Инсценировка грозы островского в школе

Обновлено: 12.06.2024

Меня,- приверженца Авроры
В подлунном царстве рыболова.
Как доказать, уладив споры,
Ненужность на заре поклёва.

Костюм ЗАТЕЙНИЦ лицедейства
Угадан в блиц - инсценировке:
Нашла в шкафу (под жабу - лейку,
С короной на тупой головке).

Взяла поднос из мельхиора,
С присохшей СТЕРЛЯДЬЮ на днище,
Сплясав для полного фурора,
Поставив таз на пол жилища.

Вручила зонт (для кодировки),
На шкаф залезла обезьянкой;
В разнос лупила лейкой громко,
Я не дурак. убрав стремянку,-

Унял затейницу, не споря,
И - вот: рыбачу - объегорив.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

На уроке обсуждается, анализируется постановка спектакля режиссера Андрея Могучего "Гроза" в БДТ. Студенты представляют инсценировки трех сцен пьесы.

ВложениеРазмер
urok_po_drame_groza.docx 25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы на 1 курсе

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум

Формы работы: коллективная, групповая, по парам.

  • расширить, углубить и систематизировать знания о создании театрального спектакля;
  • познать секреты актёрского мастерства;
  • воспитать умение вести конструктивный диалог,
  • воспитать умение корректно оценивать действия партнера;
  • развить коммуникативные, творческие способности,
  • развить познавательную деятельность.

- регулятивные : умение оценить действия партнера, умение приложить волевое усилие для достижения цели, умение выбирать действие в соответствии с поставленной задачей;

- познавательные: умение отбирать нужные сведения; формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения;

- коммуникативные: грамотное владение монологической и диалогической формами речи; контроль, коррекция и оценка действий партнера.

  • готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; совершенствование духовно-нравственных качеств;
  • формирование восприятия текста как произведения искусства.

Оборудование: проектор, компьютер, критические статьи, видеоматериалы, тексты пьесы, карточки с заданиями.

  1. Организационный момент. ( 1 мин.)
  2. Формулировка темы и цели урока. ( 3 мин.)
  1. Предлагаю угадать, о чём сегодня мы будем говорить.

- На что похожа наша жизнь, с чем можно сравнить то, что нам ежедневно приходится играть разные роли? (театр).

Вопросы для формулировки темы:

- Когда мы видим необычную вещь, предметы искусства, оригинальные предметы интерьера, сложный цирковой или спортивный трюк, спецэффекты в кинофильмах, спектаклях, слышим виртуозную игру музыканта, какой первый вопрос чаще всего возникает в нашем сознании? ( как это сделано?)

III. Актуализация знаний. (9 мин).

- как готовят пиццу;

- как закипает чайник;

- как убежал кофе.

Студенты выполняют задание, анализируют выступления.

IV. Усвоение новых знаний.

Просмотр фрагментов спектакля с комментированием.

Театрального критик и историк театра Нина Шалимова пишет: «Андрей Могучий взял эту пьесу, чтобы померяться силой с великим драматургом. В этой пьесе немереная силища, режиссер тоже ее в себе ощущает. Он берет весь арсенал современной театральности и пробует. Спектакль необыкновенно разработан.

- Скажите, пожалуйста, что необыкновенного вы заметили с первых кадров?

( интересное пространство сцены, необычные костюмы, цветовое решение, все в черном, только Катерина в красном, актеры напевают текст, Борис исполняет оперные партии).

Наша задача заострить внимание на способах подачи и передачи текста. Режиссер через ритм и музыкальность текста, через способ произношения показывает, что слово и его ритм приоритетно над ситуацией. Мы можем представить сколько времени понадобилось актерам на ритмические тренинги, чтобы так виртуозно владеть словом.

Язык, говор спектакля придуманный, здесь скороговорки, частушки, приговоры, заговоры.

- Как вы думаете, что послужило источником для создания особого говора? (фольклор).

Это мелодия национальной души и она выпевается в таком музыкальном разноообразии.

V. Закрепление новых знаний.

Для подготовки речевого аппарата предлагается проговорить по 3 скороговорки. (3 мин.)

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

А мне не до недомогания.

Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Слово учителя: У нас есть прекрасная возможность увидеть игру наших актеров и послушать, как они владеют сценической речью.

  1. Инсценировка сцены прощания Катерины и Тихона (2 действие), сцены признания Катерины (4 действие), сцены прощания Катерины и Бориса (5 действие).

VI. Контроль усвоения знаний. (4 мин.)

- чье выступление вам понравилось больше всего?

- кому из ребят удалось вжиться в образ?

- у кого речь была искренней, убедительной?

- назовите сначала лучшие выступления, затем корректно выскажите пожелания, над чем можно поработать.

VII. Выводы, рефлексия. (8 мин.)

1 . Слово учителя: Главная функция в создании спектакля принадлежит режиссеру-постановщику, именно он вместе со сценографом и художником по костюмам активизирует созидательную энергию и направляет её в нужное русло. Основная работа - это репетиционный процесс с актерами, где режиссер добивается как высокого уровня каждой из актерских работ, так и целостного звучания спектакля.

Вопрос: Чем отличается театральная постановка от кинофильма?

(Особенностью театральных спектаклей является сиюминутность его жизни: невозможно повторить любой театральный спектакль, ни один спектакль не похож на предыдущий).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель русского языка и литературы

hello_html_d211f5d.jpg

Знакомство с пьесой и героями

Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги.
Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. Две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха представляет собой мир устаревшей патриархальной морали, она всеми силами отстаивает этот уклад жизни, стремится отсрочить его отмирание и угасание. Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа, была его рабою.

Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также глубоко религиозны.

Катерина вышла замуж, будучи еще почти ребенком; она не любила Тихона, да, может быть, и не понимала вовсе этого чувства.

Она влюбляется в другого молодого человека, в Бориса Григорьевича, но, будучи верна нравственным законам окружающего ее быта, признает это чувство грехом. С этого момента в ее душе поднимается глубокая внутренняя борьба.

Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Не похожа на Тихона его сестра Варвара. Она бойкая, смелая и веселая.

Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.

Мы познакомили вас с основными героями этой пьесы. Предлагаем вашему вниманию инсценировку фрагмента пьесы.

hello_html_2379b9ae.jpg

Действие первое

Явление пятое

Кабанова , Кабанов , Катерина и Варвара .

Кабанова . Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала

Кабанов . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова . Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька.

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова . Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов . Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова . Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов . Да отсохни язык.

Кабанова . Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов . В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова . Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов . Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина . Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова . Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

Катерина . Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова . Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина . Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

Кабанова . Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете.

Кабанов . Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху.

Кабанова . Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе; у тебя жена молодая.

Кабанов . Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.

Кабанова . Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.

Кабанов . Да для чего же мне менять-с? Я обеих люблю.

Кабанова . Ну да, да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха.

Кабанов . Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем.

Кабанова . Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов . Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова . Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить.

Кабанов . Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Кабанова . Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее, и не пригрозить?

Кабанов . Да я, маменька. Кабанова (горячо). Хоть любовника заводи! А! И это, может быть, по-твоему, ничего? А! Ну, говори!

Кабанов . Да, ей-богу, маменька.

Кабанова (совершенно хладнокровно) . Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! только грех один!

Кабанов . И мы сейчас, только раз-другой по бульвару пройдем.

Кабанова . Ну, как хотите, только ты смотри, чтобы мне вас не дожидаться! Знаешь, я не люблю этого.

Кабанов . Нет, маменька! Сохрани меня господи!

Кабанова . То-то же! (Уходит.)

Явление шестое

Те же без Кабановой.

Кабанов . Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!

Катерина . Чем же я-то виновата?

Кабанов . Кто ж виноват, я уж не знаю.

Варвара . Где тебе знать!

Варвара . Так нешто она виновата! Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя. (Отворачивается.)

Кабанов . Толкуй тут! Что ж мне делать-то?

Варвара . Знай свое дело — молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь — переминаешься? По глазам вижу, что у тебя и на уме-то.

Кабанов . Ну, а что? Варвара . Известно что. К Савелу Прокофьичу хочется, выпить с ним. Что, не так, что ли?

Кабанов . Угадала, брат.

Катерина . Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет.

Варвара . Ты проворней, в самом деле, а то знаешь ведь!

Кабанов . Уж как не знать!

Варвара . Нам тоже не велика охота из-за тебя брань-то принимать.

Кабанов . Я мигом. Подождите! (Уходит.)

Явление седьмое

Катерина и Варвара .

Катерина . Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина . Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара . За что ж мне тебя не любить-то!

Катерина . Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара . Что?

Катерина . Отчего люди не летают!

Варвара . Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина . Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара . Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара . Ты думаешь, я не вижу?

Катерина . Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара . Да ведь и у нас то же самое.

Катерина . Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Варвара . А что же?

Катерина (помолчав). Я умру скоро.

Варвара . Полно, что ты!

Катерина . Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или. уж и не знаю.

Варвара . Что же с тобой такое?

Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)

Варвара . Что с тобой? Здорова ли ты?

Катерина . Здорова. Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.

Варвара . Ну?

Катерина . Да что же это я говорю тебе: ты — девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя.

Катерина . Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.

Варвара . Говори, нужды нет!

Катерина . Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись.

Варвара . Только не с мужем.

Катерина . А ты почем знаешь?

Варвара . Еще бы не знать.

Катерина . Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?

Варвара . Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

Катерина . Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара . Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

Катерина . Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!

Варвара . Чего ты так испугалась?

Катерина . Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

Варвара . А вот погоди, там увидим.

Катерина . Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу!

Варвара . А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!

Подошла к концу наша инсценировка. Надеемся, вам было интересно наблюдать за игрой наших актеров. Кульминация и развязка вас ждет на страницах книги, которую вы с легкостью можете найти в нашей библиотеке.

/Беседа с учениками/

Судебное заседание.

Секретарь. Встать! Суд идет. Прошу всех сесть.

Судья. Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой. В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашенные. Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следователем, тело принадлежит Екатерине Кабановой проживавшей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Просьба зачитать заключение судебной экспертизы (зачитывается членом суда присяжных).

Присяжный. Следствие констатировало самоубийство.

Судья. Что привело молодую женщину к такому решению – броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведет следователь Маммеева Ариужан. Прошу свидетеля пройти к трибуне.

Следователь. Фамилия, имя отчество?

Тихон. Кабанов Тихон Петрович.

Следователь. Место рождения и проживания?

Тихон. город Калинов.

Следователь. Социальное положение?

Тихон. Из купцов.

Следователь . Семейное положение?

Тихон. Вдовец.

Следователь. Род занятий?

Тихон. Помогаю в делах маменьке.

Следователь. Судимость?

Следователь. Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жене?

Тихон. Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?

Следователь. Значит, нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?

Тихон. Ты еще навязываешься.

Следователь. Чем вы занимались в поездке?

Тихон. Всю дорогу гулял и в Москве гулял, так чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то не вспомнил.

Тихон. Да пил конечно!

Следователь. Что вы ответили Кулигину, когда он советовал простить жену?

Следователь. Били ли вы свою жену?

Тихон. По приезде бил немного, да и то маменька приказала.

Следователь. Больше вопросов нет.

Секретарь. Прошу свидетеля занять своё место.

Следователь. Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всем слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон отталкивал ее. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.

Судья. Для очной ставки вызывается свидетель Марфа Игнатьевна Кабанова.

Следователь (к Кабановой). Знаете ли вы этого человека?

Кабанова. Да, это мой сын Тихон.

Следователь (Тихону). Знаете ли вы эту женщину?

Тихон. Да, это моя маменька.

Следователь. Воспроизведите сцену наставлений Тихона Катерине.

Тихон. Да она, чай, сама знает.

Кабанова. Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтобы я слышала, что ты ей приказываешь! А потом, приедешь, спросишь, так ли все исполнила!

Тихон. Слушай маменьку Катя!

Кабанова. Скажи, чтобы не грубила свекрови!

Тихон. Не груби!

Кабанова. Чтобы почитала свекровь как родную мать!

Тихон. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова . Чтоб сложа руки не сидела, как барыня.

Тихон. Работай, выполняй дела по дому!

Кабанова. Чтоб в окны глаз не пялила.

Тихон. Да маменька, кого же она…

Кабанова. Ну, ну!

Тихон. В окна не гляди!

Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!

Тихон. Да что же это, маменька, ей-богу!

Кабанова. Ломаться – то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. Оно все лучше, как приказано – то.

Тихон. Не заглядывайся на парней!

Секретарь. Прошу Кабанова занять своё место. Опрос свидетеля Кабановой продолжается.

Следователь (Кабановой). Марфа Игнатьевна, почему вы старались унизить Катерину при людях?

Кабанова. Чтобы не зазнавалась. Я люблю чтобы все в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.

Следователь. Почему вы постоянно донимали ее бранью, упреками?

Кабанова. За непослушание, непочтительность. Гордая она была, больно, независимая. А я хозяйка дома – все мне должны повиноваться. Мои деньги – и воля и законы мои.

Следователь. Почему вы не пустили сына вытаскивать Катерину?

Следователь. Вопросов больше к свидетелю Кабановой нет.

Секретарь. Прошу свидетеля Кабанову занять своё место.

Следователь. Вот, господа судьи, вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попреки со стороны свекрови, ее деспотизм и самодурство все это делало невыносимой ее жизнь, и толкало в пропасть.

Судья. Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савела Прокофьича, Борис Григорьевич. В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать суду о ваших отношениях с Катериной Кабановой?

Борис. Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом все кончилось

Судья. Прошу задавать вопросы.

Следователь. Кто дал вам знать об отъезде мужа Катерины?

Борис. Варвара Ивановна, она все и устроила.

Следователь. Что вам сказала Катя, когда вы впервые встретились?

Следователь . Где вы встречались?

Борис. В овраге за садом.

Следователь. Кто еще знал о ваших встречах?

Борис. Никто, кроме Варвары и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей если бы она сама не рассказала.

Следователь. Вы считаете, что она поступила неправильно?

Борис. Конечно, нам было хорошо, да и времени было довольно. Но Катя все испортила. Она не умела таиться, хитрить, да и не хотела. Кто же знал, что за нашу любовь так мучиться придется.

Следователь. Катя просила вас взять ее с собой в Сибирь. Почему вы ей отказали?

Борис. Не по своей – то воле я в Сибирь ехал: дядя посылал.

Следователь. Таким образом, получается, что вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Вопросов к свидетелю больше нет.

Секретарь. Прошу, Борис Григорьевич, занять своё место.

Следователь. Итак, господа судьи, еще одна причина гибели Катерины – это трусость, безволие ее возлюбленного.

Судья. Спасибо. Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова. Прошу задавать вопросы.

Следователь. Какие у вас были отношения с покойной?

Варвара. Очень близкие. Я была в курсе всех ее де, она советовалась со мной.

Следователь. Что вы можете сказать о личности погибшей?

Следователь. Как вы думаете, мог бы быть у Кати другой выход?

Следователь. Вопросов больше нет.

Секретарь. Прошу занять своё место.

Судья. В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться на суд. Зачитайте пожалуйста.

Судья. Спасибо. На трибуну вызывается…

Дикой. Что это вы тут судите - рядите? Кто позволил? Кто волю давал? Я в городе голова, у меня деньги, я и судья! Захочу – помилую, захочу – раздавлю! А Кулигин этот ваш – грубиян. Да за это его к городничему! А то и в Сибирь. Всех в Сибирь! Ишь ты демократию развели! А кабаниху – куму мою не тронь!

Судья. Савел Прокофьич, вам никто слово не давал, сядьте, пожалуйста. Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. Слово предоставляется господам присяжным. Староста, огласите ваш вердикт.

Присяжный. Итак, перед нами предстала ужасная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость, серость, дикое ханженство, самодурство и деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщин нет никаких прав.

Заключительный этап урока.

Ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени

- В наше время человек просто развелся бы. Ведь сейчас насильно не выдают замуж. Хотя в нашей жизни бывают такие мужья и свекрови. Правда, если случается подобное в глухой деревне, девушка живет под замком, а когда начнет, например, жить в городе, трудно перестроиться;

- Человеку трудно покончить жизнь самоубийством: безусловно, Катерина была сильным человеком.

Да, Катерина была человеком сильным. Она глубоко верующая, а раньше к самоубийцам относились очень плохо, даже хоронили за кладбищенской оградой.

- А может быть, она психически не совсем здорова? Вы помните, что она, когда сверкнула молния рассмотрела это явление как гнев Божий.

- А сейчас много таких Катерин?

- Возможен ли такой исход отношений женщины и мужчины?

В деревнях, наверное, такое возможно. Сестра Тихона приспособилась. У Катерины честность через край, а иногда ложь бывает необходимой. Борис мог бы и забрать ее с собой. Воспитание виновато – набожность, природа, романтика, замкнутый образ жизни: дом, выживание, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Тихон виноват, он пил, очень слушал маменьку. Он более всех виноват.

- А как вы считаете, Кабанова в молодости была как Катерина или как Варвара? (У нее был другой, собственный характер. Женщине дали власть!)

Д/з: Представьте, что вы корреспондент и должны написать статью. Темы:


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что дала Островскому служба в совестном и коммерческом судах?

• Перечислите и охарактеризуйте основные периоды творчества драматурга.

• В чём заключается творческий подвиг А. Н. Островского?

IV. Работа над темой урока

1. Вводная беседа

• Обратите внимание на афишу пьесы. Какую особенность вы заметили?

• Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему?

• Как вы объясняете развязку драмы?

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Презентация результатов работы представителями групп (запись на доске и в тетрадях)

1-я группа. История создания пьесы

«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

2) Коллективная работа по составлению сопоставительной таблицы

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Нравственные проблемы:
•проблема человеческого достоинства;
•проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
•проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

3-я группа. Своеобразие конфликта

В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы. Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы — это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.

3) Коллективная работа по составлению сравнительной таблицы

Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона не то чтобы по любви, а потому, что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой

Противоречивость в характере и поступках героини
Её благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина лишает себя жизни

Отличия Катерины от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания

Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым.

А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.

Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ
ТВОРИТ ДОБРО, И ЖЕНУ И ДОМОЧАДЦЕВ ТОМУ УЧИТ — ПРИМЕТ ОТ БОГА МИЛОСТЬ

Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит,— и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своём спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоден ствии и по-божески жизнь свою проживёт и милости Божией удостоится.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• В чём смысл названия пьесы?

• Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе?

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)


Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н.Островского "Гроза". 1916 г.
См. подробнее: Эскизы А.Я.Головина к драме "Гроза"

Читайте также: