Математический кружок в школе
Обновлено: 30.06.2024
Математическое образование высокого уровня исторически сконцентрировано вокруг ведущего математического факультета страны — мехмата МГУ. Именно отсюда берут начало самые первые математические кружки для школьников. Несмотря на то, что многие школы продолжают традиции довузовского образования мехмата, а преподаватели факультета ведут кружки в разных школах, такая расстановка позиций сохраняется и сейчас — все лучшие кружки расположены на юго-западе, вокруг МГУ. В последнее время кружки открываются на базе школ разных районов, домов детского творчества, но в целом, учитывая количество желающих заниматься, кружков в Москве категорически мало.
Математические кружки, раньше доступные только для школьников 6-11 классов, теперь доступны и дошкольникам. Особенно актуальна проблема поиска хорошего кружка в начальной школе, когда у ребенка есть явные способности к математике, а в школе еще нет ярко выраженных профилей обучения и не совсем понятно, как и где эти способности развивать. Старшеклассников на занятиях в кружках ждут интересные задачи, участие в олимпиадах, общение с единомышленниками.
Малый мехмат МГУ
Кружки А. Спивака на Малом мехмате МГУ
Школа № 218. Филиал Малого мехмата МГУ
В школе № 218, которая расположена на Дмитровском шоссе, работает филиал Малого Мехмата. Это дает возможность школьникам, которые живут на севере Москвы, заниматься математикой рядом с домом. В кружке преподают учителя школы, а также выпускники и студенты мехмата МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана. На занятиях решаются и разбираются логические, арифметические, алгебраические, геометрические и комбинаторные задачи, обсуждаются вопросы, не входящие в школьную программу. Регулярно проводятся разнообразные личные и командные математические соревнования. Одно из направлений работы кружка — подготовка и участие в популярных московских математических олимпиадах: турнире Архимеда, городской устной олимпиаде, математическом празднике. Практикуются также выезды в летние математические школы и участие в соревнованиях, проходящих вне Москвы. В работу кружков можно включаться, начиная с любого занятия.
Школа № 179
Школа, расположенная в самом центре Москвы, известна своими математическими классами. Лицо школы — Николай Николаевич Константинов, легендарная личность в истории московских физматов. Именно он придумал и создал уникальную систему математического образования, применяемую сейчас в лучших московских школах. На основе этой методики здесь работают математические кружки. Основное время занятий занимает решение задач с последующей устной сдачей их преподавателю. Задачи могут быть совершенно разной направленности: арифметические, логические, комбинаторные, геометрические. Начать заниматься в кружках можно с любого занятия, требуется предварительная регистрация на сайте школы. Посещение кружков можно рассматривать как подготовку к поступлению в математические классы 179-й школы.
Московский центр непрерывного математического образования
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Содержимое публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение Никулинская основная школа
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 2 от 30.08.19г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________ Т.И. Багдулина
Директор МОУ Никулинской ОШ
_____________ Т.П. Пчелякова
Приказ №115 от 30.08.19г.
Программа кружка
Направление: естественнонаучная
Срок реализации – 1 год.
Возраст обучаемых – 9 класс
Количество часов за год:
В неделю 1 ч. (3 4 недель)
Составитель:Ахтямова Гюзяль Рызвановна
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков.
Актуальность программы обусловлена всем вышеперечисленным, а также тем, что она способствует формированию более сознательных мотивов учения, содействует подготовке учащихся к профильному обучению, ориентирована на развитие личности, способной успешно интегрироваться и быть востребованной в современных условиях жизни.
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность, а также предусматривает дифференциацию по уровню подготовки обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она сочетает в себе учебный, развивающий и воспитательный аспекты, ориентирована на учащихся 9 класса, заканчивающих курс основной школы, находящихся на пороге выбора профиля обучения, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре.
Цель программы – формирование представления о математике как о фундаментальной области знания, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни; углубление и расширение математических компетенций; развитие интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности, создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Задачи обучения:
расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;
учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания.
Задачи развития:
способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
Задачи воспитания:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
способствовать формированию осознанных мотивов обучения.
В основу настоящей программы положеныпедагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Культурно- ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, практикумы.
Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа: занятия проходят 1 раз в неделю.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана на одновременную работу с детьми с разным уровнем математической подготовки, решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний. Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Механизм реализации программы
Образовательный процесс детского объединения включает три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие.
Учебная деятельность. Процесс обучения организован и осуществляется поэтапно. Обучение начинается с постановки цели у ученика и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложения послушать, посмотреть, потрогать и т. д., т. е. воспринять. Впоследствии постановка цели усложняется заданиями разного типа, постановкой вопросов, задач практического и познавательного характера, вплоть до творческих, т.е. цель определяется совместно с учащимися. Постановка цели должна учитывать прямые и косвенные потребности и мотивы учащихся – проявление самостоятельности у ребенка, стремление к самоутверждению у подростка, жажда познания нового и интерес к процессу познания у развитых людей. Организованное восприятие новой информации и ее осмысление. Восприятие организуется разными путями при одновременном или последующем введении полученной информации в связи с уже известным. При этом организация новой информации может быть различной: предъявление конкретных фактов с последующим их обобщением, раскрытие ориентировочной основы действий, объяснение принципа, лежащего в основе изучаемого содержания, движение от обобщения к частному. Закрепление информации. Если нужно обеспечить запоминание какого-либо учебного текста или действия, то прямое воспроизведение и упражнения служат только закреплению. После предъявления нового учебного материала необходимо обеспечить углубленное осознание его. Оно достигается выполнением заданий на применение полученных знаний в существенных для них ситуациях. Самостоятельно или с помощью учителя применяя эти знания, обучаемый расширяет свою информацию, осмысливает знания с разных сторон, учится способам применения этих знаний и усваивает обобщенные способы деятельности. Этап прямого закрепления в форме воспроизведения знаний и действий может быть заменен решением проблемных задач, построенных на изученном материале. В этом случае наравне с закреплением материала происходит формирование или обогащение опыта творческой деятельности. Проверка и обобщение знаний. Современный процесс обучения предполагает систематическое, периодическое обобщение изученного материала по теме, разделу, курсу, межпредметным вопросам. Значение такого обобщения состоит в том, что оно вводит знания в более широкую систему, помогает учащимся проникнуть в общую научную картину мира, приближает к пониманию мировоззренческих проблем. Важно не столько привлечение фактов из разных наук для иллюстрации общих положений, сколько показ общности теоретического объяснения объектов, изучаемых с разных сторон и разными методами, общность методов и процесса познания в разных научных дисциплинах.
Занятие предполагает разбор заданий для самостоятельной работы, изложение учителем (или подготовленным учащимся) нового материала, практикум по решению задач. При изучении отдельных тем возможно использование проблемно-поискового метода. При подборе практических заданий используются принципы разноуровневого обучения. По некоторым темам курса обучающиеся готовят мини-проекты.
Воспитывающая деятельность. Исходя из приоритетных средств воспитательного воздействия, в образовательном процессе используются такие формы каксловесно-логические(беседа, дискуссия, конференция), трудовые(совместная или индивидуальная деятельность, направленная на развитие коммуникативных и волевых качеств личности), игровые(интеллектуальные игры, конкурсы). Следует отметить, что деятельность педагога осуществляется при систематическом взаимодействии с родителями обучающихся.
Развивающая деятельность непосредственно интегрирована в процесс обучения и воспитания и является их обязательной составляющей.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
методы решения логических задач;
технологии решения текстовых задач;
элементарные приемы преобразования графиков функций;
прикладные возможности математики;
Обучающиеся должны уметь:
осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля;
строить графики функций, содержащих модуль;
применять метод математического моделирования при решении текстовых задач;
решать логические и комбинаторные задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
Достигнуты следующие цели воспитания и развития личности: осознанная мотивация познания, активность, настойчивость, ответственность, самостоятельность, расширение кругозора, положительная динамика развития процессов мышления.
Организация кружковой работы по математике способствует расширению кругозора учащихся в различных областях математики, содействует развитию математического образа мышления, формирует положительное отношение к учению, помогает раннему выявлению и развитию индивидуальных творческих задатков и способностей учеников, развивает коммуникативные качества личности и т. д.
Кружковая работа в школах создает своеобразную творческую и познавательную атмосферу в коллективе, в которой дети живут в течение года. Она сказывается положительным образом не только на самих кружковцах, но и на учащихся всего класса. Увлеченность детей математикой делает их более серьезными, ответственными, что положительно отражается на их успехах и по другим предметам.
Кружки создаются на добровольных началах. Учителю следует учитывать то обстоятельство, что в школе и в классе могут быть организованы одновременно несколько кружков и дети стремятся принять участие сразу в нескольких из них. Задача педагога — предостеречь школьников от перегрузки и посоветовать только отдельным ученикам включиться в работу математического кружка, а остальным посещать другие кружки.
Занятия кружка должны проводиться систематически (1 раз в месяц) с постоянным составом учащихся по определенному плану. Обычно кружок организуется для учащихся параллельных классов одной школы.
В ходе подготовительной работы к организации занятий математического кружка учитель может провести индивидуальные беседы с целью выяснения интересов и потребностей школьников.
задач повышенной трудности и выполнение логических упражнений; экскурсии и т. д.
В работе кружка значительное внимание следует отводить заданиям практического содержания, а также занимательным задачам, учитывая, что занимательность не есть самоцель, но средство привлечения внимания к определенному математическому материалу. Методику проведения отдельного заседания математического кружка целесообразно строить на основе блоков родственных задач и задач-аналогов, которые способствуют формированию приемов их решения.
Ниже предлагаются примерные планы работы математических кружков по классам.
1 класс
Занятие 1
1. Отгадывание ребусов.
2. Анализ объектов с целью выявления геометрических фигур, из которых они составлены.
4. Математический лабиринт.
Занятие 2
1. Отгадывание простейшего кроссворда.
2. Чтение наизусть стихотворения о математике, выученного в ходе подготовки к заседанию кружка.
4. Математические фокусы.
Занятие 3
1. Магические квадраты.
2. Математическая эстафета.
Занятие 4
2. Математические ребусы.
3. Фокусы с кубиками.
4. Математика в музыке.
Занятие 5
1. Задачи в стихах.
2. Какой путь самый короткий?
Занятие 6
1. Как люди учились считать?
2. Пирамида из кубиков.
3. Математический лабиринт.
Занятие 7
1. Музыка в математике.
2. Игра с палочками.
3. От зарубок через символы к цифрам.
Занятие 8
1. Собери пословицу.
2. Открытие нуля.
3. Знаете ли вы геометрические фигуры?
Занятие 9
1. Логические упражнения.
2. Задачи в стихах.
Ниже приведен сценарий занятия 9.
1. Логические упражнения,
а) Продолжи ряд направо и налево.
б) Зачеркни лишний предмет. Объясни.
в) Нарисуй недостающую фигуру.
2. Задачи в стихах.
Задача 1.
Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Сколько их пришло к ручью?1
Задача 2.
Восемь резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравши хвост.
Пять козочек белых.
Сколько было серых?1
Задача 3.
Два снегиря и шесть синиц.
Ребята, сколько всего птиц?
Задача 4.
Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке:
Шесть — на грядках, три — во ржи.
Сколько их всего, скажи.
Задача 5.
На пирог пришли к волчишке
Две лисы, три толстых мишки,
Два бобра и горностай.
Всех зверюшек сосчитай!
Задача 6.
В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько у нее осталось в кружке?
Содержание игры: учащиеся должны закончить начатое учителем предложение.
Утром я пошел в школу, а вернулся домой . (днем).
Я редко хожу в кино, а старший брат . (часто).
Мы завтракаем утром, а ужинаем . (вечером).
Солнышко светит днем, а луна . (ночью).
После зимы наступает весна, а после весны . (лето). Раньше наступает осень, а зима . (позже).
4. Загадки.
Загадка 1.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Загадка 2.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна.)
Загадка 3.
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов. (Лето.)
Загадка 4.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
— Когда наступает Новый год? Какое время года наступает после зимы? После весны какое время года наступает? В какое время года начинаются занятия в школе? Какое время года наступает позже — осень или лето?
Затем учитель предлагает первоклассникам отгадать загадки, в тексте которых встречаются числительные.
Загадка 1.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Загадка 2.
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
Загадка 3.
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град.)
Загадка 4.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Загадка 5.
О шести ногах, о четырех крылах,
Не зверь, не птица, а нос как спица.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
2 класс
Занятие 1
2. Задачи в стихах.
3. Магические квадраты.
Занятие 2
1. Верны ли утверждения?
2. Логические упражнения на классификацию.
Занятие 3
2. Составление различных объектов из геометрических фигур.
3. Задачи о математических приключениях гномов.
Занятие 4
1. Беседа о Л. Ф. Магницком.
3. Математика в музыке.
4. Игра «Кто быстрее пробежит через свои ворота?*.
Занятие 5
1. Математические считалки.
2. Как в старину измеряли объем?
3. Геометрические задачи.
Занятие 6
2. Игры со спичками.
3. Как взвешивали в старину?
Занятие 7
1. Как расплачивались в старину?
2. Конкурс стихотворений о математике.
Занятие 8
2. Упражнения для развития памяти.
3. Из истории арифметических действий.
4. Задачи в стихах.
Занятие 9
1. Математика в сказках.
3. Математический кроссворд.
4. Задание на внимание.
Ниже приведен сценарий занятия 9.
1. Математика в сказках.
Учитель предлагает второклассникам ответить на вопросы.
• Какова длина удава из произведения Г. Остера? (38 попугаев и 1 крылышко.)
Решите задачи о сказочных персонажах.
Задача 1. Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, грибами и капустой. Пирожков с капустой было больше, чем всех остальных. При этом их было вдвое больше, чем пирожков с мясом. Сколько пирожков с мясом несла Красная Шапочка?
В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать им после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он понял, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит их. Сколько золотых монет было у Буратино?
Задача 3. Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до них (если бы они стояли) 4 мин. Поросятам бежать до домика 6 мин. При этом волк бежит вдвое быстрее, чем поросята. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в неделю.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроках, и расширение общего кругозора ученика в процессе рассмотрения различных практических задач.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- - привитие интереса учащимся к математике;
- - углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- - развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
- - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- - повышение математической культуры ученика;
- - воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Цели и задачи математического кружка:
- - систематизация и углубления знаний по математике;
- - создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать - нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- - развитие логического и творческого мышления;
- - развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- - повышение математической культуры ученика;
Предполагаемый результат успешная сдача экзамена по математике.
Гением быть нельзя, кто не родился. В этом – то искусство воспитателей: открыть гений, обогатить его знаниями и дать свободу следовать его внушениям.
Н.И. Лобачевский
Читайте также: