Мережковский иисус неизвестный краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Указанные промахи представляют интерес потому, что их объяснение выводит нас за пределы простой случайности. Нельзя не отметить, что ошибки Мережковского бывают нередко связаны с теми мыслями, на которых он особенно настаивает. Ошибки в значительной степени объясняются методом. С этой стороны показательно и то внимание, которое Мережковский сказывает апокрифам и аграфам (изречениям Христовым, не вошедшим в Евангелие). В глазах науки, апокрифы и аграфы имеют второстепенное значение. Мережковский совершенно неправ, когда объясняет эту критическую оценку робким консерватизмом (I, 98). Дело – в методе. Методу науки противостоит метод Мережковского. Метод Мережковского есть интуиция.

Интуиция в процессе научного творчества имеет свои неотъемлемые права, которые не требуют обоснования. Интуиция есть творческое узрение, с которого начинается научное знание. Все великие открытия во всех областях науки имеют исходную точку в интуиции. Но интуиция требует проверки. Только проверкою устраняется опасность принять призрак за реальность, построить здание на песке. Интуиция есть дар, который должен быть оплачен трудом. Отдаваясь власти интуиции, Мережковский знает дар, он не нудит себя к проверке, которая есть труд.

Этот вывод христианское сознание принять не может. Неприятие связано с христианской философией пола. Освящение брака не оставляет места Содому, который несет в христианстве безусловное осуждение. Половые различия исчезнут в славе будущего века. Это ясно не из апокрифических Евангелий, а из ответа Господа саддукеям (Mф. XXII, 23–33 и паралл.): будут, как ангелы. Путь к небу начинается на земле. В жизни здешней полнота грядущего предвосхищается по-разному. Союз супружеский отображает единение Христа и Церкви. Подвиг аскетов усилием воли прообразует преодоление пола. Преодоление пола – и в любви духовной. Духовная любовь – мироносиц; духовная любовь – в единении Иисуса и ученика, которого Он любил. Два образа духовной любви Господь оставил Церкви. И Церковь знает не только духовную любовь в ее двояком преломлении: она знает и опасности греха, которые с ней связаны, и подозрение в грехе, которым ее встречает мир. В любви духовной Христос – вне пола и выше пола, но, в то же время, Церковь, вместе с апостолом ( Ефес. IV, 13 ), знает Его, как совершенного Мужа. Мужем был Сын Божий в Своем воплощении. Брачною вечерею Агнца будет, по слову Апокалипсиса (XIX, ср. XXI), Царство Славы. Умаление мужского начала во Христе звучит для христианского уха непереносимым кощунством. Нельзя забывать, что, в системе Мережковского, Содом, как влечение к утраченной полноте, есть не столько грех, сколько трагедия.

Тайна Трех. Египет и Вавилон. Прага 1925. Тайна Запада, Атлантида-Европа. Белград, 1931. Иисус Неизвестный. Белград, т. I (1932), т. II, ч. I, (1933).

Дмитрий Мережковский - Иисус Неизвестный

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Иисус Неизвестный"

Описание и краткое содержание "Иисус Неизвестный" читать бесплатно онлайн.

Дмитрий Сергеевич Мережковский

И мир Его не узнал.

Και ό κύσμοζ αυτόν όυκ έγνω.

Часть I. Неизвестное Евангелие

1. Был ли Христос?

Странная книга: ее нельзя прочесть; сколько ни читай, все кажется, не дочитал, или что-то забыл, чего-то не понял; а перечитаешь, – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд.

Умный и глупый, ученый и невежда, верующий и неверующий, – кто только читал эту книгу – жил ею (а иначе не прочтешь), тот с этим согласится, по крайней мере, в тайне совести; и все тотчас поймут, что речь идет здесь не об одной из человеческих книг, ни даже о единственной, Божественной, ни даже о всем Новом Завете, а только о Евангелии.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Господа нашего

Иисуса Христа

В русском переводе

Санкт-Петербург, 1890

Если вы со Мною одно,

и на груди Моей возлежите,

но слов Моих не исполняете,

Я отвергну вас.[3]

Это значит: нельзя прочесть Евангелие, не делая того, что в нем сказано. А кто из нас делает? Вот почему это самая нечитаемая из книг, самая неизвестная.

Мир, как он есть, и эта Книга не могут быть вместе. Он или она: миру надо не быть тем, что он есть, или этой Книге исчезнуть из мира.

Мир проглотил ее, как здоровый глотает яд, или больной – лекарство, и борется с нею, чтобы принять ее в себя, или извергнуть навсегда. Борется двадцать веков, а последние три века – так, что и слепому видно: им вместе не быть; или этой Книге, или этому миру конец.

«Первую ступень к высшему познанию (гнозису) полагает ев. Матфей в удивлении… как учит и Платон: „всякого познания начало есть удивление“, – вспоминает Климент Александрийский, кажется, одно из „незаписанных слов Господних“, agrapha, может быть, в утерянном для нас, арамейском подлиннике Матфея:

Ищущий да не покоится…

пока не найдет;

а найдя, удивится;

удивившись, восцарствует;

восцарствовав, упокоится.[7]

Так увидите Меня в себе,

как если кто видит себя

в воде или в зеркале.[9]

Только подняв глаза от этого внутреннего зеркала – вечности, мы увидим Его и во времени – в истории.

Кто Он – миф или история, тень или тело? Надо быть слепым, чтобы смешать тело с тенью; но и слепому стоит только протянуть руку, пощупать, чтобы узнать, что тело не тень. Был ли Христос, в голову никому не пришло бы спрашивать, если бы уже до вопроса не помрачало рассудка желание, чтобы Христа не было.[10]

Вору надо, чтобы не было света, миру – чтобы не было Христа.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Иисус Неизвестный"

Книги похожие на "Иисус Неизвестный" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

И мир Его не узнал.

Часть I. Неизвестное евангелие

1. Был ли Христос?

Странная книга: ее нельзя прочесть; сколько ни читай, все кажется, не дочитал, или что-то забыл, чего-то не понял; а перечитаешь, – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд.

Умный и глупый, ученый и невежда, верующий и неверующий, – кто только читал эту книгу – жил ею (а иначе не прочтешь), тот с этим согласится, по крайней мере, в тайне совести; и все тотчас поймут, что речь идет здесь не об одной из человеческих книг, ни даже о единственной, Божественной, ни даже о всем Новом Завете, а только о Евангелии.

В русском переводе

Если вы со Мною одно,

и на груди Моей возлежите,

но слов Моих не исполняете,

Я отвергну вас.[3]

Это значит: нельзя прочесть евангелие, не делая того, что в нем сказано. А кто из нас делает? Вот почему это самая нечитаемая из книг, самая неизвестная.

Мир, как он есть, и эта Книга не могут быть вместе. Он или она: миру надо не быть тем, что он есть, или этой Книге исчезнуть из мира.

Мир проглотил ее, как здоровый глотает яд, или больной – лекарство, и борется с нею, чтобы принять ее в себя, или извергнуть навсегда. Борется двадцать веков, а последние три века – так, что и слепому видно: им вместе не быть; или этой Книге, или этому миру конец.

«Первую ступень к высшему познанию (гнозису) полагает ев. Матфей в удивлении… как учит и Платон: „всякого познания начало есть удивление“, – вспоминает Климент Александрийский, кажется, одно из „незаписанных слов Господних“, agrapha, может быть, в утерянном для нас, арамейском подлиннике Матфея:

Ищущий да не покоится…

а найдя, удивится;

Так увидите Меня в себе,

как если кто видит себя

в воде или в зеркале.[9]

Только подняв глаза от этого внутреннего зеркала – вечности, мы увидим Его и во времени – в истории.

Кто Он – миф или история, тень или тело? Надо быть слепым, чтобы смешать тело с тенью; но и слепому стоит только протянуть руку, пощупать, чтобы узнать, что тело не тень. Был ли Христос, в голову никому не пришло бы спрашивать, если бы уже до вопроса не помрачало рассудка желание, чтобы Христа не было.[10]

Вору надо, чтобы не было света, миру – чтобы не было Христа.

Борис Вышеславцев

Борис Вышеславцев

Очень хорошо истолкование чудес: чудо экстаза, превращающее воду в вино; чудо любви и духа, насыщающее пятью хлебами (обратное чудо диавола — умаление хлебов! это чудо ненависти и материализма); чудо воскресения, чудо восстания против смерти, дающее прорыв в иной мир. Интересна мысль понять чудеса так, чтобы они не превращались в утилитарную магию, чтобы они не были похожи на то чудо, которое было отвергнуто как искушение от диавола. Ценно указание на то, что Христос бежал от чудес и переживал муку чудес. Мы могли бы истолковать ее как отрицание корыстного пользования чудотворцем.

Вышеславцев Борис Петрович (1877, Москва — октябрь 1954, Женева) — философ, публицист, критик. В 1922 г. выслан за границу.

Читайте также: