомленность и детей, и взрослых — на уровне желтой прессы и пересудов бабушек на улице.

Я веду историю философии. Мне приходится обсуждать разные картины мира прошлого и настоящего. Основное требование, которое крайне трудно доходит даже до студентов философского факультета, — надо хотя бы знать, о чем мы говорим. Они даже не подозревают, что существует целый пласт знаний, которых они лишены. Не зная о своем недостатке, не понимают, как смешны их рассуждения о религиях, например. Если речь идет о научной картине мира, то в чем она состоит? Если о буддизме — что это? Что мы должны признать, если становимся на эту точку зрения, к чему это приведет в жизни? Про православные догматы я даже не говорю. Даже чтобы просто их запомнить, ребенку надо иметь достаточно хорошо организованное мышление. А оно к средней школе разбито, размыто потоками информации, которые никак не связаны между собой. Ребенок просто перестает думать, сопоставлять, потому что даже не надеется все это как-то осознать. Учителя не виноваты. Это просто наша современность.

При этом, чтобы учить мировоззрению, надо сначала научить хотя бы последовательно мыслить, сосредоточивать внимание на одном вопросе. Не мне рассказывать учителям, насколько это сложно сделать. Скачки внимания и неумение остановить поток сознания — вот беда. Аскеза мысли — это не безмыслие, это сосредоточенность, умение удержать предмет рассуждения или созерцания. Это та роскошь, которую многие дети не могут себе позволить, их не научили. А все информационное пространство с такой аскезой активно борется. Про существующие мировоззрения, безусловно, надо осведомлять, но не давить на волю ребенка. А вот учить надо умению сосредоточенно мыслить, не бояться проблемных вопросов и ориентироваться в них. В этом задача современного просвещения и, если хотите, миссионерства. Первичная дисциплина ума, ну и — русская и мировая литература. Читать, читать, еще раз читать и обсуждать. Докапываться — откуда автор что взял, подтаскивать в обсуждение первоисточники. Видеть картины мира и логики, в которых двигаются персонажи. Я думаю, такой подход не устарел.

10. Что из того, чего не хватает в школе, могут сделать родители?

Очень помогут и школам, и родителям разные формы дополнительного неформального образования. В последние пять лет наблюдается его бурный рост: в летних школах нет свободных мест, для детей устраивают квесты, проводятся фестивали наук, существуют интерактивные музеи. Пять лет назад мы с трудом находили для летней школы интересные экскурсии, сейчас у нас много объектов для посещения. Очень трудно сказать, какой выпускник выйдет из серенькой школы, если он постоянно ходит на хорошие выставки и в музеи. Но водить его туда обязательно надо — хотя бы для того, чтобы была мотивация учиться.

Дмитрий Шноль: Что могут родители? Читать вместе с детьми, обсуждать прочитанное и увиденное, путешествовать, водить к себе на работу, устраивать на работу летом — скажем, ассистентом педагога или вожатого, это очень ценный шанс что-то узнать про себя. Вообще, помогать детям осознать, что за пределами школы существует реальный мир и что образование помогает его понять.

На мой взгляд, это недопустимая крайность, которая роботизирует ребенка, унижает его достоинство и не будет создавать естественную мотивацию к учению. Живой учитель способен адаптироваться к детям, способен организовать с ними и между ними диалог, а компьютерная программа на это не способна.

Конечно, компьютер и Интернет могут значительно помочь учителю быстро сохранять и находить любую информацию, делать урок более разнообразным и наглядным, пользоваться опытом коллег из любой точки мира.

Но чтобы детей увлечь процессом познания и научить правильно работать, особенно в младшей и средней школе, живой учитель необходим, причем такой, который понимает и любит детей, умеет с ними общаться.

Иллюстрации Марины Сосниной

Иллюстрации Марины Сосниной

Еще пример с равноправием всех желающих поступить в определенный вуз. Во Франции считается, что все, кто формально имеет право получить высшее образование данного профиля, имеют равные права на обучение, а дополнительные экзамены проводить не разрешается. Однако абитуриентов бывает в разы больше, чем максимальное число посадочных мест. Тогда поступают очень просто — устраивают жребий.

Третья причина — теория о том, что дети должны сами выбирать программу обучения (разъяснение — ниже, в ответе на вопрос 6).

И четвертое — бюрократизация образования. Всё бóльшую роль в руководстве образованием захватывают политики и менеджеры, у которых главная цель не развитие образования, а использование образования в политических или экономических целях.

2. Существует ли реальная альтернатива массовой школе?

Сегодняшняя альтернатива усредненному массовому обучению — индивидуальная работа с ребенком, семейное обучение. Минусы семейного обучения: это дорого, нужно время, деньги, квалифицированные педагоги. Плюсы: ребенок не участвует в конкуренции, разве что соревнуется сам с собой, может найти неожиданное дело по вкусу. Конкурентный жесткий подход дает прекрасных сотрудников корпораций (научные институты и госслужба — это тоже корпорация). Индивидуальный подход дает собственников своего дела, пусть и небольшого, сохраняет в ребенке предпринимательский интерес к жизни.

3. Какие сейчас в мировом образовании самые главные нерешенные вопросы?

Иллюстрации Марины Сосниной

Иллюстрации Марины Сосниной

Техническая революция и глобализация всех процессов создают иллюзию, что людям не нужно думать, а нужно только знать и уметь то, что уже достигнуто. Творческие личности нужны в минимальных количествах для крупных корпораций, которые занимаются новыми технологиями, а основная масса населения — это винтики в огромном механизме.

Но великие ученые всегда были вершиной пирамиды. Условно говоря, чтобы появился 1 академик, нужно 50 членов-корреспондентов; чтобы появился 1 членкор, нужно 50 докторов наук; чтобы появился 1 доктор наук, нужно 50 кандидатов наук, а чтобы появился 1 кандидат наук, нужно выпустить 50 студентов. То есть, чтобы на выходе получить одного академика, необходимо обучить 6 миллионов студентов.

4. Все более узкая специализация — это хорошо или плохо?

Александр Ковальджи: Все вузы, включая университеты, всё более специализируются в ущерб целостному знанию и мировоззрению. Мировая тенденция — знать всё о какой-нибудь мелочи, например, производстве шин для автомобиля или светодиодов, быть в курсе всех новостей о ней, от технологии производства до рынков сбыта. В технике это не так страшно, но, например, в медицине страшновато, когда есть специалист только по коже, только по сосудам, только по печени и так далее. При этом никто из них не видит человека в целом.

5. Возможно ли обучение без стресса?

Ребенку трудно сидеть сорок минут и слушать учителя. Говорят: как можно заставлять ребенка? Но есть другая правда: учиться сдерживаться физичес­ки очень важно. Хочешь в туалет, но сдерживаешься, пока добежишь. Долго сидеть трудно, но трудно — не значит вредно. Обучение всегда связано с преодолением. Даже физическая поза и интеллектуальные занятия связаны: сидя за столом и лежа в теплой ванне, можно делать разные вещи.

6. Полная свобода выбора для ребенка — это хорошо или плохо?

Дмитрий Шноль: Лет до 13 ребенку хочется авторитета, ему нужно, чтобы мир стоял на понятных основаниях. Потом он будет бунтовать и оспаривать все в подростковом возрасте, но пока ему нужно, чтобы взрослый был взрослым. Власть взрослого воспринимается как норма. Но сейчас принято считать, что свобода хорошо, а авторитет — нет. Этот взгляд подтверждается бурным развитием техники: взрослые не разбираются в том, что понимают дети, какой же у них может быть авторитет? Такого вообще никогда не было в истории человечества: взрослые всегда были опытней (хотя мне кажется, что это проблема только нашего времени, скачкá технологий, и дальше так не будет). Ребенку некомфортно, когда он должен решать за взрослых. Родители спрашивают в зоопарке четырехлетнего малыша: налево пойдем или направо? К тиграм или к слонам? А у него истерика: взрослые стоят и ждут, куда он их поведет, а он ни тигров, ни слонов никогда не видел и ничего решить не может. Есть вещи, которые с ребенком можно обсуждать, а есть то, что не обсуждаемо. Надо понимать, какая нагрузка ложится на ребенка, чтó он может и хочет выбирать.

Александр Ковальджи: Конечно же, детей нужно приучать к самостоятельности, но всегда ли они готовы сделать разумный выбор и тем более за него отвечать? Не пытаемся ли мы переложить свою ответственность на хрупкие детские плечи?

Академик Владимир Арнольд рассказывал, что его внук, учившийся в Америке, выбрал себе вместо трудной математики легкую историю джаза, поскольку по очкам (которые набираются учеником во время обучения. — И. Л.) они стоили одинаково. Взрослые провоцируют детей на якобы самостоятельный выбор, а на самом деле искушают их поиском легких путей. Аналогичная ситуация в вузах некоторых стран Европы, в которых студентам позволяют выбирать курсы. В большинстве случаев они выбирают не те курсы, которые важнее для их будущей профессии, а те, которые легче сдать. При этом я никак не против спецкурсов по выбору или выбора курсов повышенного уровня сложности в рамках обязательной программы. Иначе говоря, должно быть обязательное ядро, за рамками которого можно осуществлять выбор.

7. Отечественное образование всегда было ориентировано на фундаментальные знания. В последние десятилетия стали популярны новые подходы, ориентированные не на знания, а на умения, на компетенции. Как найти правильный баланс между одним и другим?

В этом кроется разгадка ошибочного расхожего мнения, что дети в школе страшно перегружены огромными объемами информации, которую они не в состоянии запомнить. А причина перегрузки именно в заучивании без понимания, поскольку память ребенка — это не жесткий диск, на который можно записать что угодно, ребенок хорошо усваивает только то, что имеет для него смысл, то, что связано с его опытом, то, что имеет эмоциональную окраску. А когда он что-то понял, вот тогда можно запоминать, тогда материал будет легче извлечь из памяти, поскольку он обрастет ассоциативными связями. Дети, которые учатся осознанно и постоянно задают вопросы, могут и хотят запоминать в разы больше информации, чем требует школьная программа, и им это в радость.

8. Образование должно готовить к будущей жизни и работе. Можно ли сказать, что оно справляется с этой ролью?

Михаил Поваляев: Роль образования в элитогенезе (формировании элиты. — И. Л.) изменилась. К элите (властителям не столько дум, сколько внимания) относятся люди часто не слишком образованные (артисты, певцы, спортсмены).

Анна Елашкина: У современных детей нет образа будущего. В советское время вся информационная индустрия работала на то, чтобы транслировать молодежи, как и с кого жизнь строить. Мы смотрели фильмы и читали про сталеваров, про физиков и врачей, про геологов и учителей. Нам понятно было, какова карта профессий в стране. Сейчас студенты демонстрируют полную дезориентацию. Они понятия не имеют, что происходит во взрос­лом мире. Даже если рядом есть успешные инновационные фирмы (а у нас в Новосибирске это так, во многом за счет Академгородка), студенты про это ничего не знают, не понимают, как эта жизнь устроена, а рассказом не передать…

Не все готовы быть супербойцами. Хорошие люди часто вовсе не вояки, не жаждут заработать много денег, они хотят просто заниматься чем-то осмысленным и дающим возможность выжить. На таких людях держится страна, и именно такой молодежи сейчас очень тяжело.

Дмитрий Шноль: Нынешняя школа — феномен новый, необычный в истории человечества: современный ребенок не видит, как работают взрослые, по сути, школа — это его место встречи с тем, как работает взрослый мир. Отсюда тяжелые профориентационные проблемы: ребенок не представляет, кем он может быть. Он не пробовал себя в разном деле, как раньше деревенский ребенок или городской подмастерье. И от того, видел ли он взрослых, которые работают с удовольствием, будет зависеть, вырастет ли он потребителем, убежденным, что работа — это мука, а хорошо только отдыхать. И школа вряд ли решит эту проблему в ближайшем будущем.

9. Надо ли учить детей мировоззрению?

Михаил Поваляев: Обязательно. Если мы не считаем, что попытка научения приводит к непреодолимому отвращению к предмету. Такие вопросы, как, например, Бог и эволюционное учение, должны обсуждаться всерьез.

Нас что воспитывало-ломало? Истории о пионерах-героях. О том, что тебя не полюбят, пока ты не умрешь. И вот постсоветская особенность — в том, что у нас очень мало позитивных историй жизни. Только истории о героической смерти. Если бы школе удалось эту матрицу изменить — это было бы большое движение вперед, и это было бы очень патриотично.

Анна Елашкина: В ситуации, когда у человечест­ва поплыли все представления об устройстве мира, никакого целостного представления о мире образование не дает. Школьник к пятому классу уже набрал такое количество постмодернистских клише о мире и человеке из фильмов, игр, разговоров взрослых, что к средней школе шансов сохранить целостность восприятия мира у него уже нет. Работать с этим надо с начальной школы. Когда у вас в классе атеисты, православные, буддисты, кришнаиты, мусульмане, гностики и агностики — это и есть реальность. Причем все эти картины мира не проработаны, осведомленность и детей, и взрослых — на уровне желтой прессы и пересудов бабушек на улице.

Я веду историю философии. Мне приходится обсуждать разные картины мира прошлого и настоящего. Основное требование, которое крайне трудно доходит даже до студентов философского факультета, — надо хотя бы знать, о чем мы говорим. Они даже не подозревают, что существует целый пласт знаний, которых они лишены. Не зная о своем недостатке, не понимают, как смешны их рассуждения о религиях, например. Если речь идет о научной картине мира, то в чем она состоит? Если о буддизме — что это? Что мы должны признать, если становимся на эту точку зрения, к чему это приведет в жизни? Про православные догматы я даже не говорю. Даже чтобы просто их запомнить, ребенку надо иметь достаточно хорошо организованное мышление. А оно к средней школе разбито, размыто потоками информации, которые никак не связаны между собой. Ребенок просто перестает думать, сопоставлять, потому что даже не надеется все это как-то осознать. Учителя не виноваты. Это просто наша современность.

При этом, чтобы учить мировоззрению, надо сначала научить хотя бы последовательно мыслить, сосредоточивать внимание на одном вопросе. Не мне рассказывать учителям, насколько это сложно сделать. Скачки внимания и неумение остановить поток сознания — вот беда. Аскеза мысли — это не безмыслие, это сосредоточенность, умение удержать предмет рассуждения или созерцания. Это та роскошь, которую многие дети не могут себе позволить, их не научили. А все информационное пространство с такой аскезой активно борется. Про существующие мировоззрения, безусловно, надо осведомлять, но не давить на волю ребенка. А вот учить надо умению сосредоточенно мыслить, не бояться проблемных вопросов и ориентироваться в них. В этом задача современного просвещения и, если хотите, миссионерства. Первичная дисциплина ума, ну и — русская и мировая литература. Читать, читать, еще раз читать и обсуждать. Докапываться — откуда автор что взял, подтаскивать в обсуждение первоисточники. Видеть картины мира и логики, в которых двигаются персонажи. Я думаю, такой подход не устарел.

10. Что из того, чего не хватает в школе, могут сделать родители?

Иллюстрации Марины Сосниной

Иллюстрации Марины Сосниной

Дмитрий Шноль: Что могут родители? Читать вместе с детьми, обсуждать прочитанное и увиденное, путешествовать, водить к себе на работу, устраивать на работу летом — скажем, ассистентом педагога или вожатого, это очень ценный шанс что-то узнать про себя. Вообще, помогать детям осознать, что за пределами школы существует реальный мир и что образование помогает его понять.

10 главных проблем школы будущего

На 10 самых больных вопросов об образовании в современном мире отвечают наши эксперты: руководители школ, учителя, вузовский преподаватель.

Смерть диплома: как будут учить через несколько лет?

О том, с какими вызовами столкнется в будущем система образования, как она будет меняться, в чем плюсы и минусы компетентностного подхода и на что ориентироваться при выборе вуза и будущей профессии, мы говорим с заведующей кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова, доцентом Еленой Владимировной Брызгалиной.

Что нужно знать о внешкольном образовании в Москве?

Поколению нынешних школьников и дошкольников определенно больше повезло, чем их старшим братьям и сестрам в том, что касается умных развлечений и возможностей дополнительного образования. Сейчас их неизмеримо больше, чем пять-семь лет назад, и все время появляются новые идеи и проекты. Посмотрим на возможности поучиться чему-то новому за рамками традиционных кружков, домов творчества и школ искусств.

Очень средненькое образование

Можно ли общедоступность вузов считать однозначным благом? Как обстоят дела с образованием в духовных учебных заведениях? Что делать родителям, которые переживают, чему научат или, наоборот, не научат их детей в школах и университетах?
Об этом говорим с протоиереем Максимом Козловым, профессором Московской духовной академии, секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного воспитания.

Патриарх Кирилл о студенческих ошибках

Я любил учиться, особенно когда был студентом, но сейчас, оценивая свои студенческие годы, замечаю очень много промахов и ошибок. Мне нужно было обращать внимание и на это, и на это, потому что все то, что я пропустил, мне сегодня бы очень пригодилось. И понимаешь, насколько важны те годы учения и в школе, и в институте, в любом другом учебном заведении: техникуме, колледже; по-разному называются эти ступени образования, но само по себе образование — это образование ума.

Author

Современный ребёнок не такой,каким был его сверстник несколько десятилетий назад.

Так какие они, современные дети?

Чем живут? Чего хотят? Мы проанализировали и выделили 8 основных проблем современного школьника.

user uploaded image

1. Общее эмоциональное неблагополучие.

Современные школьники имеют практически всё,что захотят,однако в большинстве своём гораздо менее счастливы,чем мы в их возрасте.

Виной тому-кризис современной семьи. Огромное количество разводов,замена живого общения с родителями современными игрушками,отсутствие должного внимания к личности ребёнка. Как результат-неврозы,чувство одиночества,негативная самооценка.

2. Информативная перегруженность.

user uploaded image

Современные дети плавают в огромном кол-ве информации. Дети рано усваивают,что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, ведь в любой момент можно "нагуглить" в интернете. Как результат - снижение памяти,невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте. Ведь вокруг столько интересного!

Наблюдается интенсивное соучастие родителей во взросление ребёнка. Родители стремятся "привязать" его к себе,делая его центром своего маленького мира,удовлетворяя его малейшие его прихоти,решая за него все проблемы.

4. Погоня за успехом.

user uploaded image

Современное общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса ребёнок зациклен на достижении рещультатов. Современные школьники вынуждены расти в условиях,где постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием, СМИ родители давят на детей,требуя от них высоких результатов, забывая о других общечеловеческих ценностях и о том,что находиться в условиях непрекращающихся гонки постоянно невозможно.

5. Высокая конкуренция.

user uploaded image

Причём конкуренция эта относится не только,и не столько к учебной стороне школьной жизни,сколько к межличностных отношениях в кругу сверстников. Какое место я занимаю в своей группе? Как мне завоевать популярность среди одноклассников? На эти вопросы каждый школьник мучительно ищет ответ,в зависимости от шкалы ценностей группы,к которой он себя относит.

6. Проблема разрешения конфликтов.

Конфликты в школе были всегда. У современных школьников появилась проблема их разрешения, которая связана с развитием виртуального общения. Ведь в интернет-пространстве ты как бы есть,а как бы и нет. В любой момент ты можешь прекратить общение,просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться,ни идти на компромиссы ,ни сотрудничать,ни объясняться.

7. Социальное расслоение.

user uploaded image

Школа-невероятно достоверная иллюстрация нашего общества. Дети несут в школу не только учебники,но и стереотипы,сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты- ты то,что ты можешь купить. И,доставая из портфеля дорогой планшет,ребёнок достаёт вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Количество детей,отказывающихся ходить в школу из-за отстуствия дорогих гаджетов растёт.

8. Дефецит времени.

user uploaded image

С первого класса у детей в расписании бывает 5 уроков в день. Старшеклассники не удивятся,увидев 8 занятий. По всем школьным предметам существует домашнее задание. Плюс спортивные секции,музыкальные,художественные школы.

И не забываем про заманчивый мир социальных сетей, съедающих от двух до пяти часов.

9. Рост ответственности за свой выбор

user uploaded image

10. Слабое здоровье

Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности детского. Современный школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, анемией. Причина столь глобальных изменений – изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.

И вот какие проблемы отметили наши дети:

1. Страх перед выбором послешкольного обучения – 100% школьников.

2. Боюсь не сдать ЕГЭ! — 95% школьников.

3. Вражда между сверстниками – 73% школьников.

4. Нехватка времени на личную жизнь, все время отнимают уроки – 70% школьников.

5. Конфликты со взрослыми (педагогами, родителями) – 56% школьников.

6. Слишком много ненужных предметов в расписании – 46% школьников.

7. Введение школьной формы – 40% школьников.

8. Маленький ассортимент в школьных столовых – 50% школьников.

9. Мало времени на сон – 50% школьников.

10. Невзаимная любовь, проблемы в личной жизни – 35% школьников.

Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Изменились и дети, но они все же дети. Влюбляются, дружат, волнуются, мечтают. Как и мы лет 20 назад.

Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов

В школьные годы у детей часто возникают трудности: проблемы в общении со сверстниками и учителями, низкая успеваемость, сложная обучаемость, школьная дезадаптация . Бывает, родители не замечают проблем ребенка в силу занятости, да и сами дети редко просят помощи, несмотря на то, что очень нуждаются в ней. Именно поэтому родителям важно быть чуткими и внимательными по отношению к своим детям, своевременно решать их проблемы, помогать в различных делах, чтобы впоследствии ребенок вырос уравновешенной и целостной личностью.

В этой статье рассмотрим основные трудности психологического, логопедического или нейропсихологического характера, с которыми ребенок может столкнуться в школе.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Невнимательность, неусидчивость, низкая концентрация внимания

Невнимательный ребенок в школе с точки зрения психологии – это ученик с нарушением концентрации внимания на каком-либо действии или предмете (дисциплине). Как правило, если ребенок не успевает за темпом работы в классе, долго делает домашние задания, постоянно отвлекается сам и отвлекает одноклассников, не с первого раза слышит обращенную к нему просьбу, это говорит о низком уровне концентрации внимания из-за снижения уровня нейродинамики.

Признаками невнимательности могут являться:

- Низкая концентрация (ребенок постоянно отвлекается в классе, либо при выполнении домашних заданий, быстро переключает внимание на мелкие раздражители (посторонние звуки, изображения) с потерей качества выполняемого действия и т.п.).

- Забывчивость (например, часто теряются вещи).

- Невнимательность при выполнении бытовых действий (путаются цифры в задачах, пропускаются пуговицы при застегивании одежды и т.д.)

Из-за чего же так происходит? Существует множество факторов, влияющих на снижение концентрации, одними из них являются: эмоциональное напряжение ребенка, тревожность, чрезмерная нагрузка, внешние факторы (жара, холод), дискомфорт и, конечно же, мобильные гаджеты. Помимо этого, часто за невнимательностью скрывается недоформированность 1 и 3 блоков мозга, которые как раз отвечают за уровень общей работоспособности и осуществление функции контроля за собственной деятельностью.

При выявлении данной проблемы необходимо не только устранить причину, но и стабильно заниматься с ребенком, развивая функции головного мозга. Существует множество игровых методик, воздействующих на участки мозга, что, соответственно, будет повышать концентрацию внимания у ребенка.

Детский нейропсихолог может провести нейродиагностику, выявить первопричины низкой концентрации внимания у ребенка и дать свои рекомендации по дальнейшему развитию.

У ребенка трудности в письме и/или чтении

Если у ребенка наблюдаются регулярные характерные трудности в письме и/или чтении, часто они вызваны конкретным расстройством – дисграфией или дислексией. Однако не стоит паниковать, так как такое явление довольно часто встречается среди учеников начальных классов, но и пускать ситуацию на самотек - тоже нельзя.

Причины данных трудностей чаще могут быть связаны с:

- нарушениями или особенностями в развитии нервной системы,

- недоформированностью определенных блоков мозга и, как следствие, задержками в развитии моторной сферы (крупная и мелкая моторика) и психических функций, например, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, памяти и пр.

Симптомы проблем с письмом, как правило, начинают проявляться еще в начале школьного обучения, а наиболее заметны становятся с увеличением нагрузки. Чем раньше родители заметят это, тем быстрее помогут ребенку избавиться от данных трудностей и не упустить школьную программу, а также сделать процесс обучение легче и интереснее.

Проблемы с чтением также не стоит игнорировать. Это очень важный процесс, от которого во многом зависит успешность в изучении разных дисциплин. Например, если ребенку трудно правильно прочесть и понять условия математической задачи, то и выполнить ее без ошибок он не сможет. Последствия дислексии могут проявляться и в трудностях с пониманием прочитанного и в сокращении читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний.

Часто чтение и письмо для детей с дислексией - это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.

У ребенка плохой почерк

Отдельной проблемой можно выделить плохой почерк (неразборчиво пишет, не соблюдает границы строк и т.д.). Причиной могут быть следующие факторы:

- неврологические проблемы (ДЦП, эпилепсия и пр.);
- леворукого ребенка переучили писать правой рукой;
- плохо развита моторика (крупная и мелкая);
- мышечные зажимы, в частности в кисти руки;
- задержки в развитии.

Что делать? Нейропсихолог поможет определить, с чем именно связана данная сложность и подскажет верный путь решения вопроса. При необходимости проведет курс занятий по устранению причин данного явления. Для детей дошкольного возраста существуют специальные упражнения, направленные на развитие двигательной сферы и моторики, предотвращение появления зажимов и подготовки руки к письму.

Ребенку сложно запомнить стихи или любую другую информацию

Опять же, в данном случае необходима консультация нейропсихолога для того, чтобы выяснить точные причины трудностей в запоминании информации.

Кто такой детский нейропсихолог, и как он может помочь в решении проблем в школьном обучении?

Это специалист, который знает особенности развития мозга, может с помощью нейропсихологической диагностики установить соответствие уровня развития психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и пр.) возрастным нормативам, выяснить причины возникновения тех или иных сложностей и дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

В случае необходимости нейропсихолог составит индивидуальную программу занятий и проведет курс коррекционно-развивающих занятий по устранению выявленных трудностей. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, элементы сенсорной интеграции, телесноориентированной терапии, кинезиологии, которые проводятся в игровой форме.

Если вы наблюдаете у своего ребенка что-то из вышеперечисленного, не откладывайте проблему в долгий ящик, где она обрастет еще большими проблемами, а обратитесь к специалисту, который поможет стать Вашему ребенку успешнее во всех сферах жизнедеятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Ребенок отстает в школе

- отсутствие интереса к обучающей программе;

- конфликты с учителями и другими учениками;

- давление со стороны сверстников;

- психологическая напряженность, связанная с конфликтами в семье;

- проблемы с усвоением материалов

В данном случае первым делом необходимо поговорить с ребенком, попытаться выявить причину и понять, с чем связаны у ребенка проблемы в школе , и, соответственно, помочь ему их решить. Если вы осознаете, что причина школьной неуспеваемости вызвана эмоциональным неблагополучием ребенка, и она не решается своими силами, то стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет ребенку пережить возникшие трудности, выровнять эмоциональный фон и вернуть интерес к учебе.

Проблемы со сверстниками

К сожалению, проблемы со сверстниками – очень распространенное явление в наше время. Давайте разберемся, что может мешать Вашему ребенку легко общаться и коммуницировать с другими детьми?

- ребенок стеснительный, неуверенный в себе;

- у ребенка плохо развиты социальные навыки общения;

- агрессия со стороны ребенка или сверстников, буллинг;

- непонимание в семье, сложные отношения с родителями;

- нарушения или отклонения в психическом развитии.

Проблемы с адаптацией

Адаптация в школе – это важный процесс привыкания ребенка к новой социальной среде. Длительность этого периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и занимает в среднем от 2 до 6 месяцев.

Привыкнуть к новому распорядку дня, новым правилам и коллективу – задача не из легких даже для взрослого, что уж говорить о маленьких детях! Крайне важно поддержать ребенка в это нелегкое для него время. Проблемы со школьной адаптацией чаще всего встречается у:

- детей с повешенной утомляемостью,

- детей с психологическими особенностями,

- детей с неврологическими и психиатрическими диагнозами,

- детей, имеющих задержки в развитии.

Не требуйте от ребенка многого, постарайтесь максимально поддерживать его и больше проводить время вместе. Мотивируйте и поощряйте за школьные успехи. Помогите ребенку оптимально распределить время, составьте расписание дня, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Станьте для него опорой в этот период. На этапе адаптации не добавляйте в график ребенка новых обязанностей, кружков и секций – лучше отложить введение дополнительного образования на более позднее время.

Проблемы с поведением

При переходе в новое учебное заведение, а также по мере взросления, у ребенка может появиться ряд негативных поведенческих особенностей, которые называют психогенной школьной дезадаптацией (сокращённо ПШД).

ПЩД, как правило, характеризуется:

- конфликтностью со сверстниками и учителями;

- неадекватностью действий, аморальным поведением, агрессией по отношению как к людям, так и к животным;

- частым пропуском уроков.

Проблемы с поведением чаще всего встречаются у детей с дефицитом внимания и любви в семье. Даже психически здоровый ребенок в такой ситуации может начать бунтовать и вести себя агрессивно, поэтому важно, в первую очередь, начать с отношений внутри семьи. При данном нарушении у ребенка лучше всего обращаться за помощью к детскому психологу.

Проблемы в общении с учителями

Поводом для конфликтов между учениками и учителями могут быть совершенно разные ситуации, например:

- низкая успеваемость ученика;

- несоответствие уровня знаний ребенка и школьной программы;

- борьба за авторитет между учеником и учителем;

- проблемы в семье ребенка;

- личностные особенности учителя и ребенка и пр.

Если у ребенка проблемы с учителем , родителям необходимо понять причину данного недопонимания и помочь ее устранить.

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста в условиях учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего нарушение встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также в средних и старших классах. Впоследствии, если не предпринимать должных мер, школьная дезадаптация полностью отбивает у ребенка желание учиться и в принципе посещать учебное заведение.

Школьная неуспеваемость является одним из последствий дезадаптации ребенка, которую также называют нарушением развития и поведения.

Почему у ребенка может возникнуть школьная дезадаптация ?

- недостаточный контроль поведения ученика;

- низкий уровень подготовки ребенка;

- низкий уровень интеллектуальных навыков;

- неспособность подстроиться под темп программы;

- пробелы в школьной программе/отдельных дисциплинах;

- психологические и неврологические особенности.

Конечно, не стоит забывать о влиянии семьи на психическое состояние ребенка. Непонимание, конфликты и давление негативно влияют на общее развитие и мироощущение детей. Все эти факторы напрямую отражаются на учебной деятельности ребенка. К такой проблеме, как школьная дезадаптация , лучше всего привлекать детского психолога и нейропсихолога.

Как помочь? Рекомендации психолога

Если Вы замечаете, что у ребенка проблемы в школе , он подавлен, замкнут или, напротив, чрезвычайно импульсивен, в первую очередь необходимо проанализировать Ваши отношения в семье. Конечно, в доме должны царить гармония и спокойствие. Очень важно вести диалог со своими детьми, узнавать о новостях в их жизнях, постараться стать для ребенка другом, несмотря на разницу в возрасте. Выявляйте и принимайте причины тревожностей, окружайте заботой и любовью, уделяйте время своим детям! Обычно дети редко рассказывают о своих проблемах, так как боятся осуждения и непонимания со стороны родителей. Поэтому Вам, как родителям, необходимо:

- Выстраивать доверительные отношения с ребенком. Доверие в семье – первый шаг к успешному построению взаимоотношений детей и родителей. Ребенку важно понимать, что родителям можно доверять, рассказывать им о своих проблемах и не ждать осуждения в ответ.

- Поговорить, узнать о его переживаниях, успокоить и поддержать, если это требуется. Объясните ребенку, что любая проблема требует решения, и Вы всегда готовы ему помочь, Вы всегда на его стороне. Однако, если на протяжении нескольких лет родитель выступал доминантом, данные перфомансы, скорее всего, не дадут никаких результатов. Здесь потребуются некоторое время и усилия с Вашей стороны, чтобы изменить ситуацию.

- Обратиться к специалисту – детскому психологу – за первичной консультацией или на несколько сеансов для решения той или иной психологической проблемы.

Кто такой детский психолог, и почему он точно поможет Вам и Вашему ребенку?

Детский психолог – это профессионал в области детской психологии, который специализируется на решении психологических трудностей у детей. Следует знать, что психика детей в школьные годы очень неустойчива (сначала адаптация, далее – переходный возраст) и легко поддается травмам, которые могут остаться с ними на всю жизнь, повлияв на целостное формирование личности, поэтому решать детские проблемы важно и нужно! Одной помощью родителей зачастую, к сожалению, не обойтись.

Детский психолог поможет ребенку решить личностные и внешне ситуативные проблемы: тревожность, замкнутость, проявление агрессии, непроработанные обиды, низкая самооценка, низкая успеваемость, проблемы с социализаций, отсутствие контакта с учителями и сверстниками и т.д. Список проблем разнообразен, и если у Вашего ребенка наблюдаются какие-либо эмоциональные трудности, то настоятельно рекомендуем отнестись к вопросу детского психического здоровья крайне серьезно, не пренебрегая помощью специалистов!

Читайте также: