Материалистическая школа права представители

Обновлено: 07.07.2024

Правопонимание — это определённое представление о существе права.

Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом;

Рудольф фон Иеринг — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти;

Иммануил Кант — юристы до сих пор ищут своё определение права.

Содержание

Теория естественного права [ ]

Представители: Сократ, Аристотель

Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа права [ ]

Представители: Савиньи, Пухта

Психологическая теория права [ ]

Представители: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права [ ]

Представители: С. А. Муромцев, Р. Иеринг

Позитивистская теория [ ]

Представители: Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

Нормативизм (неопозитивизм) [ ]

Представители: П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Материалистическая теория права [ ]

Представители: Маркс , Энгельс

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Интегративная теория [ ]

Представители: Лазарев, В. Г. Графский, Р. А. Ромашёв

Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Основной признак права — нормативность111

Либертарная теория В. С. Нерсесянца [ ]

Коммуникативная теория права А. В. Полякова [ ]

Реалистический позитивизм Р. А. Ромашова [ ]

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, которые оптимально эффективно реализуются. Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

Важное значение, как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права.
Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Существует множество происхождения теорий государства и права, множество различных взглядов на отдельные элементы этой проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА 5
1.1 Классический и нетрадиционный подходы в возникновении права 5
1.2 Смешанные теории происхождения права 10
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА 13
2.1 Процесс зарождения марксистской теории права 13
2.3 Сущность марксистской теории права 17
2.3 Современные оценки марксистской теории происхождения права 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Материалистическая школа права.doc

3) обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

в) Слабые стороны:

1)преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

2)слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Необходимо согласиться с мнением профессора В.А. Кучинского что после революции в России в 1917г. право хотя и стало рассматриваться как система норм, в которых воплощена воля рабочего класса, затем всех трудящихся, всего народа, но фактически оно выражало волю партийно-государственного аппарата, чиновничества. Реализация права обеспечивалась принудительной силой государства. Такая трактовка права тесно увязывала его с государством, образованном на классовой основе, и служила их превращению в единое средство классовой борьбы, подавления классовых противников.

Что касается классовой трактовки сущности права, то также можно согласиться с мнением профессора В.А. Кучинского, что она соответствовала условиям промышленного капитализма, противостоянию буржуазии и пролетариата, приведшему к Октябрьской революции. Но после нее право, как следствие его классовой трактовки, превратилось в орудие тоталитарного государства.15

История показала, что догматическое истолкование марксистского учения о праве как орудии классовой диктатуры во все времена и для всех народов ошибочно. Это стало осознаваться и самим руководством компартии и государства в 80-е годы, что нашло отражение в признании необходимости построения правового государства.

Заключение

Итак, в заключение можно сделать вывод, что материалистическая теория права разрабатывалась в XIX—XX вв. Ее авторами выступили К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

  • право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
  • содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется формами собственности, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;
  • право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты теории:

  • показала обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;
  • обратила внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
  • преувеличивала роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивала существование права историческими рамками классового общества;
  • излишне жестко связывала право с материальными, экономическими факторами, и тем самым умаляла другие причины и условия, влияющие на право.

Таким образом, возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

Впоследствии положение марксизма о классово-волевом содержании права было перенесено нашей юридической наукой на отечественное право. Утверждалось, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом. Тем самым подтверждалась идея, что классовость права есть его постоянный и объективный признак.

Таким образом, в соответствии с марксистско-ленинской концепцией в основе возникновения права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово-экономические причины.

Марксистско-ленинская теория утверждает, что право - явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.

Список использованных источников

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 2 т. – М.: Юридический колледж МГУ, 2009. –Т.2.- С. 110.

2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 2 т. – М.: Юридический колледж МГУ, 2009. –Т.2.- С. 111.

3 Общая теория государства и права / Под общ. ред. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2008. – С. 89.

4 Общая теория государства и права / Под общ. ред. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2008. – С. 90.

5 История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., Юристъ, 2010. – с. 507.

6 История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., Юристъ, 2010. – с. 508.

7 История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., Юристъ, 2010. – с. 509.

8 Маркс К, Энгельс Ф Соч, т. 1, с. 62, 63.

9 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 443.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч, т. ,25, ч. I, с.422.

11 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.33 с.93.

13 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.33 с.103.

14 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.33 с.103.

15 Общая теория государства и права / Под общ. ред. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2004. – С. 148.

Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.

Впоследствии положение марксизма о классово-волевом содержании права было перенесено нашей юридической наукой на отечественное право. Утверждалось, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

Отсюда следует вывод, что при равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого. Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естественное неравенство людей.

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

В марксистской теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивших собой родовые обычаи, был ярко и открыто выражен в них. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.

Все это, разумеется, имело место в реальности и может подтверждаться примерами из истории отдельных народов и государств. Однако преувеличение этих процессов, затушевывание иных более глубинных и общих факторов правообразования является искажением действительности, уходом от познания и объяснения общесоциальных закономерностей происхождения права.

Однако перечеркнуть на этом основании все достижения марксистской теории происхождения права также было бы неверно. Принцип историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами и ряд других положений составляют, несомненно, большое продвижение теоретико-правовой мысли и на этом марксистском направлении.

Читайте также: