Материнская школа или детский сад за и против эссе
Обновлено: 01.07.2024
Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми — одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.
Главное преимущество детского сада — это общение. Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.
Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.
Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?
Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения — это трехлетний возраст.
В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.
Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.
Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость — все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.
Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.
Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению — явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.
Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — один месяц.
Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции — беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.
Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.
Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.
Правило 1 . Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки — несколько позже, в три с половиной. Это — наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.
Правило 2 . Ребенок должен идти в детский сад с желанием.
Детский сад — это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это — радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка.
Правило 3 . Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным — в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.
Правило 4 . Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада.
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.
В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.
Правило 5 . Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.
Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то — поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе — свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.
Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не приспособленному к самообслуживанию.
Правило 7 . Любя, не воспитывайте эгоиста.
Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.
Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в газету Детский сад: за и против.
Перед родителями всегда возникает вопрос: отдать ребенка в детский сад или не стоит? Я надеюсь, что данная публикация поможет им в выборе.
В педагогическом плане конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования деятельности человека в коллективе. Это серьезный рычаг, позволяющий лучшим и более способным людям занимать достойное д.
Детский сад: за и против
Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад.
Детский сад — за и против.
Детский сад — за и против.
"Детская ложь - за и против"
консультация для родителей.
Семейный детский сад :за и против
Группы семейного воспитания - явление новое, инновационное, но уже получившее широкое распространение. Они позволяют сделать услуги дошкольного образования более доступными, что при растущей рождаемос.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость .
И нельзя с уверенностью сказать, что эта семья поступает правильно, категорически выступая против детского сада, а другая — нет. Всё зависит от конкретного ребёнка и его родителей.
Нужен ли родителям детский сад?
Родители, так же, как и их дети, разные. У кого-то есть возможность не отдавать ребенка в детский сад, а для кого-то садик — это острая необходимость.
Рассмотрим, какими преимуществами располагают родители, чьи чада посещают детский сад.
- Мама социализируется. После трёх лет в декрете, когда поход в магазин и то праздник, мама с радостью вернется к работе.
- Самостоятельность. Никто не будет стоять с ложкой, уговаривая поесть, либо ласково одевать, рассказывая, как здорово будет на прогулке. А это значит, что ребенок вынужден будет приобрести навыки самообслуживания: самостоятельно засыпать, есть, одеваться, освоить горшок.
- Запуск речи. Дети-молчуны учатся выражать свои желания словами в отсутствие чуткой мамы, которая понимает своего ребенка без слов. Да и чтобы поиграть со сверстниками, нужно будет овладеть речью.
Есть и недостатки:
- Поведение ребенка может кардинально измениться: тихий послушный малыш может вдруг превратиться в истеричного; миролюбивый — начать драться и вырывать предметы из рук.
- Мама, поспешившая выйти на работу, вынуждена будет сидеть на нескончаемых больничных, так как ребенок будет три дня ходить в садик, а потом неделями болеть.
- Возможен регресс: ребенок, который внятно разговаривал, может начать мямлить, подражая неговорящим сверстникам.
Нужен ли детский сад ребенку?
Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдайте за своим ребенком: быстро ли он адаптируются к новым условиям, любит ли общение с другими детьми, легко ли отпускает маму по делам? Если да, то скорее всего вашему ребенку будет интересно в саду.
Преимущества детского сада для ребенка
Разберем преимущества, которые дает ребенку посещение детского сада.
- Социализация. Ребенок понимает, что здесь он на равных с другими детьми, а не центр Вселенной, как дома. Ему приходится учиться разговаривать и договариваться со своим окружением.
- Четкий распорядок дня. Дети дома пренебрегают дневным сном, а между тем он необходим для становления нервной системы.
- Питание. В саду не получится перебиваться, перекусывая конфетами и печеньем, здесь они обеспечены горячим питанием.
- Развивающие занятия: лепка, рисование, подготовка к школе, музыкальные занятия, физкультура — все эти занятия способствуют развитию ребенка.
- Общение со сверстниками. У малыша появляется свой круг общения, он понимает, что с некоторыми детьми ему нравится играть больше, появляются первые друзья.
- Хоть занятия в детском саду непродолжительные по времени, они развивают усидчивость и дисциплину, что подготавливает ребенка к школе.
Могут ли у ребенка возникнуть проблемы из-за непосещения детского сада?
Многих родителей волнует вопрос: обязательно ли отдавать ребенка в детский сад и не возникнет ли в будущем проблем в случае его непосещения?
Считается, что дети, которые не ходили в детский сад, менее общительны, им сложнее дается социализация в первом классе, у них низкий темп работы и они не умеют работать в команде. Но, как правило, эти различия заметны только в первые месяцы.
Недостатки детского сада для ребенка
Недостатки у системы тоже есть.
- Стрессовая ситуация. Новые жизненные обстоятельства всегда стресс для ребенка. К тому же малышу, который привык находиться рядом с мамой 24 / 7, первое время сложно так долго пребывать с ней в разлуке.
- Нежелательное влияние других детей: от бранных словечек до моделей поведения.
- Отсутствие учета индивидуальных особенностей детей. Воспитатели в детском саду при разъяснении материала ориентируются на средний костяк группы, поэтому некоторым детям в силу врожденных особенностей обучение дается с трудом.
Каким детям лучше остаться дома?
Процесс адаптации к детскому саду у таких детей не заканчивается никогда. И даже по прошествии нескольких лет садик кажется им чем-то ужасным.
Также есть дети, которым сад не рекомендуется по состоянию здоровья. Таким малышам требуется индивидуальный уход, специальный режим и занятия, которыми их не может обеспечить государственный детский сад.
Каких детей лучше отправлять в сад?
Если у вас дома растёт маленький живчик, которому интересно все вокруг, то и в детском саду ему будет хорошо. Нелишним будет определить тип темперамента ребенка. Дети-сангвиники и холерики любят находиться в центре внимания, быстро привыкают к новым условиям и обычно сами просятся в садик.
Да, у них тоже могут быть проблемы с адаптацией в детском саду в первое время, но они быстро находят себе друзей и привязываются к воспитателям.
Флегматики и меланхолики наоборот медленнее адаптируются в новом коллективе и могут испытывать трудности в общении с другими детьми.
И потом, если родители работают удалённо, либо постоянно заняты своими делами, то лучше отдать ребенка в детский сад. Там он не будет занят только просмотром мультфильмов, но и получит общение со сверстниками, и развивающие занятия, а вечером сможет утолить жажду общения с родителями.
Как отказаться от детского сада, если ребенок уже туда ходит?
Если по каким-то причинам вы решили отказаться от детского сада, для начала поговорите с воспитателем. Возможно, ваша проблема решаема и не стоит отказываться от места.
Если вы твердо решили забрать ребенка на домашнее воспитание, для начала вам нужно будет предупредить воспитателя, а потом написать заявление на имя заведующей детского сада.
После подписания заявления, не забудьте забрать копии документов с медицинской картой.
Также можно забрать ребенка из детского сада на время (например, на год) с сохранением места.
Есть ли альтернативы детскому саду?
Куда девать ребенка, если маме нужно выйти на работу, а вариант с детским садом не подходит? Есть несколько альтернативных решений:
- Попросить родных. Возможно, бабушки и дедушки не прочь посидеть с внуком на время работы мамы.
- Частный детский сад. В частных детских садах группы меньше, поэтому можно рассчитывать на индивидуальный подход и меню.
- Семейный клуб. Возможно, в вашем доме есть мама, которая присмотрит за вашим малышом наряду со своими детьми.
- Детский клуб. Обычно он рассчитан не на весь день, но вы можете оставить малыша на пару часов на развивающих занятиях.
В каком возрасте отдавать ребенка в сад?
Идеальный возраст ребенка для детского сада 4-5 лет.
Малыши старше двух лет легче адаптируются, но они, в случае чего, не смогут рассказать, что им не нравится и почему они не хотят в садик.
В 4-5 лет ребенок готов к детскому саду, так как ищет общения со сверстниками и ему интересны занятия.
Что говорят психологи?
Детский и семейный психолог Лариса Суркова:
Александр Колмановский — психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям:
Как видите, у психологов нет единого мнения на этот счет.
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
Давайте рассмотрим, какие же аргументы приводят сторонники и противники детских садов.
Следующее — адаптация. Многим детям очень сложно социализироваться в детском саду. Кому-то достаточно нескольких дней, чтобы мама привела в садик, поиграла час-другой и ушла, а кому-то и за три месяца сложно привыкнуть к тому, что мамы или папы рядом не будет. Из-за трудного периода адаптации дети могут получить серьёзную психологическую травму, и, как результат, множество вытекающих болезней.
Возможное отсутствие внимания со стороны воспитателей. Все понимают, что воспитатели тоже люди. Кому-то и за одним ребёнком трудно уследить, а когда их двадцать? Воспитательница даже физически не может уследить за всеми: у кого съехала шапка, кто влез в лужу или кто виноват в драке.
…Сейчас большинство детских садов – это всего лишь место, куда детей отдают на время, пока сами родители на работе. Нередко детей ругают, не присматривают за ними должным образом, а в худших случаях даже применяют физическое насилие.
Детские психологи настоятельно рекомендуют социальное общение, но его можно получить, например, и в детских развивающих центрах, конечно, если у вас есть на это время и соответствующая возможность.
Узнав, что моей старшей дочке уже 3,8, меня часто спрашивают - в сад ходите? И люди очень удивляются, когда я отвечаю отрицательно.
Нет, мы не ходим и не собираемся.
В этой статье я постараюсь объективно рассмотреть плюсы и минусы детского сада и разобрать аргументы людей, которые агитируют за садик.
1. Социализация.
О, об этом слове твердят все, кому не лень. Не спорю, вещь нужная. Во взрослой жизни. А в три года? Не думаю.
Как по мне, так социализация в детском саду - это подавление личности ребёнка в угоду удобству воспитателей. Все строем идут есть, гулять, спать, в туалет. Не важно, что хочет в данный момент ребёнок. Есть план занятий. Все сидим и лепим. Причём не то, что хочется, а что записано по программе.
У моей дочки дома в свободном доступе лежат и книжки, и краски, и пластилин, и фломастеры. Всем этим она занимается с удовольствием и по своему желанию.
2. Иммунитет.
Дети, которые ходят в сад, реже болеют. Правда? Я вот смотрю на своё окружение, где много мам с детьми примерно нашего возраста. Многие ходят в сад. Причём уже второй год. И график похода в садик - неделя через две. Сходили, подцепили очередной вирусняк от ребёнка, которого притащили больным, потому что маме надо работать, и на недельку-другую засели дома. Это если мама в очередном декрете или домохозяйка. А если мама работающая, то тащим не до конца здорового ребёнка в сад и заражаем следующих. Эдакий круговорот соплей в пределах одного сада.
Моя дочка за год болеет от силы два раза. При этом у нас дома всегда открыты форточки, а Маша бегает с босыми ногами. Я считаю, что ее иммунитет достаточно крепкий, и подрывать его детским садиком я не хочу. Плюс у меня ещё есть младшая дочка. Т.е. старшая приносила бы заразу ещё и ей.
3. Ребёнку в саду весело.
Не спорю. Наверное детям там весело. Но я стараюсь в течении дня заниматься с дочкой, плюс она прекрасно играет сама. Думаю, ей и дома не скучно.
Больше аргументов за садик я не вспомнила. Поэтому теперь ещё мои личные минусы.
1. Режим дня.
У нас он немного не такой, как в саду, но комфортный для нас. Мы встаем в 9, в то время как для сада пришлось бы вставать в 7.
Днем Маша не спит с двух лет. Она сама отказалась от сна и я нашла в этом свои плюсы. Без дневного сна она стала намного лучше засыпать на ночь.
В саду же придётся спать днём. Для моего ребёнка это был бы лишний стресс.
2. Еда.
Мне не нравится любая казенная еда. И я не хочу этим кормить своего ребёнка. Хотя бы до школы. Может эта еда и сбалансирована (в чем я сомневаюсь), но она редко бывает вкусной.
Дочка - малоежка, о чем я уже писала. Невкусную еду она есть не будет, а это значит, что мой ребёнок будет целый день голодный.
3. Происшествия, которые иногда случаются в садах.
Детей много, воспитатель один. Он может не уследить. Я не готова рисковать.
4. Характер моей дочки.
Прямо скажем, не сахар. Она очень упрямая и обидчивая. У меня самой не всегда хватает терпения уговаривать ее, не повышая голоса.
Я жалею воспитателей, поэтому мы сидим дома ;)
5. Прививки.
Для детского сада у нас не хватает прививок, потому что мы делаем их по своему графику, с большим отставанием от национального календаря прививок.
Читайте также: